Научная статья на тему 'Проблема соотношения морали и права в трансцендентальной философии И. Канта'

Проблема соотношения морали и права в трансцендентальной философии И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
мораль / право / Кант / свобода воли / категорический императив / трансцендентальная философия / морально-правовая сфера / естественное право / положительное право. / morality / law / Kant / free will / categorical imperative / transcendental philosophy / moral and legal sphere / natural law / positive law.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баева В. В.

Цель исследования состоит в том, чтобы сквозь призму рассмотрения проблемы соотношения морали и права определить особенности правового учения И. Канта, оказавшего значительное влияние на эволюцию философских представлений о праве. В статье определены значимые положения критической позиции Канта к пониманию "естественного права", сформированных в западноевропейской философии Нового времени. Показано, что идея свободы в рамках трансцендентальной методологии Канта выступает отражением сущности морали и права, определяет особенности представлений о природе и структуре правовой сферы. Выделены основные положения трактовки "естественного права" и "положительного права", сформированные на основе принципов трансцендентализма. В результате обоснована непосредственная взаимосвязь концепции права с практической философией Канта и выделены значимые аспекты его философско-правового учения для развития правовой мысли. К их числу относится разработка Кантом методологических оснований определения права и морали на основе общего принципа и идеи свободы воли, обоснование ее априорного и безусловного характера, развитие представлений о личности как субъекте права и дедукция нравственно-правовых категорий, обоснование положения об установлении позитивного законодательства в соответствии с всеобщим нравственным принципом. Сделан вывод о том, что философское учение о праве И. Канта позволят избежать односторонность отношения к вопросу о соотношении моральной и правовой сферах в современной действительности, задает устойчивые гуманистические ориентиры в нормативно-правовом поле общественной жизни, что имеет особое значение для эволюции философско-правовой мысли, теории и истории политических и правовых учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the relationship between morality and law in the transcendental philosophy of I. Kant

The purpose of the study is to determine through the prism of consideration of the problem of the correlation of morality and law the features of the legal doctrine of I. Kant, which had a significant impact on the evolution of philosophical ideas about law. The work highlights the features of I. Kant's legal teachings within the framework of consideration of the issue of the relationship between morality and law. The significant provisions of Kant's critical position towards the understanding of "natural law", formed in Western European philosophy of the New Age, are identified. It is shown that the idea of freedom within the framework of Kant's transcendental methodology reflects the essence of morality and law and determines the features of ideas about the nature and structure of the legal sphere. The main provisions of the interpretation of "natural law" and "positive law", formed on the basis of the principles of transcendentalism, are highlighted. As a result, the direct relationship of the concept of law with Kant's practical philosophy is substantiated and significant aspects of his philosophical and legal teaching are highlighted for the development of legal thought. These include Kant's development of methodological foundations for defining law and morality on the basis of the general principle and idea of free will, substantiation of its a priori and unconditional nature, development of ideas about the individual as a subject of law and deduction of moral and legal categories, substantiation of the position on the establishment of positive legislation in accordance with a universal moral principle. It is concluded that the philosophical doctrine of law by I. Kant will help to avoid a one-sided attitude to the issue of the relationship between the moral and legal spheres in modern reality, sets stable humanistic guidelines in the legal field of public life, which is of particular importance for the evolution of philosophical and legal thoughts, theories and history of political and legal doctrines.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения морали и права в трансцендентальной философии И. Канта»

The problem of the relationship between morality and law in the transcendental philosophy of I. Kant

Baeva Viktoria Vladimirovna, Postgraduate student, Surgut State University, Surgut

The purpose of this work is to determine through the prism of consideration of the problem of the correlation of morality and law the features of the legal doctrine of I. Kant, which had a significant impact on the evolution of philosophical ideas about law. The work highlights the features of I. Kant’s legal teachings within the framework of consideration of the issue of the relationship between morality and law. The significant provisions of Kant’s critical position towards the understanding of “natural law”, formed in Western European philosophy of the New Age, are identified. It is shown that the idea of freedom within the framework of Kant’s transcendental methodology reflects the essence of morality and law and determines the features of ideas about the nature and structure of the legal sphere. The main provisions of the interpretation of “natural law” and “positive law”, formed on the basis of the principles of transcendentalism, are highlighted. As a result, the direct relationship of the concept of law with Kant’s practical philosophy is substantiated and significant aspects of his philosophical and legal teaching are highlighted for the development of legal thought. These include Kant’s development of methodological foundations for defining law and morality on the basis of the general principle and idea of free will, substantiation of its a priori and unconditional nature, development of ideas about the individual as a subject of law and deduction of moral and legal categories, substantiation of the position on the establishment of positive legislation in accordance with a universal moral principle. It is concluded that the philosophical doctrine of law by I. Kant will help to avoid a one-sided attitude to the issue of the relationship between the moral and legal spheres in modern reality, sets stable humanistic guidelines in the legal field of public life, which is of particular importance for the evolution of philosophical and legal thoughts, theories and history of political and legal doctrines.

