УДК 1(09) ББК 87.6
С.П. Золотарев
Ставропольский государственный аграрный университет
ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИДЕИ В СТРАТЕГИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрены проблемы включения либеральной идеологии в российское общество. Рассмотрены философские и политические концепции в методологическом решении адаптации либеральной идеи в современное российское государство. Проведен краткий дискурс в историю появления либеральной идеологии вместо бывшей «советской» марксистко-ленинской идеологии в построении коммунистического общества. Дается анализ положительной и отрицательной перспектив применения либеральной идеологии в современном российском обществе. Изложены и обоснованы два подхода в применении либерализма в обществе и его влияние на менталитет россиянина. Сделаны выводы о необходимости создания индивидуальной либеральной идеологии, свойственной социально-культурному генотипу российского народа.
Ключевые слова: либеральная идеология, концепция, менталитет, общество, методология, бытие.
S.P. Zolotarev
Stavropol state agrarian University
THE PROBLEM OF THE RUSSIAN LIBERAL IDEA IN THE STRATEGY OF SOCIETY
The article deals with the problems of inclusion of liberal ideology into Russian society. The paper considers philosophical and political concepts in the methodological solution of adaptation liberal idea to the modern Russian state.The author describes the history of emergence of liberal ideology that replaced former "Soviet" Marxist-Leninist ideology existing in the time of the construction of Communist society. The researcher analyzes positive and negative prospects of the application of liberal ideology in the modern Russian society. Two approaches to the application of liberalism in society and its impact on the mentality of the Russians are outlined and substantiated. In the conclusion the author provides the need to create an individual liberal ideology peculiar to the socio-cultural genotype of the Russian people.
Key words: liberal ideology, concept, mentality, society, methodology, being.
Введение
Основные направления о приемлемости либеральной идеи в российском обществе и ее необходимости как альтернативы иным политическим идеям заключаются в следующем:
1. Создание системы ценностей в современном обществе на идеях либерализма;
2. Либеральная идея должна быть понята и принята большинством населения, посредством которой можно решить большинство проблем в динамически развивающемся обществе, не теряя при этом самоидентичности;
3. Либеральная идея должна внести положительные коррективы в социально-экономические и культурные отношения в обществе.
Перечисленные направления непосредственно связаны с логико-методологическими и содержательно-историческими дискуссиями как общего, так и частного характера, в попытке решения спора о необходимости использования идеологии либерализма в России.
В рамках данной статьи мы хотим предложить некоторую схематичность различных точек зрения по исследуемой проблеме, которая может быть изложена в трех подходах адаптации либеральной идеи в современное общество. При этом не предполагается аналогичного понимания идеи как некой «субстанции истории». Однако, по мнению некоторых современных российских философов и политиков, либеральная идеология не способна образовать вокруг себя либерально-демократическое общество. Эти идеологи проводят аналогию с несостоятельностью идеи построения коммунистического общества в СССР.
Характеристика либеральной идеологии России
Конец XX века в общественно-политической жизни России был ознаменован появлением новой либеральной идеологии взамен потерпевшей «фиаско» марксистко-ленинской идеи построения коммунистического строя и воспитания «человека коммунистического будущего». Созданный западными либералами проект будущего демократического устройства России был представлен обществу как эффективная система перехода политики, экономики, культуры и всего общества от «советского» образа жизни к демократическому - основанному на представлениях западных идеологов о будущем развитии Российского государства.
«Архитекторы» новой России, используя средства массовой информации и предложенную концепцию создания гражданского общества, основанного на рыночной экономике, представительной демократии, частной собственности, попытались воздействовать на массовое сознание бывших «советских» людей [1, с. 1-4].
В современном российском обществе, на наш взгляд, либеральная идеология находит свое отражение не только в России, но и в постсоветских государствах (примером могут служить события, произошедшие 23.04.2018 года в Армении. После 10 дней протестов против премьерства бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, глава правительства принял требования протестующих и ушел в отставку).
Однако выборы президента РФ в марте 2018 года наглядно показали, что представители либеральных партий не набрали достаточных голосов даже против представителя коммунистической партии России Павла Грудинина с активом 11.8%, в то время как В. Жириновский - 5.66%, а Г. Явлинский - 1.04% [2].
