Научная статья на тему 'Проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности'

Проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПРОДУКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CREATIVE READINESS / ABILITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / MUSICAL PERFORMANCE AND PEDAGOGIC INTERPRETATION / PRODUCTIVE PEDAGOGIC EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Зоя Васильевна

В статье рассматривается проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности. В опоре на концепцию взаимосвязи способностей и творческой готовности Б.Г. Ананьева и Н.В. Кузьминой рассматривается проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности. Освещается структура творческой готовности педагога-музыканта. Характеризуется сущность музыкально-исполнительской и педагогической интерпретации музыкально-педагогических явлений, а также особенности продуктивного педагогического опыта педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of development of creative readiness future pedagogues-musicians to professional activity

The article deals with the problem of development of creative readiness of future music pedagogues for professional activities. In support of the concept of the interconnection of abilities and creative readiness by Boris Anan'yev and Nina Kuz'mina, the problem of developing the creative readiness of future music pedagogues for professional activity is considered. The structure of creative readiness of the pedagoguemusician is covered. The essence of the musical-performing and pedagogic interpretation of musical and pedagogic phenomena is characterised as well as the features of the pedagogic experience of the pedagogic musician.

Текст научной работы на тему «Проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности»

УДК 378:78

Румянцева Зоя Васильевна

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет rumschmus@mail.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности. В опоре на концепцию взаимосвязи способностей и творческой готовности Б.Г. Ананьева и Н.В. Кузьминой рассматривается проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности. Освещается структура творческой готовности педагога-музыканта. Характеризуется сущность музыкально-исполнительской и педагогической интерпретации музыкально-педагогических явлений, а также особенности продуктивного педагогического опыта педагога-музыканта.

Ключевые слова: творческая готовность, способности, профессиональная деятельность, музыкально-исполнительская и педагогическая интерпретация, продуктивный педагогический опыт.

Особенность научного подхода Б.Г. Ананьева к исследованию творческой готовности к предстоящей деятельности состоит в том, что он рассматривал ее как способность к осуществлению деятельности. Он отмечал, что данная способность формируется в ходе конкретной деятельности вследствие развития. При этом природные особенности личности, анатомо-физиологические предпосылки являются задатками развития способностей, то есть «готовности к определенной успешной деятельности в той или иной отрасли» [2, с. 114].

Данный подход Б.Г. Ананьева, ориентирующий исследователей к пониманию взаимосвязи способностей и готовности, предполагает необходимость учета внутренних взаимосвязей общих, специальных и профессиональных способностей, обеспечивающих успех в образовательном искусстве и содействующих развитию и саморазвитию творческих потенциалов. Способности выступают своеобразными связями между потенциальными возможностями человека и продуктами его деятельности, в создании которых участвуют интеллект, чувство, воля [6, с. 60].

Б.Г. Ананьев указывал, что понятия способностей и талантов тесно связаны с понятием творческой деятельности, которая не является просто образованностью. По его мнению, способности есть проявление творческого развития ума, а не просто накопление знаний, они содействуют развитию высших функций, благодаря которым возможно творческое накопление знаний для их дальнейшего развития. В этом качестве они способствуют проявлению самостоятельности и сознательности [1, с. 127]. Особо он отмечал, что внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида [1, с. 18-19]. В этой связи «проблема развития творческой готовности студента к предстоящей деятельности (специальной и профессиональной) - это проблема развития его общих и специальных способностей, его сознания, самосознания и творчества, его мышления, воображения, чувств и воли, его характера» [6, с. 68].

Проблема взаимосвязи способностей и творческой готовности к деятельности актуальна и для анализа совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Ее исследование опирается на методологические основы, сложившиеся в области психологической науки и педагогики.

Проблема готовности к педагогической деятельности получила широкое освещение в трудах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Кру-тецкого, А.Ц. Пуни, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Ку-люткина, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина и др. Исследователи характеризуют готовность как профессионально важное качество личности, структура которого является сложным целостным образованием (М.В. Левченко, Е.Г. Шаин, Т.Ф. Садчикова, Р.И. Пенькова, К.М. Дурай-Новакова и др.).

