педагогические Зарединова Эльвира Рифатовна, Литвинов Георгий Александрович
науки ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГУВЕРНЕРСТВА В РОССИИ ...
УДК 371.124.96+94(47)
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0020
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГУВЕРНЕРСТВА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА
© 2020
Зарединова Эльвира Рифатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Литвинов Георгий Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова (295015, Россия, Симферополь, ул. Севастопольская, 21, пер. Учебный, 8, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию одного из видов семейного образования - гувернер-ства. Цель исследования заключается в рассмотрении истории развития и распространения гувернерства в России. Использован следующий арсенал методов исследования: анализ и синтез историко-педагогической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация. Рассмотрены различные подходы к вопросу генезиса гувернерства в России, в связи с этим поднимается вопрос о возможности и необходимости дальнейшего развития данного направления в образовании с точки зрения его исторической логики. Авторами на основе ретроспективного анализа рассмотрена проблема и выявлены перспективы развития данного направления педагогической деятельности. Раскрыта сущность понятия «гувернер/гунернантка», представлены особенности профессии (знания и навыки) и специфика деятельности гувернера, как домашнего учителя-наставника, обеспечивающего полноценное развитие и формирование личности ребенка. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ профессий, оказывающих услуги индивидуального обучения и воспитания: гувернера, тьютора, ментора, репетитора позволил выявить отличия и некоторые сходства. В отечественной системе образования гувернер отвечает за педагогический процесс и взаимодействует не только с ребёнком, но и с его родителями. По существу он становится наставником воспитанника и помощником родителей в вопросах педагогики, в зарубежной литературе гувернер рассматривается как репетитор, или домашний учитель-наставник. Итогом, проведенного исследования, является результат, который позволил авторам сформулировать рекомендации для родителей, позволяющие осуществить правильный выбор гувернера, выявлена популярность,востребованность и педагогическая целесообразностьпрофессии в современном обществе.
Ключевые слова: образование, воспитание, полноценное развитие, домашнее обучение, семейное образование, гувернер, гувернантка, гувернерство, особенности профессии, домашний воспитатель, учитель-наставник, педагог, родители, дети, индивидуальное обучение, репетитор, тьютор, ментор.
THE PROBLEM OF TUTORSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA: RETROSPECTIVE AND PROSPECTS
© 2020
Zaredinova Elvira Rifhatovna, candidate of pedagogics, associate Professor of the Department of preschool education and pedagogy Litvinov Georgy Alexandrovich, doctor of medical Sciences, Professor of the Department of psychology Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov (295015, Russia, Simferopol, 21 Sevastopol street, 8 Uchebny lane e-mail: [email protected])
Abstract. The comprehensive study of one of the types of family education - tutoring is concerned in the article. The purpose of the study is to review the history of the development and spread of tutorship in Russia. The following research methods were used: analysis and synthesis of historical and pedagogical literature, comparison, generalization, and concret-ization. Various approaches to the question of the genesis of tutorship in Russia are examined; in connection with this the question arises of the possibility and necessity of further development of this direction in education from the point of view of its historical logic. The authors identified the prospects for the development of this direction of pedagogical activity on the basis of a retrospective analysis of the problem. The essence of the concept of "tutor / governess" is disclosed; the profession features (knowledge and skills) and the specifics of the tutor as a home teacher, providing full development and formation of the personality of the child are presented. A comparative analysis of the professions that provide individual training and upbringing services: a tutor and a mentor, it made possible to identify differences and some similarities. In the domestic education system, the tutor is responsible for the pedagogical process and interacts not only with the child, but also with his parents. In essence, he becomes the mentor of the pupil and the assistant to parents in pedagogy, in a foreign study a tutor is considered as a home teacher-mentor.The result of the study is the authors formulate recommendations for parents, allowing making the right choice of a tutor; the popularity, relevance and pedagogical expediency of tutoring in modern society is revealed
Keywords: education, upbringing, home schooling, family education, tutor, tutorship, home mentor, home educator, teacher, parents, children, individual learning, tutor, mentor.
Постановка проблемы. Социально-экономические преобразования в Российской Федерации обусловили необходимость пересмотра старых и создания новых моделей образования. Стремление родителей обеспечить индивидуальный подход к развитию своих детей побуждает нанимать частных учителей и воспитателей. При этом желательным является то, чтобы принятый в семью педагог, стал для ребенка другом и наставником, а так же сделал его детство содержательным и увлекательным. Таким образом, профессия гувернер в современной системе образования вновь становится востребованной и актуальной.
