Е.в. АНКУДИНОВА (Комсомольск-на-Амуре)
проблема социального воспитания в отечественной литературе*
Предпринята попытка проанализировать существующие в отечественной науке взгляды на сущность социального воспитания; выделены подходы к социальному воспитанию; дано представление о социально-педагогической парадигме воспитания.
Ключевые слова: социальное воспитание, социально-педагогическая парадигма, социализация.
В современных условиях воспитание следует рассматривать с позиции его социальной направленности, когда насущной задачей становится социализация человека педагогическими средствами. По мнению современных исследователей, именно это является сутью социального воспитания. Наиболее целенаправленно теории социального воспитания стали формироваться на рубеже XIX - XX вв., однако данная категория не является на настоящий момент однозначно определенной. Интерес к такому феномену, как социальное воспитание, связан, прежде всего, с необходимостью разработки концепций педагогически контролируемой социализации. Рассмотрим теоретические воззрения отечественных ученых на социальное воспитание. Анализ их работ показывает, что можно выделить следующие характеристики социального воспитания:
- социологический феномен (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Л.Е. Никитина, М.М. Плоткин и др.) - эффективность социального воспитания определяется особенностями взаимодействия индивида с социальной средой [1; 3; 7; 8];
- педагогический феномен (А.В. Муд-рик, Л.В. Мардахаев и др.) - социальное воспитание - это компонент педагогической теории [5; 6];
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Теория и практика экономической социализации учащихся общеобразовательных школ в условиях рыночной экономики», проект № 07-06-00861 А.
- феномен социальной работы (М.А. Галагузова, С.А. Расчетина и др.) -социальное воспитание рассматривается как социально-педагогическая помощь, социальная поддержка при решении проблем индивида [2].
в целом феномен социального воспитания следует рассматривать (по мнению Т.А. Ромм) как процесс обретения человеком социальности, способствующей его успешному функционированию в обществе, как процесс индивидуального самоопределения, раскрытия своей самости на основе усвоения социокультурного опыта [9].
в отечественной науке и практике социальное воспитание понимается, прежде всего, как компонент культуры, отражающий условия и своеобразие социума: общественногосударственный инструмент, способствующий стабилизации общества (л.Е. Никитина); явление, отражающее социальные устои существования человека, поддерживающее его в течение всей жизни (Н. Платонова).
Во-вторых, социальное воспитание - педагогическая составляющая процесса социализации в целом:
- педагогически ориентированная система помощи в образовании детей в период их вхождения в социальную жизнь (М.А. Галагузова);
- педагогически регулируемая составляющая процесса социализации, направленная на развитие личности посредством включения ее в социальные отношения и различные виды учебной и другой деятельности (В.И. Загвязинский);
- процесс воздействия на личность в целях ее социализации (И.А. Липский);
- процесс, осуществляемый в организациях, специально созданных для образования человека, развития его потенциальных возможностей, процесс так называемой «относительно социально контролируемой социализации» (А.В. Мудрик);
- направление воспитания, результатом которого является социальность как качество личности, проявляющееся в возможности человека интегрировать требования общества и собственные интересы (В.А. Никитин);
- процесс саморазвития и социализации человека на основе осуществления технологии педагогической поддержки (Л.Е. Никитина).
© Анкудинова А.В., 2010
В-третьих, социальное воспитание - система социальной помощи индивиду при решении задач социализации:
- педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи по организации жизнедеятельности индивида в микросреде (В.Г. Бочарова);
- поддержка индивида, оказание помощи в процессе социализации (Т.А. Василькова);
- педагогически ориентированная система государственной поддержки общественной и государственной воспитательной помощи человеку в тот период, когда осуществляется личностное развитие (М.П. Гурьянова);
- система общественной помощи подрастающему поколению в период вхождения последнего в социальную жизнь (Е.Н. Сорочинская).
В-четвертых, социальное воспитание -составная часть педагогической науки:
- подраздел социальной педагогики, исследующий социально-педагогическую деятельность, направленную на воспитание, перевоспитание человека (Л.В. Мар-дахаев);
- составная часть социальной педагогики как сферы научного знания и социальной практики, рассматривающей человека как меняющуюся систему (М.М. Плоткин).
В-пятых, социальное воспитание - процесс и результат формирования социальной компетентности, вхождения в социум (в контексте педагогической деятельности):
- процесс социального развития индивида, социальное становление человека в соответствии с социальными потребностями среды с учетом личностно-социальных проблем человека (В.И. Беляев);
- процесс формирования социальной зрелости личности (В.И. Загвязинский).
Таким образом, видно, насколько многообразны подходы к определению сущности социального воспитания. Вместе с тем мы согласны с тем, что в настоящее время социальное воспитание должно быть направлено на достижение следующих целей: усвоение социокультурного опыта подрастающим поколением, принятие им системы общественных ценностей; саморазвитие учащегося как личности, как субъекта деятельности.
