АУКА. ТЕОРИЯ. г ПРАКТИКА. У
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
В настоящее время в научных и в политических кругах бедность рассматривается как глобальная проблема человечества, без решения которой трудно рассчитывать на дальнейший прогресс современной цивилизации. Экономические, политические, социальные, культурные сдвиги переходного периода в России вызвали насущную потребность в борьбе с бедностью и повышении качества жизни, породили множество проблем в сфере организации социального управления и духовного производства.
Бедность - это сложный, многомерный феномен, исследование которого требует разработки столь же многомерного (системного) подхода. Ввиду своей особой нравственной остроты и чрезвычайной практической значимости, проблема бедности занимала и занимает особое место в системе современных наук. С различных позиций ее исследовали и продолжают исследовать философы и экономисты, политологи и социологи, юристы и культурологи.
При этом каждый исследователь находит свой объект и предмет изучения, разрабатывает методологию научного познания, адекватную достигнутому им уровню понимания данной проблемы. Так, одни ученые представляют бедность как вечное противоречие, как источник научно-технологического прогресса и социальных потрясений, неизбежно связанных с ним. Другие видят в бедности «социальное зло», с которым необходимо бороться. Третьи усматривают в проблеме бедности некомпетентность властей, их неумение контролировать финансовые ресурсы, грамотно проводить социальную политику государства.
Особый вклад в познание причин и предпосылок бедности внес А. Смит, который усмотрел в разделении труда необходимое условие роста его производительности и заработной платы (дохода). Кризисные
Е.И. ЧЕРНИКОВА,
кандидат экономических наук , доцент (БелУПК)
явления в обществе, связанные с техническим прогрессом и расслоением его на богатых и бедных, привлекали внимание «отцов-основателей» кооперации: Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. Позднее одни ученые увидели в этом явлении признаки приближающейся социальной революции (К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский), другие - решение проблемы путем эволюции, поиска партнерских отношений, рационализации производства, технологизации процессов социального управления.
Велика заслуга классиков социологии О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Г. Зим-меля, М. Вебера, В. Парето, П.А. Сорокина, которые рассматривали проблему бедности с социологических позиций, предложили пути и методы ее решения применительно к различным типам социальной организации в исторической динамике. Важнейшие вопросы труда и заработной платы исследовали основоположники классической школы управления: Ф. Тейлор, Г. Форд, А. Файоль, Г. Эмерсон.
Свой вклад в теорию и практику социальной работы с бедными и малообеспеченными категориями населения внесли известные американские социологи Дж. Адамс, Б. Рейнолдс, М. Ричмонд. В публикациях Ч. Бута, О. Лэвиса, Р. Мертона, Г. Мэйхью, С. Раунтри, К. Пола-ньи, П. Таунсенда получили свое рассмотрение многие историко-социологические аспекты бедности и богатства, а также проблемы расслоения общества, социальной эксклюзии, вопросы социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Нами предлагается следующее «рабочее» определение: бедность - это сложное социально-экономическое и культурно-нравственное явление, характеризующееся неспособностью индивидов или социальных групп самим оплачивать стоимость необходимых благ. Бедность зависит от общего стандар-
2009'1
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.
та уровня жизни в конкретном обществе. Различают абсолютную и относительную бедность. Следует учитывать, что при анализе бедности ученые используют различные подходы и методики. При этом ведется речь о масштабе бедности, черте бедности, границах бедности, измерении бедности с помощью прожиточного минимума.
Не только в постсоветской России, но и в бывшем СССР бедность существовала всегда. Однако в качестве социальной проблемы она стала обсуждаться лишь тогда, когда исследователи отошли от усредненных характеристик жизненного уровня и взглянули на заработную плату и семейные доходы через призму их дифференциации. Это произошло в конце 1950-х - начале 1960-х годов с появлением статистики распределений заработной платы и доходов. Однако по идеологическим причинам понятие «бедность» применительно к населению СССР в то время учеными не использовалось. Альтернативный термин «уровень малообеспе-ченности» завоевал официальное признание лишь в начале 1970-х гг., практически одновременно с разработкой программы помощи детям в малообеспеченных семьях.
По данным академика Н.М. Римашевской, в конце 1960-х гг. доля «малообеспеченных» составляла 29,6%, в конце 1970-х гг. - 32,1%, в конце 1980-х гг. - 30,7% [1, с. 34]. В начале 1990-х гг. проблема бедности как предмет научных исследований практически исчезает. Ее место заменяют другие, как тогда казалось, более злободневные проблемы, связанные с процессами становления институтов рыночной экономики. Резкое падение доходов населения рассматривалось в то время как чрезвычайное, но все же временное явление, связанное с объективными трудностями социально-экономических трансформаций российского общества.
