Научная статья на тему 'Проблема самоактуализации с позиции основных психологических направлений'

Проблема самоактуализации с позиции основных психологических направлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
739
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА / DEVELOPMENT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батурина Анна Дмитриевна

В статье рассмотрена проблема самоактуализации в различных подходах зарубежных и отечественных психологов с точки зрения общего и актуального в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SELF-ACTUALIZATION WITH THE POSITIONS OF MAIN PSYCHOLOGICAL APPROACHES

The article considers the problem of self-actualization in different approaches of foreign and domestic psychologists from the perspective of general and relevant to them.

Текст научной работы на тему «Проблема самоактуализации с позиции основных психологических направлений»

ческих основ показывает, что мотивация оказывает влияние также на развитие многих свойств личности и определяет их качественное своеобразие. Она влияет на становление убеждений (Э.М. Кузьмина, Н.А. Менчинская, Г.И. Школьник); самостоятельности (Н.В. Бочкина, Л.А. Ростовецкая), определяет ценность волевого усилия (П.В. Симонов); регулирует осуществление морального выбора (Л.В. Архангельский, А.И. Татаренко); выступает как нравственная основа самостоятельности и волевых качеств личности (А.В. Гагарин, А.А. Деркач, В.И. Селиванов, П.В. Симонов) [2].

Поскольку мотивация является «блоком управления деятельностью» (М.С. Каган), она является «двигателем» личности по отношению к формированию знаний о различных этнокультурах, позитивных межэтнических установках.

Термин «мотив» происходит от французского «motif», что означает «двигаю». Или принято обозначать все те побуждения, которые изнутри «толкают», побуждают человека к определенной деятельности, направляют его на освоение находящегося во вне предмета, на «овладение им». Традиционно стало понимание мотива как внутреннего стимула человеческой деятельности и поведения, как побуждения к деятельности. В отечественной литературе в качестве мотива рассматривается «направленность личности на различные стороны деятельности» (А.К. Маркова), «объективное, в чем потребность конкретизируется и на что направлена деятельность как на побуждающее ее» (А.Н. Леонтьев), «внутренние состояния, которые определяют, энергитизируют и направляют действия на каждый момент времени» (И.А. Джидадерян), а также «осознанные побуждения...» (С.Л. Рубинштейн).

В этих определениях одни исследователи зафиксировали различные стороны этого сложного феномена, а другие -различные этапы его становления, формирования. То есть в своих определениях ученые сделали акцент либо на тесной связи мотива с сознанием личности, ее мировоззрением (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Кикнадзе и др.), либо на связи с предметом деятельности (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.К. Вилюнас).

Мотивационный компонент личности предполагает активное включение личности в межнациональное общение, стремление к взаимодействию в полиэтнической среде, ориентация на познание своей и иных этнокультур.

Наиболее полно и четко вопрос о соотношении мотива и потребности решил А.Н. Леонтьев, считая, что за мотивом всегда скрывается проблема потребностей, он понимал потребность как «потребностное состояние», «состояние нужды», которое само по себе не способно вызвать определенно направленной деятельности.

Потребность может вызвать познавательную активность в отношении особенностей различных этнокультур, побудить к деятельности по установлению эмоционально-ценностных, позитивных межэтнических взаимоотношений. Под влиянием потребностного состояния человек как бы ищет предмет для удовлетворения потребности. Такое побуждение, состояние может характеризовать лишь изначальное звено процесса формирования мотива, но не сам мотив.

Если в межкультурном диалоге появляется у личности интересная сторона его взаимодействия, которая способна ее удовлетворить, то появляется положительное отношение к собеседнику; осознание его привлекательности (по выражению К. Левина предмет как бы приобретает «положительную валентность»). Мотивация опредмечивает содержание побуждений личности, наполняя потребности своим смыслоо-бразующим содержанием. В этой связи «чрезвычайного акта потребность становится мотивом» (А.Н. Леонтьев). Такой осознанный мотив способен не только побудить личность к межэтническому взаимодействию, но и направлять ее.

Однако возникший осознанный мотив ситуативен, то есть побуждает человека к конкретной деятельности в конкретных обстоятельствах, в конкретной ситуации, в которой он и возник. Действие такого мотива не длительно. Изменяются обстоятельства - и человек может отказаться от удовольствия ситуативного мотива.

Побуждение становится личностным мотивом в случае осознанности, сочетаемости с ценностными ориентациями личности, когда деятельность и мотив приобретают смысл. Функции (побуждающая, направляющая, смыслообразующая) проявляются личностью в результате осознания и принятия ей мотива. В дальнейшем мотив наполняется новым содержанием, обогащается, развивается, конкретизируется.

