Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К СЛОЖНОСТЯМ В РАБОТЕ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К СЛОЖНОСТЯМ В РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАГРУЗКА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посельская Анастасия Николаевна

Статья посвящена описанию сложностей в работе учителя в образовательной организации, проблеме психологической подготовки педагогических кадров в постоянно развивающемся мире, где требования к знаниям и умениям педагогов постоянно повышаются. В современном мире нагрузка на учителей увеличивается, в связи с недостаточной психологической подготовкой, нехваткой времени на семью и хобби все это приводит к психологическому выгоранию. Большой проблемой для молодого педагога является психологическая адаптация к педагогическому коллективу и руководителям образовательного учреждения, поэтому необходимо создание групп психологической поддержки, состоящих из психологов и педагогов. Для студентов и работников общеобразовательных организаций работа должна проводиться не только в виде тренингов, лекций, но также с применением таких форм, как мозговой штурм и круглый стол, где мнение каждого будет услышано, принято на рассмотрение без осуждения. Также необходима служба доверия с возможностью анонимных звонков, состоящая из профессиональных психологов для работы в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TEACHER’S PSYCHOLOGICAL TRAINING TO DIFFICULTIES IN WORK

The article is devoted to a description of the difficulties in work of a teacher in an educational institution, the problem of psychological training of teaching staff in a constantly developing world, where the requirements for the knowledge and skills of teachers are constantly growing. In the modern world, the load on teachers is growing, and insufficient psychological training, lack of time for family and hobbies lead to psychological burnout. A big problem for a young teacher is psychological adaptation to the teaching staff and administration of the educational institution - it is necessary to create psychological support groups, consisting of psychologists and teachers. For students and employees of educational institution, the work should be carried out not only in the form of trainings, lectures, but also using such forms as brainstorming and a round table, where everyone's opinion will be heard, accepted for consideration without condemnation. There is also a need for a helpline with the possibility of anonymous calls, consisting of professional psychologists to work in crisis situations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К СЛОЖНОСТЯМ В РАБОТЕ»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2021/3

Научная статья УДК37.015.3

DOI: 10.18101/2307-3330-2021-3-78-81

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К СЛОЖНОСТЯМ В РАБОТЕ

© Посельская Анастасия Николаевна

учитель,

Лингвистическая гимназия № 3

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 43

[email protected]

Аннотация. Статья посвящена описанию сложностей в работе учителя в образовательной организации, проблеме психологической подготовки педагогических кадров в постоянно развивающемся мире, где требования к знаниям и умениям педагогов постоянно повышаются. В современном мире нагрузка на учителей увеличивается, в связи с недостаточной психологической подготовкой, нехваткой времени на семью и хобби все это приводит к психологическому выгоранию. Большой проблемой для молодого педагога является психологическая адаптация к педагогическому коллективу и руководителям образовательного учреждения, поэтому необходимо создание групп психологической поддержки, состоящих из психологов и педагогов. Для студентов и работников общеобразовательных организаций работа должна проводиться не только в виде тренингов, лекций, но также с применением таких форм, как мозговой штурм и круглый стол, где мнение каждого будет услышано, принято на рассмотрение без осуждения. Также необходима служба доверия с возможностью анонимных звонков, состоящая из профессиональных психологов для работы в кризисных ситуациях.

Ключевые слова: психологическая подготовка, компетентность, нагрузка учителя, педагогические способности.

Для цитирования

Посельская А. Н. Проблема психологической подготовки учителя к сложностям в работе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 78-81.

Структура подготовки педагогов состоит из двух частей: предметной и общепрофессиональной. В предметную входят в зависимости от факультета специальные дисциплины, развивающие и углубляющие знания в области преподаваемого предмета. Для учителей-предметников это изучение основ и дополнительных глав, необходимых для дальнейшего углубления знаний в выбранной ими науке. К общепрофессиональной относят предметы, необходимые для социализации, общей направленности работы с людьми, например такие предметы, как педагогика, психология, социология и т. д.

Существуют разные мнения о том, какая часть подготовки важнее — предметная или общепрофессиональная. Большинство университетов нашей страны склоняется к мнению, что предметная область знаний важнее, чем социальная.

При переходе образования в сферу социальных услуг от педагога требуют зачастую выполнения роли аниматора, развлекающего и развивающего одновременно. Родители учащихся требуют от учителей, чтобы их ребенок знал материал, вне зависимости от способностей детей, на высоком уровне, полагая, что «если ты учитель», то должен найти подход к каждому ребенку. То есть составить план, траекторию развития для каждого учащегося, приходящего на занятия. Количество предметов в школе не сокращается, таким образом ученик становится заложником ситуации: от него требует знаний по каждому предмету в равной мере, что невозможно в силу различия способностей детей. Одинаковое задание на всероссийских контрольных работах по основным предметам, без разделения на уровни знаний, приводит к сравнению учеников, что, в свою очередь, дает нагрузку на психику ребенка. Учителям приходится настраивать и мотивировать детей, говорить с их родителями, не имея достаточной психологической подготовки.

