Рецензии
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ (анализ нового учебного пособия,
посвященного проблемам медицинской и судебной психологии)
© Кокорин П. А., Полянская В. А., 2006
Кокорин П. А. — кандидат медицинских наук, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз Юридического института ИГУ
Полянская В. А. — кандидат психологических наук, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз Юридического института ИГУ
Решение судебных экспертных вопросов требует объединения усилий как клиницистов, так и психологов. Изменения в законодательстве также закономерно повлекли за собой изменение задач, которые приходится сегодня решать психологам и психиатрам.
В учебном пособии, посвященном проблемам медицинской и судебной психологии, и являющимся первым отечественным изданием, выпущенным под редакцией двух ведущих ученых (академика РАМН, директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, заведующей кафедрой социальной и судебной психиатрии ФППО ММА им. И. М. Сеченова Т. Б. Дмитриевой и профессора, доктора психологических наук Ф. С. Са-фуанова), отражен новый системный междисциплинарный подход к подготовке специалистов в области медицинской и судебной психологии.
В существовавших ранее учебниках и учебных пособиях по медицинской психологии, судебной и юридической психологии для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии, изменения законодательства и достижения судебной и медицинской психологии были отражены не в полном объеме. Однако попытка более полного их освещения приводила к резкому увеличению объема изданий. В результате выпущено несколько руководств и учебных пособий, содержащих все необходимое для практического эксперта (психиатра и психолога), но малопригодных для студентов, особенно учитывая краткость курса судебной и медицинской психологии в учебных заведениях, обучающихся по направлению судебная экспертология.
Кроме того, увеличилось количество видов комплексных судебных психо-лого-психиатрических экспертиз, требующих применения специальных знаний, как в психиатрии, так и в психологии, усложнились критерии клиникопсихологической оценки психической деятельности направляемых на экспертизу лиц, изменилась методика и пределы профессиональной компетенции специалистов и другие вопросы, которые потребовали создания нового учебника по медицинской и судебной психологии.
Первый раздел посвящен проблемам профессиональной деятельности медицинского психолога в области судебной психиатрии. В нем раскрываются вопросы психодиагностических исследований в судебно-психиатрической практике, рассматриваются принципы патопсихологического исследования,
патопсихология криминальной агрессии, психологическое исследование в судебной сексологии, психокоррекционная работа в учреждениях, осуществляющих принудительное лечение лиц, совершивших общественно опасные действия.
В первой лекции данного раздела Ф. С. Сафуановым раскрываются соотношения таких теоретических дисциплин, как патопсихология и психопатология. Именно единый объект исследования — психика человека, позволяет комплексировать усилия психиатров психологов в разных прикладных областях. Использование психологических знаний, отмечает автор, в рамках судебно-психиатрической экспертизы, способно повысить надежность, достоверность экспертных психиатрических выводов. Особо высока роль использования психологических данных при судебно-психиатрической оценке пограничной психической патологии.
В лекционном материале Е. И. Сулимов-ской раскрываются принципы патопсихологического исследования. Автор проводит ретроспективный анализ исторического развития и современные особенности проведения экспериментально-психологического исследования, предлагает адаптированную на практике тактику составления патопсихологического заключения, раскрывает понятие патопсихологического симптомо-комплекса, предлагает наиболее часто используемые и валидные методики патопсихологического исследования, дает основы патопсихологического анализа в экспертной практике.
В лекции Ф. С. Сафуанова, посвященной проблеме криминальной агрессии, раскрывается патопсихологический аспект данного явления. Автор четко разграничивает понятия криминальной агрессии и агрессии вообще, приводит основные ее характеризующие признаки, а также психологическую типологию криминальной агрессии (одномерная, двухмерная, трехмерная). Агрессивность, по мнению автора, может выступать в трех планах, как мотивационная тенденция, как черта личности и как реактивная (только при психотравмирующих ситуациях).