Анализ структуры творческой готовности педагога-музыканта к профессиональной деятельности позволил определить ряд ее компонентов.

Мотивационный компонент творческой готовности тесно связан с воспитанием любви к детям, к профессии, с формированием мотивационно-ценностного отношения к музыкально-педагогической деятельности. Особое значение имеет формирование эстетической потребности в освоении художественного содержания музыкального учебного материала.

Интеллектуальный компонент обусловлен процессом накопления объема социальных, психолого-педагогических и специальных знаний, освоения приемов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих гибкое решение музыкально-педагогических задач в различных ситуациях.

Музыкально-творческий компонент творческой готовности связан с развитием его творческих способностей.

Операциональный компонент направлен на обеспечение необходимого качества специальных и педагогических умений.

Однако успешность развития творческой готовности педагога-музыканта зависит от сфор-мированности и функционирования комплекса

© Румянцева З.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

65

способностей (общих, специальных и профессиональных).

Охарактеризованные Б.М. Тепловым компоненты музыкальной одаренности следует рассматривать в качестве общих способностей, которые проявляются в единстве с музыкальными способностями и обеспечивают творческую направленность деятельности [11]. Необходимо также развитие эстетической творческой способности, которая «эстетизирует и делает творческими осваиваемые виды деятельности» [12, с. 41]. Специальные музыкальные способности включают ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Важно также развитие способностей в таких видах деятельности, которые требуют особого сочетания качеств личности музыканта (игра по слуху, транспонирование, импровизация и т. д.).

Необходимому качеству практических умений содействует целенаправленное развитие сенсорных способностей в области оперирования зрительными, слуховыми и двигательными ощущениями и представлениями [8, с. 83]. Важнейшим условием развития творческой готовности личности является процесс включения ее в различные виды творческой деятельности, обеспечивающих развитие необходимых способностей. Специфику содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта характеризует единство ее компонентов: музыкального и педагогического. Творческое содержание музыкально-педагогической (профессиональной) деятельности педагога-музыканта обусловлено процессами интерпретации содержания области музыкальной деятельности и собственно педагогической.

В отношении явлений музыкального искусства сложились разные типы интерпретации: грамматический, который исходит из постижения логики развития языкового аспекта музыкального искусства; психологический, обосновывающий понимание как следствие обоснования эмоциональной основы музыкальной мысли; коммуникативный, расшифровывающий наследие музыкального искусства и его объекты в контексте теории общения; семиотический, позволяющий осмыслить содержание музыки благодаря расшифровке нотного текста как знаковой системы и т. д.

В музыкально-исполнительском искусстве понятие «интерпретация» (от латинского interpretation -разъяснение, истолкование) характеризуется как процесс реализации нотного текста, т. е. передачи содержания музыкального произведения в звучании инструмента. Процесс интерпретации музыки определяется как содержание творческой деятельности музыканта-исполнителя [4, с. 159].

В педагогике интерпретация характеризуется важнейшим механизмом взаимопроникновения общей и личной культуры, «как способность рассматривать сложившееся богатство культуры через

себя, свои цели, ценности и др.» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) [10, с. 28].

Педагогическая интерпретация как предмет музыкально-педагогических исследований не получила широкого научного анализа. Среди исследований данного направления следует отметить работы Л.В. Боровиковой и Л.Ф. Илеева, Б.Д. Критского, О.В. Усачевой, Л.А. Ежовой.

Широко употребляемое с позиции педагогической подготовки понятие «интерпретация» имеет разное смысловое значение в его употреблении. Складывается тенденция рассмотрения сущности данного понятия как процесса переработки, усвоения и передачи содержания образования. Интерпретация художественно-образовательных текстов выступает предметом диалога педагога и студента в среде искусства. Именно художественное руководство со стороны педагога ведет к появлению личностно значимой интерпретации студентом художественно-образовательного текста, определяющего модель его учебного поведения [5, с. 46].

Процессу интерпретации подлежит не только содержание образования, но и содержание профессионально-педагогической деятельности, ее результаты, фиксируемые в самооценке личности на разных этапах профессионального саморазвития и самовоспитания. Понятие «интерпретация музыкально-педагогических явлений» отражает установку педагога-музыканта и ее реализацию в контексте самооценки, возникающей в педагогических ситуациях анализа широкого спектра музыкально-педагогических ситуаций, касающихся организации и содержания учебной работы школьников, средств обучения, индивидуальных особенностей личности учащегося и смысла личностного участия в достижении позитивности педагогических воздействий.

Развитие творческой готовности обусловлено также приобретением обобщения и систематизации комплексных научных знаний в области методологии научного исследования, музыкознания, музыкальной психологии и педагогики, психологии творчества. Профессиональное обучение музыканта-педагога, реализующее интеграцию методологических и методических знаний, содействует становлению его профессионализма и педагогического мастерства как показателя эффективного решения задач обучения и воспитания детей средствами музыкального искусства. Методологическая подготовка специалиста выступает базой его разносторонней методической оснащенности, включающей не только направления музыкально-эстетической работы в школе, но и освоение комплекса музыкально-исполнительских дисциплин специального цикла. Реализация междисциплинарных связей является фактором, позволяющим рассматривать цикл специальных дисциплин как потенциал, способствующий развитию творческой

66

Вестник КГУ 2017

готовности будущего педагога-музыканта в освоении профессиональной деятельности.

В системе научных знаний, приобретаемых в вузе, содержание методической подготовки занимает особое место, так как она воплощает в себе изучение теории, а также обобщение практического опыта, методов обучения и воспитания. В ходе усвоения методических знаний ставится цель сформировать у специалиста готовность к построению педагогических задач и выбору методов педагогического воздействия на примерах обобщенного содержания различных видов музыкальной деятельности (игра на инструменте, пение, хоровое дирижирование, практические занятия на уроках музыки в школе и т. д.).

В процессе обучения детей конкретным видам практической музыкальной деятельности, будущий педагог должен опытным путем освоить обобщенные способы деятельности, наполнить технологические приемы конкретным художественным значением, самостоятельно строить содержание обучения, ставить цели, задачи и оценивать полученный результат. Приобретая педагогический опыт, специалист как бы заново «открывает» информацию о содержании и методах усвоения детьми предлагаемого учебного материала.

Особое значение имеет изучение вопросов специфики содержания музыкального искусства. С этой целью ознакомление с основными положениями интонационной теории Б. В. Асафьева дает необходимые ориентиры для выявления специфики содержания музыкальной деятельности, особенностей музыкального мышления, осознания проблем восприятия музыки, сущности процесса интерпретации. В современном музыкознании и музыкальной педагогике широкое признание получили также труды В.В. Медушевского, развивающего идеи Б.В. Асафьева об интонационной природе музыкального искусства, музыкальной форме, смысле и значении выразительных средств музыки.

Наиболее остро проблема развития музыкального мышления стоит в изучении дисциплин специальной подготовки музыкально-исполнительского профиля. Как известно, музыкально-исполнительская деятельность обладает большой художественной и эмоциональной силой воздействия. Д.Б. Кабалевский справедливо выделяет из всех умений, которыми должен быть вооружен учитель музыки, владение инструментом [3, с. 8]. При этом следует отметить, что наряду с умениями владения инструментом, яркое эмоциональное воздействие оказывают также вокальные и хормейстерские умения педагога.

Развитие музыкального мышления является определяющим направлением в приобретении профессионализма и мастерства. Музыкальное мышление характеризуется как «сложный эмоциональный, сенсорно-интеллектуальный про-

цесс познания и оценки музыкального произведения» [7, с. 217].

Развитие музыкального мышления является специальным направлением педагогической работы со студентами, требующим диагностики с целью выявления особенностей его развития и определения технологий, содействующих данному процессу.

В профессиональной деятельности педагога-музыканта специфика музыкального мышления проявляется не только в постижении интонационного содержания музыкального искусства, но и в достижении качества практических действий. Учет данной характерной черты музыкально-исполнительской деятельности весьма важен, так как именно качество интонационных процессов, их художественно-образное содержание определяет художественный смысл музыкально-технических приемов и способов деятельности. Развитие творческой готовности будущих педагогов-музыкантов ставит целью также совершенствование у них сенсорных процессов на основе осознания качества собственных действий в ходе усвоения содержания деятельности. Развитие ощущений, восприятий, представлений содействует всестороннему совершенствованию личности будущего специалиста, так как сенсорные процессы неразрывно связаны с мышлением, воображением, памятью, потребностями и способностями.

