Педагогика
УДК: 376
кандидат педагогических наук, доцент Маркевич Ирина Дмитриевна
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования» (г. Мурманск)
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Исследование посвящено изучению проблемы создания специальных условий успешной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе актуализируется необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных организаций в области педагогической психологии по созданию специально организованной учебной деятельности в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные условия, особые образовательные потребности.
Annotation. The study is devoted to studying the problem of creating special conditions for successful learning activities of students with disabilities in an inclusive education. The work actualizes the need to improve the professional competence of teachers of educational institutions in the field of educational psychology to create specially organized educational activities in inclusive education.
Keywords: Inclusive education, special conditions, special educational needs.
Введение. Успешность инноваций в образовании во многом зависит от личности педагога. В условиях введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, возникает необходимость формирования у педагогов и специалистов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных организаций специальных педагогических компетенций, связанных с умением формировать и реализовывать образовательные программы различные по уровню сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей учащихся в соответствии с вариативностью содержания образовательных программ начального образования обучающихся с ОВЗ.
Эти компетенции определены и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Согласно ч.5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Особенности развития обучающихся с ОВЗ определяют специфические изменения: в содержании и способах учебно-познавательной деятельности, методах контроля и оценки планируемых результатов обучающихся, что требует от педагога прежде всего, достаточного уровня сформированности теоретического компонента в области педагогической психологии, центральной проблемой которой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение научных понятий, способов познания обучающихся.
На основании того, что педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания; исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающих наибольший эффект развития - результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации специальных условий познавательной деятельности учащихся c особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе общеобразовательной организации. Осознание закономерностей усвоения позволяет ответить на вопросы, которые возникают при организации обучения: как учить: какие выбрать методы; в какой последовательности их использовать и т.д.
Изложение основного материала статьи. Главная закономерность процесса усвоения научных понятий в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) состоит в том, что познавательная деятельность и введённые в неё знания приобретают умственную форму, становятся обобщёнными не сразу, а поочерёдно проходя через ряд этапов. Реализуя принцип онтогенетический, исследователи в области коррекционной педагогики стремятся выявить условия, способствующие формированию соответствующих умений учащихся с особенностями в развитии. Примером тому могут служить работы А.Д. Гонеева, Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой, О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко и др.
Педагоги общего образования, реализующие принципы инклюзивного образования, нуждаются в специализированной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. По - нашему мнению, одним из таких показателей является готовность учителя руководить учебной детальностью обучающихся с учётом закономерностей в развитии младших школьников с нормой в развитии и с особыми образовательными потребностями.
Выделенные проблемы явились основой для проведения в общеобразовательной организации проблемно-ориентированный анализа, направленный на выявление методических и методологических проблем педагогов по направлениям:
• организация учебной деятельности, ориентированной на результаты, обозначенные в СФГОС;
• использование методических средств необходимых для выполнение требований СФГОС к результатам освоения АООП НОО.
В перечень дискуссионных вопросов по организации учебной деятельности на этапе введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включается потенциальные резервы повышения качества педагогической диагностики в соответствии с требованиями СФГОС по формированию УУД; обоснование успешности
усвоения научных понятий в соответствии с особыми образовательными потребностями в условиях специально организованной учебной деятельности.
Институт в рамках эксперимента по введению СФГОС провёл исследование уровней профессиональной компетентности педагогов и специалистов региональных стажировочных площадок. Был разработан диагностический и оценочный инструментарий и проведена оценка соответствия уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов и специалистов требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
В исследовании принимали участие несколько групп педагогов: учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, учителя-предметники.
Нами выделены показатели теоретического и технологического компонентов профессиональной компетентности педагогов и специалистов. Источником информации исследования теоретического уровня профессиональной компетентности педагогов являлась анкета, состоящая из следующих вопросов:
1. Как понимается термин усвоение?
2. Перечислите начальные логические приёмы мышления.
3. Перечислите этапы процесса усвоения.
4. Что понимается под обучением?
5. Чем отличается обучение от учебной деятельности?
6. Каков критерий усвоения знаний?
7. Чем определяется выбор действий, которые необходимо сформировать у обучающихся при изучении того или иного предмета?
8. Какие действия составляют умение учиться?
9. Перечислите общие и специфические действия, составляющие умение учиться?
10. Перечислите основные этапы усвоения знаний.
11. Перечислите основные функции ориентировочного этапа.
12. Всегда ли нужно проходить этапы усвоения?
13. Контроль и его функции в учебной деятельности? Виды контроля?
14. Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?
15. Что называется валидностью контроля?
16. Что служит основой при составлении заданий для итогового контроля?
17. Перечислите возрастные особенности усвоения понятий.
18. Какие виды понятий необходимы учащимся начальных классов?
19. В чем сущность деятельностного подхода к формированию понятий?
