Научная статья на тему 'Проблема репатриации сирийских черкесов на российский Кавказ: политико-конфликтологический аспект'

Проблема репатриации сирийских черкесов на российский Кавказ: политико-конфликтологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
260
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема репатриации сирийских черкесов на российский Кавказ: политико-конфликтологический аспект»

деятельности Духовных управлений мусульман республик РФ СКФО и Духовного управления мусульман Ставропольского края является «просветительский джихад», т.е. просветительско-инфор-мационная «война» с радикальными религиозными учениями.

Ставрополье, как и другие субъекты РФ СКФО, играет одну из главных ролей в осуществлении нескольких направлений стабилизации межэтнических отношений. Это: трансляция позитивной повестки на Кавказе и упрочение российской идентичности членов северокавказского сообщества. Также это достижение эт-нополитической стабильности и этнокультурной безопасности. Также это гуманизация этнополитического и этноконфессиональ-ного дискурса и вместе с тем информационное разоблачение терроризма, экстремизма, национализма и ксенофобии. Также это брендирование СКФО как привлекательной и уникальной в плане культурного многообразия территории.

«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.», М., 2012 г., С. 99-104.

А. Баранов,

доктор политических наук, доктор исторических наук (Кубанский государственный университет) ПРОБЛЕМА РЕПАТРИАЦИИ СИРИЙСКИХ ЧЕРКЕСОВ НА РОССИЙСКИЙ КАВКАЗ: ПОЛИТИКО-КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность темы состоит в том, что по мере эскалации военно-политического конфликта 2011-2013 гг. в Сирии проблема репатриации черкесов становится одним из важнейших индикаторов позиционирования и дискурса риторики акторов политики в республиках Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и адыгской диаспоре. Этнополитические организации в республиках Северо-Западного Кавказа и адыгской диаспоре все более настойчиво требуют от органов государственной власти Российской Федерации обеспечить массовую репатриацию, придавая проблеме политический смысл.

Цель статьи - выяснить причины и проявления политического конфликта по проблеме репатриации сирийских черкесов на российский Кавказ, различия позиций органов власти республик Северо-Западного Кавказа и этнополитических движений, способы

их аргументации. Это даст возможность более эффективно реализовать курс государственной национальной, миграционной, информационной политики на Северо-Западном Кавказе, аргументированно вести критику этноцентристских и радикальных проектов.

Требование репатриации потомков черкесов выдвигается эт-нополитическими организациями Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии постоянно с 1989 г. Назывались завышенные цифры черкесской диаспоры в мире - от 3 до 7 млн человек [3]. Из них в Сирии проживали 32-150 тыс. Контрастные оценки связаны с тем, что черкесами называют потомков всех выходцев с Северного Кавказа (адыгов, абхазов, осетин, чеченцев, дагестанцев и др.). Из них более половины проживали в Дамаске, многие - в крупных городах: Халебе, Хомсе, Хаме [14; 15]. Желание вернуться на российский Кавказ лидеры черкесских объединений Сирии высказывали и до конфликта, но только гражданская война 20112013 гг. поставила вопрос репатриации в практическую плоскость, стимулировала скоординированные акции в республиках Северного Кавказа и за рубежом.

В начале декабря 2011 г. отмечены первые обращения сирийских черкесов и общественных организаций Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии к Президенту Российской Федерации о репатриации [10; 8]. Обращения к Президенту РФ, Председателю Государственной думы ФС РФ, Председателю Совета Федерации ФС РФ, к главам Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии с просьбами о содействии в возвращении поступили: 25 декабря 2011 г. - от 115 сирийских черкесов; 28 декабря 2011 г. - от 57 человек; 3 января 2012 г. - от 76. В январе 2012 г. делегация черкесской диаспоры Сирии обратилась к главам республик Северо-Западного Кавказа от имени 1 тыс. черкесов с просьбой оказать содействие в репатриации [14]. Обращения сирийских черкесов делают акцент на законодательно закрепленное право российских соотечественников и их потомков получать гражданство РФ и селиться на ее территории. На черкесов, как на проживающих до 1860-1870-х годов на землях, завоеванных Российской империей, это право распространяется. Так, в заявлении от 25 декабря 2011 г. прозвучало обещание: «Наше искреннее желание - это вернуться на землю предков, жить в мире и согласии с нашими братьями и сестрами на Северном Кавказе, в мире и согласии с народами России» [22].