Тем не менее, либеральная идеология оказала позитивное воздействие на содержание и развитие общества, становление и укрепление рыночных отношений.
Место и сущность либеральных идей в России
В любом обществе всегда существуют конфликтные ситуации, которые иногда имеют «затяжной» характер и трудно поддаются регулированию при наличии у субъектов общества прежнего социально-культурного статуса. Задачей государства является использование эффективной методологии, основанной на конструктивной идее по нивелированию конфликтных ситуаций. Смысл устранения конфликтной ситуации заключается в том, чтобы указать конфликтующим сторонам на новые возможности измерения уровня своего бытия, посредством которого конфликтующие стороны могут определить теоретическую и практическую возможность сохранения и реализации своих целей и задач по разрешению конфликта.
Мы полагаем, что функциональность этой идеи заключается в том, что она имеет определенную конструктивную возможность к реорганизации. «Конструктивистская» идея может определить направление новой социальной реальности, как прогрессивный подход по конструированию трансцендентного бытия, который, по мнению Г. Гегеля, «... остается во власти своей непосредственности» [3, с.144].
Подобная идея не может быть создана группой участников конфликта, она находится в их самосознании. Самосознание продуцируется в форме «духовного сословия», которое имеет возможность преобразоваться в социальное бытие.
В состоянии конфликта основной задачей является проект нового социума, который способен создать такие культурные ценности, которые удовлетворят потребности конфликтующих сторон. Сущность «конструктивистской» функции заключается в том, что она способна распознать источник конфликта, с учетом социокультурных изменений участников конфликта. Кроме того, она предлагает новые формы взаимодействия, основанные на идеологии и политической мобильности конфликтующих сторон по созданию новой формы взаимодействия. Основной составляющей по формированию нового социума, кроме вышеперечисленных, является идея «духовного сословия», которая является «перводвигателем», непосредственным носителем и субъектом ее осуществления.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос - способен ли либерализм как «конструктивистская» идеология разрешить конфликтные ситуации в современном российском обществе? Мы постараемся рассмотреть некоторые общеизвестные концепции вне зависимости от их «отрицательной» или «положительной» направленности.
С точки зрения некоторых политиков, подобная постановка вопроса не имеет перспективы, так как нецелесообразно отождествлять русский менталитет и идеологию либерализма. Классический либерализм выработал теоретическую и практическую модель на основе некоторых эмпирических оснований, ассоциируемых с осуществлением предоставленной модели в конкретных условиях места и времени. Тем самым, тождество либерализма и современного российского общества предполагает, что в России не существует тех практических обстоятельств, которые определяются некоторыми «западными» категориями, в виде системы религиозных убеждений, «соответствующих» политических институтов, развитого «среднего класса» и т.д.
Подобный подход предполагает два идеологически противоположных, но логически близких варианта, а именно:
1. Основу российского генотипа составляют такие социально-экономические и политико-культурные основания, которые в большинстве своей сущности не приемлют либеральную идеологию и либерально-демократическую культуру, потому что менталитет россиянина имеет противоположную структуру своего бытия.
2. Если попытаться изменить ментальность русского человека в сторону либеральной идеологии и переоценить культурные ценности общества, то необходимо существенно изменить эмпирические обстоятельства, способные создать индивидуальную модель русского либерализма. Подобная попытка реформации идеологии русского народа была сделана в процессе реформ 90-х годов прошлого столетия. Это происходило по следующим направлениям:
1. Посредством «ваучеризации» и иных форм приватизации была создана основа для создания «среднего» класса российского общества по аналогии с «западными» государствами.
2. Посредством законодательных актов была создана основа «соответствующих» политико-государственных институтов.
3. Создавались предпосылки по внедрению «рыночных отношений» в экономику Российской Федерации, предполагающую ограниченное влияние государства на развитие макро- и микроэкономики.
Парадоксальность проведенных реформ заключается в том, что в российском обществе отсутствовал реальный социальный субъект, способный реализовать либеральные идеи в российском обществе. По исторически сложившейся практике
реформы приходилось проводить «сверху» (ярким примером служит отмена «крепостного права» императором Александром II) с помощью переродившейся советской партийной и профсоюзной бюрократии. Бюрократы, не лишая себя советских привилегий политического, экономического и общественного положения, создали «новое» российское общество с частной собственностью, рыночной экономикой и другими атрибутами демократического общества.