Тенденция становления социального образования и воспитания, распространившаяся в последнее время; повышенное внимание к определению особенностей педа-
гогически оправданного влияния на социализацию учащегося; внедрение в практику деятельности образовательных учреждений средового подхода к воспитательной деятельности - это проявления социальнопедагогической парадигмы воспитания. Исследователи отмечают, что данная парадигма способствует организации и осуществлению социально-педагогической поддержки развития учащихся, социально-педагогической помощи в решении проблем социального становления и в конечном итоге социализации. Данная парадигма воспитания является для нашего исследования весьма значимой, т.к. в ней учитываются и личностные, и средовые факторы воспитания; воспитание личности осуществляется в соответствии с изменениями социальной среды; предусматриваются интеграция личностных и социальных целей и ценностей, позитивное использование всех возможностей педагогического процесса для социального развития учащихся. В целом основной идеей социально-педагогической парадигмы воспитания можно назвать гармонизацию взаимодействия учащегося с социальной средой.
И.А. Липский выделяет несколько целевых стратегий данной парадигмы. Во-первых, это стратегия социального развития личности, сущность которой состоит в том, что социальное развитие личности обусловливает изменения в социальном статусе, социальной роли человека и обусловливается процессами социального становления, социального закаливания, социального формирования и т.п. (М.И. Рожков, с.И. Григорьев и др.). Во-вторых, стратегия социально-педагогического со -провождения личности, предусматривающая постоянное воздействие социальных субъектов друг на друга, что обеспечивает эффективность социализации учащихся. В-третьих, стратегия формирования педагогически целесообразной социальной среды жизнедеятельности учащегося, воспитательного пространства образовательного учреждения, педагогизации социальной среды [4].
Как уже говорилось выше, процесс воспитания учащихся в образовательных учреждениях имеет широкий социальный контекст. Прежде всего, воспитание, осуществляемое в системе образования, необходимо рассматривать как одну из составляющих процесса социального становления человека. А.В. Мудрик в своих ис-
следованиях называет воспитание относительно социально контролируемой социализацией, т.к. оно целенаправленно способствует адаптации человека в обществе, имеет достаточные возможности влиять на позитивность социализации. Правильно выстроенный процесс социального воспитания способствует следующему:
- успешному освоению просоциаль-ных норм, ценностей, установок;
- просоциальной самореализации учащихся, развитию субъектности в позитивных аспектах;
- уменьшению риска превращения учащегося в жертву неблагоприятных условий социализации [6].
Рассматривая деятельность школы по социальному воспитанию учащихся, следует помнить, что школа как воспитательная организация выполняет следующие функции:
- культурно-образовательную - становление социально зрелых людей, формирование их общей культуры;
регулятивно-воспитательную - становление системы мотивов, ценностей, установок у учащихся;
- коммуникативную - развитие коммуникативной культуры учащихся;
- социально-воспитательную - развитие социальности учащихся как личностного качества;
- социально-педагогической поддержки учащихся и их семей;
- социально-психологической помощи детям, родителям и т.п.;
- защиты прав детей, охраны и укрепления их здоровья;
- социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении учащихся;
- социально-культурной адаптации.
По мнению современных ученых, занимающихся проблемами социального воспитания (BT. Бочарова, М.А. Галагузова, A.B. Мудрик, Л^. Мардахаев, М.М. Плот-кин, Т.А. Ромм, М^. Шакурова, B.P. Яс-ницкая и др.), школа является не только феноменом социальной жизни, фактором социализации, но и транслятором и адаптером
влияний всех существующих факторов социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторов), в результате чего и происходит социальное становление каждого учащегося.
Таким образом, очевидно, что такое явление, как социальное воспитание, неоднозначно определяется в современной науке. В контексте нашего исследования наиболее рациональным является понимание социального воспитания как процесса, осуществляемого в образовательных учреждениях различного типа, направленного на адаптацию учащихся к условиям социума и на развитие их потенциальных возможностей.
литература
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. : SvR - Аргус, 1994.
2. Галагузова М.А. Категориально-
понятийные проблемы социальной педагогики / отв. ред. М.А. Галагузова. Екатеринбург : СВ-96, 1998. Вып. 3. С. 168 - 184.
3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика : пособие для педагогов. Минск : Амалфея, 2000.
4. Липский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Восп. школьников. 2005. № 5. С. 8 - 13.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика : учебник. М. : Гардарики, 2006.
6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М. : Сентябрь, 1997.
7. Никитина Л.Е. Социальное воспитание -фактор стабилизации общества // Педагогика. 1998. № 3. С. 36 - 41.
8. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников. М. : Изд-во Ин-та пед. соц. работы, 2003.
9. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск : Наука ; Изд-во НГТУ, 2007.
Social upbringing in Russian literature
There is done a review of Russian science outlooks about social upbringing. The approaches to it are given as well as the social and pedagogical paradigm.
Key words: social upbringing, social and pedagogical paradigm, socialization.