Следующий виток актуализации проблемы российской бедности произошел уже в 2000-е годы. По существу, проблема бедности никуда не исчезала и до этого времени, просто у государства появилась воля к ее преодолению, а также несравненно более серьезные рычаги финансового воздействия, чем это наблюдалось в 1990-е годы. Кроме того, стало очевидно, что бедность оказывает влияние на очень многие проблемы российского общества. Так, с бедностью связана ситуация с демографией. Бедность влияет на здоровье населения, культуру граждан, их воспитание, социализацию, нравственность, уровень преступности.
Напрямую с бедностью связаны процессы массовой алкоголизации с последующей социальной и антропогенетической деградацией населения, которые заметно ускорились в 1990-2000-е годы. Бедность способствует дегуманизации человеческих отношений. Она является тормозом развития образования и науки в стране. Бедность затрудняет процессы социальной и научно-технологической модернизации России. Бедность деформирует правовые и политические отношения, осложняет становление гражданского общества в России [2, с. 36]. Бедность разрушает генофонд нации, приводит к распаду семей, уменьшению численности населения, росту преступности, расслоению общества на бедных и богатых, социальной напряженности и нестабильности. Она ставит любого человека в крайне унизительное положение.
Мировой опыт свидетельствует о том, что «в приказном порядке» бедность победить невозможно, но ее можно уменьшить и тем самым сгладить противоречие между богатством и бедностью. Поэтому задача состоит не в том, чтобы «победить» бедность, а в том, чтобы уменьшить ее, например, за счет воспитания будущих поколений, развития предпринимательства, повышения научного и человеческого потенциала.
В то же время процесс становления рыночных отношений в современном российском обществе тормозится инерцией и косностью мышления большинства российских граждан, их отрицательным отношением к нововведениям и реформированиям всех социально-экономических и политических отношений в современном российском обществе. При этом нельзя отрицать и не замечать тех позитивных моментов, которые связаны с преобразованием социальной структуры, с активизацией деятельности людей, занятых в различных сферах. В жизни современных российских граждан исчезли проблемы дефицита многих видов товаров и услуг, расширилась система удовлетворения насущных потребностей населения.
Говоря о способах борьбы с бедностью, следует иметь в виду, что наибольшее распространение имеют следующие:
- первый заключается в поддержании основных доходов на уровне, необходимом для действующих в обществе стандартов потребления. Этот способ направлен на сокращение численности бедного населения и включает меры по предупреждению увеличения бедных и связан с проведением такой
НАУКА.ТЕОРИя.
2009'1
ПРАКТИКА.
экономической политики, которая позволила бы увеличить доходы основной массы населения, организовать механизм оказания поддержки нуждающимся, создать новые рабочие места, поддержать малый бизнес, частный сектор;
- второй - это адресная социальная помощь тем нуждающимся, кто находится в крайне тяжелом материальном положении. В соответствии с этим обеспечивается выделение определенной суммы средств из национального дохода для осуществления помощи нуждающимся.
Поэтому в различных странах разработаны экономические модели борьбы с бедностью. Известно три классических модели: либеральная (рыночная), плановая (государственная) и государственно-рыночная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Первая базируется на частной собственности, свободе рыночных механизмов и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Эта модель ведет к перепроизводству товаров, кризисам и ослаблению государства, хотя либеральная модель позволяет насытить рынок товарами по недоступным ценам в условиях гиперинфляции, безработицы и массовой бедности.
Плановая (государственная) модель основана на общественной собственности, государственном регулировании экономики и социальной жизни, социальной справедливости и равенстве при низких социальных стандартах жизни и «бесплатности» образования, медицинского обслуживания и других услуг. Значительная часть средств направляется на потребление, а не на развитие и экономика приходит в упадок, что не позволяет повышать уровень и качество жизни населения.
Следует иметь в виду, что первая модель, впрочем, как и вторая, приводит развитие общества в тупик, подтверждением чего является Великая депрессия 1930-х гг. и крах экономики «развитого социализма», который наступил в середине 1980-х гг. Модель «смешанной экономики» (рыночной с элементами государственного регулирования) воспринимает лучшие качества прежних двух моделей и позволяет успешно решать организационно-технические и социально-экономические проблемы. Эта модель успешно применяется во многих развитых странах, в том числе в Швеции, Германии, Франции, США, Канаде, Китае.
Почему Россия не избрала эту модель? Причина, видимо, в том, что она не устраивала «западных партнеров» отечественных
партгосчиновников, которые стремились обогатиться за счет России. Причем их не останавливала даже перспектива ее возможного развала.
