УДК 378.013
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Цапов Вадим Александрович, кандидат физ.-мат. наук, доцент e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк
Tsapov Vadim,
Candidate of Physical and Mathematical Scienses, Associate Professor
Donetsk National University, Donetsk
•%......
В статье анализируются формы и методы воздействия на интеллектуальную сферу цифрового поколения современных студентов с целью развития такого важного качества мышления, как самостоятельность, в разных видах учебно-воспитательной деятельности современного университета. Проведен анализ общих характеристик, присущих применению информационно-коммуникационных технологий и математической деятельности. Доказана необходимость освоения преподавателями современных педагогических технологий, создание новых учебных сценариев для сокращения «цифрового» неравенства педагога и ученика, устранению барьеров в коммуникации представителей разных поколений Главными задачами воспитания цифрового поколения авторы считают формирование культуры Интернет-общения, системы принципов и норм пользования информационными ресурсами, воспитание ответственности за информацию, размещаемую в сети, определение границ корректного поведения подростков в электронном пространстве.
Ключевые слова: цифровое поколение, Интернет-общение, информационно-компьютерные технологии, ценности цифровой эпохи, самостоятельность мышления, само-стоятелъная работа студентов.
.......Й-
Постановка проблемы. В 2001 году М. Пренскиввел ввел в научный оборот термин «Digital Native» (англ. живущий в цифровом обществе). Представителями общества цифровых технологий он назвал людей, которые родились во времена цифровой революции. В 2007 году Д. Спир и А. Дигнан ввели понятие «born digital», которое вскоре заменили термином «Digital Generation». Дж. Палфри и У. Гассер представителями цифрового поколения называют людей, родившихся после 1980 года, воспитанных в условиях бурного развития Интернета [17, с. 7]. Исследователи констатируют характерную для цифрового поколения информационную перегруженность (приводит к
снижению способности оперировать знаниями, систематизировать и структурировать информацию, выстраивать логические связи), Интернет-зависимость (доступ к «опасному» контенту может вызвать проявления агрессии, насилия), трансформацию личного пространства (открытость личных данных, нарушение авторских прав).
Цель статьи - проанализировать возможности проектирования математического образования с учетом личностных параметров современных студентов цифрового поколения.
Изложение основного материала. Важной особенностью представителей цифрового поколения ученые называют
®
слабую развитость самостоятельности мышления, поскольку деятельность с информацией предусматривает наличие шаблонов, указаний, которые характерны для деятельности в цифровом пространстве [16], [17].
Рассматривая особенности общения в интернете, психолог Л.П. Шевякова сообщает, что во время общения без физического контакта теряет значение целый ряд традиционных барьеров, таких как пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, коммуникативная компетентность человека, а точнее, невербальная ее часть - мимика и жесты. что интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. [14]. Шерри Теркл, так же как и Л.П. Шевякова, отмечает тенденцию пребывания в иллюзии общения, иллюзии дружбы. Настоящая дружба, отношения требуют от человека глубины переживаний, искренности, интимности, внутренних усилий, работы. Именно от этого уклоняется новое поколение. «Они предпочитают срезать углы, чтобы не столкнуться с этими трудностями. Люди, которые не столкнулись с преодолением таких трудностей в подростковый период, не приобретают значимых базовых навыков», - уверен Шерри Теркл [18]. Исследователи констатируют, что для современного подростка цифровой мир есть не что иное, как продолжение реального [1], [4], [17]. «Цифровое поколение» придает очень большое значение своему публичному онлайн-образу и старательно выстраивает его. Шерри Теркл считает, что в век цифровых технологий человек лишается очень важной для формирования идентичности возможности -жить своей, реальной жизнью: «Ему некогда вдумываться, размышлять, потому что он переживает буквально бомбардировку информацией». У «цифрового человека» нет шансов оставаться «неподвиж-ным...Из-за мультизадачности меняется природа социальной жизни общества. В реальности говорить с двумя людьми од-
новременно очень трудно, в интернете ты можешь общаться и с большим количеством людей. Самое дорогое в общении людей - это внимание. Лучший способ оскорбить кого бы то ни было - это проигнорировать его. Мы живем в то время, когда ценность внимания и само внимание как способность человека разрушаются» [18].