В следующей лекции этого раздела, автором которой является Н. В. Дворянчиков, рассматриваются проблемы психологического исследования в судебной сексологии. Экспертные исследования с одновременным
участием психолога и сексолога приобретают особую актуальность при экспертизе сексуальных правонарушителей, потерпевших от сексуальных насильственных действий, свидетелей по делам о сексуальных правонарушениях. Главным вопросом, отмечает автор, здесь является вопрос о влиянии аномалий в сексуальной сфере на способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность совершенных действий, что требует не только клинического (сексологического), но и психологического исследования.
В лекции В. Г. Булыгиной о психокоррекционной работе в учреждениях, осуществляющих принудительное лечение, совершивших общественно опасные действия, основным предметом анализа являются теоретические основы и специфика психотерапии и психокоррекции, организационные и методологические аспекты работы психолога на принудительном лечении, особенности психокоррекционных мероприятий с пациентами разных форм психической патологии.
Во втором разделе освещается роль психических расстройств и психических аномалий в преступном и виктимном поведении. Рассматривается их место в суицидальных действиях, сексуальных правонарушениях, связь с наркологической зависимостью. В данном разделе обсуждаются психологические, патопсихологические проблемы, а также смежные с медицинской и судебной психологией дисциплины, такие как наркология, сексология, суицидология, криминология и т. д.
Начинается раздел смежных с медицинской и судебной психологией дисциплин лекцией, посвященной актуальным проблемам профессиональной этики (А. Я. Ива-нюшкин). В ней дается определение наиболее развитой из всех направлений прикладной этики — биоэтики. Приводятся основные положения этики Гиппократа, рассматриваются дискуссионные вопросы медицинской тайны, коммерциализации медицины, этические вопросы отношения к гомосексуалистам и некоторые другие.
В лекции В. В. Вандыша-Бубко, посвященной принципам судебно-психиатрической оценки ограниченной вменяемости, приводится оригинальная схема значимости отдельных факторов в системе «синдром—личность—ситуация» при принятии экспертных решений. Автор указывает на
необходимость оценки всех трех параметров для обоснования экспертного заключения в соответствии со ст. 22 УК РФ. Автор указывает, что при обосновании выводов, в соответствии с критериями ограниченной вменяемости, задача эксперта состоит в установлении степени и меры способности испытуемых осознавать и руководить своими действиями. Для этого при оценке следует учитывать, как психопатологические, так и ситуативно-личностные факторы. Прежде всего, в основе признания субъекта ограниченно вменяемым лежит психическое расстройство.
Лекция Н. К. Харитоновой, посвященная судебно-психиатрической экспертизе в гражданском процессе, важна с многих позиций. Во-первых, в гражданском судопроизводстве правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон представляет свои доказательства по делу, а доказательства могут быть получены, в том числе и из заключения эксперта. Во вторых, в гражданско-процессуальном кодексе, который вступил в действие с 1 февраля 2003 г., впервые выделена комплексная экспертиза. Данная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных научных направлений в пределах смежных областей знаний. Одним из принципиально новых положений нового ГПК является порядок консультации специалистов. Консультация специалиста дается в произвольной форме и нормативных документов по её составлению нет. Отдельно рассматривается судебнопсихиатрическая экспертиза по делам о признании лица недееспособным с установлением над ним опеки. Признание гражданина недееспособным неизбежно сопряжено с принудительным изменением его правового статуса и установления над ним опеки, поэтому очень важны приводимые автором критерии, используемые при оценке способности понимать значения своих действий и руководить ими в соответствии со ст. 29 ГК РФ.
В лекции В. А. Гурьевой и Е. В. Макуш-кина, посвященной вопросам подростковой судебной психиатрии, дается подробное описание подросткового периода с точки зрения психиатрии, характеризующегося крайней степенью неравномерности психического развития, хрупкостью психики, высокой чувствительностью вредных влияний
на психику, то естественно, что даже при отсутствии психических расстройств он протекает критически и требует экспертной оценки. В данной лекции приводится понятие пубертатного периода и пубертатного криза, типы пубертатных кризов, варианты патологического криза, сексуальная растор-моженность у криминальных гебоидов, а также ряд признаков, являющихся наиболее характерными для правильной квалификации психического состояния подростка.
