Научная статья на тему 'Проблема профессионального становления студентов педагогов-психологов'

Проблема профессионального становления студентов педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
883
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова М. В.

В статье проблемы профессионального становления рассматриваются современные точки зрения на профессиональное образование и на формирование позиции будущего педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS STUDENTS PROFESSIONAL FORMATION

The article considers modern opinions on professional education and future teacher-psychologist's opinion formation.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального становления студентов педагогов-психологов»

УДК 378.180.6

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

© 2012 М.В.Романова

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского

Статья поступила в редакцию 21.10.2011

В статье проблемы профессионального становления рассматриваются современные точки зрения на профессиональное образование и на формирование позиции будущего педагога-психолога.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная деятельность, профессиональное сознание, профессионально-важные качества.

В настоящее время происходят значитель-

ные изменения во всех структурах государства, также и трансформируется сфера образования. Последние изменения в системе среднего и высшего профессионального образования носят всеобщий характер. В психологии профессионального образования происходит смещение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста, на основе которых формулировались требования к содержанию его профессиональной подготовки, к исследованию профессионального сознания и самосознания субъекта деятельности - его ценностей, смысловых образований и рефлексии. Возникает необходимость выхода за пределы понимания профессиональной деятельности в сферу психологии сознания1.

Профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, она аккумулирует в себе главные характеристики основного вида деятельности человека - социально обусловленного, осознанного, целенаправленного труда. В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности. При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стерео-

ры общей психологии. E-mail: marinaaa. 82@bk. ru

1 Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развиваю-

щийся. Очерки российской психологии. - М.: 1994.

нальном видении мира, центральнообразующим ядром которого, является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.

Профессиональная деятельность в себя включает: 1) операциональную сферу, которая осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. 2) мотивационную сферу труда, которая раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера — то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда — это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов. К психологическим средствам труда относятся: а) операции и действия, осуществляемые человеком в процессе труда, и более крупные их объединения — способы, приемы в труде, а также умения и навыки; б) «техники» — совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения; в) технологии — четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

В психологии процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее со-

типы речи и мышления, установки и ценностные ориентации. Весь этот комплекс личностных новообразований выражается в профессио-

Романова Марина Владимировна, ассистент кафед-

циальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т.д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности)2.

В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств.

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям, профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и профессиональная обучаемость.

Профессиональное самосознание же включает: 1) осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо; 2) осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; 3) учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; 4) профессиональную самооценку; 5) положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов на/Д: 1999.

уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.

Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним, как говорилось ранее, относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажи-тивные, моторные, коммуникативные.

Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала. Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение человеком себя к профессиональной общности. Профессиональное сознание находится в динамическом соотношении с неосознаваемым, что может проявляться, например, в импульсивных действиях профессионала, во внутренних конфликтах между осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками. Для педагогов-психологов, как для профессионалов в своей деятельности, для качественного выполнения поставленных ими профессиональных задач и для развития профессионального самосознания перечисленные компоненты являются необходимым условием профессионального становления в процессе обучения в вузе.

Но одним из основных недостатков в подготовке педагогов-психологов на сегодняшний день выступает господство в высшей школе так называемого знаниевого (гностического) подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний.

Моделью обучения, соответствующей «зна-ниевому» подходу в традиционном образовании, является вербальное обучение, основывающееся на трансляции, запоминании и воспроизведении текстов коммуникации3. Но рабо-

3 Краснов Ю.Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме. - Минск: 1998.

та со знанием не тождественна работе с сознанием.

