Научная статья на тему 'Проблема развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения искусства силуэта'

Проблема развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения искусства силуэта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЗАДАТКИ / ЦЕЛОСТНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ / ИСКУССТВО СИЛУЭТА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES / INCLINATIONS / HOLISTIC ARTISTIC VISION / SILHOUETTE ART / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаева Людмила Александровна

Рассматривается необходимость в разработке новых учебных программ, основанных на классических принципах обучения изобразительному искусству и отвечающих современному состоянию культуры общества и научным разработкам в области психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF PUPILS IN THE PROCESS OF MASTERING THE ART OF SILHOUETTE

In the artistic pedagogy, there is a constant need to develop new training programs on the one hand based on the classical principles of learning the fine arts, on the other to meet the latest stage of a society’s culture and scientific developments in the field of psychology.

Текст научной работы на тему «Проблема развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения искусства силуэта»

УДК 374 (14.27)

Л. А. Батаева

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА СИЛУЭТА

Рассматривается необходимость в разработке новых учебных программ, основанных на классических принципах обучения изобразительному искусству и отвечающих современному состоянию культуры общества и научным разработкам в области психологии.

Ключевые слова: художественно-творческие способности, задатки, целостное художественное видение, искусство силуэта, методика обучения.

Преподаватели художественной школы, практически работающие с детьми, постоянно убеждаются в необходимости решения проблемы развития целостного видения учащихся, так как без него невозможно успешное решение учебно-творческих задач. Однако в художественной педагогике существует довольно распространенное мнение: учить умению целостно видеть объекты натуры не обязательно, здесь многое решает одаренность ребенка. В связи с этим актуализируется задача уяснения ключевого для нашего исследования вопроса - целостное визуальное восприятие следует рассматривать как способность или врожденный задаток?

Для начала определим значение понятий «способность» и «задаток». Под способностями принято считать индивидуальные особенности психических процессов личности, характеризующиеся тонкостью анализа и широтой обобщения, легкостью и быстротой их совершения. В результате определенной деятельности проявляются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого [1].

Поэтому способностями не следует считать те качества и свойства, которые характерны для всех людей, а стоит относить лишь те, что обусловливают успешность в освоении определенного вида деятельности. Природными предпосылками способностей являются задатки - врожденные анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей [2].

Несомненно, у каждого человека проявляются природные задатки в определенных видах деятельности, в частности изобразительной. В изобразительной деятельности одним из ведущих типов задатков являются особенности строения анализаторов зрения и коры больших полушарий мозга.

В этом отношении отметим, что визуальное восприятие заложено в природе каждого человека, но от степени и особенности развития зрительного анализатора и свойств нейронных связей возможно различное получение зрительной информации, что в совокупности и способствует формированию способностей, связанных с визуальными процесса-

ми. Однако визуальное восприятие является познавательным процессом, следовательно, не может быть представлено как способность или ее задаток

[3].

Как известно, способности формируются и развиваются на основе врожденных задатков в результате целенаправленного освоения какой-либо деятельности. Соответственно, для выявления художественных способностей у ученика необходимо проанализировать особенности динамики его успехов в процессе обучения изобразительному искусству.

«В процессе учебы, - убежден О. А. Авсиян, -все должно быть направлено на развитие зрительного восприятия, на умение видеть» [4, с. 15].

Зрительное восприятие начинающих художников обладает рядом недостатков: неточность визуальных оценок, неустойчивость зрительного внимания. Так, в процессе изображения натуры учащиеся опираются больше на сформированные обыденные представления об объектах, стараясь запечатлеть в подробностях детали, а не цельную форму.

По всей видимости, причинами такого рода ошибок при визуальном восприятии объектов окружающей действительности является неумелое использование учеником особенностей центрального и периферийного зрения. А ведь именно на эти особенности функционирования глаза опираются рекомендации педагогов «смотреть широко», «распускать глаза», «смотреть мимо» и т. д. Смысл всех этих наставлений, по-видимому, заключается в том, чтобы воспринимать натуру периферией сетчатки, что дает возможность видеть все предметы во всей совокупности их свойств одновременно и одинаково отчетливо. В этом случае появляется возможность сравнивать предметы по определенным заранее вычлененным параметрам.