20. Почему при диагностики необходимо реализовать деятельностный подход?
21. Какой стиль отношений учителя с учащимся является наиболее благоприятным?
Анализ ответов на вопросы теоретического компонента позволил установить, что оптимальный уровень теоретического компонента профессиональной компетентности выявлен у 10% педагогов; достаточный уровень теоретического компонента профессиональной компетентности выявлен у 20% педагогов; критический уровень выявлен у 70%.
Педагогические работники не владеют достаточным уровнем профессиональных компетенций в вопросах:
- возрастные особенности усвоения понятий;
- личностно-деятельностный подход к процессу обучения;
- дифференцированное обучение;
- виды понятий;
- виды сотрудничества в учебной деятельности.
Если рассматривать готовность педагогов к проектированию учебного процесса совместного обучения обучающихся с ОВЗ и нормальным развитием в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, выясняется, что только 20-30 % учителей знают этапы и особенности формирования умственных действий младших школьников. Значительные затруднения вызвали вопросы о закономерностях процесса усвоения научных понятий. Из чего следует, что у педагогов активных знаний не достаточно, чтобы создавать специальные условия для формирования умственных действий обучающихся с ОВЗ.
Успешность включения младшего школьника с ОВЗ в систему общего образования зависит от уровня владения педагогом общепедагогическими диагностиками личностных и метапредметых УУД.
Многолетняя практика специального образования, имеющийся опыт интеграции и инклюзии школьников с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяют утверждать, что у обучающихся с ОВЗ все виды УУД сформированы недостаточно.
Ориентиром для оценки сформированности познавательных учебных действий у детей с ОВЗ по выделенным критериям могут быть следующие уровни (Е.Н. Моргачева). При высоком уровне развития познавательных УУД ребенок осуществляет анализ объектов, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Осуществляет синтез, проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов и явлений по самостоятельно выбранным критериям. Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, в широком круге изучаемых явлений. Формулирует и выстраивает логическую цепочку рассуждений. Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач. Произвольно и осознанно владеет общими приемами решения задач.
На базовом уровне осуществляет анализ объектов, выделяет их существенные и несущественные признаки. Осуществляет синтез как составление целого из частей. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов и явлений по заданным критериям. Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Выстраивает логическую цепочку рассуждений с анализом истинности утверждений. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (включая концептуальные) для решения задач.
При низком уровне испытывает трудности (не осуществляет) анализа объектов, не выделяет их существенные признаки. Испытывает значительные затруднения в осуществлении синтеза как составление целого из частей. Затрудняется в проведении сравнения, сериации и классификации предметов и явлений по
заданным критериям. Испытывает выраженные сложности в установлении причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Не может выстроить логическую цепочку рассуждений с анализом истинности утверждений. Затрудняется в использовании знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Профессиональная деятельность педагога по проектированию современного урока с учетом СФГОС особенно в инклюзивном образовании требует от педагога умений объяснять социальные и природные явления, не допуская упрощения в преподнесении учебного материала; связывать усвоение новых знаний с особенностями мышления обучающихся; осуществлять подачу материала и контроль знаний на основе личностно-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей учащихся; решать системы диагностических задач, с целью обследования личностных и метапредметных УУД.
Исследование уровня технологического компонента профессиональной компетентности педагогов и специалистов предполагает выявление затруднений в решении задач практической реализации принципов педагогической психологии. Источником информации исследования являлись кейс - задания, в ходе решения которых педагоги должны были показать умения не только формировать новые виды познавательной деятельности, но и оценивать уровень сформированности уже имеющихся ее видов. Без знания общих и специфических видов познавательной деятельности, уровень владения которыми у обучающихся с ОВЗ и определяет трудности формирования УУД, невозможно управлять учением. При анализе готовности педагогов диагностировать УУД, моделировать урок и реализовывать принцип дифференцированного подхода в обучении, мы получили ответ, что преобладающее большинство педагогов, (60 %), не реализуют в своей деятельности дифференцированный подход.
Данные исследования показывают, что педагоги общеобразовательных школ испытывают дефицит в знаниях в области общей психологии, педагогической психологии, что противоречит принципам коррекционной педагогики и требованиям профессиональных и образовательных стандартов в части получения качественного доступного образования обучающимися с ООП.
Развитие профессиональной компетентности педагогов на этапе реализации СФГОС требует реализации системы непрерывного профессионального образования. Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой профессиональной компетентности педагогов ОО и в системе в целом.
Институтом разработана мониторинговая система для оценки работы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательной организации, где определены основные критерии оценки:
• применения рекомендаций ПМПК, позволяющих учителю решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
• проектирования и реализации образовательных программ, различных по уровню сложности с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с требования ФГОС;
• проектирования учебного процесса совместного обучения обучающихся с ОВЗ и нормальным развитием в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий;
• организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными способностями;
• практического владения общепедагогическими диагностиками личностных и метапредметых УУД;
• практического владения общепедагогическими и коррекционно-развивающими методами и приёмами с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ;
• практического владения приёмами сотрудничества в учебной деятельности, различными видами помощи обучающимся с ОВЗ;
• практического владения анализом деятельности учения.