Среднее количество детей в классе в городах составляет от 20 до 30 и более учеников. Минимальное количество часов в неделю — 18. Большинство учителей работают 25 и больше часов. Для основных предметов это 5 и более классов. Также возможны классное руководство, подготовка к олимпиадам детей, курсы повышения квалификации, постоянная проверка тетрадей, подготовка к урокам, заполнение журнала — все это отнимает личное время. Нехватка времени на семью и хобби приводит к психологическому выгоранию. Обостряются хронические и психосоматические заболевания.

В обществе сложилось устойчивое мнение, что учитель должен все знать, уметь. Сейчас существует много источников информации, нет возможности уследить за всем, исходя из этого, любой ученик может задать вопрос, на который учитель не может ответить. Отсюда компетентность и авторитет учителя вызывают сомнение. Неумение выходить из сложных психологических ситуаций ведет к спорам и конфликтам, а также к неуверенности в себе. В некоторых случаях — к переобучению и смене профессии. Сегодня нехватка учителей наблюдается в каждом регионе. Одной из ключевых задач педагогических вузов является подготовка педагогических кадров к новым условиям постоянно меняющегося мира. Это касается системы дополнительного образования, развития способностей каждого ребенка, что поставлено первой задачей в образовательной парадигме «Наша новая школа». Новые учителя в сфере дополнительного образования — прекрасные специалисты: художники, вязальщицы, фотографы и т. д., но им не хватает педагогических и психологических знаний. Для этого, на наш взгляд, необходимы краткосрочные курсы по подготовке их к педагогической деятельности, психологические знания об индивидуальных особенностях школь-ников1.

Современные технологии, темпы развития приводят к стрессу и переживанию за свое будущее. Уже сегодня есть сайты, с помощью которых ученик может

Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Улан-Удэ: НоваПринт, 2020. Вып. 4. 176 с. Текст: непосредственный.

79

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2021/3

учиться дистанционно, не выходя из дома, различные онлайн-проверки и онлайн-уроки. Таким образом, возникает вопрос о роли и значимости учителя в современном обществе. Должен ли учитель давать только знания, которые ученик может получить в интернете, или учитель должен воспитывать личность и направлять ученика на дальнейшее развитие?

Эти и многие другие вопросы необходимо решать совместно, для профилактики и решения проблем психологической адаптации необходимо создание групп психологической поддержки, состоящей из психологов и педагогов. Для студентов и работников общеобразовательных организаций работа должна проводиться не только в виде тренингов, лекций, но также с применением таких форм, как мозговой штурм и круглый стол, где мнение каждого будет услышано, принято на рассмотрение без осуждения. Также необходима служба доверия с возможностью анонимных звонков, состоящая из профессиональных психологов для работы в кризисных ситуациях.

Литература

1. Климов Е. А. Психология профессионала. Москва; Воронеж, 1996. 212 с. Текст: непосредственный.

2. Пахомов В. П., Т. Г. Гадельшина С. П. Жданова. Проблема психологической подготовки учителя в аспекте целостной структуры профессионального педагогического образования // Вестник ТГПУ. Сер. Психология. 2005. Вып. 1(45). С. 32-39. Текст: непосредственный.

3. Психология безопасности личности: коллективная монография / Р. Д. Санжаева, С. Д. Намсараев [и др.]. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2019. 136 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 07.12.2021.

THE PROBLEM OF TEACHER'S PSYCHOLOGICAL TRAINING TO DIFFICULTIES IN WORK

Anastasia N. Poselskaya Teacher

Linguistic gymnasium #3 of Ulan-Ude 43 Soviet St., Ulan-Ude, 670000 Russia. [email protected]

The article is devoted to a description of the difficulties in work of a teacher in an educational institution, the problem of psychological training of teaching staff in a constantly developing world, where the requirements for the knowledge and skills of teachers are constantly growing. In the modern world, the load on teachers is growing, and insufficient psychological training, lack of time for family and hobbies lead to psychological burnout. A big problem for a young teacher is psychological adaptation to the teaching staff and administration of the educational institution — it is necessary to create psychological support groups, consisting of psychologists and teachers. For students and employees of education-

al institution, the work should be carried out not only in the form of trainings, lectures, but also using such forms as brainstorming and a round table, where everyone's opinion will be heard, accepted for consideration without condemnation. There is also a need for a helpline with the possibility of anonymous calls, consisting of professional psychologists to work in crisis situations.

Keywords: Psychological training; competence; teaching load, pedagogical abilities.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 07.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.