Видение художника отличается от обыденного созерцания художественной избирательностью -особого умения художника типизировать и обобщенно воспринимать визуальную информацию об окружающем мире в результате целенаправленной установки.

Несомненно, центральное и периферийные отделы зрения есть у каждого человека, и в повседневной жизни они активно выполняют свои функции. Очевидно, что обобщенное видение, или видение периферией зрения, можно считать врожденным задатком, который можно развивать и совершенствовать.

Таким образом, можем предположить, что задатки к обобщенному видению - восприятие периферией зрения нескольких объектов натуры, в процессе целенаправленного обучения изобразительному искусству развиваются в способность целостного видения - умения воспринимать группу объектов цельно в совокупности их свойств и признаков.

В этом случае понятия «обыденное целостное восприятие» и «целостное художественное восприятие» следует разграничить. Мы знаем, что «познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами» [2, с. 567]. В данном случае говорится о том, что, сравнивая объекты между собой, в первую очередь мы обобщаем их, устанавливая единое для данной группы предметов свойство.

При обыденном целостном восприятии объекты структурируются в сознании и обобщаются нами неосознанно. В процессе же целостного художественного восприятия общее свойство объектов не представляет собой нечто данное, оно должно быть целенаправленно установлено и осмыслено художником в зависимости от стоящих перед ним изобразительных задач.

Конечно, перестройка обыденного визуального восприятия на профессиональное целостное видение - очень длительный и трудоемкий процесс. «Формирование способности профессионального видения натуры, умения анализировать закономерности ее строения и верно, реалистически изображать на плоскости является основной проблемой методики обучения рисунку»,- отмечал Н. Н. Ростовцев [5, с. 85].

И для того чтобы сформировать у начинающего рисовальщика это целостное видение (видеть изображаемое явление все сразу, целиком), худож-никами-педагогами эмпирически были сформулированы такие рекомендации, как, например, смотреть на натуру «широко», «быстро» и т. п., чтобы предметы воспринимались размыто (периферией зрения).

Как можно понять из вышесказанного, в художественной педагогике в настоящее время все методические указания по поводу целостного восприятия натуры либо изображения при известном приближении сводятся к тому, что начинающий

художник должен научиться воспринимать визуальные характеристики объекта пятном, силуэтно, отвлекаясь от деталей. Должен в процессе решения учебно-творческих задач в рисунке, живописи и композиции увидеть объект целостно - «пройти через силуэт» с помощью специальной методической установки на «далевое зрение» - А. Гильден-бранд [6], фронтализации образа - Н. Н Волков [7], плоскостного видения - Н. Э. Радлов [8] и т. д.

На основе вышесказанного мы приходим к выводу, что основным показателем развития целостного видения начинающего художника как в живописи и рисунке, так и в композиции учеными, художниками и практикующими преподавателями однозначно определяется способность плоскостного, силуэтного восприятия больших тоновых и цветовых пятен или их сочетаний. По всей видимости, это обусловлено психологическими особенностями визуального восприятия: простые формы легче распознаются юными художниками, так как в результате зрительного анализа выявляется одно ведущее качество для идентификации объекта -его обобщенная силуэтная форма.

Так или иначе высвечивается определенная перспективность интеграции искусства силуэта в содержание художественного образования как действенного средства развития специфических характеристик зрения - целостного визуального восприятия.

Рассматривая различные определения такого вида графики, как силуэт, следует отметить, что все они едины в трактовке этого понятия как целостности изображенного объекта на плоскости различными материалами.

Анализ различных взглядов художников-педа-гогов на проблему развития профессионального целостного художественного восприятия показывает, что для того, чтобы представить объект или группу объектов целостно, необходимо выявить общее для предметов свойство. При этом предварительно оно должно быть установлено: сначала выявляется единое свойство для объектов, затем на основе обнаруженного данного признака предметы сопоставляются.

Несомненно, для того чтобы увидеть объект целостно, необходимо абстрагироваться, увидеть обобщенную форму предмета в виде пятна определенных геометрических характеристик.

Обобщая вышеизложенное, выделим, что недостаточный уровень развития целостного видения объектов окружающей действительности, нецеленаправленное созерцание натуры юным художником в процессе изображения, малый опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению являются существенными препятствиями в развитии художественно-творческих способ-

ностей учащихся. Поэтому можно утверждать, что умения видеть объекты окружающей действительности целостно являются задатками, соответственно, их можно развивать и совершенствовать в процессе освоения искусства силуэта на занятиях изобразительной деятельности.