Обращения получили поддержку президентов и законодательных органов республик Северного Кавказа. Информационная

линия региональных органов власти состоит в подчеркивании мотивов спасения жертв военно-политического конфликта, оказания медицинской и экономической поддержки, воссоединения соотечественников. Подчеркивается, что репатриация черкесских семей возможна на основе их личных заявлений и в рамках квот приема переселенцев, установленных федеральным законодательством [5; 1]. По заявлению главы Адыгеи А.К. Тхакушинова от 27 декабря 2011 г., республика «рада принять сирийских соотечественников. Но это вопрос не республиканского уровня, так как сирийским черкесам нужна федеральная помощь с работой и жильем» [19].

Обращения к Президенту РФ, Председателю Государственной думы ФС РФ, Председателю Совета Федерации ФС РФ о содействии добровольному переселению сирийских адыгов были приняты законодательными органами республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. В них правовой базой репатриации из Сирии назван Федеральный закон № 179-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 23 июля 2010 г.). В соответствии с ним к категории «соотечественник» стали относиться «лица, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ» [21]. В основу принадлежности к соотечественникам положен принцип самоидентификации, подкрепленный общественной, профессиональной деятельностью, «либо иными свидетельствами свободного выбора» в пользу России. Предполагалось использовать положительный опыт репатриации адыгов из Косова. В феврале 2012 г. состоялись встречи делегаций сирийских черкесов с главой Кабардино-Балкарии А. Каноковым и госслужащими Адыгеи и Карачаево-Черкесии. В республиках созданы комиссии по координации работы по поддержке соотечественников, адаптационные центры для репатриантов. Они занимаются вопросами правовой поддержки, помощью в трудоустройстве и бесплатном изучении русского языка [5].

Федеральные органы власти России активизировали диалог с диаспорой в Сирии, региональными элитами республик СевероЗападного Кавказа и представителями общественности. Так, весной 2012 г. Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко приняла членов верхней палаты от данных республик; правительст-

венная делегация под руководством сенатора от Кабардино-Балкарии А. Кажарова посетила Сирию для изучения положения черкесской общины; в КБР создан Центр по приему репатриантов. Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в рамках конференции соотечественников в мае 2012 г. уделило особое внимание проблемам черкесов [11].

Комиссия Совета Федерации РФ, работавшая в Дамаске в марте 2012 г., официально назвала число - 200 семей черкесов, готовых переехать в Россию [24]. Характерны выводы и рекомендации членов комиссии. В них основными препятствиями к реализации права на добровольное переселение в Россию представителей черкесской диаспоры Сирии названы «отсутствие в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии региональных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; сложность с оформлением виз в РФ в силу отнесения Сирии МИД РФ к категории мигра-ционно-опасных стран; отсутствие сирийских паспортов у части черкесской диаспоры Сирии; высокие цены визовых платежей; крайне высокие консульские платежи при обмене паспортов гражданина РФ, получении гражданства РФ детьми смешанных семей, подтверждении гражданства РФ» [24].

Делегация предложила инициировать обращения в Правительство РФ о включении Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; поддержать инициативу трех республик и обратиться в Правительство РФ с предложением открыть в республиках центры по приему беженцев и вынужденных переселенцев; совместно с МИД РФ изучить предложение об отмене визовых платежей для соотечественников в Сирии; проработать механизмы экстренной гуманитарной эвакуации в Россию представителей черкесской диаспоры Сирии, выразивших добровольное согласие на переселение.