Если провести анализ итогов социалистической революции в России 1917 года, то наглядно прослеживается тот факт, что коммунисты сделали подобную ошибку 100 лет назад. Они уповали на метаморфозу политических функций государства, «простых административных» в рабоче-крестьянские органы власти. Надежда на подобную методологию изменения социальной структуры общества позже получила название «прожектерства».
В 90-е годы прошлого столетия подобная методика получила опасное сращивание мафии с коррумпированным чиновничеством и попыткой создания «параллельного преступного государства». Только благодаря успешной политике избранного Президента РФ в 2000 году В.В. Путина Россия не потеряла свою независимость.
Президент В. В. Путин и его либеральная программа
Начало XXI века для Российского государства стало знаменательным потому, что бывший президент РФ Б.Н. Ельцин представил своего преемника В.В. Путина. Эта кандидатура стала неожиданной не только для иностранных политиков, но и для многих граждан российского государства. В прессе стали бурно обсуждать нового президента, ставился вопрос «Кто есть Путин?». Б.Н. Ельцин как дальновидный политик понимал, что для российского общества необходим новый лидер с новым мышлением и способный достойно представлять РФ на международной арене.
До сих пор в обществе идет полемика: В.В. Путин больше «консерватор» или «либерал»? Российские и зарубежные аналитики ведут дискуссию о том, какой курс внешней и внутренней политики будет проводить вновь избранный президент РФ В.В. Путин. На телевидении и в прессе представляют иногда совершенно противоположные прогнозы модернизации Российского государства на ближайшие шесть лет.
Оказав доверие вновь избранному президенту В.В. Путину, российский избиратель надеется на продолжение державнической идеологии на международной арене. Наибольшая часть населения рассчитывает на либеральную политику руководителя нашего государства и его правительства. Очевидным является тот факт, что у российского либерализма существует крепкая социальная основа, что дает надежду на прогрессивную перспективу. Ведущая российская политическая партия «Единая Россия» в своей программе имеет большое количество идей и предстоящих задач, связанных с либеральной идеологией. Общеизвестно, что лидеры «Единой России» поддерживают все «начинания» президента В.В. Путина, и он опирается на ее поддержку.
По выступлениям В.В. Путина в 2017 году можно сделать вывод о том, что он начинает новый этап реформ российского общества, делая явный акцент на продолжающиеся экономические и политические санкции западноевропейских государств в отношениях с Россией. Основные направления реформ президента можно определить по указанным им целям и задачам перед органами государственной власти. Эти направления можно представить в следующей последовательности, а именно:
1. Проведение экономической политики на импортозамещение жизненно важных товаров.
2. Снижение количества граждан, живущих за «чертой» бедности (с 1 мая 2018 году повышен уровень минимальной оплаты труда до 11163 руб.).
3. Дальнейшее совершенствование экономических институтов.
4. Ясная политика в сферах налоговой и бюджетной деятельности государства.
5. Укрепление и развитие малого и среднего бизнеса.
В.В. Путин является «первым» государственным служащим высшего звена, родившимся после второй мировой войны. Образование и воспитание получил в советской системе и свою карьеру осуществил в органах советской власти. Тяжелые для России годы горбачевской «перестройки» и проводимые либеральные реформы 90-х годов сформировали В.В. Путина как прагматичного и грамотного управленца.
В своем послании Федеральному собранию в декабре 2017 года президент В.В. Путин еще раз сделал акцент на решение основных социальных проблем у бедной части населения, в том числе и повышение уровня заработной оплаты труда, приведенной к уровню прожиточного минимума. На решение этих задач по распоряжению президента выделены большие субсидии из бюджета РФ. Основными направлениями являются снижение банковской ставки до 7% на приобретение жилья молодыми семьями, установление низких тарифов на оплату ЖКХ, повышение заработной оплаты труда и увеличение пенсий. Объявленные президентом цели и задачи, поставленные перед Правительством РФ до 2025 года, дают надежду на решение текущих социальных программ и проблемы низкой оплаты труда во всех сферах экономики.
На наш взгляд, указанные задачи и поставленные президентом цели и есть тот самый классический вариант либеральной модели экономики и общества, который является основой в становлении бюрократического капитала как главной формы коммерциализации российской экономики.