Российский исследователь этого феномена А.Е. Войскунский приводит следующий список характерных способов поведения при интернет-зависимости: «Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети. Досада и раздражение при вынужденных перерывах. Стремление проводить все больше времени в Сети, готовность увеличить расходы на пользование интернетом в случаях ограниченных средств. Способность забывать о других делах, домашних и служебных, во время работы в интернете. Неприятие критики подобного образа жизни со стороны близких. Пренебрежение собственным здоровьем, сном, личной гигиеной, избегание физической активности. Способность освободиться от чувства вины, беспомощности, тревоги, депрессии во время работы в интернете, обретение чувства эйфории» [2]. Безусловно, одной из важнейших проблем цифрового поколения является изменение понимания того, что такое личная информация, где проходят границы личного пространства. Проводя много времени в интернете, они делают свою жизнь достоянием широкого круга пользователей [10]. В интернете легче казаться тем, кем хочется быть, демонстрировать (реальные или желаемые) достижения своей креативности.
Образование также все более тяготеет к новым формам обучения, преобразовываясь в образовательное киберпростран-ство, Е-1еагт^ стало самым важным стимулятором реформирования обучения. Дистанционное обучение, реализующееся посредством Интернета, соединяет в себе признаки традиционного заочного обучения и активное личное участие учителя и
©
учеников в процессе обучения. Исчезает барьер в расстоянии между теми, кто стремится получить знания, и центрами обучения, поскольку отпадает необходимость в физическом присутствии участников педагогического процесса в одном постоянном месте в течение длительного времени, а широкие технические ресурсы делают возможным проведение виртуальных занятий преподавателя с группой студентов.
Принимая либо не принимая ценности цифровой эпохи, необходимо понять, что эта эпоха реально существует, поэтому нужно находить положительные ее моменты и использовать их в педагогической деятельности. Например, против компьютерных игр существует ряд аргументов, однако есть исследования, которые опровергают абсолютный вред этого увлечения. Оказывается, что игроманов отличает повышенная социальная активность. У них, например, развивается скорость мышления, увеличивается визуальное внимание, которое позволяет выявить и идентифицировать конкретную цель. К тому же, у игроманов развиваются последовательность и настойчивость в достижении цели, настрой на победу [10]. «Продвинутые» преподаватели используют положительные аспекты компьютерных игр, предоставляя учебную информацию в форме активной презентации, компьютерной игры, веб-квеста и тому подобное.
Итак, перед научно-педагогическим сообществом стоит острейшая проблема поиска новых подходов в проектировании образовательных технологий с учетом новых личностных параметров цифрового поколения современных студентов, для которых информационно-коммуникационная среда становится основной сферой жизнедеятельности. Заметим, что в научно-педагогической литературе выделяются как отрицательные, так и положительные факторы влияния информационной среды на умственное развитие личности. В.А. Тестов считает, что поскольку деятельность с информацией основывается на
объединении явлений виртуальной реальности и объективного мира, то при этом активизируются сферы рационального сознания, интуиции, подсознания [11]. Г.А. Берулава отмечает, что во время деятельности с информацией актуализируется всестороннее взаимодействие человека и компьютера, рождается интеллектуальное партнерство, которое получило название «распределенный интеллект» [1]. Постоянное взаимодействие с технологиями развивает познавательную сферу детей, оперативную память, внимание, скорость реакции, моторику (несколько иного рода, чем при письме). «Уже не нужно обладать системой знаний, чтоб извлекать ее из своей памяти, важнее уметь нажимать на курсор... Существенные смысловые связи не отслеживаются и не формируются детьми. «Цифровые дети» выигрывают на более коротких дистанциях, но проигрывают в глубине. У них много манипуляций и мало анализа» [6].
