Проблема профессиональной подготовки студентов в колледже
Рожков Н.Т.
к.п.н., доцент кафедры «Русский язык и педагогика» ФГБОУ ВПО «Государственный университет-УНПК»
Ключевые слова: образ, критерии, модель, роль, саморегуляция, самовоспитание, тестограмма
За последние годы в системе среднего профессионального образования произошли заметные изменения. Они связаны с тем, что с введением системы непрерывного образования к колледжам, как структурным подразделениям университетов предъявляются повышенные требования по подготовке молодых специалистов. Решение этой проблемы возможно только на основе системного построения учебно-воспитательного процесса в колледже.
Чтобы создать систему подготовки специалистов в колледже надо представить и сформировать образ этого специалиста. Этот образ, с одной стороны, ориентирует студента на овладение профессионально значимыми критериями, а с другой стороны, педагога - на формирование таких критериев.
Критерии воспитанности (культуры) - это ничто иное, как ценности, под которыми подразумеваются истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Эти ценности и соответствующие им социальные роли шлифовались, отбирались, выверялись в ходе многовековой истории человечества, они накапливались и приумножались. Каждое поколение наследовало все то лучшее, что накопили их предшественники, внося в этот опыт новые ценности, выверенные жизнью. Другими словами, каждая социальная роль, которой должен овладеть выпускник колледжа представляет собой отдельно взятый образ, наполненный соответствующими критериями (ценностями). Эти образы в совокупности и формируют целостный образ выпускника колледжа, позволяющий ему более продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности. Интегративная модель подготовки молодого специалиста в колледже как раз и представляет собой образ выпускника данного учебного заведения (см. илл.2).
Наиболее значимой социальной ролью для личности является психическая саморегуляция. Эта роль косвенно раскрывает предрасположенность или готовность личности к определенному виду деятельности, потому что ни каждый может стать поэтом, писателем, художником, педагогом, технологом, менеджером, экономистом и т.д.
Психологическая культура - это азбука самопознания и самоутверждения личности. Чем глубже личность познает себя, тем больше она включается в процесс самовоспитания. Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это и есть настоящее воспитание. Иначе говоря, процесс самовоспитания основывается и зависит от уровня развития психологической культуры личности.
Овладение культурой психической саморегуляции активизирует процесс самовоспитания и ориентирует личность на выбор и постановку перед собой той или иной цели. Главной целью, стоящей перед студентом колледжа, является освоение основной профессиональной программы и овладение навыками профессионально-трудовой деятельности. Но, любая профессиональная деятельность не мыслима без овладения личностью экономической, коммуникативной, эстетической, морально-правовой и т.д. культурой. Одним словом, социальные роли, которыми должен овладеть выпускник колледжа взаимосвязаны, взаимообусловлены, дополняют друг друга, представляя собой структуру, из которой вырастает интегративная модель молодого специалиста - выпускника колледжа.
Представленная модель - это образ специалиста, который должен быть сформирован у каждого студента - выпускника колледжа. Однако чтобы решить эту задачу педагог должен знать технологию своей деятельности, состоящей из системы объективных функций: диагностической, целевой ориентации, планирования, организации, мобилизационно-побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координации и коррекции, совершенствования (см. илл.3). Это не случайный набор функций, а именно система функций, которые необходимо выполнять педагогу в процессе подготовки молодого специалиста в колледже. Чем это можно доказать? Во-первых, каждая функция обусловлена конкретной закономерностью психики и человеческой деятельности. Диагностика потому объективна, что во всякой деятельности познание имеет опережающий характер. Целевая ориентация обусловлена другой закономерностью - предвосхищающим характером деятельности человека (предвосхищение результата деятельности проявляется в цели). Планирование объективно в деятельности педагога потому, что его деятельность подчиняется проективной закономерности (план - это проект достижения цели). Организация деятельности обусловлена естественным стремлением педагога осуществлять ее с минимальными затратами сил и времени, то есть оптимально. Психологическое и коммуникативное обеспечение деятельности связано с закономерностью психики к взаимодействию людей в совместной деятельности. Формирующая функция обусловлена деятельностным подходом, согласно которому человек формируется в процессе деятельности. Контроль, анализ, оценка обусловлена ретроспективной закономерностью деятельности человека; чтобы двигаться вперед, нужно постоянно заглядывать в прошлое, оценивать достигнутый результат и на этой основе совершенствовать действия.
Во-вторых, каждая функция является продолжением предыдущей функции и условием для последующей. Они так дополняют друг друга, что воспитательный эффект напрямую зависит от системной реализации педагогом всех функций. Педагог не может игнорировать ни одну из названных функций в своей деятельности, не снижая качества воспитания.
Системно-функциональная структура деятельности педагога по подготовке молодого специалиста в колледже - это та основа, на которой строится процесс обучения, воспитания и самовоспитания. Этот процесс то же
самое имеет системно-функциональную природу. Отличие состоит лишь в том, что в процессе обучения и воспитания система функций направлена во вне, а в процессе самовоспитания - во внутрь личности воспитуемого.
Результаты деятельности педагога по подготовке молодого специалиста систематизируются способом тестограммного оценивания (см. илл.4). В эту же тестограмму заносятся показатели самодиагностики личности за каждый последующий семестр, что позволяет проводить и педагогу и студенту сравнительный анализ этих данных и результативности самосовершенствования личности.
Тестограмма подготовки молодого специалиста в колледже - это динамика развития и формирования студента в процессе обучения и воспитания. Причем, ядром процесса подготовки специалиста в колледже является самовоспитание. Поэтому педагог осуществляет контроль за качеством самовоспитания, включает студентов в самоконтроль, самоанализ, самооценку эффективности самосовершенствования и наилучшей формой осуществления этих задач является аттестация и самоаттестация этого процесса.
В целом, интегративная модель подготовки молодого специалиста в колледже позволяет педагогу решить следующие задачи:
- объективно и целостно подойти к подготовке специалиста в колледже;
- классифицировать и типизировать факторы, влияющие на качество подготовки специалиста;
- анализировать динамику становления будущего специалиста;
- выявлять закономерные связи, существующие в процессе подготовки выпускника колледжа;
- включить студентов в процесс самопознания и самосовершенствования;
- реализовать на практике проблему воспитывающего и развивающего обучения;
- повысить эффективность воспитательной работы педагогов, применяя персонифицированный, индивидуальный и личностный подходы к такой деятельности;
- целенаправленно планировать учебную, воспитательную и самовоспитательную работу в колледже;
- прогнозировать качество подготовки специалиста в колледже;
- раскрыть творческий потенциал, как педагога, так и студента;
- уменьшить хаос в одной из самых сложных сфер деятельности человека, которой является - педагогическая;
- более продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности выпускнику колледжа;
- уменьшить трудности в воспитательной деятельности педагога с родителями студентов колледжа;
Система
подготовки молодого специалиста - выпускника колледжа
Системно -функциональная структура учебной деятельности педагога по подготовке молодого специалиста в колледже
Интегративная модель подготовки молодого специалиста - выпускника колледжа
Системно-функциональная структура деятельности педагога по подготовке молодого специалиста в колледже
Системно -функциональная структура воспитательной деятельности педагога по подготовке молодого специалиста в колледже
Системно -функциональная структура самовоспитательной деятельности молодого специалиста - выпускника колледжа
Интегративная модель молодого специалиста - выпускника колледжа
Сферы Социальные роли (функции) молодого специалиста Критерии воспитанности (культуры) молодого специалиста
Я 1.Субъект психической саморегуляции Сформированность внимания, сосредоточенности, силы воли, способности переключения от одного вида деятельности на другие, сдержанности, быстроты принятия решения. Умение управлять своей психикой и быть готовым к овладению будущей профессией.
С Ф Е 2.Субъект самовоспитания Сформированность интереса к познанию и учению, выносливости, эмоциональной устойчивости, уверенности в успехе, системы ценностей. Умение реализовать качества самовоспитания в практической деятельности.
Р А З.Субъект целеутвер ждения Сформированность целеустремленности, активности, инициативности, деловитости, предприимчивости. Умение практически реализовать поставленные цели, предвидеть результаты своей деятельности.
4.Субъект познания и учения Представлять место и роль математических, естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональ-
К О 5.Профессионально-трудовая ных и специальных дисциплин в профессиональной деятельности техника. Знать теоретические основы и методы изучаемых дисциплин. Овладеть навыками профессиональной деятельности.
Л Л Е К 6. Экономическая Сформированность ответственности, взвешенности, прагматичности в принятии экономических решений, бережного и заботливого отношения к материальным ценностям. Умение экономические качества реализовать в практической деятельности.
Т И В 7.Коммуникативная Сформированность доброжелательности, вежливости, сдержанности, чуткости, тактичности. Умение понимать окружающих, ставить себя в положение другого человека, слушать собеседника, управлять своим поведением, ориентироваться в конфликтных ситуациях.
8.Эстетическая Сформированность чувства красоты и наполнение им критериев воспитанности молодого специалиста. Умение выразить красоту звуком, цветом, движением, внешним видом, рабочим местом, предметами научно-технического творчества, через литературу, театр, музыку, прикладное искусство, отношения между людьми.
