Научная статья на тему 'Проблема социализации и нравственности молодёжи в условиях развития информационного общества'

Проблема социализации и нравственности молодёжи в условиях развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION OF A PERSON / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / MORAL EDUCATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Садулаева Б. С., Садулаева Р. С., Юсупова Л. В.

В статье приведён анализ проблемы асоциализации современной молодёжи, парадигмы сторонников антисциентизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.), согласно которой научно-технический прогресс ведёт к деградации культуры и нравственности, к возникновению новых социальных болезней, деморализует личность, превращает её в бездушный, бесчувственный механизм, в условиях развития информационного общества, а также озвучены меры по решению данной проблемы. Также рассмотрена проблема влияния информационно-коммуникационных средств на социализацию молодёжи в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у вайнахов (народов Чечни и Ингушетии) до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более строгие рамки, нежели законы шариата, согласно этим адатам девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении и общении, в то время как некоторые юноши предпочитают виртуальное знакомство, которое допускает более свободное общение, а причиной тому является то, что молодёжь, проводящая все свободное время перед дисплеями гаджетов плохо социализирована, не готова к обсуждению своих интересов и проблем в открытой беседе, не способна выразить свое мнение, чувства открыто глядя в глаза собеседника. Решение проблемы видится в использовании тех же информационных средств общения на фоне четко разработанного морального кодекса гражданина. Необходимо использовать все медиа средства, чтобы донести до молодёжи общественную идеологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY

The article analyzes a problem of the asocialization of modern youth, the paradigm of anti-socialism supporters (G. Marcuse, J. Habermas, M. Heidegger, etc.), according to which scientific and technological progress leads to the degradation of culture and morality, to the emergence of new social diseases, demoralizes the individual, turns it into a soulless, unfeeling mechanism, in the conditions of the development of the information society, as well as sound measures to address this problem. The problem of the influence of information and communication means on the socialization of youth in society, with a clearly expressed mentality, is also considered. As it is known that among the Vainakhs (the peoples of Chechnya and Ingushetia) there are adats, which are often stricter than the Shariah laws. According to these adats, girls have always to show their modesty, pride in behavior and communication, while some young people prefer a virtual acquaintance that allows for more free communication, and the reason is that young people who spend their free time before gadget displays are poorly socialized, are not ready to discuss their interests and problems in an open conversation, unable to express their opinions, feelings openly looking into the eyes of the interlocutor. The solution of the problem is seen in the use of the same information means of communication against the background of a clearly developed moral code of the citizen. It is necessary to use all media to convey to the public ideology.

Текст научной работы на тему «Проблема социализации и нравственности молодёжи в условиях развития информационного общества»

УДК 371

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, postgraduate, Department of Applied Mathematics and Mechanics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Sadulaeva R.S., Head of Postgraduate Department, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Yusupova L.V., MA student, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY. The article analyzes a problem of the asocialization of modern youth, the paradigm of anti-socialism supporters (G. Marcuse, J. Habermas, M. Heidegger, etc.), according to which scientific and technological progress leads to the degradation of culture and morality, to the emergence of new social diseases, demoralizes the individual, turns it into a soulless, unfeeling mechanism, in the conditions of the development of the information society, as well as sound measures to address this problem. The problem of the influence of information and communication means on the socialization of youth in society, with a clearly expressed mentality, is also considered. As it is known that among the Vainakhs (the peoples of Chechnya and Ingushetia) there are adats, which are often stricter than the Shariah laws. According to these adats, girls have always to show their modesty, pride in behavior and communication, while some young people prefer a virtual acquaintance that allows for more free communication, and the reason is that young people who spend their free time before gadget displays are poorly socialized, are not ready to discuss their interests and problems in an open conversation, unable to express their opinions, feelings openly looking into the eyes of the interlocutor. The solution of the problem is seen in the use of the same information means of communication against the background of a clearly developed moral code of the citizen. It is necessary to use all media to convey to the public ideology.

Key words: socialization of a person, information society, moral education of a person.

Б.С. Садулаева, канд .пед. наук, доц. каф. прикладной математики и механики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

Р.С. Садулаева, начальник отдела аспирантуры, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

Л.В. Юсупова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье приведён анализ проблемы асоциализации современной молодёжи, парадигмы сторонников антисциентизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.), согласно которой научно-технический прогресс ведёт к деградации культуры и нравственности, к возникновению новых социальных болезней, деморализует личность, превращает её в бездушный, бесчувственный механизм, в условиях развития информационного общества, а также озвучены меры по решению данной проблемы. Также рассмотрена проблема влияния информационно-коммуникационных средств на социализацию молодёжи в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у вайнахов (народов Чечни и Ингушетии) до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более строгие рамки, нежели законы шариата, согласно этим адатам девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении и общении, в то время как некоторые юноши предпочитают виртуальное знакомство, которое допускает более свободное общение, а причиной тому является то, что молодёжь, проводящая все свободное время перед дисплеями гаджетов плохо социализирована, не готова к обсуждению своих интересов и проблем в открытой беседе, не способна выразить свое мнение, чувства открыто глядя в глаза собеседника. Решение проблемы видится в использовании тех же информационных средств общения на фоне четко разработанного морального кодекса гражданина. Необходимо использовать все медиа средства, чтобы донести до молодёжи общественную идеологию. Ключевые слова: социализации личности, информационное общество, нравственное воспитание личности.

Важной проблемой досуга молодёжи в настоящее время является переход к пассивному отдыху. В условиях развития средств информационных коммуникаций в обществе происходит значительный перекос к стихийному использованию времени досуга, что влечет за собой необходимость усиления общественных форм организации свободного времени молодёжи.

Наличие «продвинутых» гаджетов в руках молодёжи стало способствовать подмене истинно духовных ценностей виртуальными игрушками, анонимному, дистанционному общению, которое не привлекает общающихся ни к какой ответственности и создавшиеся условия стали причинами асоциализации молодёжи. Доступность многих видов виртуальных развлечений может плохо влиять на людей, у которых недостаточно крепко сформировано мировоззрение. Какие развлечения выберет молодой человек, когда рынок переполнен всевозможными дешевыми, аморальными, порнографическими изданиями зависит от уровня нравственно-эстетической воспитанности личности. Сегодня молодых людей не влекут музеи и библиотеки, всё это порождает бездуховность, ведёт к нравственно-эстетической деградации личности.

Культурным является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие личности [1].

Развить у молодых людей осознания своей причастности к обществу со сложившимися традициями, устоями, нравами, сформировать такие черты как толерантность и своей определенной ментальности, коммуникабельности - дело сложное и многоплановое. Поэтому необходимо воздействие на личность

всеми средствами, методами и формами воспитания. Эта проблема должна решаться комплексно на государственном уровне, с привлечением всех структур законодательной и исполнительной властей, используя преимущества информационных технологий и медиа средств и тех социальных сетей, где молодёжь проводит больше времени. Воспитание у личности культуры разумного потребления выступает сегодня одной из актуальных задач обновления общества. Культурным может считаться общество, в котором духовные, нравственные, эстетические, познавательные потребности человека значительно преобладают над потребностями материальными иначе возможно развитие потребительской психологии у молодёжи.

Поддержка положительных и осуждение отрицательных нравственных поступков предполагает апелляцию средств пропаганды и агитации как к рациональной, интеллектуальной, так и к эмоциональной, чувственной сферам человеческой психики. Только при таком подходе можно эффективно воздействовать на молодёжь, способствовать сужению сферы действия консервативных мнений и привычек и расширению сферы функционирования положительных примеров, норм и принципов передовой общественной морали.

Роль научно-технического прогресса на различные стороны человеческой жизни, на культуру и нравственность человека неоднозначна и потому полемика на эту тему началась давно. Так, сторонники сциентизма (Д. Белл, З. Бжезинский, В. Феркисс и др.) считают, что наука и техника сами по себе способны решить коренные проблемы человеческого существования. Сторонники

антисциентизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.), говорят о «демонии» науки, что наука выходит из подчинения человека и враждебна "целостной личности", ведет к деградации культуры и нравственности, к возникновению новых социальных болезней, деморализующих личность, превращающих ее в бездушный, бесчувственный механизм. Авторы доклада Римскому клубу (1983 г.), который озаглавлен «Микроэлектроника и общество». Относительно перспектив внедрения в быт микроэлектроники они пишут: "Концентрация в пределах комнаты информации, акцент на коммуникационные возможности, значительная часть которых имеет неличностный характер и отдалена на значительное расстояние, плотность образовательных и развлекательных программ - эти и многие другие факторы могут иммобилизовать семью и изолировать её от внешних человеческих контактов. Это может легко привести к устрашающему отчуждению индивида, и не к тому активному контркультурному уходу от общества, который наблюдается сегодня, а к пассивному скрытому отчуждению с утратой человеческого достоинства и самоуважения" [2].

Понятно одно, что в этих вопросах опасно быть категоричным. Человек является субъектом, создающим материальные и духовные ценности цивилизованного информационного общества, следовательно, нравственные ценности, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности, не могут непосредственно определяться характером и особенностями коммуникационных возможностей.

Резкий прорыв в развитии информационных и коммуникационных технологий, медиа - средств, рост материального благосостояния оказывает влияние на функционирование моральных норм внутри той или иной системы морали, на модификацию моральной практики общества, внесение новых моментов в реальные нравственные отношения людей. Очевидно, что в первую очередь, этим изменениям подвержено молодое поколение. Расширяя физические и интеллектуальные возможности человека, изменяя материальные и духовные условия его существования, современное информационное общество расширяет сферу морального регулирования, границы личной свободы и ответственности, модифицирует нравственные качества личности, изменяя ее мировоззренческую и ценностную направленность.

В настоящее время, отдельные группы общества, заинтересованные в дестабилизации обстановки в России используют средства массовой информации и информационные телекоммуникации в разжигании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, в политической дестабилизации, и как правило, ставка при этом делается на молодёжь.

Часто в Интернете звучат заявления о несовместимости славянских и кавказских этносов, что аргументируется конфликтом национальных культур, которые априори не способны на совместное позитивное сосуществование.

Малоопытная молодёжь не всегда способна провести глубокий анализ представляемой им информации и сделать вывод, что «истинной причиной конфликтов являются не сами культуры тех или иных этносов, а бескультурье и тотальное невежество, связанное с незнанием друг друга» [3].

Как отметил Р.А. Кадыров [3], требуется серьёзная работа со стороны федерального центра по консолидации российского общества. В поиске позитивных прецедентов интересен экскурс в историю народов. К примеру, семейным уставом на Руси был «Домострой», а у чеченцев - неписаный многовековой духовно-нравственный кодекс «Нохчалла», согласно которому каждый чеченец должен соблюдать кодекс чести, главные принципы которого - честность, порядочность, благородство и мужество.

Таким образом, существенно влияние информационно-коммуникационных средств на молодёжь в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у чеченцев до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более узкие рамки, нежели законы шариата, и, согласно этим адатам девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении. В разговорах с современными девушками открывается факт, что многие юноши предпочитают виртуальное знакомство и общение, что приветствуют не все девушки, вследствие этого молодёжь чувствует дефицит нормального человеческого общения. Данная ситуация демонстрирует то, что молодёжь плохо социализирована, не готова к обсуждению своих интересов и проблем в открытой беседе, не способна выразить свое мнение, чувства открыто глядя в глаза собеседника, а социальные сети, телефон позволяют человеку озвучивать те мысли, которые в непосредственной беседе он себе позволить не может. Этот факт приводит к поляризации молодых людей с различным отношени-

ем к виртуальному общению, и, тем самым, усугубляет проблему социализации молодёжи.

В вопросах социализации молодёжи все большее значение приобретает роль общеобразовательного и культурного уровня личности, её гармонического развития. По социологическим исследованиям, между антиобщественным поведением низким общеобразовательным и культурным уровнем существует прямая связь. Чем выше образовательная подготовка человека, тем легче обеспечить его развитие как сознательного субъекта нравственной практики, тем объективнее он подходит к осознанию морали общества и своего места в этом обществе [4].

Современное общество должно быть заинтересовано в созидательном использовании возросшей политической и социально-нравственной активности молодёжи, направить его энергию для подготовки социальных и духовно-нравственных преобразований общества. В этом направлении немаловажную роль играет субъективный фактор, т.е. моральные, политические и интеллектуальные качества руководителей высших рангов, деятельность которых накладывает свой отпечаток на характер протекания в обществе политических, экономических и духовно-нравственных процессов, создают платформу и условия для всестороннего развития молодёжи. Поэтому возрастают требования к духовно-нравственным качествам людей, и в первую очередь, облеченных властными полномочиями.

Нравственно-эстетическая культура личности - это тот важнейший остов сознания и поведения человека, который обеспечивает ему устойчивость и надежность во всех сферах жизнедеятельности, она обладает огромной силой, направляя свою энергию для борьбы с негативными явлениями, на утверждение в межчеловеческих отношениях принципов гуманизма, добра, справедливости, честности, порядочности и других качеств.

Нравственный мир человека чрезвычайно динамичен, в нем происходят существенные перемены под влиянием повседневной жизни, роста уровня образования людей, удовлетворения личностью своих повседневных материальных и духовных потребностей, обретения ею гражданской зрелости. Нравственный мир личности противоречив, в нем наряду с нравственной энергией созидания еще долго сохраняются устарелые нормы, правила, обычаи и обряды, мешающие нравственному совершенствованию личности.

Благодаря средствам массовой информации и каждодневному общению наций и народностей все более тесными становятся контакты, способствующие интернационализации моральных ценностей народов, взаимному обогащению их культур, традиций, что, несомненно, служит показателем роста моральной культуры общества и личности. Моральные нормы не постоянны и неодинаковы для всех народов. Нравственный прогресс приводит к актуальности одних норм и вырождению других. Нравственная культура личности включает в себя культуру этического мышления, культуру чувств, культуру нравственного поведения, этикет. Нравственная культура человека есть умение нравственно творить себя, желание постоянно работать над своим нравственным совершенствованием, в соответствии со сложившимися моральными требованиями общества [5].

Сегодня в век новых информационных и телекоммуникационных технологий к нравственно-эстетической культуре молодёжи особые требования и претензии. Создание новой цивилизации приводит к ломке традиционных форм социально-нравственного контроля над поведением людей, особенно молодёжи. Многоканальное телевидение, компьютеры, мобильные телефоны, пейджеры, Интернет и многое другое привело к потере человеком привычных ориентиров и образцов поведения, что создаёт трудности в моральном регулировании и социальной адаптации человека к новым условиям жизни.

Безграничные возможности современного информационного общества дают широкие возможности для тесного общения молодёжи со своими сверстниками в любой точке мира в интерактивном режиме, способствуют сплочению людей, их консолидации. Созидательные возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий - обмен аудио-, видео - информацией, огромные возможности создания дизайна, как в повседневной жизни, так и на производстве, увеличение свободного времени дает дополнительные условия для нравственно-этического роста человека [6].

Однако в руках невоспитанного человека, не считающегося с нормами элементарного человеческого общежития, технические достижения могут стать и средством умножения зла, причиной возникновения конфликтов в межчеловеческих отношениях. При

неумелом пользовании различные средства массовой информации могут превратиться в источник эгоизма, индивидуализма, привести к уменьшению родственных связей, породить равнодушие и нравственное безразличие к окружающим.

Эффективными методами воздействия общества на личность являются методы убеждения, переубеждения и даже принуждения. Сегодня мы имеем большой арсенал медиа средств, который является бесценным инструментом в духовном и нравственном - эстетическом воспитании молодёжи. Необходимо

Библиографический список

использовать все медиа средства, чтобы донести до молодёжи общественную идеологию, выработать у них правильные взгляды и убеждения. Воспитательная работа при этом должна оказывать положительное воздействие не только на разум, но и на чувства человека, на его эмоции, переживания, настроения. Средства массовой информации должны широко использовать положительные нравственные примеры, показывая конкретные пути их достижения и превращения в нормы и принципы жизнедеятельности личности.

