_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
средством для консолидации армейского общества, недопущения роста национально - религиозного сепаратизма и идейного раскола в Вооруженных Силах России» [3, с. 33]
Президент Фонда «Здравомыслие» Артем Сафрончук совершенно прав в том, что гражданское общество в России подвергается серьезному испытанию. Религиозные организации упорно подчеркивают свой приоритет перед общегражданскими правовыми нормами, настаивая на высшем и абсолютном статусе религиозных предписаний. Тем самым налицо стремление подменить гражданско-правовое сознание религиозно-мистическим и конфессиональным, подчинить первое - второму. Это тревожный симптом.
Как видно из всего изложенного, современная Россия по всем показателям является не светским, а псевдосветским государством. От свободомыслия и светской культуры в современной России остаются «рожки да ножки». Поэтому приходится соглашаться с теми авторами, которые предлагают исключить из 2-й статьи Конституции РФ принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», как необоснованный, опровергаемый жизненными реалиями, как фальшивый». [2, с. 115]
В обобщении хочется отметить, что в современном российском обществе религия в целом, а православная религия, в частности, проявляют явные тенденции к радикализму, они порождают фанатизм, нетерпимость, экстремизм. Эти явления являются крайне опасными и разрушительными для современной российской жизни.
В советский период атеизм наступал на религию и церковь, а в постсоветскую эпоху, наоборот, церковь и власть совместно преследуют свободомыслие и атеизм.
Социологизаторский подход к объяснению сложных явлений действительности не дает объективной оценки. В данной ситуации возникает необходимость поиска консенсуса между этими противоположными типами мировоззрений, исключающего насилие, предполагающего свободу их совместного существования. Критикуя политику советской власти в данном аспекте, нельзя продолжать ее в худших формах в противоположном направлении.
Список использованной литературы:
1. Дергунов Е.Е. От коммунистической диктатуры к диктатуре церковной? // Здравый смысл. - 2012. №3 - с. 38 -42.
2. Ефимов В. В., Таланов В.М. В Конституции РФ нужно внести существенные коррективы // Здравый смысл. - 2012. - №3. - с.113 - 115.
3. Иванеев С.И. Армия - не резерв церкви! // Здравый смысл. - 2009/10 . - №1. - с. 30 - 34.
4. Кондрашин И.И. Россия - светское государство // Здравый смысл. - 2012. - №3. - с. 46 - 49.
5. Тажуризина З.А. Светская культура - основа возрождения России // Здравый смысл. - 2011. - № 4. - с. 91 - 99
6. Черновик. 26 февраля 2016. - № 7
© Казибекова Г.К., 2016
УДК 740
Д.А. Борисова, Г.В. Нидзий
студентки 2 курса лингвистического факультета Сургутский государственный университет Научный руководитель: Бутенко Н. А. к.филос.н., доцент кафедры философии и права Сургутский государственный университет г. Сургут, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА СНОВИДЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной философской проблеме, которая касается такого феномена, как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
сновидение. На протяжении многих веков человечество пытается разгадать загадку сновидений. В статье обобщен материал по исследуемой теме, рассматриваются первые и основные положения по данной проблеме. Главным образом в статье дан анализ научных изысканий Зигмунда Фрейда и его теория сновидений.
Ключевые слова
Сновидение, подсознательное, человек, сон.
Сон - одна из сложнейших и вместе с тем одна из наиболее значимых сторон человеческой жизни. Интерес к ней человечество проявляет с самых древних времён. Уже тогда ученые строили теории насчет того, что же такое сон и сновидения. Одни считали это предсказанием, другие, в свою очередь, были уверены, что сон - это не что иное, как плод воображения.
Одним из первых ученых, который занялся толкованием сновидений, был Артемидор Далдианский. В своем труде «Онейрокритика» он выделил несколько видов снов: простые и вещие. Простые сны указывают на настоящее, а вещие - на предстоящее добро или зло. Также в своей работе А. Далдианский объясняет, почему не каждому человеку снятся, например, великие открытия: «То, о чем не заботишься, не увидишь и во сне. Человеку ничтожному не дано во сне созерцать великие дела, смысл которых он не сможет даже понять». [1,c. 35].
Другим известным философом древности, рассуждавшим о природе снов, является Платон. В трактате «Тимей» он дает собственное определение понятию сон - это показатель уровня нравственности человека, независящий от представлений человека о самом себе. [2, с. 31] Значительный вклад в изучение философии и психологии сновидений внесли такие представители психоанализа, как З. Фрейд, Ж. Лакан, М. Кляйн, Б. Левин, К. Юнг и др.
Наше исследование посвящено теории сновидений Зигмунда Фрейда, изложенной в его научном труде «Толкование сновидений» в 1900 году. Однако для того, чтобы понять данную теорию, необходимо познакомиться с тем, как видел психику человека сам философ. По Фрейду, структура человеческой личности включает в себя три компонента: «Оно» - Ид, «Я» - Эго и «Сверх-Я» - Суперэго. «Оно» или Ид (лат.) - примитивные, бессознательные аспекты личности, нечто биологическое, не подчиняющееся правилам.