Keywords: morality; law; Kant; free will; categorical imperative; transcendental philosophy; moral and legal sphere; natural law; positive law.

Цитировать: Баева В.В. Проблема соотношения морали и права в трансцендентальной философии И. Канта // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 191-197. EDN: KXVWTB. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.34

Баева Виктория Владимировна, аспирант, Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования состоит в том, чтобы сквозь призму рассмотрения проблемы соотношения морали и права определить особенности правового учения И. Канта, оказавшего значительное влияние на эволюцию философских представлений о праве. В статье определены значимые положения критической позиции Канта к пониманию «естественного права», сформированных в западноевропейской философии Нового времени. Показано, что идея свободы в рамках трансцендентальной методологии Канта выступает отражением сущности морали и права, определяет особенности представлений о природе и структуре правовой сферы. Выделены основные положения трактовки «естественного права» и «положительного права», сформированные на основе принципов трансцендентализма. В результате обоснована непосредственная взаимосвязь концепции права с практической философией Канта и выделены значимые аспекты его философско-правового учения для развития правовой мысли. К их числу относится разработка Кантом методологических оснований определения права и морали на основе общего принципа и идеи свободы воли, обоснование ее априорного и безусловного характера, развитие представлений о личности как субъекте права и дедукция нравственно-правовых категорий, обоснование положения об установлении позитивного законодательства в соответствии с всеобщим нравственным принципом. Сделан вывод о том, что философское учение о праве И. Канта позволят избежать односторонность отношения к вопросу о соотношении моральной и правовой сферах в современной действительности, задает устойчивые гуманистические ориентиры в нормативно-правовом поле общественной жизни, что имеет особое значение для эволюции философско-правовой мысли, теории и истории политических и правовых учений.

Ключевые слова: мораль; право; Кант; свобода воли; категорический императив; трансцендентальная философия; морально-правовая сфера; естественное право; положительное право.

УДК 1 (091)

5.7.2

Баева В.В.

Проблема соотношения морали и права в трансцендентальной философии И. Канта

Актуальность данного исследования обусловлена глобальными трансформациями, происходящими в культурной, социально-политической, экономической, экологической, правовой сферах современного общества. Эти изменения зачастую носят деструктивный характер, разрушая нормативные основания общественной жизни как моральные, так и правовые. В этой связи в настоящее время особую значимость имеет рассмотрение проблем соотношения права и нравственности, свободы личности и необходимости, разума и воли. В истории развития философско-правовых учений данная проблематика получила отражение в учениях представителей-правоведов Нового времени. Разработанные теории общественного договора, правового и гражданского общества, естественных прав личности и т.д. стали основой для формирования классической парадигмы правовой теории. Однако опора на общемеханические и рационалистические установки науки того времени ограничивала возможности познания правовой сферы. Так, содержание теории естественного права в рамках рационалистического направления наполнялось абстрактным содержанием и общеморальными рассуждениями. Представителей эмпиризма выстраивали свои теории на основе частных выводов и обобщений. Со сменой познавательной парадигмы и признанием принципа единства объективности и субъективности особо значимой для познания становятся не только явления царства природы, но и сферы духовной жизни к числу которых относится и право. В ней действуют собственные законы и принципы, отличные от законов общественной и природной жизни. Нарастание критического отношения к метафизическим установкам Нового времени отразилось на понимании права в конце XVIII века в философских представлениях классиков немецкой философии. Особое значение сегодня имеет обращение к идеям трансцендентальной философии права И. Канта, оказавшим существенное влияние на последующее развитие правовой мысли. Трансцендентальные концепции права являются истоком историко-философской, философско-культурологических, социально-философских изысканий, выступают основанием теории и методологии познания правовой реальности.

С учетом специфики рассматриваемой проблемы исследование проводилось на основе историко-философского анализа, компаративистский метода, содержательно-смысловой интерпретации трансцендентальной концепции права И. Канта. Данные методы не являются новыми, но их совокупное применение к конкретному историко-философскому и философско-правовому материалу позволяет получить обоснованные результаты.

Критика натуралистического подхода к пониманию права в философии И. Канта. Основоположник немецкой классической философии занял критическую позицию, прежде всего, к пониманию правовых явлений и трактовке «естественного права», сформированных в рамках натуралистического подхода в западноевропейской философии ХVII-XVIII в. Такая критическая позиция со стороны Канта не была безосновательной. В рационалистической традиции понимания права, восходящей к учению о государстве Платона, идея естественного права получала идеалистическое понимание и опиралась на представления о самоочевидности врожденной идеи. В традиции эмпиризма построение теорий общественного говора (Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.) также выстраивалось с опорой на произвольную идею, на основе которой правовая наука не могла основываться [12, 52]. Чувственный и интеллектуальный опыт, лежащий в основе созерцания врожденных идей не давал ответа на вопрос о том, как возможно познать природу права и каким образом человеку следует применить это знание в своих конкретных поступках как актах свободной воли. Недостаточность и противоречивость методологического инструментария в отношении предмета познания в области права становилась все более очевидной, поскольку приходилось иметь дело с правом как сложным развивающимся процессом. При этом моральные проблемы оказались за пределами объяснения опытной науки. Как указывает Е.А. Фролова, с позиции опытной науки «…нельзя ответить на вопросы: должны ли мы и почему мы должны? Наука может подвергнуть анализу сущность нравственного чувства и свести его к идее обязанности; но на этом анализ и кончается» [13, 71]. И. Кант, стремясь преодолеть проблемы ограниченности возможностей опытной науки, развивает ход своих мыслей с опорой на положение о том, что нравственный принцип не зависит от вешних факторов. Чувственный, эмпирический опыт не может обосновать моральности совершаемых поступков субъекта, поскольку нравственность не обусловлена законами природы, не подчиняется закону причинности, напротив, она обусловлена иным законом, действующим в «царстве свободы».

Идея свободы в трансцендентальном учении Канта как отражение сущности морали и права. Исходным пунктом и целью философских изысканий Канта становится не объект познания, а сам человек, который рассматривается как высшая цель и ценность. Человек – это не только субъект познания, а также субъект морали, субъект свободы и субъект права. Утверждая статус субъекта как автономной личности, Кант переносит внимание с проблемы соотношения свободы личности с внешней необходимостью на проблему соотношения законов природы с законами права и нравственности, устанавливаемых по законам свободы. Свобода рассматривается как неотъемлемое свойство личности, которое выступает в качестве основного принципа ее конституирования, а также определяет сущность морали. Исходя из этого, ключевым становится вопрос, каким образом человек, будучи ограниченным внешними законами, установленными природой (государством, правом и т.д.), может быть сводным? В чем тогда заключается смысл его свободы?

Ход своих рассуждений философ разворачивает с позиции трансцендентальной методологии. Человек, согласно Канту, наделен способностью к мышлению (теоретический разум) и способен совершать поступки на основе проявления свободной воли, которая носит априорный и автономный характер благодаря руководству практического разума. В «Критике практического разума» Кант характеризует свободу следующим образом: «Так как чистая форма закона может быть представлена только разумом, стало быть, не есть предмет чувств и, следовательно, не относится к числу явлений, то представление о ней как определяющем основании воли отличается от всех определяющих оснований событий в природе по закону причинности, так как в этом случае определяющие основания сами должны быть явлениями. Но если никакое другое определяющее основание воли не может служить для нее законом, кроме всеобщей законодательной формы, то такую волю надо мыслить совершенно независимой от естественного закона явлений в их взаимоотношении, а именно от закона причинности. Такая независимость называется свободой в самом строгом, т.е. трансцендентальном, смысле» [10, 211]. В данном случае речь идет о трансцендентальной свободе как способности к абсолютной спонтанности [1,35]. Так на основе идеи свободы Кант обосновывает положение об априорности и автономности свободной воли субъекта, обусловленной влиянием практического разума.

Существенным в рамках рассматриваемого вопроса является положение мыслителя о том, что «… практический разум (само)определяется представлением о законе» [6, 85], им движет «… чистое представление долга, и вообще нравственного закона, без всякой чуждой примеси эмпирических побуждений» [6, 113]. Способность практического разума оказывает влияние на волю человека, фактически руководит, «подчиняет его волю к действию», основанном не на чувственном мотиве и желании, а на представлении о законе как единственном определяющем основании поступка [6, 83]. Разумный субъект, действуя на основе всеобщего закона свободы (или всеобщего закона морали), подчиняясь безусловному принципу практического разума, осуществляет свою природную сущность, тем самым реализуя самого себя.

Категорический императив в учении Канта не тождественен высшему нравственному закону, а является его выражением. Высший нравственный закон является всеобщим по своему содержанию и потому не может быть выражен в какой-либо особенной форме. В известном смысле он также может быть назван «вещью-в-себе». Высший нравственный закон приходит на место естественного закона, тем самым в философии Канта происходит существенная модификации традиции представлений об естественном праве в творчестве Гоббса и Локка [12, 54]. Человек сначала рассматривает свои поступки, исходя из субъективного суждения. Однако узнать, насколько такое основоположение объективно субъект может только в том случае, если оно пройдет испытание разумом: «… можешь ли ты благодаря ему мыслить себя в то же время устанавливающим всеобщие законы, это основоположение может оказаться пригодным в качестве такого всеобщего законодательства» [7, 133-134]. Здесь подчеркивается принципиальная значимость фактического выполнения принципа, сформулированного практическим разумом.

Свобода выступает не только исходной категорией представлений о морали, но и правового учения. В «Критике чистого разума» немецкий мыслитель указывает, что право и мораль основываются на свободе, в которой человек открывает свое абсолютное самосознание [10, 105]. Кант обосновывает положение о сверхприродном фундаментальном происхождении права, выступающим гарантом свободы и достоинства человека. На основе трансцендентализма выстраиваются представления о моральном, нравственном и правовом идеале в правоупорядоченном сообществе свободных граждан.

Анализ концепции права И. Канта показывает ее непосредственную взаимосвязь с практической философией. В этой связи на необходимость исследования вопроса о роли морали в системе норм права указывает Л.А. Калинников, обращая внимание на то, что «… в теоретических работах по практической философии до сих пор господствует тенденция изолированного рассмотрения как морали, так и права в воззрениях Канта» [2, 57]. Этическое учение Канта, по его мнению, следует рассматривать «как целостную конструкцию, в которой мораль выполняет роль цели и направляющей тенденции всей системы нравов» [2, 57]. В то время как нормы морали абсолютны, нормы права, напротив, имеют относительный характер. Согласно Канту, понятие «право» не является, а содержится в рассудке, поскольку выступает продуктом доопытного мышления. Это априорная форма внешних поступков, обусловленная внутренними убеждениями субъекта, т.е. выражает их моральное свойство [3, 339]. Право в своей природе и действии опирается на мораль, которая сама по себе достаточно редко действует как мотив поведения. Действие морали состоит в ее обращении к праву как легальному мотиву [2, 57].

Право как явление духовной сферы выступает регулятором свободного морального поведения человека, способного к внутреннему сознанию долга – поступать согласно священному всеобщему закону права. Каким образом возможно разрешить противоречия между стремлением каждого человека к свободе и необходимостью совместного существования в обществе? Кант раскрывает способ решения этой проблемы в теории правового государства, основанного на идее категорического императива как всеобщего законодательства: «…поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона» [7, 133-134]. Субъект не должен ограничиваться размышлением о возможности реализации идеи человечности как цели, которыми наделила его природа, а ему следует решительно действовать – сознательно и целенаправленно совершать поступки и определять ценность своих действий в соответствии с предписанным всеобщим законом морали [6, 93-215]. Внешние поступки отдельного человека как результат проявления естественного проявления воли могут быть совместимы со свободой других, действующих также на основе безусловно повелевающих законов и трансцендентальных принципов практического разума. В справедливом гражданском обществе свобода отдельного субъекта, согласно Канту, должна быть совместима со свободой других. К осуществлению этой цели должно стремиться общество как наивысшей цели природы человеческого рода [5, 187-189]. Всеобщий правовой закон выступает регулятором правовых отношений. В результате общество, построенное на принципе реализации категорического императива, неразрывной взаимосвязи всеобщего закона морали и всеобщего закона права, регламентирует свободу и достоинство личности как в моральной, так и в правовой сфере.