Выводы. Основываясь на результатах исследования институт разработал план совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников и рекомендации по формированию и развитию специальных профессиональных компетенций педагогов, которые могут применяться и в практике общеобразовательных организаций; Программы повышения квалификации для педагогов, руководителей, специалистов сопровождения. На сегодняшний день в Мурманской области определены образовательные учреждения, в которых осуществляется инклюзивная практика. В административных округах созданы Ресурсные центры по развитию инклюзивного образования.
Если учитель строит процесс усвоения научных понятий обучающихся с учётом закономерностей процесса усвоения в онтогенезе, это существенно повышает возможность достижения цели всеми учащимися, включая учащихся с нарушениями в развитии. Степень достижений планируемых результатов обучающимися существенно зависит от организации процесса обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий, что особенно актуально при включении младших школьников с особыми образовательными потребностями в учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в условиях, когда невозможно снизить уровень академической сложности образовательных программ, что не обеспечивает учёт особых образовательных потребностей обучающихся.
Основной ориентацией специалистов, развивающих процесс инклюзии в системе общего образования на современном этапе должно стать качество специальных условий формирования различных видов познавательной деятельности обучающихся, анализ успешных практик, поиск эффективных технологий.
Литература:
1. Инденбаум Е.Л. Проблема оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные варианты к их решению. // Дефектология. 2018. № 2. С. 26-37.
2. Маркевич И.Д. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Методические рекомендации. - Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2016. - 110 с.
3. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова; под ред. Н.М. Назаровой. - Назаровой. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 335 с.
4. Подольская О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Электронный ресурс] / Москва: Директ-Медиа, 2017. - 57 с.
5. Тупоногов Б.К. Дефектологические принципы построения коррекционно-педагогического процесса. // Дефектология. 2016. № 5. С. 55-62.
6. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. -М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна
Министерство науки и высшего образования
РФ ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования информационной культуры подростков. В работе актуализируется возможность использования информационных технологий в системе дополнительного образования детей. Выделяются педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков.
Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, аксиологический подход, дополнительное образование детей.
Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of formation of information culture of students. The paper actualizes the possibility of using information technologies in the system of additional education of children.
Keywords: pedagogical skills, components of pedagogical skills, tact, pedagogical tact.
Введение. С внедрением процесса информатизации в образование в последние годы возникла потребность в изменении целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса.
Современная система образования должна не только обеспечивать учащихся необходимыми знаниями об информационном обществе и новых информационных технологиях, но и формировать у них информационное мировоззрение и культуру. При этом информационную культуру общества не следует воспринимать лишь как способность эффективно использовать информационные ресурсы и средства современных информационных коммуникаций. Такое определение информационной культуры учитывает лишь умение человека свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвуя в его формировании и взаимодействии, не принимая во внимание мировоззрение и ценностные компоненты культуры.
Овладение информационной культурой становится жизненно важным для человека и общества делом. Если человек в периоды традиционных форм общения в основном зависел от собственной накопленной информации, то сейчас доминирует зависимость от информации, приобретенной и сохраняющейся в информационной среде, а ее эффективное использование невозможно без информационной культуры. Необходима индивидуальная и коллективная способность правильно оценить информацию и быстро извлечь содержащиеся в ней следствия относительно ближайшего и более далекого будущего, т.е. нужен еще определенный уровень развития информационной культуры.
Изложение основного материала статьи. С активным внедрением информационных технологий в процесс обучения тесно связано развитие современного дополнительного образования детей, что активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.
В работе Березиной В.А., обучение в учреждениях дополнительного образования предполагает реализацию образовательных программ, обеспечивающих: повышенный уровень обучения в различных областях; допрофессиональную ориентацию обучающихся, подготовку к успешному освоению программ профессионального образования; организацию творческой, исследовательской деятельности обучающихся в системе областей знаний.
Ценности дополнительного образования:
• Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
• Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
• Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
• Единство обучения, воспитания и развития.
• Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
• Доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью.
• Доминирование собственной исследовательской деятельности ребенка над репродуктивным усвоением знаний.
• Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.
• Паритет заданий открытого и закрытого типа.
• Гибкость в переструктурировании содержания деятельности в соответствии с динамикой познавательных потребностей.
• Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности.
• Формирование способности ребенка к самореабилитации в процессе оценки собственных идей.
• Социальная предъявленность.
• Децентрация.
Согласно Н.И. Гендиной, под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.
Информационная культура представляется как сложное составное понятие, включающее в себя технический и ценностный смысл и состоящее из ряда компонентов: