ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Н.А. СЕЛЕЗНЕВА, профессор Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов
Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, а также к его социальной и профессиональной готовности к жизни в современном быс-троменяющемся и усложняющемся мире. С этим связано стремление внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функционирования и развития таких систем.
Общемировая тенденция движения к новому качеству высшего образования проявляется прежде всего в нарастании комплексного, системного, междисциплинарного и интегрального характера требований к уровню подготовленности выпускников вузов для выполнения как профессиональных, так и социальных ролей в разнообразных и широких контекстах. Это нашло свое отражение в динамичном становлении в последние годы компетентностного подхода к результатам высшего образования как обобщения и синтеза ранее осваиваемых отечественной высшей школой системно-деятельностного, личностно-деятельностного, ценностного и иных подобных подходов к формированию результатов и содержания образования. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации отечественных ученых (В.И. Бай-денко, И.А. Зимней, В.А. Козырева,
Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования
Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Родионовой, В.В. Серикова, А.И. Субетто, Ю.Г. Та-тура, В.Д. Шадрикова, А.И. Чучалина и др.) и зарубежных исследователей
[1-4].
Актуальная совокупность компетенций выпускника вуза как его социально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой будущей профессиональной деятельности и личностным развитием, составляет сегодня ядро нового образа качества высшего образования и основу новых образовательных стандартов и программ [5-7].
Хотя во всем мире продолжаются научные дискуссии о содержании понятия «компетенция » применительно к результатам высшего образования, большинство методологов склоняются к определенной позиции. Суть ее состоит в том, что объем этого понятия должен:
• с одной стороны, обеспечивать преемственность в развитии и реформировании высшего образования через включение в него («поглощение») традиционных «знаний - умений - навыков», придавая последним большую упорядоченность по значимости для успешного освоения студентами будущих профессиональных и социальных ролей;
• с другой стороны, предусматривать в числе главных приоритетов (для результатов именно высшего образования) развитые креативные (творческие) способности выпускников вузов, и прежде всего - их готовность справ-
ляться с решением реальных задач-проблем с высоким уровнем неопределенности в профессиональной и социальной областях. Без этого эффективная включенность выпускников высшей школы в современное инновационное социальное и экономическое развитие своих стран оказывается невозможной.
Важно подчеркнуть также, что именно через компетентностный подход в сфере высшего образования сегодня осуществляется принципиальный парадигмальный сдвиг: от «пред-метоцентричности » - к «студенто-центричности». Компетентностный подход фактически «подталкивает» педагогическую практику к большей индивидуализации обучения студентов, включая их возрастающую вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность и личную ответственность за ее результаты (индивидуальное планирование, самооценка, самоорганизация, саморазвитие, индивидуальный мониторинг, презентация и защита своих учебных достижений, возможностей и др.), развитие навыков трудоустраиваемости. Реализация компетентностного подхода рассматривается как один из главных механизмов повышения мотивации студентов к получению качественного высшего образования,ускорения их социального и профессионального становления.
Есть все основания утверждать, что компетентностный подход к результатам образования в высшей школе составляет ядро современных образовательных реформ, а реализация компе-тентностного подхода рассматривается как ключевое направление совершен-
ствования качества высшего образования. Именно поэтому компетентностный подход к результатам образования стал концептуальным основанием нового поколения государственных образовательных стандартов отечественной высшей школы - ФГОС ВПО [6], проекты которых в настоящее время проходят экспертизу.
После утверждения ФГОС ВПО перед российскими высшими учебными заведениями встанет проблема реализации компетентностного подхода - через проекты основных образовательных программ (ООП) вузов и на этой основе - в реальном образовательном процессе, в индивидуальной и коллективной деятельности преподавателей, студентов и организаторов высшего образования.
Будучи сложной и комплексной, проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе требует адекватного ее сложности и комплексности системного решения. Как одно из возможных решений нами развивается направление, основанное на принципе дуальности* в организации и управлении сложными системами применительно к системам высшего образования и реализующее этот принцип в перспективных моделях и технологиях комплексного управления качеством высшего образования [8, 9]. На рисунке представлена общая концептуальная модель системы дуального управления качеством высшего образования на уровне отдельного направления подготовки/специальности в вузе.
С освоением компетентностного подхода к результатам образования в
* В соответствии с принципом дуальности организации и управления образовательная система как сложный социальный объект должна иметь два взаимодействующих канала (контура) управления: канал управления функционированием и канал управления развитием. Благодаря такой организации образовательная система приобретает определенный уровень адаптивных свойств и соответствующие ему уровни самоорганизации и саморазвития, адекватные сложности стоящих перед системой целей и состоянию внешней и внутренней среды.