1. Садулаева Р.С., Садулаева Б.С. Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодёжи в условиях информационного общества. Новая наука: от идеи к результату. Междунар. период. изд. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. 29 сентября 2015. Стерлитамак: РИЦ АМИ. 2015. Новая наука: От идеи к результату. 2015; 4: 50 - 54.

2. Медоуз Д. и др. Пределы роста. Москва,1993.

3. Кадыров Р.А. О целесообразности составления свода этических норм поведения. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946. html

4. Садулаева Б.С. Информационный прорыв - добро или зло? Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодёжи: современное состояние и перспективы: сб. материалов Всероссийского Конгресса, Орел, 6 - 7 апреля 2005 г. Орел, 2005.

5. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993.

6. Матрос Д.Ш. ИОС как основа системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO. Информационные и коммуникационные технологии - основной фактор реализации системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO. Всероссийская научно-методическая конференция. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2010.

References

1. Sadulaeva R.S., Sadulaeva B.S. Ob aktual'nosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi v usloviyah informacionnogo obschestva. Novaya nauka: otideikrezul'tatu. Mezhdunar. period. izd. po itogam Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. 29 sentyabrya 2015. Sterlitamak: RIC AMI. 2015. Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu. 2015; 4: 50 - 54.

2. Medouz D. i dr. Predely rosta. Moskva,1993.

3. Kadyrov R.A. O celesoobraznostisostavleniya svoda 'eticheskih norm povedeniya. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946.html

4. Sadulaeva B.S. Informacionnyj proryv - dobro ili zlo? Problemynravstvenno-'esteticheskogo vospitaniya molodezhi: sovremennoe sostoyanie iperspektivy sb. materialov Vserossijskogo Kongressa, Orel, 6 - 7 aprelya 2005 g. Orel, 2005.

5. Berulava G.A. Diagnostika irazvitie myshleniya podrostkov. Bijsk: Nauchno-izdatel'skij centr Bijskogo pedinstituta, 1993.

6. Matros D.Sh. IOS kak osnova sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii - osnovnoj faktor realizacii sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO. Vserossijskaya nauchno-metodicheskaya konferenciya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPU, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: [email protected]

Abdullin R.R., postgraduate, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS AT RISK. The article is dedicated to a topical problem of today's time, since it studies the basics of the motivational sphere of adolescents at risk. The work concerns deviant behavior, its motives, causes and conditions that contribute to the development and studies ways to prevent and overcome such behavior. The initial manifestations of deviant behavior in rare cases are observed in children of school and adolescence. The researchers define a very low level of intellectual development in such children, an incomplete personality's development, as well as negative influence of the family and peers, dependence on the terms of the group and its value orientations. The main pedagogical and psychological causes of deviant behavior considering those that are associated with mental and psychophysiological disorders, causes of social and psychological nature, causes, predefined age-related crises.

Key words: motive, motivation, deprivation, deviant behavior, risk group.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный

университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

Р.Р. Абдуллин, аспирант 3 курса Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный

университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected].

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, поскольку раскрывает сущность мотивационной сферы подростков группы риска. В статье затрагивается тема девиантного поведения, важное место отводится изучению содержания его мотивов, причин и условий, которые способствуют развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Авторами рассматриваются начальные проявления девиантного поведения, в редких случаях наблюдающиеся у детей школьного и подросткового возраста и объясняются очень низким уровнем развития интеллекта, незавершённостью развития личности, негативным влиянием семьи и сверстников, зависимостью от условий группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Данное направление также дополняется рассмотрением в качестве главных психолого-педагогических причин отклоняющегося поведения те, которые связанны с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины, предопределённые возрастными кризисами.

Ключевые слова: мотив, мотивация, депривация, девиантное поведение, группа риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.