Анализ исследований по проблеме. Педагогический генезис проблемы, этапы становления гувернерства в России нашли отражение в исследованиях А.Н.
Ганичевой, Н.М. Конышевой, С.Е. Марченко, О.Ю. Солодянкиной, С.В. Трошиной, Т.В. Тимохиной. Гувернерство на новом этапе его развития в современной России нашло отражение в работах А.Н. Ганичевой, Н.М. Конышевой, и Н.А. Опритова и др.
В последние годы данная проблема является объектом исследования отечественных педагогов и психологов Е.В. Бондаревской, И.Д. Демаковой, Е.М. Ибрагимовой, И.А. Колесниковой, Л.Л. Митяевым, B.C. Мухиной, С.Л. Паладьевой, А.И. Пискуновой и др.
Цель статьи - раскрыть историю развития и распространения гувернерства в России, и определить современное состояние проблемы.
Изложение основного материала. На современном этапе развития общества качественное образование и
целенаправленное воспитание подрастающего поколения становится приоритетным направлением системы образования Российской Федерации на всех ее ступенях. Получение образования - право каждого человека. В цивилизованном государстве принципы свободы, гуманизма, демократии и устойчивого развития позволяют образование сделать доступным всем и каждому вне зависимости от формы и условий получения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» семейное образование - это форма обучения при получении образования вне образовательной организации [1]. Понятие «семейное образование» не должно смешиваться с таким понятием как «домашнее обучение», «обучение на дому», «обучение по индивидуальному учебному плану» и др.
В педагогической теории и практике используются следующая терминология: «домашнее обучение», «семейное обучение», «домашнее образование» и «семейное образование». Для того чтобы определить являются ли они идентичными или имеются отличия, необходимо обратиться к педагогической справочной литературе. Между понятиями «обучение» и «образование» существует разница. Если говорить именно о процессе получения знаний, о том, как организованы занятия, то тогда действительно правильнее оперировать понятием «домашнее (семейное) обучение». Если учитывать нормативно-правовые документы официальные определения и юридические формулировки, в таком случае речь идет об образовании. Ребенок получает среднее образование, а не обучение. И тогда остаётся вариант «семейное образование», так как именно эта форма обучения (форма получения образования) прописана в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Так в ст. 17, п. 1 данного закона говорится: «В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Организации, осуществляющие образовательную деятельность - это школы. Всё остальное
- образовательные центры, центры домашнего обучения и семейного образования» [1].
В соответствии с ФГОС родители (законные представители) детей являются равноправными участниками образовательного процесса. Обязанность родителей
- осуществлять воспитательную функцию и создать благоприятные условияфизического и умственного развития, для получения детьми образования в образовательных организациях или в условиях семейного образования. Пользуясь правом выбора, большинство родителей отдают предпочтение домашней форме обучения, в частности гувернерству.
Гувернерство можно оценивать как вид домашнего обучения в контексте получения семейного образования как альтернативу общему среднему.
Гувернеры - это специалисты, основной задачей которых является индивидуальное и всестороннее развитие ребенка.
Часто между гувернерством и репетиторством многие не видят особых отличий. Репетиторство является формой индивидуально-дифференцированного обучения, где основной акцент сделан на дополнительное предметное обучение, выходящее за пределы основной общеобразовательной программы школы.
Слово гувернантка/гувернер происходит от французского govemante/gouvemer, что означает руководить, управлять - в дворянских и богатых супружеских семьях наемная домашняя воспитательница детей. В их обязанности входило начальное обучение детей чтению, грамоте, письму, арифметике, нравственно-этическим правилам поведения, играм, организации досуга и т.д. В таких семьях гувернантка играла значимую роль в подготовке детей к систематическому обучению в образовательных учреждениях, в воспитании у них 96
поведения, общения [2, с. 126].
В России этот термин впервые был употреблен в XVII в. князем В.В. Голицыным, призывавшим бояр приглашать иностранных гувернеров (речь шла о польских воспитателей) для обучения своих детей. Разнообразные словари дают различные определения терминов гувернерство, гувернер, гувернантка и домашний наставник. Так, одно из первых определений дает В.И. Даль: «надзиратель за детьми, воспитатель» [3, с. 405]. В «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» говорится о системе домашних учителей и наставников, об образовательном уровне и цензе, правах и обязанностях, поощрениях, наградах и административно-уголовных наказаниях этих учителей и наставников (согласно «Положению о домашних наставниках и учителях» 1831 г.) [4]. Большая советская энциклопедия определяет термин гувернер как «домашний воспитатель, наставник детей в дворянских или буржуазных семьях, нанимаемый для воспитания и начального образования детей» [5]. В определении, помимо идеологического подтекста, в отличие от определения В.И. Даля, сделан акцент на педагогическую деятельность, подразумевающую всестороннее образование и подготовку к систематическому обучению детей, что подтверждается определением из «Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона».
