УДК 1
Караев Э.Т.
канд. полит. наук, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ
МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ МЭН-ЦЗЫ
Аннотация: данная статья посвящена этическим, социально-политическим взглядам одного из виднейших представителей конфуцианской философской школы. В статье анализируется идея о социально-психологической антропологии Мэн-цзы, в основу которой заложена убежденность мыслителя в том, что природа человека абсолютно чиста, благородна и полна добра. В статье также уделено внимание моральной составляющей взаимоотношения власти и народа.
Ключевые слова: конфуцианство, Мэн-цзы, китайская философия, конфуцианская этика, учение о доброй природе человека, морально-этические нормы поведения, государственное управление.
Мэн-цзы (учитель Мэн, Мэнций, Мэн Кэ, Цзы юй) - выдающийся мыслитель античного Китая, занимающий почетное место в пантеоне величайших умов китайской цивилизации. Уже при жизни он удостоился звания Я-шэн (т.е. уступающий лишь Конфуцию), которого он не только не стеснялся, более того, сам себя часто так именовал. Исследователи его биографии и творческого наследия убеждены в том, что именно благодаря этому он стал очень известен в Поднебесной, а его главный труд, который носит имя своего автора - «Мэн-цзы», был признан образцовым конфуцианским трактатом и вошел в анналы древнекитайской философии
Новым вкладом в конфуцианскую мысль стало учение Мэн-цзы о «доброй природе» человека («син шань»), согласно которому, человек по
рождению обладает врожденным качеством доброты и желанием его распространять. Однако взрослея, вливаясь в общественные взаимоотношения материального и управленческого характера, он бессознательно меняет свою природу в худшую сторону. Учение о природе человека занимает важное положение в истории китайской философии: в связи с этим, Мэн-цзы можно считать прямым продолжателем идей Конфуция в том, что «по своей природе люди близки друг к другу, но по своим привычкам они далеки»[2, с. 191].
Теоретической базой учения Мэн-цзы о государственном управлении стала его идея о социально-психологической антропологии, в основу которой заложена убежденность мыслителя в том, что природа человека абсолютно чиста, благородна и полна добра.
Если у Конфуция гуманность представлялась необходимым атрибутом «благородного мужа» («цзюнь-цзы»), абсолютно не свойственным «маленькому человеку» (сяо жэнь»), то у Мэн-цзы справедливость наряду с гуманностью становится универсальным началом человеческой личности и ее взаимосвязей. Можно считать, что Мэн-цзы не разделяет понятия человеколюбия и справедливости. Суть их - одна и та же категория добродетели. Он не соглашается со своим учеником Гао-цзы, считающим, что человеколюбие и справедливость, подобны иве и чаше. Ива - это человеколюбие, качество, которое неизменно присуще каждому человеку, чаша - это справедливость, которая не является врожденной добродетелью. Как над ивовым поленом необходимо произвести ряд манипуляций, чтобы изготовить чашу, так и человеческая природа требует пестования для того, чтобы увидеть в ней лишь положительные качества. Мэн-цзы же считает, что человеколюбие и справедливость, правила приличия и способность познания не извне вливаются в человека, а человек их имеем в себе, но только не думаем о них.
В данной связи российский синолог Титаренко М.Л. отмечает: «Природа человека есть природа человеческого общежития. История подтверждает тот факт, что на той или иной стадии своего развития общество приобретает классовый характер. И в этом смысле нельзя не согласиться со
словами, что понятия «человеколюбие», «долг», «правила поведения» и «знания», о которых говорит Мэнцзы, являются моральными категориями, выражающими сознание и интересы землевладельческого класса, отражающими политические и экономические взгляды землевладельцев и состоящими у них на службе, и носят резко выраженный классовый характер» [5, с. 94].
Учение Мэн-цзы о «доброй природе» человека - это, в первую очередь, моральная оценка человеческого естества, являющаяся выражением совокупности определенных воззрений на мораль как философскую категорию. Необходимым основанием любого учения о морали являются две категории, несущие два антагонистических начала, - добро и зло. Мы выяснили, что добро, по мнению Мэн-цзы, - это врожденное качество. А в чем же источник зла по Мэн-цзы? Зло - искусственное качество, которое человек приобретает, будучи включенным в общественные отношения. Каждый человек может и должен творить добро, и это происходит, если природа человека повинуется своим чувствам. А если люди совершают недоброе, то делают они это не по вине своих природных качеств, а по вине приобретенных, основой которых служат эгоистические позывы к обладанию имуществом
В то же время можно сделать вывод о прямой корреляции между естественными положительными и негативными искусственными качествами. Мэн-цзы намекает, что исходный объем естественных качеств может определять то, будет человек совершать зло или нет. А это, в свою очередь, зависит от воли Неба, ведь:
«гуманность есть самое почетное достоинство, дарованное Небом, и есть спокойное убежище человека. Никто нам не препятствует (быть гуманными), и если, несмотря на это, мы не гуманны, то это значит, что мы не мудры» [3, с. 58].
Иными словами, Мэн-цзы считал, что твердость моральных убеждений ученых мужей не подвержена влиянию материальных условий. По мнению
М.Л. Титаренко, Мэн-цзы «этим, с одной стороны, пытался поднять престиж ученых, с другой - снова становился на трансцендентные позиции» [5, с. 95].