Важное значение имеют мотивы, рассматриваемые на основании критерия устойчивости приближающиеся к свойству личности.

Чтобы сформировать мотив, нужно создать ситуацию, в которой у личности впервые возникает положительно окрашенное отношение к представителям различных национальностей, а затем поддержать это состояние, вызывая его в ситуациях, сходных с той, в которой мотив - состояние возникает впервые. Таким путем можно закрепить мотив, превратить его в устойчивое свойство личности. Следовательно, поликультурность личности будет рассматриваться как система устойчивая и самовосстанавливающаяся. От ситуативного -к устойчивому - такова общая закономерность развития и положительных и отрицательных мотивов.

Таким образом, только сформировав необходимые положительные мотивы личности, у специалистов (психологов, педагогов, этнологов и др.) появляются возможности активного включения личности в межкультурный диалог, в ситуации занимательности, и обогащения знаниями о различных этнокультурах, формирования этнотолерантности, что создает необходимые условия для эффективного развития поликультурной личности.

Литература

[1]. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.

[2]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. - 2010. - № 3. - С. 28-32.

[3]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 28-34.

INFLUENCE OF MOTIVATION ON DEVELOPMENT OF POLYLEVEL OF CULTURE OF THE PERSONALITY

Batarchuk Dmitriy Sergeevich (Moscow, Russia) - Candidate of pedagogic sciences, associate professor, PhD candidate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected].

Abstract

The article is devoted to a problem of influence of motivation on development of the polycultural personality. In this work the importance of motivational components and substantial characteristics of polylevel of culture of the personality is designated. Key words: personality, motivation, polylevel of culture.

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ С ПОЗИЦИИ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Батурина Анна Дмитриевна - аспирант Московского института Психоанализа, Москва, 117465; [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрена проблема самоактуализации в различных подходах зарубежных и отечественных психологов с точки зрения общего и актуального в них.

Ключевые слова: самоактуализация, саморазвитие, развитие потенциала.

Теория самоактуализации была разработана в рамках гуманистической психологии в Америке в условиях кризиса психологии в начале 20 века, в противовес бихевиоризму и психоанализу. Страна развивалась и возникла необходимость в новой психологии, способной описать перспективы личностного развития и роста человека, разработать способы мотивации и методы его самосовершенствования.

Впервые понятие самоактуализации появилось в работах физиолога и психолога К.Гольдштейна(близок к гештальт-психологии) в 1926 году в работе «Организм. Холистический подход». Было представлено новое понимание динамики живой системы, основанное на стремлении к актуализации, заложенных в нем от природы, возможностей. Этот процесс развертывания возможностей К.Гольдштейн назвал «самоактуализацией»- и пояснил, что это не прекращение проблем

и трудностей, а скорее акт творчества, требующий борьбы и усилий[6].

В психосинтезе Р. Ассаджиоли, в статье «Символы над-личных переживаний», выделил понятие надличного и попытался найти источник, подталкивающий человека к актуализации. Он рассмотривал сверхнормальное или надличное через понятие «нормальное»; исследовал важную роль гениев, мудрецов, святых, героев, которые могли, не принижая достоинства обычных людей, вести их к раскрытию существующих у каждого человека надличных потенций; отмечал важность символического и метафорического языка, необходимость его непрямого толкования, для более глубокого подхода к осозна-ванию того, что он символизирует[6].

В гуманистической психологии происходит главное развитие проблемы самоактуализации, разрабатывается проблема собственно личностного, человеческого способа существования(А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс). Начав разрабатываться лишь в послевоенное время, уже к концу 60-х гг.20 века она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада» [4].

К.Роджерс разрабатывает теорию личности и структуру её изменения в своей работе «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (1961). По К.Роджерсу самым большим стремлением, свойственным людям и всему живому, является стремление к большей гармоничности, целостности, к самоактуализации. Недирективная», «клиент-центрированная модель психотерапии К.Роджерса основана на идее личностного роста, проявлении главной цели человека- быть самим собой[6]. Г.Олпортом был описан личностного способа существования человека как «открытой системы», заимствован из общей теории систем (Л.Берталанфи). В данной системе человек рассматривается как способный к изменениям, к развитию, как сохраняющий напряжение во взаимодействии с окружающей средой в отличие от «закрытой системы», где остаётся стремление к неизменности, к стабильности[6].