Каковы итоги государственных мер репатриации к концу 2012 г.? По сведениям председателя Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ А. Шхалахова, на 14 декабря 2012 г. в Адыгее находятся 263 репатрианта (77 семей), а также 55 студентов - сирийских черкесов. Обратились за разрешением на временное проживание в отдел Федераль-

ной миграционной службы по РА еще 242 репатрианта (на 16 ноября 2012 г.). В целом за 2012 г. в Адыгее зарегистрированы с правом временного проживания без российской визы 1179 человек, прибывших из Сирии. Часть из них уже переехала в другие регионы страны [1]. Репатриантам оказывается посильная благотворительная помощь не только государственными, но и общественными фондами и гражданами.

Вместе с тем репатриация сталкивается с многочисленными трудностями и противоречиями. Так, директор Центра адаптации репатриантов РА А. Гучетль отметил в интервью агентству «Кавказский узел», что лишь 25% репатриантов к началу декабря 2012 г. трудоустроены. Только 36,5% репатриантов имеют временную регистрацию, а без нее трудоустроиться невозможно. Большинство обратившихся в центр за помощью имеют высшее образование, желая работать преподавателями английского языка или переводчиками, но стольких вакансий нет. Из-за незнания русского языка устроить репатриантов на работу проблематично. Поэтому чаще всего службы трудоустройства предлагают репатриантам рабочие специальности. Большинство репатриантов (83%) желают поселиться в г. Майкоп, рассчитывают на высокие доходы, чего реально добиться в короткие сроки невозможно [27]. Таким образом, даже небольшой на текущий момент поток переселенцев не может рассчитывать на сохранение прежнего социального статуса. Ресурсы региональных государственных и общественных структур по оказанию помощи переселенцам ограниченны.

Рассмотрим аргументацию позиций этнополитических движений в республиках Северо-Западного Кавказа по проблеме репатриации из Сирии. Прежде всего, отметим идеологизирован-ность и эмоциональность оценок проблемы. Оппозиционные общественные организации в республиках Северо-Западного Кавказа и диаспоре, Интернет и СМИ призывают к немедленному возвращению сирийских черкесов в массовом порядке, жестко увязывают прием репатриантов с «покаянием» России за Кавказскую войну 1817-1864 гг. и неприятием сочинской Олимпиады [2; 6; 9]. Причем эти оценки догматические, они сложились до сирийской трагедии. Так, лидер Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» М. Берзегов, эмигрировавший в США, еще весной 2009 г. увязывал «реализацию права черкесов на историческую территорию» с созданием условий для массовой репатриации [2].

Характерно, что первые обращения этнополитических организаций республик к органам власти РФ по проблеме сирийских черкесов (декабрь 2011 - начало 2012 г.) были выдержаны в умеренных тонах. Акцент делался на спасение жертв гражданской войны, не желающих участвовать в религиозном и этническом конфликте. Например, таковы обращения Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Черкесский конгресс» к Президенту РФ от 2 декабря 2011 г., Совета черкесских общественных организаций России от 29 декабря 2011 г., Краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ Хасэ» и др. [10; 28].

Когда выяснилось, что быстрой и массовой репатриации не будет, что позиция федеральных и региональных органов власти России по проблеме осторожна, этнополитические организации начали ужесточать стиль своей риторики. В январе 2012 г. сайт черкесской диаспоры в Турции «Патриоты Черкесии» резко осудил задержания и допросы в Республике Адыгея репатриантов из Турции, незаконно сохранивших двойное гражданство [17]. На съезде организации «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» 30 июня 2012 г. ее руководитель А. Богус эмоционально упрекнул Федеральную миграционную службу в том, что репатриации черкесов ставятся препятствия, а прибывающая рабочая сила представлена народами, не очень близкими адыгам «в культурном и ментальном планах» - армянами, узбеками, русскими, азербайджанцами и др. [5].

Многие активисты этнополитических организаций отмечают ухудшение эмоционального фона восприятия проблемы. По мнению сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа А. Кабарда, этнокультурный черкесский фактор на Олимпиаде мог решить проблему год назад, но не сегодня. «Когда в Сирии война, черкесский танец на открытии Олимпиады - это как вишенка на торт», - заявил он [9]. Старший научный сотрудник Центра циви-лизационных и региональных исследований РАН Н. Нефляшева, ведущая блог на сайте «Кавказский узел», прогнозирует: «Еще год назад тема эвакуации сирийских черкесов... давала Центру уникальный шанс для демонстрации широкого жеста и проявления доброй воли по отношению к соотечественникам, что привело бы к резкому снижению черкесской политической активности по поводу Олимпийских игр в Сочи. Сегодня, похоже, именно эта тема станет главным катализатором протестных настроений и обеспечит рост репутационных рисков для России» [16].