Современные определения, даваемые в различных словарях, представляют гувернера как воспитателя детей в состоятельных семьях в дореволюционное время, обычно иностранного происхождения; по другим источникам, как наемного педагога, который обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет их начальную и общекультурную подготовку к обучению в образовательном учреждении, следит за соблюдением режима труда и отдыха, отвечает за жизнь и здоровье ребенка.
В истории педагогики можно выделить ряд педагогов, занимавшихся гувернерской деятельностью -Жан-Жак Руссо, Жан Ролей, Анна Леонуэнс, Шарлота Бронте, Энн Бронте, Эмили Бронте, Януш Корчак, Иоганн Генрих Песталоцци, Стефани-Фелисите Дюкре де Сент-Обен, Фредерик Сезар Лагарп.
Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить, что гувернерство как профессия появилась в Российской империи во времена Петра I, который в свою очередь предпочитал, чтобы будущие столпы общества обучались в школах и академиях. Гувернеры и гувернантки (бонны) занимались воспитанием и обучением сначала царских детей, а за тем и детей приближенных к царской семье лиц [6, с. 88-91].
Особенно востребованы были иностранные педагоги в связи с популяризацией европейской культуры. Указ Анны Иоановны от 1737 года об образовании дворянских детей вызвал поток иностранных граждан, который длился до конца правления Александра I. Среди гувернёров было много немцев, англичани итальянцев, однако в 1750-х годах наиболее популярными были француженки, которые славились тонким вкусом, утонченными манерами, искренней любовью к детям и легкостью характера. Франкоговорящие гувернеры зачастую были людьми без образования и пользовались признанием лишь за знание иностранного языка. Однако были иф-ранцузские аристократы, бежавшие от Великой революции и оказавшиеся в России, которые заняли почетные места наставников при подрастающих наследниках российской знати. Невозможно упустить и то, что при юном А.С. Пушкине домашним учителем был граф Монфор, а при М.Ю. Лермонтове - офицер Жан Капе.
Так благодаря социально-государственному запросу и реформам Петра I появляются иностранные, а затем отечественные домашние наставники. В дворянских и богатых семьях России иметь гувернера-иностранца было престижным явлением. С развитием педагогической науки и образования создавались специальные об-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Зарединова Эльвира Рифатовна, Литвинов Георгий Александрович ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГУВЕРНЕРСТВА В РОССИИ ...
учающие курсы по подготовке домашних воспитателей. Следовательно, к концу XVIII века все преподаватели-иностранцы обязаны были иметь аттестаты Московского университета или Академии наук. Иначе им грозила депортация, а их хозяевам штраф в размере 100 рублей.
Начиная с XIX века, гувернантками в большей степени были русские воспитательницы. В 1834 году обязательным стало «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением. Так же согласно Положению о домашних наставниках и учителях все они, бесспорно, должны были быть российскими подданными и христианами [6, с. 88-91].
Обращаясь к жизни и творчеству многих поэтов и писателей, мы формируем у себя в воображении образ гувернантки, как доброй, чуткой, понимающей, изящной и беззащитной дамы. Например, из жизни А.С. Пушкина: «Гувернантки были сноснее гувернеров. Но из них большая часть по образованию и уму стояла ниже всякой критики. Они были женщины добрые, искренно любившие своих питомцев» [7, с. 14-16].
До 1917 года гувернёры и бонны были обычным явлением в Российской империи, после же были запрещены.
В художественной и исторической литературе, описывающей Россию до 1917 года, можно встретить упоминание о гувернёрах и гувернантках. В советское время педагогика ориентировалась на общественное воспитание (в детских садах и школах), и среди педагогов возобладали женщины. Сейчас домашние воспитатели снова пользуются спросом. И снова среди них всё чаще можно встретить мужчин. Это оправданно, особенно если речь идёт о воспитании мальчика.
Главным, на наш взгляд, является то, что гувернер-ство в дореволюционной России представляло систему домашнего воспитания и образования, а в современном мире это всего лишь одна из возможных форм семейного образования.
Возрождение данной профессии произошло более чем через 70 лет, в 1990-х годах, уже в современной России.
В настоящее время ст. 52 «Права и обязанности родителей (законных представителей)» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит «Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» [1, с. 56].