Слишком долгое пользование информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) влечет за собой спад общественной активности человека, приводит к непоправимым изменениям в его психике, способе восприятия реального мира. Чаще всего все это проявляется в снижении «слуховой чуткости», когда молодые люди умеют смотреть, но не умеют слушать других людей и разговаривать с ними. ИКТ усложняют процесс межчеловеческой интеграции, создавая всего лишь возможность непрямых, иллюзорных контактов, которые не учат сосуществовать и сотрудничать с другими людьми. Тревожным симптомом также являются нарастающие трудности с концентрацией и удержанием в памяти текста. Специфический стиль разговора и частое злоупотребление сокращениями, а также смайликами (:-), -(, - /) может привести к проблемам с нормальным формулированием мыслей. Пользователи Интернета, к сожалению, все чаще и очень вольно и безапелляционно трактуют принципы орфографии и пунктуации, что способствует фиксации неправильных образцов.
@
Информационное общество, которым неминуемо становимся современное общество, не может не подвергаться критике. Современная педагогика должна учить как родителей, так и учителей, как помочь молодежи ответственно жить в эпоху информатизации, а предупреждение зависимости в этой сфере становится одной из важнейших воспитательных задач семьи и школы [9].
Выше перечисленное и актуализирует необходимость педагогических усилий для того, чтобы общечеловеческие ценности могли конкурировать с интернетовскими. Мы со своими студентами находим в Интернете сообщения о помощи нуждающимся, о природоохранных мероприятиях. Стараемся поддерживать в Интернет-переписке тех, кому нужны советы, консультации. Подростки нуждаются в мудрых оценках при проявлении агрессии, травли, насилия, национализма, экстремизма. Для педагогов очень важно точно определять угрозы и проблемы существования цифрового поколения в Сети, чтобы вмешиваться там, где это необходимо. Надо давать детям умения решать проблемы, а не проводить запретную политику в отношении деятельности подрастающего поколения в сети Интернет. Здесь работает известный принцип: если какую-то деятельность невозможно запретить, то ее надо контролировать, направлять. Самая важная и сложная проблема - защитить детей от угроз и рисков, оставив достаточную степень свободы для изучения и усвоения того, что соответствовало бы их интересам и потребностям. «Среди проблем Интернет-пространства - агрессии, презрения, нарушения авторских прав - нет ничего абсолютно нового для человеческого сообщества. Для того, чтобы бороться с ними в цифровом мире нужно все то же - просвещение и здравый смысл» [17]. Современный педагог и сам должен расширять и обогащать виды общения, придавая им духовные качества и глубину. Нашу задачу мы видим также в определении границ корректного поведения подростков в сети, в определении тех
действий, которые ущемляют права других пользователей. Очень важно акцентировать внимание на необходимости уважения, вежливости, толерантного отношения в цифровом общении.
Заметим, что современный Интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи учатся искусству презентации себя внешнему миру. То, что виртуальный образ так легко создать и сделать общедоступным, содержит в себе риск манипуляций и фальсификаций. Одним из важнейших социальных задач сегодня является технологическое и законодательное обеспечение мер безопасности доступа к личной информации пользователей. Педагогическую поддержку этих важных инициатив мы видим в формировании у представителей цифрового поколения культуры Интернет-общения, четких принципов и адекватных норм пользования информационными ресурсами, ответственности за любую информацию размещаемую в сети. Учитель лично отвечает за формирование адекватной самооценки у наших воспитанников. Мы должны подчеркивать настоящие достоинства учащихся - знания, интересы, креативность, вежливость и пр. Объяснять им абсурдность хвастовства в Интернете вымышленными чертами и несуществующими возможностями.
Мы считаем, что математическое образование является мощным средством воздействия на различные стороны личностной сферы представителей цифрового поколения. Математическая деятельность очень близка по ряду параметров к деятельности с информацией, что и дает ей преимущества в выборе методов воздействия на формирование личности современных студентов. Из-за характерной дискретности восприятия, присущей цифровому мышлению, математика имеет больше возможностей влияния на внутренний мир представителей цифрового поколения, чем, скажем, гуманитарные дисциплины. Общеизвестно, что в последнее время молодежь утратила интерес к чтению художественной литературы,
практически не посещает выставок произведений искусства и т.д. Зато молодые люди становятся более открытыми к технологическим новациям, лучше понимают язык «информатики», «математики» и других технических и естественнонаучных дисциплин.
Проанализируем общие, на наш взгляд, характеристики, присущие применению ИКТ и математической деятельности. Во-первых, в ходе применения ИКТ человек не запоминает ту или иную конкретную информацию, а скорее запоминает алгоритм поиска этой информации. Так происходит и в математике, продуктивнее не запоминать формулу, а знать алгоритм ее вывода. Если человек четко понял, как выводится и работает формула, то он при необходимости не только легко получит эту формулу, но и эффективно ею (или какой либо ее подформулой, вариацией формулы) воспользуется.
Заметим, что такой «математический» стиль деятельности будет полезным и при изучении языковых конструкций, которые близки по своей логике и строгости к математическим формулам. Усвоив принципы работы языковых конструкций, человек уже легче сможет строить свои собственные высказывания на их основе. Во-вторых, современное информационное пространство характеризуется определенным географическим и интернациональным единством. Да, и содержание математических теорий не зависит от страны, национальности, оно сохраняет свое сущностное единство в отличие, например, от истории, литературы, политологических учений. В-третьих, применение ИК технологий все больше приобретает стиль принятия решений. От человека в информационной среде часто требуется мгновенная реакция на запрос. И в математике принятие решений - основная задача на каждом этапе деятельности. В-четвертых, и в деятельности с информацией и в математической деятельности задействованы практически одинаковые операции мышления. Мы имеем в виду такие мыслительные операции, как анализ информа-
ции, сравнение альтернативных вариантов и их последствий, выявление существенных ситуаций, оценка полезности и вероятности имеющихся вариантов, выбор оптимального способа действия, оценка правильности сделанного выбора. Общими для применения ИКТ и математической деятельности являются также мыслительные операции: индукция, аналогия, обобщение и абстрагирование, мобилизация и организация, изоляция и комбинация, распознавание и упоминание, перегруппировка и дополнение [5]. К тому же, для ориентации в колоссальном по объему информационном потоке постоянно необходимо анализировать и систематизировать информацию, определять последовательность ее усвоения, выстраивать логические связи, структурировать материал (как известно анализ, систематизация, структурирование - основные операции математического мышления). В-пятых, применение ИКТ и математическая деятельность требуют постоянного включения в творчески-поисковые процессы. Применение ИКТ (как и математическая деятельность), требует определения существенных особенностей объектов и одновременного абстрагирования от особенностей побочных и несущественных.
А.Я. Хинчин отмечал, что решение математической задачи предполагает создание специального рассуждения, которое ведет к цели именно этой задачи, то есть является продуктивно-творческим актом. На наш взгляд, именно творческий характер математической деятельности должен привлекать цифровое поколение. Наш педагогический опыт позволяет констатировать, что в учебных ситуациях современные студенты охотно приобщаются к анализу проблемных ситуаций, к решению задач творческого характера.
В-шестых, важной общей чертой математической деятельности и применения ИКТ является краткость изложения, лаконичность формулировок. Общеизвестно, что любые информационные сообщения, как и математические выражения, составляются максимально кратко (здесь можно
(24)
вспомнить общепринятый набор смайликов, которые, на наш взгляд, являются аналогом таких логических связок, как булевы операции). Каждый смайлик, как и математический символ, имеет строгое собственное значение, замена его на другой символ или перестановка на другое место влечет искажение или полное изменение содержания высказывания. Математические выкладки, как и цифровые сообщения, не предполагают отклонений, которые могут ослабить логическую строгость. А.Я. Хинчин подчеркивал, что для математики лаконизм мысли является канонизированным законом. Любая попытка усложнить изложение необязательными деталями вызывает заслуженную критику [13]. Итак, именно уроки математики способствуют формированию у цифрового поколения лаконичности мышления.