О Б Щ 9.Морально-право-вая Сформированность совести, справедливости, чести, долга, достоинства, уважения к законам, нормам коллективной жизни, гражданской и социальной ответственности. Умение реализовать морально-правовые качества в жизнедеятельности.
Е С Т В О 10.Патриотическая Сформированность любви и верности к Родине, гордости за научно-технические, культурные и социальные достижения предшествующих поколений, уважения к историческому прошлому Родины и унаследованным традициям, сочувствия к страданиям народов населяющих Родину, привязанности к местужительства. Умение реализовать патриотические качества в жизнедеятельности.
11. Экологическая Сформированность ответственности, совести, гуманности перед природой, заботливого и бережного отношения к природным богатствам страны. Умение реализовать экологические качества в практической деятельности.
Иллюстрация 3
Системно-функциональная структура деятельности педагога по подготовке молодого специалиста в колледже.
№функции Содержание Критерии
1.Диагности ческая Это система диагностических действий педагога, направленных на изучение студентов, уровня их воспитанности и воспитуемо-сти, обученности и обучаемости, условий и среды воспитания, эффективности воспитания и самовоспитания с учетом критериев предъявляемых к выпускнику колледжа. Комплексность диагностики
2.Целевой ориентации Это система действий педагога, связанных с определением и постановкой дидактических, воспитательных, развивающих и организационных целей и задач в соответствии с критериями воспитанности (культуры) предъявляемыми к выпускнику колледжа. Соответствие задач результатам диагностики
З.Планиро-вания Это система действий педагога по проектированию учебной, воспитательной и самовоспитательной деятельности студента в соответствии с избранными и обоснованными целями и задачами. Проективная обеспеченность де ятельности
4.Организа-ции Это система деятельности педагога по организационному обеспечению учебно-воспитательного процесса. Оргобеспе-ченность де ятельности
5.Мобилиза ционно-по-будитель-ная Это система действий педагога по формированию у студентов психологической готовности к решению поставленных задач, то есть синергетического состояния психики, при котором студенты могут полноценно включиться в учебную, воспитательную и самовоспитательную деятельность. Психологическая обес печенность деятельнос ти
б.Коммуни-кативная Это система действий педагога, с помощью которых он устанавливает и обеспечивает воспитательный контакт со студентами, базирующийся на взаимопонимании, взаимном доверии, взаимном согласии и сотрудничестве. Коммуникативная обес печенность деятельности
7.Формиру ющая Это формирование у студентов ориентировочной основы поведения и деятельности, то есть системы тех критериев, которые предъявляются к выпускнику колледжа, и помогают ему более продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности. Продуктивность формирования ориентировочной основы студентов
8.Контроль но-аналити-ческая и оце ночная Это система действий педагога, связанных с проверкой хода учебной, воспитательной и самовоспитательной деятельностью студентов, анализом и оценкой ее качества, которые совершаются как по ходу деятельности, так и по ее итогам. Комплексность контроля, анали за и оценки
9.Координа-ции и коррекции Это система координирующих и корректирующих действий педагога, связанных с тем, что свои действия необходимо согласовывать с действиями других педагогов, и со студентами, включенными в процесс самовоспитания. Согласованность и ско ординиро-ванность де ятельности
10. Совер-шенствова-ния Это система творческих действий педагога, направленных на совершенствование модели по подготовке молодого специалиста в колледже, а, следовательно, и учебно-воспитательного процесса. Продуктивность творческой деятельности
Тестограмма подготовки молодого специалиста в колледже
Условные обозначения социальных ролей:
1 - субъект психической саморегуляции; 2 - субъект самовоспитания; 3 - субъект целеутверждения; 4 - субъект познания и учения; 5 - профессионально-трудовая; 6 - экономическая; 7 - коммуникативная; 8 - эстетическая; 9 - морально-правовая; 10 - патриотическая; 11 - экологическая; 12 - среднеарифметический показатель.
Условные обозначения тестограмм:
а - первый семестр первого курса; б - второй семестр первого курса; е - уровень подготовки молодого специалиста - выпускника колледжа.
- реализовать на практике межпредметные связи в процессе подго-
товки специалиста в колледже;
- проводить сравнительный анализ качества подготовки выпускников
колледжа;
- ориентировать педагогов на решение наиболее сложных проблем,
связанных с подготовкой специалиста в колледже;
- создать систему управления учебно-воспитательным процессом в
колледже;
- превратить педагога в человековеда, так как в центре этой системы
будет находиться студент.