Особое место в продуктивном освоении профессии имеет развитие эмоционально-волевой сферы личности музыканта, обусловленной возникающими эмоциональными переживаниями в процессе восприятия и воплощения художественно-образного содержания произведений. Развитие эмоциональных состояний и оперирование ими в ходе музыкально-исполнительского процесса, характеризует проявление музыкального артистизма, синтезирующего в себе единство эмоционально-волевых состояний адекватно воплощению музыкального содержания произведения.

Формирование музыкально-практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности (игра на инструменте, вокал, дирижирование) выступает необходимым условием формирования разносторонних представлений о способах интонационного и пластического воплощения содержания музыки. Разнообразие данных представлений дает возможность более качественно решать задачи художественно-образного воплощения содержания музыки с помощью тонко осознаваемых двигательных реакций. Инструментальный, певческий и хормейстерский двигательный опыт составляют единство музыкально-практического опыта педагога-музыканта как профессионально значимого качества его личности.

Изучение продуктивного наследия выдающихся мастеров - педагогов и музыкантов, способствует не только пониманию тонкостей их про-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

67

фессиональной (музыкально-исполнительской) деятельности, но и педагогической. Этому также содействует наблюдение за деятельностью мастеров в области музыкальной педагогики. Обобщение данных исторических сведений и наблюдений позволяет выявить характерные особенности продуктивного педагогического опыта как следствия развития педагогических способностей и необходимого условия развития творческой готовности.

«Цель продуктивного педагогического опыта - в развитии психических новообразований учащихся как следствия позитивного взаимодействия с педагогом в освоении музыкальной деятельности и самореализации в ней. Рассмотрим особенности продуктивного педагогического опыта педагога-музыканта» [8].

Экономия затрат времени на постановку целей педагогической деятельности, на прогнозирование хода решения задачи и выбор оптимальных средств для ее решения. В этом проявляется профессионализм педагога, его глубокое знание содержания своего предмета, наличие у него высокоразвитых умений психолого-педагогической диагностики учащихся, а также четкая ориентировка и обеспечение доступности содержания учебного материала для его успешного освоения учащимися.

Быстрые педагогические реакции и быстрое саморегулирование действий. Их проявление связано с высоким уровнем сформированности педагогической саморегуляции. В ходе решения профессиональных задач постоянно возникают вопросы, требующие корректировки действий учащихся и собственных действий.

Обоснованная логика педагогических действий. Характер действий зависит от сформированного логического мышления - одного из важнейших аспектов творческой готовности. Логика построения хода решения педагогической задачи проявляется и на этапе его прогнозирования и, как следствие, на этапе реального осуществления.

Педагогическая оправданность поступков и действий, их адекватность поставленным целям. Данная черта проявляется в зависимости от педагогической направленности личности учителя, характеризуется проявлением высокоразвитой способности к педагогической самооценке имеющихся условий решения педагогической задачи, получаемой информации и собственных действий.

Стабильность педагогических действий в достижении успешных результатов. Эта черта свойственна учителю при высокой степени развития педагогического опыта как мастерства. В этом случае проявляется высокоразвитая способность педагога к оптимально точному выбору профессионально оправданных педагогических действий, объективно направленных на достижение успешного результата деятельности.

Самоанализ педагогических действий. Обеспечивается высокоразвитой способностью педагога к дифференцированию, во-первых, содержательных сторон действий и, во-вторых, способов их практической реализации. Дифференцирование обеспечивается как на уровне мыслительных операций, так и на уровне практического хода деятельности. Наряду с дифференцированием, в ходе её самоанализа проявляются процессы интеграции полученных результатов и антиципации (прогнозирования) способов корректировки деятельности и проектирования новых её целей.

Самооценка результата педагогических действий. Является следствием реализации способности педагога к анализу и обобщению педагогических действий. Выявление обобщенного характера действий, их педагогической направленности и профессионализма лежит в основе самооценки.