Решение проблемы снижения уровня бедности возможно лишь на основе научно разработанной социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Социальная политика - это составная часть общей политики, в ее задачу входит определение целей и задач государства, выбор приоритетов, движущих сил, консолидация общества на решение социальных задач. В условиях рыночных отношений социальная политика должна выражать интересы людей, различных слоев населения, не допускать чрезмерного разрыва между бедностью и богатством, защищать беднейшее население, предоставлять право получить образование, профессию, работу, нормальную, не нищенскую, заработную плату, которая бы обеспечивала удовлетворение первоочередных потребностей в работе, питании, жилье, образовании, лечении, культурном отдыхе.
Социальная политика - это еще и политика в области занятости, повышения уровня и качества жизни, социальная защита инвалидов, пенсионеров, многодетных и малоимущих семей, детей-сирот и других, социальное обеспечение, страхование и социальное обслуживание граждан, это гуманная, справедливая политика в области образования, здравоохранения, науки и культуры, поддержка семьи и детства, молодежи. Наличие такой политики, эффективное ее функционирование способно снять многие аспекты социальной напряженности в российском обществе.
Из всего вышеизложенного следуют выводы:
1. Для решения сложных социальных проблем, в том числе и бедности, необходимо повышение эффективности социальной работы, ее органов, причем не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Снижение уровня бедности требует наличия профессиональных кадров, способных анализировать, прогнозировать социальные процессы, проектировать, эксплуатировать и совершенствовать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому нужны конкурентоспособные кадры с адекватным уровнем мышления и прагматическими методами работы.
2. Разработка оценочных показателей, мониторинговых подходов к процессам управления социальной сферой представ-
2009'1
наука.теория.
ПРАКТИКА.
ляется для России в сложившихся условиях важным подходом не только в решении проблем бедности, но и многих других вопросов социально-экономического развития. Трудно переоценить роль социологических исследований в решении проблем преодоления бедности в стране. Поэтому, чтобы стать на реальный путь борьбы с бедностью, необходимо изменить подход к ее измерению. Существующий расчет прожиточного минимума или бюджета не выдерживает никакой критики, поскольку недобросовестные чиновники довольно легко могут «уменьшить» показатели уровня бедности. Исходя из этого, при измерении уровня бедности необходимо придерживаться тех стандартов и норм, которые используются во многих развитых странах.
3. Повышение заработной платы позволит пополнить бюджет и внебюджетные фонды и тем самым повысить пенсии, пособия, а главное, увеличить спрос на товары и услуги, давая при этом мощный толчок для развития экономики и социальной сферы.
Таковы лишь некоторые пути решения проблем, связанных со снижением уровня бедности в российском обществе.
Эти проблемы необходимо решать довольно быстро, невзирая на глобальный
экономический кризис и его социальные последствия. Ведь экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика - это уже не экономика в изначальном смысле этого слова, так как служит не созиданию, а разрушению. Примеров тому в современном мире немало: налицо нищета миллионов людей, отупляющий культ потребления, экологический кризис. Все это результаты бездуховного хозяйствования, «экономики» эгоистической наживы, достигаемой любой ценой. Так что кризис был в известном смысле неизбежен. Он наглядно свидетельствует о деградации нравственной мотивации хозяйствования, о нивелировании высшей цели экономики. А высшей целью экономики является построение процветающего, гармоничного и справедливого общества
Конечно, нынешний финансово-экономический кризис обусловлен многими причинами, но одной из главных является кризис ценностей. Пути решения политических, экономических, гуманитарных проблем следует искать не столько в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, сколько в сфере духовности. Кризисы приходят и уходят, а Россия остается.
Литература
1. Римашевская, Н. М. Бедность и маргинализация населения / Н. М. Римашевская // Социологические исследования. - М., 2004. - № 3. - С. 33 - 44.
2. Россия в XXI веке: модель устойчивого развития / АА. Бадин, С.К. Волков, Н.И. Горбачев и др. / Под ред. С.С. Чернова. - Новосибирск : СИБПРИНТ, 2008. - 201 с.
АГРАРНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ МИФАХ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1640 - 1660 гг.
А.А. Трунов,
кандидат философских наук (БелУПК)
На протяжении всей Английской революции 1640 - 1660 гг. аграрный вопрос являлся основой ее базового социального конфликта. Именно вокруг него в английском обществе шла поляризация сил и разворачивалась ожесточенная борьба за противоположные пути «чистки земель» для капитализма: решение аграрного вопроса «сверху» (путь лендлордизма) и решение аграрного вопроса «снизу» (крестьянско-плебейский путь).
В монографии «Мир, перевернутый вверх дном» (1972 г.) известный английский историк К. Хилл выдвинул гипотезу о двух революциях в Англии середины XVII в.: буржуазно-дворянской и крестьянско-плебейской. Первая из указанных революций знаменовала собой победу буржуазии и джентри (нового дворянства). Вторая революция, соответствовавшая интересам крестьянства и городского плебса, могла бы произойти при определенном стечении обстоятельств,