ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 4(15) / 2017
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.915 № 4 (15) / 2017, с. 70-72
ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИМИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ
Анастасия Дмитриевна Божко
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Научный руководитель - Любовь Дмитриевна Мошкина
кандидат психологических наук, доцент,
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск
В статье рассмотрена проблема проявления агрессивного поведения несовершеннолетних преступников при совершении ими противоправных деяний. Автором определены формы агрессивного поведения несовершеннолетних и факторы, влияющие на их развитие, проанализированы мнения ученых-психологов. Автор выразил мнение по поводу вышеизложенной проблемы. Агрессия среди несовершеннолетних преступников явление обычное и стремительно развивающиеся. Наблюдается взаимосвязь между агрессивными установками и криминальным поведением несовершеннолетних преступников.
Ключевые слова: агрессия, несовершеннолетние преступники, семейная дезадаптация, школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, непатологическая форма агрессивного поведения, патологическая форма агрессивного поведения.
THE PROBLEM OF MANIFESTATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF JUVENILE OFFENDERS IN COMMITTING
UNLAWFUL ACTS
Anastasiya Bozhko
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Student advisor - Lyubov Moshkina Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
^е article deals with the problem of the manifestation of aggressive behavior of juvenile offenders in committing unlawful acts. The author defines the forms of aggressive behavior of minors and the factors that influence their development, analyzes the opinions of scientific psychologists. The author expressed his opinion on the above-mentioned problem. Aggression among juvenile offenders is a common phenomenon and is rapidly developing. There is a correlation between the aggressive attitudes and criminal behavior
of juvenile criminals.
Keywords: аggression, juvenile offenders, family disadaptation, school disadaptation, social disadaptation, non-pathological form of aggressive behavior, pathological form of aggressive behavior.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
В современном мире проблема проявления агрессивного поведения несовершеннолетних преступников при совершении ими противоправных деяний является одной из наиболее злободневных. Проявление агрессивности у несовершеннолетних, как правило, способствует формированию криминального поведения в обществе. И постепенно девиантное поведение становится для них нормой.
Количество несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях коррекции агрессивного поведения, неуклонно растет с каждым годом. И при этом выявлена закономерность, что по истечении определенного периода времени данные лица совершают тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Необходимо отметить, что именно в пубертатном периоде у человека происходит становление личности, в том числе у некоторых подростков - формирование агрессивных установок, которые впоследствии дестабилизируют их нормальное психическое и нравственное развитие и способствуют зарождению асоциального криминального поведения в обществе, пренебрежению к законности.
Агрессивное поведение у несовершеннолетних преступников связано с деформированной подростковой психикой. Им присущи такие особенности, как: противоречивость чувств и побуждений, сочетание сенситив-ности и черствости, чрезмерно завышенной и заниженной самооценки, отказ от общепринятых норм, правил и в то же время создание себе кумира (старшего и более жестокого несовершеннолетнего либо взрослого) [1, с. 132]. В зависимости от средовой психической дезадаптации, наличия вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания) происходит перерождение антиобщественного агрессивного поведения в криминальное агрессивное поведение. У таких несовершеннолетних отсутствует способность к эмпатии, способность испытывать эмоциональную привязанность, проявляются агрессивные неадекватные реакции на критику со стороны окружающих, выраженная эгоцен-тричность, постоянные оправдания своего преступного поведения и обвинение в окружающих в последствиях своих противоправных действий [2, с. 97].
Агрессивное поведение у подростков протекает в двух формах:
1) непатологическая форма - она не связана ни со стойкими психическими расстройствами, ни с нарушением психического развития;
2) патологическая форма - она связана с качественными болезненными изменениями психической деятельности несовершеннолетнего. Как правило, наблюдается агрессивное поведение с эмоциональной неуравновешенностью, в том числе с проявлением аффективно-злобных реакций; мести, ненависти, обиды, садизма [3, с. 159].