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что представители цифрового поколения открыты для понимания языка математики, которая позволяет точно и компактно излагать понятия, формулировать теоретические положения и выводы. Поэтому, современное математическое образование призвано обеспечить не только определенный объем знаний учащихся, а и управляемые изменения в разных направлениях личностного развития, формирование необходимых социальных и профессиональных компетенций.
Преимущественно информационно-поисковые акценты применения ИКТ значительно сужают развитие интеллектуальной самостоятельности. Остановимся на анализе форм и методов воздействия на интеллектуальную сферу цифрового поколения современных студентов.
Как известно, самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении поставить новую задачу и решить ее собственным оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов [8]. Поэтому, на наш взгляд, при проектировании учебно-воспитательного процесса основное внимание необходимо уделять СРС. При самостоятельном изучении теоретического материала, работе с дополни-
тельной литературой, решении индивидуального задания, подготовке сообщений, докладов, рефератов происходит формирование у студентов внутренней мотивации к личному творчеству. Однако, нередко самостоятельная работа студентов превращается в работу под руководством преподавателя. Недостаточно технических средств, в том числе электронных, с помощью которых преподаватель мог бы ускорить прием отчетов по СРС, слабо разработано учебно-методическое обеспечение. При организации СРС мы стараемся создавать условия для следования от эмпирических данных к самостоятельному формулированию проблемы, далее к решению этой проблемы и, наконец, к выводам. По утверждению Ф. Энгельса „не голые выводы, а анализ и поиск - вот что более всего необходимо, ... выводы более чем напрасны, если они превращаются во что-то самодовлеющее, если они не становятся предпосылками дальнейшего развития" [15, с. 319]. Мы согласны с А.Ле Шателье, который пишет: «роль учителя не в том, чтобы излагать известные результаты, а в том, чтобы воспитывать доверие к творческому поиску и таким способом развивать интеллектуальные способности учеников вместо того, чтобы просто засорять их память» [7, с. 15].
Опыт нашей педагогической деятельности позволяет выделить наиболее эффективные формы организации самостоятельной работы студентов, с точки зрения задачи развития самостоятельности мышления. К таким формам мы относим решение прикладных профессионально-ориентированных задач на практических и лабораторных занятиях; самостоятельное изучение соответствующих тем и разделов содержательных модулей с помощью учебно-методических пособий и электронных учебников; подготовку сообщений, докладов и выступление с ними на практических занятиях; подготовку и написание рефератов; участие в различных мероприятиях контроля и самоконтроля.
Одним из путей повышения эффектив-
ности СРС, как средства развития самостоятельности мышления, является использование различных форм дистанционного образования, безусловно, при наличии учебно-методического и материально-технического обеспечения. Мы активно используем электронные комплексы, при работе с которыми студенты могут самостоятельно выбирать определенную тему учебной дисциплины. В процессе работы с нужной темой студенту предлагается для изучения ряд вопросов промежуточного контроля, отработка которых поможет в дальнейшем справиться с итоговыми контрольными вопросами или тестированием. Если студент выполнил задачу промежуточного контроля, то ему необходимо перейти к решению задач из раздела «средства самодиагностики». В противном случае необходимо снова обработать теоретический материал из избранной для изучения темы. Если задача обучения не решена, студент самостоятельно выделяет основные категории, отсутствие понимания которых не позволило ему решить данную задачу, и, обратившись в глоссарий электронного учебника, может закрепить понимание необходимых категорий. Если студент все же не смог достичь заданного уровня усвоения знаний, он должен обратиться к преподавателю за консультацией. Если задача решена, то можно выбрать следующую тему для самостоятельной работы. К тому же, студент самостоятельно определяет источник информации, которым он хотел бы воспользоваться. Это может быть или учебно-методическое пособие, которое входит в информационную базу определенного содержательного модуля, или информация, предложенная глобальными сетями.