«Оно» является выражением первостепенного принципа человеческой жизни - выплеска энергии, выработанной посредством биологически обусловленных побуждений, в частности сексуальных и агрессивных. Данный способ разрядки напряжения называется принципом удовольствия.
Однако немудрено, что стремление к удовлетворению эгоистических потребностей без учета реальных условий привело бы человека к неминуемой гибели. В связи с этим эволюция подарила человеку «Я» или Эго (лат.), то есть сознание. «Я» помогает претворить желания «Оно» в реальность, но с учетом ограничений, которые устанавливает внешний мир.
В отличие от Ид, Эго руководствуется принципом реальности. «Сверх-Я» или Суперэго (лат.) отвечает за систему норм, ценностей, правил человека. Задача «Сверх-Я» заключается в том, чтобы направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.
Сновидения же, в свою очередь, являют собой результат борьбы «Оно» и «Я», то есть бессознательного и сознательного. Первое, руководствуясь принципом удовольствия, создает невероятные образы, направленные на удовлетворение желаний. Второе, основываясь на принципе реальности, добивается соответствия этих самых образов с правилами логики. Стоит также отметить, что во сне и первый компонент, и второй работают вдвойне активней, поэтому мы видим чересчур реалистичные картины, поражающие образы, которых никогда в жизни не встречали.
Но для того, чтобы понять природу сновидений, необходимо понять, для чего нужен сон. Зигмунд Фрейд говорил, что смысл сна с точки зрения биологии - отдых, а с точки зрения психологии - отключение от внешнего мира.
З. Фрейд делил бессознательные психические раздражители на две группы. Первая - дневные впечатления. Вторая - бессознательные желания, то есть те желания, которые не допускаются в сознание
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
цензурой «Сверх-Я» из-за своих неприемлемых форм с точки зрения эстетики, этики и общества.
Однако бессознательные желания все-таки попадают в наши сновидения, так как изначально принимают форму обыкновенных дневных впечатлений. Но стоит заметить, что на самом деле нам снятся не сами желания, а их галлюцинаторное исполнение. Разобраться, почему так происходит, нам поможет один из основных тезисов данной теории: функция сновидений - оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Для того, чтобы осуществить бессознательное желание, прорвавшееся в сознание, человеку необходимо проснуться, но тут вступает в силу главная функция сна. Тем самым, сновидение, представив данное желание уже исполненным, позволяет человеку продолжать спать.
Следует отметить, что прежде, чем скрытые сновидения возникают в сознании спящего в виде явных сновидений, они подвержены особой обработке, которая называется работой сновидения. Она состоит из нескольких компонентов:
1. Превращение мыслей в зрительные образы.
На данном этапе происходит преобразование абстрактных понятий, которые находятся в мыслях, в конкретные образы.
Фрейд объяснял это следующим примером: мы хотим заменить печатную статью цепочкой иллюстраций. Слова, которые касаются конкретных людей и предметов, заменить будет несложно, но у нас возникнуть трудности с абстрактными словами и всеми частями речи, которые не несут никакой семантической роли, а лишь выражают логические отношения (предлоги, союзы и т.д.).
Последующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает неприемлемые по какой-либо причине желания в сознание, ночью хоть и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.
2. Сгущение.
Действие сгущения заключается в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении находят воплощение в одном элементе.
Многие сталкивались с таким явлением: вам снится человек, который похож на вашего друга, при этом одет он как ваш сосед, а совершает действия как ваш троюродный брат, однако, вы знаете, что это ваш коллега". Данное явление носит название - сгущение различных лиц в одно.
3. Смещение.
Работа смещения состоит в замене элемента скрытого сновидения намёком. При этом может происходить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, таким образом, что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.
4. Вторичная обработка .
Вторичная обработка преобразует явное сновидение в более или менее осмысленное целое, а так как механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, исчезают.
Все эти этапы работы сновидения имеют своей целью - спрятать реальный смысл в скрытом содержании.
В настоящее время существует большое количество теорий, которые создавались в попытке разгадать тайну сновидения. Зигмунд Фрейд, знаменитый психоаналитик, обосновал теорию о том, что во сне человек погружается в свое собственное бессознательное. Его учение не является окончательной истиной в изучении сновидения, это лишь одна из попыток разгадать их загадку. Но пока она не разгадана, наука, философия и психоанализ по сей день пытаются понять природу сновидений.
Список использованной литературы:
1. Артемидор. Онейрокритика. / Артемидор. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.
2. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. / Платон. М. - Мысль, 1999, 656 с.
3. Фрейд, З. Толкование сновидений. / З. Фрейд. СПб.: Азбука, 2015. 512 с.
4. Фрейд, З. Я и Оно. / З.Фрейд. СПб.:Азбука, 2015. 288 с.
© Г.В. Нидзий, Д.А. Борисова, 2016.