Оценки действий органов власти концентрируются вокруг проблем бюрократизма, медлительности, слабости экономической и социальной поддержки репатриантов. Особое неприятие на сайтах адыгских организаций вызывают требования законодательства РФ к международным мигрантам о знании русского языка и российской культуры, о неприменимости двойного гражданства. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ (12 декабря 2012 г.) оценивается сдержанно. Так, вызвало критику поручение ввести ускоренный порядок предоставления гражданства соотечественникам - носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам рожденных в Российской империи и СССР. Председатель Кабардинской общественной организации «Адыгэ Хасэ» М. Хафицэ полагает, что если бы Президент РФ «добавил фразу "и представителям других народов, которые родились в этой стране, но не владеют русским языком", то было бы лучше. Если это подразумевается, - прекрасно. Если нет, то... такая поправка будет» [4; 6].

Этнополитические организации не ограничиваются сетевой активностью. С сентября 2012 г. разворачивается скоординированная серия пикетов сборов подписей в пользу репатриации сирийских черкесов (Москва, Майкоп, Черкесск в России, а также в странах дальнего зарубежья). Их проводят совместно не только адыгские, но и общекавказские движения [12; 13]. Например, митинг в Москве 2 декабря 2012 г. принял детальную резолюцию, потребовав от руководства РФ организовать срочную эвакуацию граждан России и соотечественников (в том числе черкесов) из зоны военных действий в Сирии на территорию России [20]. Наряду с вполне оправданной критикой бюрократизма в оказании помощи репатриантам выдвигаются категоричные лозунги полной эвакуации сирийских черкесов, по сути, без мер пограничного контроля.

Характерно, что антироссийский лоббист «черкесского проекта» - Джеймстаунский фонд (США) в лице своего президента Г. Ховарда подталкивает этнополитические организации диаспоры и республик Северного Кавказа к интернационализации их требований, называя поведение России в отношении репатриации сирийских черкесов «возмутительным и скандальным» [25]. В дискуссии с риторикой этнополитических движений целесообразно выдвинуть следующие аргументы, обобщая предложения экспертов [7; 11; 15].

Необходимо определить, в рамках какой программы возможно переселение. Право на получение гражданства РФ российскими соотечественниками и их потомками, проживающими за рубежом, само по себе не предусматривает государственное финансирование их переселения и обустройства в России. Если имеется в виду программа по переселению соотечественников, то в ней обозначены регионы, готовые принять переселенцев определенных профессий и обладающие необходимым числом рабочих мест и социальной инфраструктурой. По программе переселения соотечественники, желающие переехать, выбирают место жительства из фиксированного списка, а не по своему желанию.

Черкесские же активисты и сайты диаспоры настаивают расселиться исключительно на Северо-Западном Кавказе. Некорректно выглядят ссылки на желание переселиться именно на «землю предков», что увязывается с «покаянием» России за Кавказскую войну и мухаджирство. В России тысячи адыгов живут вне своего традиционного ареала (в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах) и успешно интегрируются в полиэтничное российское общество.

Возникает вопрос идентификации черкесов в связи с вовлечением в репатриацию представителей иных этнических групп Северного Кавказа. В странах Ближнего Востока черкесами называют всех выходцев с Северного Кавказа. Корреспондент «Голоса Америки» Ф. Тлисова цитирует королеву Иордании Нур, которая отметила: «Проблема с черкесскими беженцами в том, что международные организации не могут сформировать базу данных по этой группе, так как по прибытии в лагеря черкесы не идентифицируют себя как представителей отдельной этнической группы. Поэтому в Международной организации по делам беженцев практически нет базы данных по черкесским беженцам» [26]. В диаспоре происходила неизбежная ассимиляция, возникали полиэтничные семьи, менялся язык. Проблемы может вызвать предлагаемое зачисление в репатрианты всех назвавших себя черкесами, поскольку их включение в государственные программы поддержки связано именно с этнической самоидентификацией. Сложно представить, как в условиях гражданской войны можно быстро проверить потенциальных репатриантов на знание адыгских языков, культуры, а тем более - на законопослушность.