Несомненным успехом В.В. Путина на посту президента РФ является укрепление вертикали власти, консолидация вокруг «Единой России» прогрессивных политиков и депутатов. «Если раньше 25 % всех законодательных актов субъектов Федерации находилось в противоречии с Конституцией России и с федеральным законодательством, то сейчас - 2/3 из них уже приведены в соответствие с Конституцией РФ».
По мнению президента, успехи в экономических и социальных реформах должны быть основаны на демократизации политической системы и политических решениях главы государства и его правительства. Тормозом этих реформ являются нерешенные вопросы социально-экономического и политического устройства общества, необходимость налаженного государственного управления и механизма принимаемых политических решений.
Несмотря на значительный экономический рост ВВП на 8% за последние десятилетия развития нашего государства, после введения в 2014 году санкций против России темпы экономического роста несколько снизились. Помимо санкций, на снижение уровня экономического развития повлиял конфликт между либерально настроенными представителями государственных служащих и консервативно настроенными депутатами и некоторыми представителями «высших» эшелонов государственной власти.
Мы считаем, что одной из основных проблем сложившейся ситуации в нашем государстве является отсутствие теоретически обоснованной государственной экономической политики (положительным примером могут служить советские пятилетние планы государственного развития страны). По настоящий период времени нет утвержденной и согласованной с ведущими политическими партиями модели экономического развития страны.
По мнению либерально настроенных государственников, государство должно проводить ясную законодательную и фискальную политику по формированию рыночных институтов, которая поможет снизить, а впоследствии и устранить теневую экономику
и отток капитала из сектора российской экономики. Некоторые экономисты и политики (Г. Явлинский, М. Горбачев, Л. Млечин и др.) придерживаются точки зрения, что экономика способна к динамическому развитию лишь при условии участия в ней государства и регулировании отдельных сфер экономики.
Мы полагаем, что государство не всегда эффективно реагирует на рыночные отношения, так как они не всегда происходят по тем теоретическим прогнозам ведущих теоретиков-экономистов. В сфере экономических отношений политика В.В. Путина заключается в его требовании о том, что значительная часть от продажи энергоносителей должна использоваться на модернизацию несырьевых секторов экономики.
В текущие годы президент ставит задачу перед Правительством РФ о сокращении уровня экономической и производственно-технической отсталости от ведущих европейских государств. Однако некоторые инициативы, которые направлены на развитие гражданского общества, вызывают у него сомнения в их эффективности. В.В. Путин указывает на необходимость реформ при развитии рыночных институтов, но при обязательном теоретически выверенном политико-экономическом проекте, который удовлетворил бы большинство предпринимателей и потребителей российского общества.
Сегодня у главы государства на столе два сценария экономического развития страны. Первый подготовлен экс-министром финансов Алексеем Кудриным, второй - командой действующего советника президента Сергея Глазьева. После майской инаугурации 2018 года В.В. Путину, как вновь избранному главе России, необходимо будет сделать свой обоснованный выбор программы развития страны.
Невзирая на продолжающиеся санкции против Российского государства, президент проявляет заинтересованность в партнерстве с ЕС в поставке не только энергоносителей, но российских товаров. Речь идет о большом потенциале западноевропейских инвесторов для развития Сибири и Дальнего Востока, технологической поддержки модернизации экономики этих территорий.
Годы правления В.В. Путина ознаменованы политической стабильностью, на что указывают многочисленные социологические опросы населения РФ. Ни для кого не является секретом, что Россия нуждается в долгосрочных зарубежных инвестициях в экономику РФ. При поддержке большинства в Государственной Думе РФ представителей партии «Единая Россия», по инициативе Путина был принят ряд законодательных актов, которые стали основой для развития рыночных отношений. Эти нормативные акты были направлены на регулирование валютной и бюджетной политики, пенсионной, банковской, таможенной и земельной реформ.
На наш взгляд, одной из приоритетных задач президента на ближайшие годы должна стать теоретически обоснованная и практически реальная либеральная модель модернизации не только макро- и микроэкономики, но иных жизненно важных сфер жизнедеятельности государства.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ возможности применения либерализма в Российском государстве имеет свою индивидуальную логику. Некоторые политики утверждают, что «во многих отношениях российская экономика сейчас либеральнее, чем западная. Именно тотальная неэффективность государственной власти создает беспрецедентные по меркам ХХ века возможности для утверждения либеральных ценностей и институтов» [4].