Многие семьи в наше время выбирают индивидуальное домашнее обучение как альтернативу общему образованию, осуществляемому в образовательных организациях. Причиной этому служат высокий уровень заболеваемости детей, недостаточный уровень качества образования и, наконец, потребность в особых условиях обучения для одаренных детей, детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья и ряд других факторов и причин.
Существует большое количество педагогических профессий оказывающих услуги индивидуального обучения:
- гувернер - это наёмный домашний воспитатель для детей. Профессия подходит тем, кого интересует педагогика, психология и иностранные языки. В современном понимании гувернер - специалист широкого профиля, чья деятельность направлена на воспитание, обучение и развитие полноценной личности, способствует физическому и умственному развитию ребенка, занимается его нравственно-этическим, культурным воспитанием, прививает социальные навыки;
- репетитор - это педагог, предоставляющий курс дополнительных занятий, по какой-либо дисциплине или предмету, которые помогают обучающемуся освоить знания и уметь применять их на практике. Репетиторство
может быть как индивидуальным, так и групповым;
- тьютор - руководитель обучаемого, обеспечивающий создание индивидуальных программ и оказывающий педагогическое сопровождение процесса обучения. В наше время тьютором может быть даже молодой специалист. Так же начинают набирать популярность специализированные курсы тьюторского мастерства, где ведущие бизнес-тренеры на своем личном опыте обучают всем тонкостям онлайн-преподавания;
- ментор - советчик, наставник ученика, который вносит в содержание постигаемого предмета индивидуальность и дифференцированность, содействует выполнению заданий, помогает адаптироваться в жизни. Менторство, впрочем, как и тьюторство, способно обеспечить наиболее продуктивную образовательную деятельность ребенка [8].
Обобщая все сказанное, отметим, что гувернерство находит в себе отражение и репетиторства, и тьютор-ства, и менторства, потому, что гувернер одновременно сочетает в себефункции учителя, воспитателя и наставника, развивающий потенциал ребенка. Однако эти понятия не являются идентичными и имеют свои отличительные особенности. Проведем сравнительный анализ представителей двух направлений в педагогической деятельности: гувернера и репетитора.
Несмотря на то, что общим и объединяющим началом гувернера и репетитора является обучение детей в домашних условиях, они занимают в жизни ребенка совершенно разные позиции и их деятельность существенным образом отличается. Репетитор отвечает за результаты изучения определенного предмета, и его обучение ограничено временными рамками - один академический час. Гувернер отвечает за общее гармоничное физическое, психическое, творческое, интеллектуальное, культурное, эстетическое, духовно-этическое воспитание, развитие и образование ребенка, и его взаимодействие с ребенком практически не ограничено. Отличительной особенностью гувернерства также является форма взаимодействия с ребенком, подразумевающая применение технологии интегрированного обучения, куда включены занятия, организованный досуг и повседневное общение. Таким образом, гувернер создает социокультурную среду для ребенка, которая оказывает общее влияние на формирование его личности.
Чаще всего гувернёры работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На первый взгляд, может показаться, что работать с одним ребёнком проще, чем с группой, но педагог отвечает за весь образовательный процесс и также взаимодействует с родителями подопечного, поэтому общий язык приходится искать не только с ребёнком, но и с взрослыми.
Доверяя своего ребенка постороннему человеку очень важно серьезно и основательно подойти к выбору, ведь именно он будет заниматься воспитанием, и закладывать фундамент базовых знаний и представлений об окружающем мире.
Осуществить правильный выбор домашнего воспитателя и педагога можно, воспользовавшись следующими рекомендациями:
- высшее образование, которое можно получить в одном из педагогических вузов или пройдя специальные курсы и школы гувернёров;
- опыт работы педагога. Данный критерий желателен при рассмотрении кандидатов, претендующих на эту работу, однако, его отсутствие не должно послужить поводом для отказа;
- личностные качества: любовь к детям и к своей профессии, коммуникативность, креативность, организаторские и лидерские качества, готовность исследовать окружающий мир вместе с воспитанниками. Практически невозможно работать гувернёром без гуманистической направленности, устремленности к профессии, умения устанавливать с ними контакт с детьми и их родителями. Бонне и гувернёру лидерские качества
необходимы для того, чтобы заслужить авторитет у детей и родителей;
- знание основ детской психологии, которое необходимо для достижения наилучшего результата в работе с ребенком определенного возраста. Например, учет возрастных и индивидуальных особенностей, психофизиологических особенностей позволит понять и принять воспитанника, выстроить с ним паритетные отношения;
- четкое понимание миссии гувернерства и умение планировать педагогический процесс и осуществлять обучение и воспитание детей. Осознание всех тонкостей работы с детьми и умение планировать график ложатся в основу профессиональной деятельности;
- владение иностранными языками выступает отличительной особенностью специалиста;
- постоянное и всестороннее саморазвитие и самообразование - хороший педагог выступает примером для каждого своего воспитанника, поэтому для полноценного развития ребенка и плодотворной работы необходимо продолжать покорять вершины и самосовершенствоваться;
- умение давать ребенку те знания, которые актуальны и востребованы на определенном этапе развития образования и науки. Педагог должен уметь находить и перерабатывать нужную информацию и преподносить ее в интересной и увлекательной форме [9].