Одновременная репатриация 100-150 тыс. сирийских черкесов [7] может обострить социальные конфликты в северокавказских республиках. Вопреки декларируемому тезису о нейтрально-

сти всех черкесов в сирийском конфликте, Н. Нефляшева приводит примеры перехода влиятельных черкесов на сторону оппозиции [16]. На Северном Кавказе идет затяжная контртеррористическая война, и добавлять новые линии размежеваний общества, обострять социальные проблемы несвоевременно. Правоохранительные органы РФ обязаны удостовериться в отсутствии среди переселенцев террористов и экстремистов, а не пускать миграцию на самотек.

Характерно, что ультимативные требования принять потомков мухаджиров немедленно и в массовом порядке предъявляются только к современной России, которая не отвечает за действия Российской империи, а не к Турции, которая подвергала черкесов ассимиляции в 1860-1910-х годах, а сейчас служит основной базой подготовки вторжения в Сирию; не к Израилю, провокационно бомбившему черкесские деревни на Голанских высотах; не к благополучным арабским монархиям - Иордании, Саудовской Аравии, Катару и др., где сложились обширные диаспоры. Более того, израильский раввин А. Шмулевич объявлен «стратегическим советником» черкесской диаспоры; публицистами подчеркивается тождество трагедии черкесов и евреев (идея «черкесского холоко-ста») [3; 25; 26].

Некоторые этнополитические организации в республиках Северо-Западного Кавказа («Черкесский конгресс», «Адыгэ Хасэ -Черкесский парламент»), ряд сайтов (www.hekupsa.com, www.nat-press.com, www.elot.ru,www.shapsugiya.ru и др.), организации диаспоры («Патриоты Черкесии» и т.д.) используют проблему репатриации не только для дискредитации Олимпиады 2014 г., но и для решения стратегических политических задач - изменения этнодемографического баланса на Северо-Восточном Кавказе, давления на органы федеральной и региональной власти РФ, роста поддержки этноцентристских движений в региональных сообществах.

Итак, информационная линия Российской Федерации в дискуссии о репатриации сирийских черкесов должна обрести последовательность и наступательность. Гражданская война в Сирии организована экстремистскими организациями оппозиции совместно со спецслужбами арабских монархий, Турции, США. Попытки переложить вину в гуманитарной катастрофе черкесов Сирии на Россию представляются далеко идущим замыслом ретранслировать этноконфессиональный конфликт из Сирии на российский Кавказ. Возможна адресная репатриация тех сирийских черкесов, которые подтвердят лояльность Российскому государству, выразят

личное желание проживать в РФ и пройдут соответствующий федеральному законодательству миграционный контроль. Должны учитываться и запросы регионального рынка труда в регионах России.

Литература

1. Аскер Шхалахов, Председатель Комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации, рассказал ИА «Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии» об итогах репатриации сирийских соотечественников в Республику Адыгея в 2012 г. -http://www.hekupsa.com/obzor/publikatsii/1062-asker-shkhalakhov-repatriatsiya-v-adygee-itogi-2012-goda.html

2. Берзегов М. Мы как народ являемся субъектом международного права, на которое и опираемся. - http://kavkaz-news.info/portal/cnid_94390/alias_Cauca-sus-Info/lang_en/tabid_2434/default.aspx

3. Бжахо X. Черкесы ждут «Декларации Бальфура» / http://www.aheku.org/ page.php?id=1409

4. Бюрчиев Б. Послание Путина: Черкесская трактовка / http://www.elot.ni/index. php?option=com_content&task=view&id=3128&Itemid=l. В Адыгее для репатриантов откроют курсы русского языка. - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/ 209309