Нас интересует непатологическая форма агрессивного поведения подростков так, как именно она присуща большинству несовершеннолетних преступников. Она обусловлена рядом факторов:
во-первых, семейной дезадаптацией; во-вторых, школьной дезадаптацией; в-третьих, социальной дезадаптацией. Семейной дезадаптации подвержены несовершеннолетние в неблагополучных семьях. В таких семьях у подростков формируются ложные, аморальные ценности и жизненные ориентиры. Катализатором зарождения агрессивных форм поведения в семье у несовершеннолетних преступников являются: алкоголизм одно из родителей, либо обоих родителей, старших братьев, сестер;
наркотическая зависимость одного из родителей, либо обоих родителей, старших братьев, сестер;
проявление насилия одного из члена семьи по отношению к другим;
нарушение эмоциональной привязанности между родителями и детьми;
проявление агрессивной модели воспитания несовершеннолетних: применение физического воздействия на детей;
Под школьной дезадаптацией понимается неспособность ребенка приспособиться к условиям учебного учреждения, наличие плохих взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Катализатором зарождения агрессивных форм поведения в школе у несовершеннолетних преступников являются:
недостаточный уровень подготовки ребенка к школьной программе;
слабый уровень развития функциональных способностей познавательных процессов;
неспособность подстроиться под темп программы;
Социальная дезадаптация - вхождение несовершеннолетнего в социальную группу, с отклоняющимся девиантным поведением в последствие переходящим в преступную деятельность. Катализатором зарождения агрессивных форм поведения в социальной группе с отклоняющимся девиантным поведением у несовершеннолетних преступников являются:
А. Д. БОЖКО
71
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 4(15) / 2017
желание выделиться среди товарищей; боязнь прослыть предателем и трусом; ложное понимание дружбы и товарищества [4, с. 223];
В юридической литературе классифицируют несовершеннолетних преступников по 4 типам:
к первому типу относятся лица, которые впервые совершили преступление под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации;
ко второму типу - лица, которые впервые совершили преступление, однако обладали вредными привычками: употребление спиртных и спиртосодержащих напитков, употребление наркотических средств и их прекурсоров, а также постоянные побеги из дома;
к третьему типу - лица, у которых присутствует общая нравственная деформация. Такие несовершеннолетние уже совершали ряд правонарушений, привлекались к административной ответственности, направлялись в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
к четвертому типу относятся лица, у которых нравственная деформация достигла пика аморальности, создает опасность для общества в целом, а также носит устойчивый антисоциальный характер. Такие несовершеннолетние были ранее судимые, привлекались
к уголовной ответственности, состояли в преступных группах.
При исследовании проблемы проявления агрессивного поведения среди несовершеннолетних как фактора, способствующего совершению преступлений мы исследовали мнения ряда ученых-психологов. Н.М. Платонова считает, что подростки с непатологической формой агрессивного поведения со временем реализует подростковую преступность. Ю.Б. Можгинский, в свою очередь, утверждает, что непатологическая форма агрессивного поведения несовершеннолетних менее опасная для общества и легче поддается психологической корректировке [5, с. 34].
По нашему мнению, непатологическая форма агрессивного поведения несовершеннолетних складывается под влиянием взрослых преступников, обуславливается наличием вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
В итоге хотелось бы отметить, что необходимо совершенствовать законодательство в области молодежной политики, участковым и работникам ПДН более активно проводить профилактические беседы в неблагополучных семьях, школьным психологам проводить с такими детьми корректировку их агрессивного поведения.
Список литературы
1. Бэрон, Р. Агрессия : учебник / Р. Бэрон. - М. : Юрайт, 2014.
2. Дмитриева, Т. Б. Агрессия и психическое здоровье : учебник / Т. Б. Дмитриева. - СПб. : Юридический отдел Пресс, 2013.
3. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика : учебник / Ю. Б. Можгинский. - М. : Когито-Центр, 2012.
4. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков : учебник / Н. М. Платонова. - М. : Речь, 2013.
5. Чудова, Н. В. Агрессия в обыденной жизни : учебник / Н. В. Чудова. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2014.
References
1. Beron, R. Agressiya : uchebnik / R. Beron. - M. : Yurayt, 2014.
2. Dmitrieva, T. B. Agressiya i psihicheskoe zdorove : uchebnik / T. B. Dmitrieva. - SPb. : Yuridicheskiy otdel Press, 2013.
3. Mozhginskiy, Yu. B. Agressivnost detey i podrostkov. Raspoznavanie, lechenie, profilaktika : uchebnik / Yu. B. Mozhginskiy. - M. : Kogito-Centr, 2012.
4. Platonova, N. M. Agressiya u detey i podrostkov : uchebnik / N. M. Platonova. - M. : Rech, 2013.
5. Chudova, N. V. Agressiya v obydennoy zhizni : uchebnik / N. V. Chudova. - M. : Rossiyskaya politicheskaya enciklopediya, 2014.