Идея свободы воли и понимание «естественного права» в философии Канта. С опорой на трактовку понятие свободы Кант предпринимает попытку преодолеть вслед за Декартом ограниченность субъективизма, которая прослеживалась у классиков Нового времени. «От субъективного понятия свободы он переходит к попытке его объективного обоснования. Этот переход осуществляется на основе дедукции понятий морали и права, норм морали и юридических законов, трансформации представлений об «естественном праве»» [12, 55].

Как отмечает М.Р. Левин, анализируя учение Канта, с одной стороны, «идея свободы воли является «условием категорического императива (ratio essendi), а с другой стороны, она доказывается в эмпирии выполнением нравственных законов (ratio cognoscendi)», последовательное выполнение которых приводит нас к мысли об осуществлении высшего блага, что задает смысловой контекст моральных поступков человека. Постулат свободы выполняет функцию непосредственного конститутивного условия категорического императива [11, 8-9].

В соответствии с принципами трансцендентализма И. Кант выделяет изначально присущее человеку «естественное право», которые выступает априорной формой внешних поступков человека. Естественное (первоначальное) право возникает до общественной организации и основывается на требованиях разума. В естественной правовой сфере человек, реализует свое изначальное право на свободу морального выбора. В то же время здесь складывается система законов, на основе которой происходит формирование правового состояния сообщества свободных индивидов, что является условием создания правового общества.

Если в сфере естественного права складываются условия для осуществления частного права, то в состоянии гражданского общества складывается публичное право, в котором формируется система законов, необходимая решения различных правовых вопросов (уголовного, международного, государственного права) в государстве. «Благая воля человека, общества и государства, реализуясь в сфере легальности права, обеспечивает свободу каждого члена как человека, равенство его с каждым другим как подданного, самостоятельность каждого члена общества как гражданина. В результате личность приобретает комплекс прав и соответствующих им обязанностей, закрепленных в комплексе договоров: вещное право, личное право, вещно-личное право» [12, 56].

В соответствии с нормами естественного права складывается другой вид права – положительное, которое устанавливается не волей субъекта, а законодателем [4, 71]. Естественное и положительное право выступают составляющими прирожденного права, которое, согласно Канту, «… только одно-единственное» [10, 291] есть свобода личности: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» [10, 291]. Прирожденное право осуществляется вне зависимости от правовых актов, установленных в рамках приобретенного объективного права, установленного решением законодателя [9, 139]. Поскольку свободная воля автономна, она сама устанавливает для себя ограничения в стремлении утвердить принцип всеобщего законодательства [12, 56]. В результате ее содержанием становятся правовые отношения, которые по своей природе носят формальный характер. Кант фиксирует, что моральные нормы содержательны по своей природе, а природа права и морали формальна. Это означает возможность их всеобщего применения и признания каждого человека как субъекта права.

На основе вышесказанного выделим ряд положений, определяющих особенность и значение правового учения Канта для эволюции философско-правовых представлений. Во-первых, стремясь преодолеть теоретические и методологические затруднения Нового времени, Кант переносит акцент с поиска онтологических оснований естественного права на решение проблемы определения методологических оснований для дедукции права и морали из общего принципа абсолютной свободы личности. Во-вторых, выступая против идеи патернализма со стороны государства, утверждается значимость принципа автономной воли личности, которая противопоставлена принципу гетерономии. Обоснование автономии личности решается на пути анализа свободной воли. Обязательность нравственного закона человеку предписана не его природой, внешними обстоятельствами и эмпирическим опытом, а установлена a priori в понятиях чистого разума. В силу этого нравственный характер права должен оспорить приоритет установок для человека жить по внешним законам. Цель поступков субъекта права должна быть обоснована категорическим императивом. В сфере практической деятельности людей управляет категорический императив, который выступает нормой, законом. Причина воли и практическое суждение безусловны, исходят из одного основания. В-третьих, в учении Канта осуществлен переход к дедукции основных нравственно-правовых категорий, лежащих в основе установления правоотношений в обществе. Если процесс законодательства устанавливается в соответствии с всеобщим нравственным принципом, то складывается система позитивного законодательства. Право, применяемое в сфере морали, обеспечивает равенство, защиту свободы и достоинство каждого гражданина правового сообщества. Естественное право составляет идеальную и вечную основу положительного права и его исторического развития.