На развитие целостного зрительного восприятия рисующего существенное влияние оказывают такие особенности человеческого зрения, как константность, апперцепция, аккомодация и конвергенция, подвижность глаз и избирательность зрения, наличие механизмов центрального и периферийного зрения и т. д. И то обстоятельство, что художники-педагоги зачастую не принимают во внимание особенностей зрения начинающих художников, ведет в итоге к ошибкам в оценке детьми пластических характеристик натуры и их отображения.

Учитывая, что процесс зрения интеллектуален, логично предположить, что целостное визуальное восприятие совершенствуется на основе развитого качества целостного видения; в свою очередь, развитие качества целостного визуального (в нашем понимании художественного) восприятия стано-

вится базой для совершенствования композиционного видения. То есть последовательность формирования художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности в процессе освоения искусства силуэта, их развитие можно представить в следующей последовательности:

- целостное видение отдельного объекта;

- целостное восприятие натурной постановки и изображения;

- композиционное видение.

Представленная иерархия художественно-творческих способностей демонстрирует предполагаемую последовательность формирования композиционного видения в процессе обучения изобразительному искусству, начиная с развития частных аспектов визуального восприятия, которые, постепенно совершенствуясь, переходят от одной простой формы к другой, более общей и сложной. При этом очевидно, что исходным пунктом в формировании композиционного видения учащихся должно стать развитие целостного художественного восприятия. В нашем случае - в процессе освоения искусства силуэта.

Список литературы

1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 535 с.

2. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой. М.: АСТ, Астрель, 2009. 692 с.

3. Первушина Н. А. Успешность визуализации информации в процессе обучения // Науч.-пед. обозр. (Pedagógica! Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 30-35.

4. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: учебное пособие. М.: Изобр. искусство, 1985. 152 с.

5. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

6. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М.: Изд-во МПИ, 1991. 137 с.

7. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 508 с.

8. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. 3-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1978. 126 с.

Батаева Л. А., преподаватель изобразительного искусства.

Детская школа искусств № 13.

Б-р Касимова, 6, Набережные Челны, Россия, 423832.

E-mail: ludmilab0905@mail.ru

Материал поступил в редакцию 21.01.2014.

L. A. Bataeva

THE PROBLEM OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF PUPILS IN THE PROCESS OF MASTERING

THE ART OF SILHOUETTE

In the artistic pedagogy, there is a constant need to develop new training programs on the one hand based on the classical principles of learning the fine arts, on the other - to meet the latest stage of a society’s culture and scientific developments in the field of psychology.

Keywords: artistic and creative abilities, inclinations, holistic artistic vision, silhouette art, teaching methodology.

References

1. Teplov B. M. Problems of individual differences. Moscow, Acad. ped. sciences of the RSFSR Publ., 1961. 535 p. (in Russian).

2. Psychology of sensation and perception: a reader in psychology. Ed. by J. B. Gippenreiter, V. V. Lyubimov, M. B. Mikhalevskaya, G. A. Lyubimov. Moscow, AST, Astrel Publ., 2009. 692 p. (in Russian).

3. Pervush^. N. A. The Success of information visualization in the process of study. Pedagogical Review, 2013, vol. 2 (2), рр. 30-35 (in Russian).

4. Avsiyan O. A. Nature and drawing on the proposal: tutorial. Moscow, Izobraz. iskusstvo Publ., 1985. 152 р. (in Russian).

5. Rostovtsev N. N. Training figure. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1985. 256 p. (in Russian).

6. Hildebrand A. The problem of form in art. Moscow, Izd-vo IWPI Publ., 1991. 137 p. (in Russian).

7. Volkov N. N. Perception of the object and drawing. Moscow, Izd. Acad. ped. nauk RSFSR Publ, 1950. 508 p. (in Russian).

8. Radloff N. E. Drawing from nature [introductory article of M. Flekel']. 3 edition. Leningrad, Khudozhnik the RSFSR Publ., 1978. 126 p. (in Russian).

Children’s Art School no 13.

Boul Gasimov, 6, Naberezhnye Chelny, Russia, 423832.

E-mail: ludmilab0905@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.