Ещё Е.И.Исаев, С.Г.Косорецкий и В.И.Сло-бодчиков указывали на методолого-деятель-ностный подход в понимании содержания профессионального образования4. Они утверждали, что во главу угла необходимо ставить рефлексивно-мыслительную культуру как форму организации сознания профессионала5. Реализация деятельностного подхода в образовании, обеспечивая вскрытие деятельностной природы и структуры преподаваемых знаний, ориентирует на развертывание рефлексии студентов, позволяет сформировать у них способности к проектированию, прогнозированию и программированию своей профессиональной деятельности. Все это обеспечивает им осознание не только того, с чем субъект имеет дело, но и -что делает или может делать6. В методологическом подходе профессиональное сознание выступает, прежде всего, как деятельностно организованное сознание. Важнейшей характеристикой становится наличие реальной рефлексии: фиксирование своего сознания на себе, на деятельности, на операциях, на средствах, а также целях и задачах. Содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не только в познавательной сфере, но и в самой практике.

Многие исследования подтверждают, что в числе трудностей, с которыми сталкиваются студенты, в первую очередь являются неверные представления о практической деятельности и о профессии в целом. Отсутствие адекватного представления сказывается на процессе и результатах учебно-профессиональной деятельности. На наш взгляд, процесс обучения в вузе ориентирован в основном на количество и качество получаемых знаний. Студент представляют выбранную профессию и себя в ней на основе «знаний», полученных «из вне». Понимание профессиональной деятельности должно происходить за счет самого субъекта, за счет его познавательной активности, поставленной на службу профессиональной подготовки. От учебного процесса требуется использовать этот познавательный интерес в максимальной степени, предоставляя как можно больше информации о профессии и используя наиболее эффективные методы обучения.

4 Исаев Е.И., Косорецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. - М.: -2000. - №3. - С. 57 - 66.

5 Громыко Ю.В. Проектное сознание. Проектирование и программирование в образовании. - М.: 1997.

6 Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию

высшего образования // Высшее образование в России. - 1997. - №1. - С. 34 - 44.

В настоящее время вырабатывается новое представление о профессионализме в будущей практической деятельности. Он рассматривается как активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании профессиональной деятельности. В данном направлении мы видим два важных момента: первый связан с пониманием предмета сознания и работы по его формированию; а второй - задает понимание условий развития сознания. Данную проблематику можно осуществить на трех уровнях: объектном, за-дачном и проблемном7. Объектный уровень связан с предметом деятельности, средствами и ресурсами, затрачиваемыми на ее реализацию. Задачный уровень рассматривает будущего педагога-психолога в процессе достижения поставленной цели именно за счет преодоления затруднений. На проблемном уровне студент выступает субъектом профессионального действия, активно ищущим и конструирующим средства реализации ценностей образования как средств профессиональной самореализации. На первых двух уровнях основным считается освоение рефлексивного анализа, смена интенции с объекта деятельности на саму деятельности. Проблемный уровень развивает профессиональное сознание, цен-ностно-смысловое самоопределение и формирует позицию будущего педагога-психолога как профессионала. На наш взгляд, обучение в высшей школе должно быть и ориентировано в первую очередь на проблемный уровень, так как он формирует педагога-психолога как профессионала. На выходе нам и необходимо получить профессионала в своей деятельности. Занятия в вузе часто не предполагают создание и решение различных видов проблемной деятельности, поэтому мы разработали и в настоящее время апробируем комплекс мероприятий, которые предполагают не только достижение объектного и задачного уровней, но и решение проблемного. Данная система позволит выстроить деятельность психолога в практической деятельности, нахождение самого субъекта в этой деятельности, а также сформирует навыки решения поставленных задач. Поэтому вуз должен предоставить студентам максимум условий для формирования профессионального самосознания и профессионального становления. В дальнейшем наша работа будет продолжена в данном направлении.

7 Исаев Е.И., Косорецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания .... - С.57 - 66.

PROBLEM OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS STUDENTS PROFESSIONAL FORMATION

© 2012 M.V.Romanova

Penza State Pedagogical University named after V.G.Belinsky

The article considers modern opinions on professional education and future teacher-psychologist's opinion formation.

Keywords: professional formation, professional work, professional consciousness, professional important qualities.

Marina Vladimirovna Romanova, Assistant of the General

Psychology department. E-mail: marinaaa. 82@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.