Для творчества математика предоставляет большие возможности. Решение задачи или доказательство теоремы различными методами, сравнение этих методов по красоте и оригинальности приемов, изящество и «мощь» формулы или теоремы - все это дает повод к эмоциональным переживаниям. Студенты должны чувствовать стройность математики, красоту, изяще-
ство внутренних связей. Важно показывать студентам привлекательность формул, доказательств, гармонию пространственных фигур в стереометрии (например, правильных многогранников), красоту связей между величинами площадей поверхностей и объемов фигур вращения: конуса, цилиндра, шара. Эта зависимость когда-то вызвала такое восхищение у Архимеда, что он завещал изобразить чертеж шара, вписанного в цилиндр, на своем надгробии. Если мы добьёмся, чтобы чувство красоты математических образов стало достоянием студентов, то будем вправе сказать, что математика стала действенным средством влияния на различные сферы их личности.
Общеизвестно, что главным в системе «учитель - ученик» является изложение педагогом нового материала. Хотя часто считают, что «формулы говорят сами за себя», это не всегда верно. Формулы чаще молчат. И, как правило, задача педагога заставить их «заговорить». Вот почему в организации взаимодействия преподавателя со студентами большое значение приобретает вопрос культуры речи. Общеизвестно, что математику надо излагать кратко. При этом нужно сказать все необходимое и ничего лишнего, что невозможно без высокой культуры речи. Это же мы должны требовать и от своих студентов. Нельзя считать, что прививать культуру речи должны только преподаватели - языковеды. То, что может сделать математик, порой не под силу даже филологу. Именно на занятиях по предметам математического цикла студент должен привыкать к краткому, четкому, логически обоснованному языку. Именно на лекциях и практических занятиях по математике мы должны приучать молодежь к тому, что даже в повседневном общении следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.
Математический стиль с его выразительностью, краткостью и ясностью должен быть присущ и каждой выполняемой студентами работе при изучении математики, будь то запись в тетради, на доске или выполнение чертежа. При строгом
соблюдении этих требований у будущих специалистов формируются такие навыки и черты характера, которые будут иметь большое значение в их дальнейшей практической деятельности.
Нет другой науки, которая требовала бы от студентов такой строгости рассуждений, как в математике. Привыкая строго доказывать каждое предложение, будущие специалисты приучаются к «основательности» своих суждений, привыкают выводить одно предложение из другого. Они приобретают способность мыслить логически. Логика, которая применяется в математике, лежит в основе рассуждений, имеющих место не только в самых разных учебных дисциплинах - физике, химии, истории, но и в человеческих отношениях. Общение с педагогом должно стать для студента образцом логической стройности, завершенности и обоснованности заключений. Математика обладает не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой, приближающейся к настоящему совершенству, которое свойственно только самым лучшим образцам искусства (Б. Рассел).
Выводы. Вышеизложенное позволило нам сделать вывод, что воспитательный потенциал математического образования является эффективным средством творческого развития личности представителей цифрового поколения. Воспитательный потенциал математики подчеркивают, прежде всего, сами ее создатели. С. Пуассон считал, что жизнь украшается двумя вещами: возможностью изучать математику и возможностью преподавать ее. Г. Хар-ди, говоря о доминирующем побуждении к научному творчеству вообще и математическому в частности, указывает на интеллектуальную любознательность, профессиональное достоинство и честолюбие исследователя [5, с. 6]. Чисто математическим стимулом он считает тот, который является результатом способности к эстетической оценке математики. Одной из основных целей обучения математике является привитие студентам интереса к этому предмету, с использованием особенности самой
математики. Особая роль здесь отводится задачам, которые можно назвать красивыми, проблеме формирования эстетического вкуса молодежи во время их решения [12]. Глубокая и важная черта математических задач заключается в том, что подавляющее большинство их имеет творческий характер. Если в большинстве других отраслей знания выполнения задания чаще всего требует от студентов в основном репродуктивных знаний и навыков, - решение математической задачи, как правило, предусматривает изобретение специального метода, который ведет к поставленной цели и тем самым становится - пусть очень скромным - творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер математических задач больше всего притягивает к себе студентов [3].