Таким образом, на основе трансцендентальной методологии в учении Канта идея свободы личности развивается до принципа абсолютной автономии и становится исходным пунктом дедукции основных нравственно-правовых категорий, которые выступают в качестве категорических принципов практического отношения личности как субъекта права. В то же время нравственный идеал оказывается абстрактным в рамках трансцендентальных представлениях Канта, все больше происходит отрыв мира сущего от мира должного.

В контексте развития нового варианта представлений о праве, намеченной кантовской трансцендентальной методологией, выстраиваются и развиваются философские учения немецких классиков о праве (Фихте, Шеллинг, Гегель). Следуя за Кантом и критически вскрывая недостатки и внутренние противоречия его системы, ими разрабатываются различные концепции естественного права в той или иной степени отличные от понимания, предлагаемого Кантом. В частности, существенная трансформация философии права происходит под воздействием диалектической методологии Г.В.Ф. Гегеля. Основные направления постклассической философии права так или иначе формировались на основе обращения к идеям кантовской философии права. К числу оригинальных вариантов интерпретации теории естественного права, основанных на развитии идеи свободы личности, можно отнести философско-правовое учение К. Краузе и А. Шопенгауэра. С неокантианских позиций теорию права и государства в последующем разрабатывали Ф. Гармс, Г. Кельзен, Г. Радбрух и другие.

Заключение

Полагаем, что правовое учение Канта является основной для развития личностного правового сознания, основанного на утверждении трансцендентальной идеи понимания разума, морали и нравственности. На основе проведенного анализа представляется особо значимым для научного познания общественной и политической жизни принимать во внимание разработку вопросов, связанных с историей философии права и особенно кантовским учением философии права, чтобы избежать односторонность отношения к морально-правовой сфере человеческого существования. С опорой на понимание методологических позиций кантовской философии права требуется проработка проблемы отношения абсолютного и социального начал в современной правой системе, взаимосвязи воли и права, сущего и должного и т.д. Выявление гносеологического, аксиологического, гуманистического потенциала философского учения о праве И. Канта позволяет определять четкие гуманистические ориентиры в нормативно-правовом поле общественной жизни, открывать новые подходы к изучению правовых теорий, способствует наиболее глубокому установлению сущности права, его границ и оснований, а также определению актуальных вопросов для развития философско-правовой мысли, теории и истории политических и правовых учений.

Литература:

1. Аронсон Д.О. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права: дис. … канд. филос. наук. М., 2015. - 157 с.

2. Балановский В.В., Пушкарский А.Г. Международная конференция "X Кантовские чтения: Классический разум и вызовы современной цивилизации". Калининград, 22-24 апреля 2009 г. // Кантовский сборник. - 2009. - № 2(30). - С. 167-176.

3. Баум М. Право и государство в философии Канта // Иммануил Кант: наследие и проект. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. - С. 337–350.

4. Бурханов Р.А. О.В. Никулина Учение Иммануила Канта о праве // Вестник Сургутского государственного университета. - 2021. - № 4(34). - С. 71-80.

5. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта: дис. … д-ра филос. наук. - Нижневартовск, 1999. - 300 с.

6. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 4 т.: на нем. и рус. яз. - Т. 3. - М.: Московский философский фонд, 1997. - 784 с.

7. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. 1. - 544 с.

8. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 4 т. на немецком и русском языках. - М.: Наука, 2006. - Т. 2, Ч. 1. - 1081 с.

9. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. в 6 т. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4., Ч. 2. - С. 107-438.

10. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. – СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

11. Левин М.Р. Разум, идеи и их функции в классической немецкой философии // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. Философия и конфликтология. - 2020. - Т. 36, Вып. 1. - С. 4–23.

12. Петросян Л.К., Пономарев А.А. Учение Иммануила Канта о свободе личности как основа трансцендентальной теории философии и права // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - № 2(48). - С. 51-58.

13. Фролова Е.А. Правовой идеал в философии права // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2011. - № 5. - С. 68-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.