В лекции А. Л. Игонина «Введение в наркологию» впервые приведены современные данные по патогенезу токсикомании и наркомании, коротко описана клиника, психические и не психические расстройства в соответствии с МКБ-10 (международная классификация болезней десятого пересмотра), отдельно рассматриваются алкоголизм и зависимость от психоактивных веществ. Важность данной лекции в том, что алкоголизм и наркомания буквально захлестнули нашу страну и являются одной из важнейших социальных проблем. Кроме того, в этой лекции приведены критерии установления острых алкогольных психозов, хронических психозов, интеллектуально-мне-стическое снижение, вызванных психоактивными веществами (в первую очередь алкоголем), а также критерии диагностики стойких когнитивных расстройств и деменции, вызываемых психоактивными веществами.
В лекции А. А. Ткаченко «Введение в судебную сексологию» дается определение предмета судебной сексологии, судебная экспертиза сексуальных нарушений, комплексная сексолого-психиатрическая экспертиза, виды сексологических и сексологопсихиатрических экспертиз. Приводится правильная формулировка вопросов при назначении судебных сексологических экспертиз, а также перспектива развития судебной сексологии в свете расширения правового поля, охватывающего сферы, ранее не подпадавшие под законодательное регулирование (например, проблемы смены пола, транссексуальных состояний и т. п.).
Лекция В. А. Тихоненко и Ф. С. Сафуа-нова «Введение в суицидологию» посвящена диагностике суицидального поведения. Первый вопрос, который возникает у экспертов, это вопрос о том, кто совершает суициды. Во-вторых, что такое социально психологическая дезадаптация личности и,
наконец, последний вопрос — что такое «переживаемый суицидентом конфликт». Данная лекция является новой в учебниках по медицинской и судебной психологии и написана очень интересно. В ней приводится классификация суицидальных проявлений, феноменология суицида (характеристика самоубийств), внешние и внутренние формы суицидальной активности, классификация самоубийств. Приводятся также индивидуально-психологические особенности личности, образующие суицидальную пре-диспозицию, а также суицидогенные и ан-тисуицидальные факторы, которые образуют определенную систему, определяющую механизм суицида. Механизмы суицидального поведения представлены формулой и графиками.
Лекция А. Ю. Березанцева «Введение в психосоматику» содержит механизмы вмешательства психики в соматическую сферу, а именно те аспекты, в которых можно найти клинико-психиатрическое и клиникопсихологическое измерение. Приводятся признаки, характеризующие психосоматический синдром, а также модель психосоматических отношений. Автор указывает на то, что все хронические заболевания, в том числе, так называемые не излечимые, имеют исключительно психическое происхождение, и исчезают они после вмешательства в причинность психической деятельности. Автор рассматривает патогенез развития психосоматических расстройств, основные медико-психологические аспекты психосоматических отношений, делая совершенно правильный вывод о неотделимости здоровья тела от здоровья души.
В лекции З. И. Кекелидзе «Введение в психиатрию чрезвычайных ситуаций» подробно описаны виды чрезвычайных ситуаций, острая реакция на стресс, клинико-переходного периода и посттравматические стрессовые расстройства. Кроме того, отдельно рассматриваются другие остро возникающие психогенные расстройства после чрезвычайных ситуаций (расстройства приспособительных реакций, реакция горя, патологическая реакция горя и др.). Приводится также классификация психических расстройств, связанных с чрезвычайными ситуациями.
Третий раздел предусматривает усвоение основных организационно-правовых, теоретических, методологических и этических аспектов профессиональной деятельно-
сти медицинского психолога при проведении судебной экспертизы.