Целенаправленное самосовершенствование действий. Выступает как потребность в деятельности педагога, стремящегося достигнуть в ней уровня профессионализма и мастерства. Данный процесс соответствует смыслу педагогической деятельности и выступает в качестве мотива относительно каждой педагогической ситуации.

Гибкое самоуправление разносторонними видами профессиональной деятельности (специальных - пение, дирижирование, игра на инструменте - и педагогических) как проявление полипрофессионализма личности педагога-музыканта. Способность гибко использовать в ходе решения педагогической задачи различные виды деятельности и, соответствующие методы педагогического воздействия, предполагает не только высокопрофессиональный уровень владения ими, но и педагогически оправданный и творчески обоснованный выбор для решения педагогических задач».

Следует отметить, что развитие творческой готовности педагога-музыканта к профессиональной деятельности обусловлено реализацией позиции, учитывающей тесные взаимосвязи внутренних ресурсов личности - общих, специальных и профессиональных способностей, взаимодействующих с интеллектом, чувствами и волей личности. Освоение профессиональной деятельности как творческого процесса в подготовке педагога-музыканта предполагает формирование его способностей к интерпретации музыкальных явлений, эстетической позиции в освоении музыкального искусства, а также способностью владеть педагогической интерпретацией широкого профиля педагогических явлений.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н. Мясищев. - М., 1962. - С. 15-32.

2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Ленинград: Лениздат, 1945. - 160 с.

68

Вестник КГУ ^ 2017

3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы, 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

4. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. -Ленинград: Музыка, 1979. - 208 с.

5. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки. - М.: Искусство, 2000. - 242 с.

6. Кузьмина Н.В., Варфаламеева Л.Е., Жарино-ва Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. - 316 с.

7. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

8. Румянцева З.В. Акмеологическое развитие продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2012. - 670 с.

9. Румянцева З.В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 128 с.

10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград: Изд-во АПН, 1947. - 335 с.

12. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

References

1. Anan'ev B.G. O sootnoshenii sposobnostej i odarennosti // Problemy sposobnostej / otv. red.

V.N. Myasishchev. - M., 1962. - S. 15-32.

2. Anan'ev B.G. Ocherki psihologii. - L.: Lenizdat, 1945. - 160 s.

3. Kabalevskij D.B. Osnovnye principy i metody programmy po muzyke dlya obshcheobrazovatel'noj shkoly // Programma po muzyke dlya obshcheobrazovatel'noj shkoly, 1-3 klassy. - M.: Prosveshchenie, 1983. - 112 s.

4. Koryhalova N.P. Interpretaciya muzyki. - L.: Muzyka, 1979. - 208 s.

5. Kritskij B.D. Obrazovatel'nyj tekst i ego interpretaciya: opyt kul'turno-istoricheskogo issledovaniya // Voprosy teorii i praktiki podgotovki uchitelya muzyki. - M.: Iskusstvo, 2000. - 242 s.

6. Kuz'mina N.V., Varfalameeva L.E., ZHarinova E.N. Akmeologicheskie osnovy razvitiya kommunikativnoj kul'tury i tvorcheskoj gotovnosti bakalavra, magistra, specialista. - SPb.: Izd-vo NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2015. - 316 s.

7. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: Teoriya i praktika / D.K. Kirnarskaya, N.I. Kiyashchenko, K.V. Tarasova i dr. ; pod red. G.M. Cypina. - M.: Akademiya, 2003. - 368 s.

8. Rumyanceva Z.V Akmeologicheskoe razvitie produktivnoj kompetentnosti budushchih pedagogov-muzykantov: dis. ... dokt. psihol. nauk. - Kostroma, 2012. - 670 s.

9. Rumyanceva Z.V. Razvitie muzykal'nogo myshleniya budushchego pedagoga-muzykanta v hudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti. -Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2010. - 128 s.

10. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. - M.: Magistr, 1997. -224 s.

11. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. - M.; L.: Izd-vo APN, 1947. - 335 s.

12. EHsteticheskaya kul'tura i ehsteticheskoe vospitanie / sost. G. S. Labkovskaya. - M.: Prosveshchenie, 1983. - 303 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.