Проанализировав систему высшего образования, выявлено, что в России в образовательных организациях высшего образования педагогического профиля подготовка специалистов данного направления не осуществляется. Но вместе с тем гувернеры достаточно востребованы в современных реалиях общественной действительности и могут иметь высшее педагогическое образование. Современная образовательная система готовит домашних воспитателей в педагогических училищах, педагогических колледжах, в педклассах и других учебных заведениях. Подготовка ведется по специальным учебным планам и программам, которые охватывают широкий круг вопросов по физиологии, психологии, педагогике, предметам гуманитарного, культурологического и эстетического цикла. Выпускники таких учреждений со специальностью «домашний воспитатель (гувернер)», преимущественно лица женского пола находят работу в семьях, которые не имеют достаточных возможностей воспитывать детей самостоятельно, или могут нанимать квалифицированного специалиста-педагога. На домашних педагогов распространяется действующее законодательство о труде и социальной защиты.
Для подбора квалифицированного и проверенного гувернера можно обратиться в агентства специализирующиеся на домашнем персонале. Они предоставят кандидатов и помогут в нужном выборе. Так же домашнего учителя можно найти по рекомендациям знакомых или на сайтах по трудоустройству.Работа гувернера включает в себя огромный спектр обязанностей и ответственности, эрудированности и компетентности, потому что, воспитывая и обучая ребенка, он непосредственно влияет на будущее конкретной личности и общества в целом.
Вывод. На основании ретроспективного и интроспективного анализа проблемы выявлено, что гувернерство как направление в педагогике, а в последующем как профессия в России берет свое начало, набирает популярность и распространение с XVIII века. Работа гувернера/ домашнего воспитателя в новых социально-экономических условиях приобретает значительного распространения как разновидность педагогической деятельности учителя. Гувернер - наёмный домашний воспитатель для детей. Профессия подходит тем, кого интересует психология, педагогика, современные образовательные технологии и иностранные языки. По существу он становится наставником воспитанника и помощником родителей в вопросах педагогики. Это означает, что общий язык приходится искать как с ребёнком, но и со всей семьёй.
В наше время эта профессия востребована и
98
ется особой популярностью в связи с развитием семейного образования. Гувернер же в свою очередь представляет собой синтез личностных качеств и требований педагога, психолога, воспитателя, наставника и друга ребенка, которому доверено разностороннее гармоничное развитие, воспитание, обучение и организация полезного досуга личности воспитанника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 64 с.
2. Педагогiчнuй словник / За ред. Ярмаченко М.Д. — К.: Педагогiчна думка, 2001. — 514 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. — Т. 1. — М.: «Русский язык», 1978. —699 с.
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона— СПб.:Типо-Литография И.А. Ефрона, 1893. — 478 с.
5. Большая советская энциклопедия /Под ред. А.М. Прохорова. — Т. 7. — Изд. 3-е. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — 719 с.
6. Опритов Н.А. Гувернерство в России: прошлое и настоящее [Текст] / Н.А. Опритов, Н.М. Конышева // Начальная школа / Глав. ред. С.В. Степанова. — М.: Издательство «Начальная школа и образование», 2015. — С. 88—91.
7. Павлищев Л.Н. Воспоминания об А.С. Пушкине: из семейной хроники /Л.Н. Павлищев. — М.: Книжный клуб Книговек, 2017. — 464 с.
8. Становление и совершенствование форм обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studme.org/61101/ pedagogika/stanovlenie_sovershenstvovanie_form_obucheniya (дата обращения 30.01.2020)
9. Дубляк Г. Кто такие настоящие гувернеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://womo.ua/kto-takie-nastoyashhie-guverneryi (дата обращения 30.01.2020).
Статья поступила в редакцию 04.02.2020
Статья принята к публикации 27.05.2020
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)