В первой лекции, посвященной организационно-правовым основам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, Ф. С. Сафуанов рассматривает общие вопросы, касающиеся производства судебных экспертиз. При этом автор особенно обращает внимание на то, что не каждый психолог с высшим образованием может профессионально компетентно провести судебную экспертизу, не имея при этом специальную подготовку и не прошедший курсы по медицинской и судебной психологии. Кроме того, проблемным является вопрос самого назначения судебной экспертизы судебными и следственными органами, а точнее определения ее рода (однородной или комплексной). Автор приводит примеры ошибочного назначения КСППЭ.
В следующей лекции, посвященной теоретическим основам комплексной психоло-го-психиатрической экспертизы, Ф. С. Са-фуанов выносит на обсуждение проблему «экспертных» понятий, занимающих промежуточное положение между общепсихологическими представлениями и юридическими терминами, и делает вывод, что юридическое значение имеют не диагностируемые экспертом общепсихологические явления, а «экспертные» понятия. В лекции подробно раскрываются аспекты таких «экспертных» понятий, как аффект, сильное душевное волнение, индивидуально психологические особенности, ограниченная вменяемость.
В заключительной лекции этого раздела Ф. С. Сафуанов останавливается подробно на этических проблемах комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Базисные принципы этики судебного экс-перта-психолога совпадают с общими нормами этики практической психологии и биомедицины, но, при этом имеют свою специфику, обусловленную тремя важными обстоятельствами: эксперт-психолог взаимодействует не с пациентами, которые добровольно подвергаются психодиагностическому исследованию и лично в этом заинтересованы; процессуальное положение эксперта-психолога наделяет его властными полномочиями и от его выводов зависит судьба подэкспертного; эксперт-психолог несет уголовную ответственность за действия, нарушающие уголовно-процессуальную регламентацию своей деятельности.
В четвертом разделе курса представлены лекции о предметных видах комплексных судебных психолого-психиатри-ческих экспертизах.
В лекции о комплексной судебной психо-лого-психиатрической экспертизе индивидуально—психологических особенностей и ограниченной вменяемости обвиняемых Ф. С. Сафуанов выделяет как наиболее важное обстоятельство, подлежащее доказыванию, это «обстоятельство, характеризующее личность обвиняемого». Основная проблема сводится к тому, что законодатель не уточняет, какие конкретно «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» имеются в виду, и, отсюда дискуссионными остаются вопросы объема судебного и судебно-психологического экспертного исследования, а также самого предмета исследования. Значимым факторов в этой связи стала проблема ограниченной вменяемости. На основе анализа ст. 22 УК РФ автор выделяет два основных элемента правовых последствий ограниченной вменяемости: способность быть субъектом уголовной ответственности и субъектом отбывания наказания. Соответственно выделяются и два экспертных понятия: 1) психическое расстройство, ограничивающее способность обвиняемого осознавать значение криминальных действий и руководить ими; 2) психическое расстройство, определяющее общественную опасность обвиняемого.
Интересна лекция Ф. С. Сафуанова, посвященная экспертизе аффекта. В частности автор рассматривает аффект у лиц с пограничными психическими расстройствами и аномалиями, аффект на фоне алкогольного опьянения, аффект, вызываемый единичным (разовым) психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего и, так называемый, кумулятивный аффект. Достоинством данной лекции является то, что четко описаны основные признаки протекающих фаз аффекта при всех вышеописанных видах. Несмотря на спорность некоторых моментов, приведенные признаки являются, на наш взгляд, алгоритмом проведения комплексных психолого-пси-хиатрических экспертиз аффекта. Кроме того, приводится дифференциальная диагностика экспертизы патологического и физиологического аффекта.
Лекция М. А. Качаевой и Ф. С. Сафуа-нова «Экспертизы психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорож-
денного» также является уникальной и новой в подобного рода учебниках. Интересно разделение матерей обвиняемых в убийстве на классификационные группы. В данной главе авторы рассматривают предмет комплексной экспертизы, цели исследования, виды экспертной психолого-психиа-трической квалификации психического состояния матери в период совершения убийства. Авторы выделяют психические расстройства, исключающие и не исключающие вменяемость.