5. Гукемухов М. Сирийские черкесы не носители русской культуры / http:// www.hekupsa.com/mnenie/intervyu/l056-sirijskie-cherkesy-ne-nositeli-russkoj-kul-tury.html

6. Гулевич В. Ближневосточные черкесы: От репатриации - к социальному взрыву? / http://www.kavkazoved.info/news/2012/08/20/blizhnevostochnye-cherkesy-ot-repatriacii-k-socialnomu-vzryvu.html

7. Ефимова М. Россию просят дать историческое право на убежище: Черкесы Сирии пытаются вернуться на историческую родину - в Россию / http://mn.ru/world_mideast/20111227/309404655-print.html

8. Кабард А. Черкесская хроника: Оптимистическая трагедия / http://shapsugiya. ru/index.php?newsid=1272

9. Капаева А. «Черкесский конгресс» призвал руководство РФ принять меры по переселению черкесов Сирии в Россию / http://russia.kavkaz-uzel.ru/articles/ 197101

10. Косачев К. Россотрудничество готово подключиться к диалогу с черкесами Сирии / http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/205242/

11. Краснов О. Аслан Хурай: Власти замалчивают проблему переселения черкесов из Сирии в Россию / http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213044

12. Краснов О. Российский конгресс народов Кавказа призывает власти РФ оказать содействие в репатриации сирийских черкесов / http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/215856/

13. Кушхабиев А.В. Проблемы репатриации черкесской диаспоры Сирии / http://intercircass.org/?p=l187

14. Маркедонов С.М. Сирийский кризис и «черкесский вопрос» / Шр://^'^^. kavkazoved.info/news/2012/06/28/sirijskij-krizis-i-cherkesskij-vopros.html

15. Нефляшева Н Сирийские черкесы и проблема репатриации / http://kavpolit. com/sirijskie-cherkesy-i-proЫema-repatriacii

16. «Патриоты Черкесии»: Очернение репатриантов Адыгеи - акция против приема черкесов Сирии. Вниманию черкесского общества! / http://www.natpress.ru/ index.php?newsid=7206

17. Право на землю, а не финансовые компенсации: Из выступлений черкесских лидеров в Госдуме. - http://www.regnum.ru/news/1405809.html

18. Приймак А. Россия спасет черкесов от смерти? - http://www.georgia-times.info/interview/69849.html?mode=print

19. Резолюция митинга в поддержку соотечественников и граждан Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике. - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/216627

20. Российская газета. - 27.07.2010.

21. Сирийские адыги попросили у Тхакушинова убежища. - http://club-rf.ru/news/adygeya/siriyskie-adygi-poprosili-u-thakushinova-ubezhishcha/

22. Сирийские черкесы добиваются ускоренной репатриации в Россию. Из Сирии в Россию продолжается репатриация этнических черкесов, покинувших Россию в XIX веке в результате Кавказской войны, сообщает sk-news.ru со ссылкой на NovostiNK.ru. - http://dobrososedstvo.info/dobro/ru/information/ п_12ш_27171

23. Сирийские черкесы и проблема репатриации. - http://kchrline.ru/?p=713

24. Тлисова Ф. Сирийский кризис и ответственность России / http://www.golos-ameriki.ru/ content/world-syria-refugees-situation/1583815.html

25. Тлисова Ф. Черкесские беженцы из Сирии просят убежища в России: В Москве изучением вопроса занимается Совет Федерации / http:/www.golos-ameriki.ru/content/syrian-refugees-russia-2012-04-24-148766065/664670.html

26. Чалый О. Служба занятости Майкопа помогает переселенцам из Сирии найти работу, отправляя в центр репатриации своих специалистов / ^Шр://^'^^. kavkaz-uzel.ru/articles/216866/

27. Черкесские общественные организации создали комиссию по вопросам репатриации черкесов Сирии. - http://www.krasnodar.kavkaz-uzel.ru/articles/ 198567

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2013 г., № 2, с. 19-34.

А. Степкина, (г. Астрахань, АГУ) КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Каспийский регион на протяжении веков играл важную роль

в военно-политических и социально-экономических процессах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.