Практика модернизации
высшей школе связывается очередной «виток» обновления цели высшего образования и ее социального нормирования (через новые образовательные стандарты и программы). Таким образом, запускается новый цикл в контуре управления развитием (совершенствования/ улучшения качества) отечественной системы высшего образования (на всех уровнях ее организации и управления).
Результатами нового цикла в контуре управления развитием должны стать: 1) новые цели-нормы по качеству высшего профессионального образования, отраженные в ФГОС ВПО, 2) реализующие их вузовские основные образовательные программы (ООП), 3) другие средства достижения новых целей.
Эти результаты становятся обновленными целями-нормами по качеству высшего образования и средствами их достижения для контура управления функционированием (обеспечение качества образования), то есть для реального образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки/специальности в вузе.
Для перехода системы высшего образования к реализации новых требований к результатам образования в компетентностном формате (в каждом вузе и по каждому реализуемому направлению подготовки/специальности) в контуре управления развитием необходимо последовательно решить следующий комплекс задач:
• в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и примерной ООП ВПО [5, 6] и опираясь на потребности региональной сферы труда, а также достижения и возможности научно-педагогической школы конкретного вуза, сформировать адекватную модель результата высшего образования в ком-петентностном формате (компетент-ностную модель выпускника вуза) как
новую («опережающую») целевую основу системы высшего образования по направлению подготовки/специальности и вузовской ООП;
• спроектировать средства достижения новой цели по качеству высшего образования, включая программный комплекс ООП ВПО для образовательного процесса на весь период обучения в вузе, а также учебно-методические, организационные, информационно-технические, нормативные и иные средства (модели и технологии) учебной деятельности студентов, деятельности преподавателей (индивидуальной и коллективной), управленческой деятельности организаторов высшего образования по ООП и др.;
• реализовать спроектированный комплекс новых средств достижения цели по качеству высшего образования в компетентностном формате (издание новой учебной и методической литературы для студентов, создание средств информационно-технической поддержки деятельности студентов, преподавателей и организаторов высшего образования по ООП, повышение квалификации и переподготовка преподавателей, в том числе кураторов студенческих групп, проведение необходимых организационно-структурных, инфраструктурных и кадровых изменений, обновление и развитие материально-технической базы образовательного процесса по ООП, закрепление новых условий в организации образовательного процесса по ООП в вузовской организационно-нормативной базе и т.п.).
После успешного решения указанного комплекса задач (в контуре управления развитием) будут созданы потенциальные условия для решения проблемы реализации компетентностного подхода к результатам образования. В этом случае вуз сможет осуществить переход от действующего образовательного процесса (контура управле-
ния функционированием), ориентированного на ГОС ВПО второго поколения, к обновленному образовательному процессу, соответствующему требованиям ФГОС ВПО (контуру управления функционированием под новую цель по качеству высшего образования).
Однако решение проблемы реализации компетентностного подхода к результатам высшего образования на этом не завершается, а переходит в контур управления качеством функционирования (обеспечения качества высшего образования по ООП) и далее будет зависеть от эффективности функционирования реального образовательного процесса, организованного под новую цель высшего образования в компетентностном формате.
С учетом особенностей компетент-ностного подхода специального внимания потребуют все основные задачи традиционного управленческого цикла в контуре управления качеством функционирования, а именно:
• обеспечение эффективного внутреннего мониторинга (включая самооценку) качества результатов образования студентов в соответствии с компетентностной моделью выпускника в ФГОС ВПО и вузовской ООП;
• обеспечение функционирования внутреннего мониторинга (самооценки) адекватности реализации образовательного процесса его проекту, отраженному в вузовской ООП ВПО;
• анализ рассогласования между ожидаемым и фактическим качеством высшего образования и выявление причин такового;
• определение корректирующих воздействий на причины рассогласования для их устранения;
• реализация корректирующих воздействий;
• закрепление внесенных корректив в вузовском организационно-нор-
мативном обеспечении образовательного процесса.
Только добившись удовлетворительного соответствия между ожидаемым и фактическим качеством результатов высшего образования, мы можем считать решение проблемы реализации компетентностного подхода в каждом конкретном вузе в целом успешным.
В настоящее время отечественная высшая школа находится на важном этапе реформирования, осваивая методы социально-педагогического проектирования компетентностно-ориен-тированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
По инициативе Координационного совета учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) высшей школы, а также Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (далее - Исследовательского центра) практически во всех УМО с конца 2008 г. ведется широкомасштабная деятельность по организации проектирования нового поколения ООП ВПО. Она стала возможной благодаря научно-исследовательской и научнометодической работе, выполненной в период с 2005 по 2008 гг. в ряде ведущих российских вузов (в том числе ву-зов-участников национального проекта «Образование»), в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, а также благодаря опыту общеевропейского проекта TUNING и др.