В лекции Е. Г. Дозорцевой, посвященной комплексной судебной психолого-пси-хиатрической экспертизе, поднимаются проблемы юридических критериев по отношению к несовершеннолетним, противоречия норм в уголовном кодексе, недостатки и противоречия статей (ч. 3 ст. 20, ст. 22 УК РФ), приводящие к различным их использованиям и отсюда возникающим проблемам в проведении экспертных исследований в отношении несовершеннолетних по-дэкспертных.
В лекции М. В. Морозовой «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности давать показания» подробно изложены: классификация ложных показаний, с выделением их видов, субъекта и предмета экспертизы; вопросы, которые ставятся при назначении данной экспертизы; задачи, стоящие перед экспертами; экспертная оценка при квалификации беспомощного состояния; возможность давать показания у взрослых; возможность давать показания у психически здоровых людей, не обнаруживающих временных болезненных расстройств; у лиц с психическими заболеваниями и отклонениями, а также у детей. Приведены также примеры выводов комплексной психолого-психиа-трической экспертизы.
Лекция Н. Б. Морозовой «Психологопсихиатрическая экспертиза потерпевших» рассматривает такие вопросы, как клинические аспекты экспертизы потерпевших, психические расстройства, возникающие у потерпевших в результате сексуального насилия, методология данного вида экспертизы, виды экспертиз. В частности рассматривается экспертиза потерпевших при беспомощном состоянии, экспертиза уголовнопроцессуальной дееспособности и экспертиза степени причиненного вреда здоровью от повреждений, повлекших психическое расстройство.
В лекции, посвященной проблеме комплексной судебной психолого-психиатриче-ской экспертизе лица, окончившего жизнь самоубийством, Ф. С. Сафуанов поднимает на обсуждение главный вопрос: что в суициде составляет предмет исследования судебного эксперта-психолога? Главной задачей судебного эксперта-психолога является установление причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествующий самоубийству. При этом автор особо подчеркивает, что недопустимо использовать экспертные выводы в качестве доказательства при определении рода смерти. Например, использование экспертного заключения о наличии, депрессивного состояния у подэкспертного, сопровождающего суицидальными намерениями, в качестве доказательства того, что он действительно совершил самоубийство, будет считаться судебной ошибкой.
В лекции Ф. С. Сафуанова о комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в гражданском процессе, рассматриваются основные проблемы производства КСППЭ по делам о признании сделок недействительными. Прежде всего анализируются юридические понятия, наполненные психологическим содержанием (пороки воли), включающие в себя интеллектуальный (способность понимать значение своих действий) и волевой (способность руководить ими) компоненты. Далее определяется приоритетная концепция, имеющая значение для экспертной оценки необходимых психологических показателей. Приоритет отдается психологической теории принятия решения. Особое внимание эксперты должны уделять нарушениям перцептивной деятельности подэкспертного.
Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод, что новое учебное пособие «Медицинская и судебная психология» обеспечивает всестороннее и практическое освоение медицинской и судебной психологии с учетом современных изменений в ее юридических, теоретических и практических аспектах, и полностью соответствует положениям образовательного стандарта для студентов высших учебных заведений. Кроме того, учебное пособие отражает новейшие достижения судебной психологии и судебной психиатрии, а также смежных с ними наук (подростковая психиатрия, наркология, судебная сексология, суицидоло-гия и др.). Поэтому книга может принести пользу практическим медицинским психологам, судебным психологам, криминалистам, судебным психиатрам, а также студентам, изучающим курс судебной психологии на юридических факультетах в высших учебных заведениях.
В приложении к учебному пособию даются стандарты судебно-психиатрических исследований ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского и нормативы нагрузки психолога при производстве комплексных судебных психолого-психиа-трических экспертиз, которые могут быть использованы практическими судебными психологами и психиатрами при заключении договоров на оплату (при производстве данных экспертиз внештатными экспертами). Кроме того, в учебном пособии приведены отраслевые учетные формы и инструкции по заполнении заключения эксперта при производстве экспертизы комиссией экспертов. щ