Моральные убеждения народа, по убеждению философа, напрямую зависят от материальных факторов, и, не имея моральных убеждений, народ представляет угрозу для власть имущих, ибо способен на любые дурные дела. А как их не допустить? «Царствовать, любя народ и охраняя его» [3, с. 10], -формула, которую предлагает Мэн-цзы для успешного управления государством. Усиливая роль народа в системе государственного строительства и конкретизируя свои социально-политические положения, Мэн-цзы убеждает нас в одном из последних текстов своего сочинения:
«народ составляет главный элемент (в государстве), духи земли и хлебов - второстепенный, государь - последний (легкий)» [3, с. 251].
Смысл цитаты здесь сводится к тому, что среди вопросов, связанных с централизацией всей Поднебесной и управлением ею, первостепенно важной Мэн-цзы признает проблему, связанную с материальным положением народа, его обеспечением и духовным воспитанием; правители же в данной градации государственных приоритетов занимают лишь опосредованное положение. Отношение Мэн-цзы к народу еще ярче проявляется в следующем фрагменте:
«У князей есть три сокровища: земля, народ и дела правления. А кому всего дороже жемчуг и нефрит, тот непременно навлечет на себя бедствие» [4, с. 788].
Подобные гуманистические положения политической концепции Мэн -цзы стали настоящим вызовом идее усиления государственной власти, разрабатываемой его современником - идеологом легизма Шан Яном, который считал:
«Когда народ слаб, - государство сильное, когда государство сильное, - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ... Если [народ] слаб, то есть [возможность] использовать [его]; если же он своеволен, то становится сильным» [6, с. 224-225].
Несомненно, в те времена подобные идеалистические воззрения, связанные с единством интересов власти и народа, воспринимались в обществе и особенно в высших эшелонах власти как не просто утопические, а реакционные. И на самом деле, реалии Китая третьего века до нашей эры убеждали правящие верхи в том, что в непреклонном споре Мэн-цзы с Шан Яном прав оказался тот, кто понимал народ лишь как строительный материал, служащий для укрепления государственности. Пропитанный тысячелетней мудростью архаичный Китай выдвинул перед будущими поколениями разработчиков политических концепций глубокую дилемму: народ для государства или государство для народа?
Защищая свое положение о том, что государству необходимо «ценить народ», Мэн-цзы выступил бескомпромиссным противником жестких методов управления, считая недопустимым отсутствие реакции со стороны правителя на надежды и чаяния народа. Призывая правителя к тому, чтобы больше уделять внимание проблемам народа, Мэн-цзы осознавал огромную силу, в ней заключенную. Вслед за Конфуцием он утверждал, что народ являет собой активного участника не просто государственной жизни, но и политики. Народ -это не пассивный, инертный инструмент в руках правителя, готовый выполнять любое его веление - прежде всего, это люди со своими заботами, надеждами, радостью и болью. Исходя из положения «ценить народ», Мэн-цзы выступает резким критиком жестоких правителей, пренебрегающих судьбами народа.
По убеждению Мэн-цзы, правитель, теряя связь со своей доброй природой, отходя от норм гуманности («жэнь»), пренебрегая правилами («ли»), узурпируя свою власть и воспринимая все находящееся в государстве своей личной собственностью, посредством уговоров своих мудрых сановников, должен сам отступиться от власти. И огромную роль в этом процессе выполняют ученые мужи, находящиеся на службе у правителя. Мэн-цзы предложил совершенно революционный взгляд на институт государственной власти. По его мнению, если правитель совершает ошибки и не внемлет неоднократным увещеваниям своих сановников, то вторые покидают свою
службу. А если правитель совершает серьезные ошибки, то сановники имеют право свергнуть его с престола. Мэн-цзы осознанно допускает крайние меры, понимая, к каким последствиям может привести кровожадная политика гегемона.
Все философское наследие Мэн-цзы направлено на идею улучшения жизни народа. Только благополучие народа гарантирует процветание Поднебесной. Китай времен Мэн-цзы представлял собой аграрное государство, поэтому философ точно заметил, что улучшение условий жизни простого народа напрямую зависит от улучшения условий землепользования, что в итоге станет залогом успеха всего государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зограф И.Т. Мэн-цзы. Сюнь-цзы. Классическое конфуцианство в 2 т. Т. 2. СПб.: Нева, 2000.
2. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. Т. 1. - СПб.: Нева, 2000.
3. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. М.: Восточная литература РАН, 1998.
4. Семененко И.И. Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си. М.: Наука - Восточная литература, 2016.
5. Титаренко М.Л. История китайской философии. М.: Наука, 1985.
6. Шан Ян. Книга правителя области Шан / пер. с кит. Л.С. Переломова -М.: Рипол классик, 2017.
Karaev E.T.
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
THE PROBLEM OF SOCIO-POLITICAL ANTHROPOLOGY IN THE PHILOSOPHY OF MENCIUS
Abstract: this article is devoted to the ethical, socio-political views of one of the most prominent representatives of the Confucian philosophical school. The article analyses the idea of social and psychological anthropology of Mencius, which is based on the thinker's conviction that human nature is absolutely pure, noble and full of goodness. The article also pays attention to the moral component of the relationship between the authorities and the people. The revolutionary view of the Chinese sage on the institution of state power, according to which a ruler can be overthrown from the throne if he starts to pursue a bloodthirsty policy, is considered.
Keywords: Confucianism, Confucius, Mencius, Chinese philosophy, Confucian ethics, doctrine of good nature of man, moral ethical standards of behavior, public administration.