Для поддержки этой деятельности в настоящее время создается научнометодическое обеспечение [7] и организуется специализированная подготовка актива базовых вузов УМО. В ходе реализации комплекса этих мероприятий будут разработаны проекты примерных основных образова-
тельных программ (ПрООП) и основных образовательных программ базовых вузов (по курируемым УМО направлениям подготовки), реализующих требования ФГОС ВПО.
Для организации занятий по программе специализированной подготовки разработчиков новых ООП сформированы два параллельных потока:
• московский поток (объединяющий главным образом актив базовых вузов УМО, расположенных в Москве и Московской области);
• санкт-петербургский поток (объединяющий актив базовых вузов УМО, расположенных в Санкт-Петербурге).
Базами для организации занятий стали:
• для московского потока - Московский государственный текстильный университет;
• для санкт-петербургского потока - Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.
Для проректоров по УМО базовых вузов (как научных руководителей коллективов - разработчиков нового поколения ООП ВПО) параллельно с потоками актива базовых вузов УМО в 2009 г. организован цикл семинаров «Проблемы проектирования нового поколения ООП, реализующих ФГОС ВПО, и пути их решения » на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.
Сроки подготовки - с февраля по октябрь 2009 г. (с частичным отрывом от основной деятельности). Весь срок разделен на этапы:
I этап (февраль-май):
• обучение и консультирование актива базовых вузов УМО по реализуемой программе;
• разработка первых редакций
проектов ПрООП и ООП базовых вузов по курируемым УМО направлениям подготовки и необходимых обоснований к проектам;
• апробация разработанных проектов по ПрООП и ООП базовых вузов на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества высшего образования» (Уфа-Москва, 21-28 мая 2008 г.).
II этап (июнь-сентябрь):
• академическая (общественная) экспертиза разработанных проектов ПрООП и ООП базовых вузов (силами академического экспертного совета, создаваемого на базе Координационного совета УМО и НМС высшей школы и Исследовательского центра).
III этап (сентябрь-октябрь):
• доработка проектов ПрООП и ООП базовых вузов по результатам академической экспертизы;
• обучение и консультирование разработчиков ПрООП и ООП базовых вузов.
IV этап (ноябрь):
• презентация разработанных проектов ПрООП и ООП базовых вузов;
• аттестация разработчиков проектов и вручение свидетельств о повышении квалификации.
Осуществление в 2009 г. предлагаемого проекта по специализированной подготовке актива базовых вузов УМО позволит развернуть с конца 2009 г. -начала 2010 г. силами подготовленного актива базовых вузов УМО и ряда продвинутых региональных вузов (прежде всего - из числа участников Приоритетного национального проекта «Образование») массовое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава отечественных вузов в области проектирования нового поколения ООП, реализующих требования ФГОС ВПО.
Литература
1. Байденко В.И., Зантворт Дж. ван. Мо-
дернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
2. Болонский процесс: концептуально-мето-
дологические проблемы качества высшего образования (Книга-приложение 3) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 304 с.
3. Болонский процесс: результаты обучения
и компетентностный подход (Книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Бай-денко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
4. Образовательный стандарт высшей шко-
лы: сегодня и завтра / Под общ. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 206 с.
5. Подходы к разработке научно-методи-
ческого обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования /
В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. М.: Московский гос. горный ун-т., 2008. 75 с.
6. Проектирование государственных обра-
зовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Метод. рекоменд. для руко-вод. УМО вузов РФ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 85 с.
7. Проектирование основных образователь-
ных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Метод. рекоменд. для ру-ковод. актива УМО вузов / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 84 с.
8. Селезнева Н.А. Качество высшего обра-
зования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 95 с.
9. Субетто А.И. Квалитология образова-
ния (основание и синтез). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
г.и. Лазарев, профессор, ректор Региональный О.О. МАРТЫНЕНКО, доцент С пипсиюпом
Владивостокский университет
государственньш университет _ период кризиса
экономики и сервиса в Пери°Д КриЗиса
В статье предлагается антикризисная программа действий университета, следующего принципам социальной ответственности. С учетом основных угроз, возникших перед региональными университетами в текущем году, руководство вуза делает ставку на стратегическое партнерство с основными заинтересованными сторонами, в том числе с бизнес-средой. Что касается взаимоотношений с абитуриентами, то в их основе лежит предложение вариативных образовательных траекторий и схем подготовки, учитывающих практически все ситуации и запросы, которые могут возникнуть у абитуриентов с введением ЕГЭ, требования рынка труда и социальноэкономической ситуации в регионе.
Ключевые слова: антикризисная программа, вариативные образовательные траектории профессионального образования, региональный университет, социальная ответственность, стратегическое партнерство, содействие занятости выпускников.