Кроме того, существуют подобные рассуждения о том, что в современном российском обществе созданы «элементы этики честного бизнеса», существуют доказательства
о «поразительном размахе и энергии» и «процессе спонтанной ценностной и институциональной перестройки» российского общества. Существует мнение о «высокой степени толерантности к неравенству в доходах, проявляемой сейчас общественным сознанием», о благотворной слабости у нас «государства благосостояния», которое на Западе «замутило и исказило» образ правильного и известного либерализма, и т.п. Подобного рода концепции оставляют надежду автора данной статьи на заинтересованность ученых, политиков, аспирантов в исследовании данной проблемы российского общества.
Список литературы
1. Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Гражданское общество современной России // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 1-4.
2. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2018 г. № 152/1255-7 г. Москва «О результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года» // Российская газета - Федеральный выпуск №75241 (61) 24 марта 2018 г.
3. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. - М.: Красанд, 2010. - 144 с.
4. Гуляк И.И. Общество как объект философского анализа: А.Д. Градовский о свободе печати // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Ставрополь. 2001. - С. 27-31.
5. Гузынин Н.Г. Судьба либерализма в исторической несвободе России // Вестник СевКавГТИ. 2014. Выпуск № 16. - С. 206-211.
6. Гузынин Н.Г. От исторического рока борьбы к миротворческому существованию России // Конфликтология. 2015. №2. - С.19-29.
7. Гузынин Н.Г. Проблема «прописки» консерватизма в политической истории России // Конфликтология. 2011. - № 4. - С. 36-43.
8. Гуляк И.И. Историко-теоретический анализ русского либерализма (на примере творчества А.Д. Градовского) // Методологический, философский и социогуманитарный анализ российского общества. Ставрополь. 2014. - С. 30-66.
9. Гуляк И.И. Философия управления: проблемы местного самоуправления в либеральной философии А.Д. Градовского // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 18. -С. 66-69.
10. Куц Г. М. Классический и современный либерализм: сравнительный анализ // PolitBook . - 2013. - №4.
11. Алексеева Н., Садчиков А. Консервативно-центристский либерализм. Время экономического контекста. - http: // www.impressia.ru (11 апреля 2004).
12. Алексеева Н., Садчиков А. Либерализм Владимира Путина: мимикрия и здравомыслие. - http: // www.president.strana.ru (21 апреля 2004).
13. Андрусенко Л. Государственник и либерал. - http://www.beta.rg.ru <http:// www.beta.rg.ru> (14 апреля 2004).
14. Вольчик В.В. Либеральный консерватизм: история и современность. - М. -2001. - http: // www.scenario.ng.ru (14 апреля 2004).
15. Вольчик В.В. Либерализм и благосостояние. - 1999. - http://www.scenario.ng.ru (21 апреля 2004).
16. Вольчик В.В. Экономические реформы 90-х годов XX века: между либерализмом и интервенционизмом. - http: // www.scenario.ng.ru (24 января 2003).
17. Львин Б. Тезисы о либеральной реформе. - 1992. - http://www.scenario.ng.ru (24 января 2003).
18. Новиков В. Три источника и три составные части либерализма. - 1999. -http://www.scenario.ng.ru (24 января 2003).
19. Орьяхова З. Есть ли либерализм в России. - 1999. - http://www.rambler.ru (14 апреля 2004).
20. Рар А. Путин делает ставку на власть и силу, не на либерализм. - http:// www.inopresssa.ru (14 апреля 2004).
21. Третьяков В. Новый либерализм Путина. - http://www.inopressa.ru <http:// www.inopressa.ru> (14 апреля).
22. Сапов Г.Г., Лебедев Г., Найшуль В.А. Либеральная хартия. - 1992. - http:// www.scenario.ng.ru (24 января).
23. Яковенко И.Г. Русский либерализм - историческая справка. - 1994. - http:// www.scenario.ng.ru (21 апреля 2004).
24. Ясин Е. Скрытый либерализм Путина. - http://www.inopressa.ru <http:// www.inopressa.ru> (14 апреля 2004).