А.Маслоу развивал и пересматривал идеи самоактуализации в течение всей своей жизни[4]. В работе «Потребности и Мотивация» им была дана иная философия природы человека, отличная от психоанализа, бихевиоризма и гештальт-психологии. А. Маслоу предлагает гуманистический подход к образу человека, позитивный взгляд на человека, как саморазвивающейся личности, выстраивает систему человеческих ценностей: от базовых до метапотребностей. Обосновывается эта система необходимостью человека противостоять болезням и психопатологии, для закрепления им безусловного стимула, необходимого для произрастания всех компетенций человека. По мнению многих западных и российских психологов, А.Маслоу открыл новую эру позитивного взгляда на человека, чего до него никогда не было, так как человек, с точки зрения психологии, рассматривался или приравнено к животному: стимул-реакция, в бихевиоризме, или как больной, которого следует лечить, то есть оказывать сугубо внешние манипуляции воздействия на него в психоанализе.

развивая идею самоактуализации в течение трех десятилетий как центральную, в теории личности, изучая личность в контексте теории мотивации, т.е. самоактуализации, и в общей философско-мировоззренческой системе[4].

В российской психологии проблема самоактуализация личности нашла свое развитие в трудах: Б.Г.Ананьева, Л.И. Антроповой, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Л.Г. Брылевой, Е.Е.Вахромова, И.А. Витина, А.А.Дергач, М.И.Дъяченко, Е.И.Исаева, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова и др. Основные психологические течения отечественной психологии рассматривали и разрабатывали идею самоактуализации как важную проблему развития потенций человека.

В субъектном подходе С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, Б.Г.Ананьев и их ученики изучают самоактуализацию в контексте подхода к личности как к субъекту своего жизненного пути, его возможности распоряжаться своими собственными ресурсами, развиваться, формироваться как личности. Исследуются активность, саморегуляция, самосовершенствование субъектах[1].

В системном подходе (Б.Ф.Ломов, В.А.Барабанщиков, Е.Г.Суркова и др). Методологическая суть подхода к изучению психической реальности в учете многоплановости, много-уровневости организации психического, учете разнопорядковых свойств, динамике и развитии[2]. Через центрированность исследований на человеке решается главная задача- изучение

природы саморегуляции, саморазвитии и самоорганизации. Е.Г.Суркова в контексте системного подхода рассматривает личностный рост и развитие личности, то есть движение личности к собственному идеалу, которое обеспечивается тенденцией к самоактуализации[5].

В акмеологическом подходе (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, М.И.Дъяченко и др.) самоактуализация рассматривается как процесс необходимого движения человека к личной и профессиональной зрелости. Акме, с позиций данного направления - наивысшая точка развития человека в лучщих своих качествах как личности, как индивидуальности и как субъекта своего жизнетворчества.

В междисциплинарных подходах: И.А.Витин в рамках этики, психологии и педагогики подчеркивает важность феноменологического подхода к личности, как уникальной индивидуальности, находящейся в непрерывном процессе работы над собой, реализации лучших личностных качеств[3].

Л.Г.Брылева в культурологическом контексте изучает самоактуализацию как оптимальный и наиболее целостный способ личности самоосуществляться в континууме Культура- Социум, как экзистенциальный путь самораскрытия личности, самоосуществления человека как целостности.

Подход В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева- философско-ан-тропологический, и самоактуализация личности рассматривается как самость, персонализирующаяся для других, и через других, для себя(1995, 2000)[3].

Таким образом, проблема самоактуализации- как стремление быть со своими лучшими качествами и одновременно развивать свои потенции, достаточно активно развивалась с середины 20 века и прорабатывалась практически во всех направлениях зарубежной и отечественной психологии, и не потеряла своей актуальности по настоящее время, особенностью которого является расширение исследовательского поля самоактуализации, как важнейшего предиктора мотивации и поведения человека, от отдельных психологических направлений до междисциплинарных исследований.

Литература

[1]. Агапов В.С. // Современные исследования самосознания, и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л.Рубенштейна // Акме-ология. № 1(41). 2012 С. 133-143.

[2]. Системная организация и детерминация психики / Под.ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 13-26. - 448с.

[3]. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогики и психологии, 2002. Электронный ресурс. http://www. hpsy.rn/public/x 044.htm.

[4]. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу

Электронный ресурс. http://www.voppsy.ru/issues/1987/873/873150. htm#a10

[5]. Суркова Е.Г. Сущность понятия «Личностный рост» в современной психологии (системный подход) // Акмеология. 2014. № 3. С. 58-63

[6]. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: Дис. .. .д-ра психол. наук . - Челябинск,2006. С. 45-58. -454с. 71: 06-19/32.

THE PROBLEM OF SELF-ACTUALIZATION WITH THE POSITIONS OF MAIN PSYCHOLOGICAL APPROACHES

Anna D. Baturina - PhD student of Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia, 117465; e-mail: [email protected]

Abstract

The article considers the problem of self-actualization in different approaches of foreign and domestic psychologists from the perspective of general and relevant to them.

Keywords: self-actualization, self-development, development potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.