Недооценка воспитательного потенциала математического образования ведет к значительным потерям в содержании обучения. Анализ программ по математическим дисциплинам показывает, что, к сожалению, воспитательные задачи не всегда отражены в целях учебных дисциплин. Хотя как компонент содержания воспитательная составляющая должна присутствовать в содержании обучения любой дисциплины, в частности естественнонаучной, и должна быть выделена дидактически. Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при проектировании математического образования с учетом личностных параметров цифрового поколения современных студентов необходимо актуализировать скрытые резервы для развития различных сторон личности современных студентов, способствовать формированию общей культуры, духовной сферы, расширению плоскости взаимодействия цифрового поколения с реальным, а не виртуальным окружающим миром.
1. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства /Г.А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - М. : УРАО, 2010. - № 3. -С. 10 - 20.
2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е. Войскун-
®
ский // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М. : Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251-253.
3. Гончарова И.В. О развитии творческого мышления школьников на межшкольных эвристических факультативах / И.В. Гончарова // Дидактика математики : проблемы и исследования. - Донецк : Фирма ТЕАН, 2005. - Вып. 24. - С. 237-242.
4. Маховская О.И. Позитивное воспитание: как понять своего ребенка / О.И. Маховская. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 220 с.
5. Пойа Д. Как решать задачу / Д.Пойа. - Львов : Журн. «Квантор», 1991. - 214 с.
6. Программа Пресс-клуб XXI. «Нужно ли бояться «цифрового детства»? // Эфир от 25.03.11. Телеканал Культура. Видеопрограммы [Электронный ресурс] (The program of the Press club XXI. «Should you be afraid of «digital childhood»? //Aired on 25.03.11. Culture TV. Video [Electronic resource]) -URL: Режим доступа : http://www.tvkultura.ru /issue. htm-l?id=105346. - Дата обращения: 23.06.2015.
7. Пуанкаре А. Математические открытия / А. Пуанкаре // Математики в математике. - М., 1967. - 324 с.
8. Скафа Е.И. Перспективные технологии эвристического обучения математике / Е.И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования. - Донецк: Фирма ТЕАН, 2005. - Вып. 24. -С. 137-140.
9. Скафа Е.И. Средства формирования информационно-аналитической культуры старшеклассников / Е.И. Скафа, Е.Е. Кивай // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник науч. работ. - Вып.42. - Донецк: ДонНУ, 2015. - С. 83-91.
10. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представ-
лений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, ЕЮ. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостим-ская, под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011. -176 с.
11. Тестов ВА. Отбор содержания обучения математике: современная парадигма. /ВА. Тестов // Современнък проблемы физико-математического образования : Всероссийская коллективная монография: - Екатеринбург: УрГПУ, Изд-Во АМБ, 2012. -264 с.
12. Тутова О.В. Научно-методическая подготовка будущего учителя математики к использованию ИКТ / О.В. Тутова //Дидактика математики: проблемы и исследования. - Донецк : Фирма ТЕАН, 2005. - Вът. 24. - С. 87-92.
13. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Математическое просвещение / А.Я. Хинчин //Математика в школе. -1995. - №4. -С.3-5.
14. Шевякова Л.П. Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе // Коммуникация и образование: сборник статей / под ред. С.И. Дудника. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - C.428.
15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. 2-е изд., т. 20 /К.Маркс, Ф.Энгельс. - М. : Политиздат, 1961. - 548 с.
16. 7 Career Competencies [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://careercenter.umich.edu/ career-readiness. - Дата обращения: 22.09.2017.
17. Palfrey J., Born Digital. Understanding the first generation of digital natives / J. Palfrey, U. Gasser. -N.Y., Basic, 2008. -375р.
18. Turkle Sherry. Alone Together: Why We Expect More _ from Technology and Less from Each Other. -New York Basic Books, 2011.- 384p.
---3.......L -
Abstract Tsapov V. THE PROBLEM OF DESIGNING MATHEMATICAL EDUCATION WITH THE ACCOUNT OF PERSONAL PARAMETERS OF CONTEMPORARY STUDENTS OF THE DIGITAL GENERATION. The article analyzes the forms and methods of influence on the intellectual sphere of contemporary digital generation of students in order to develop this important quality of thinking as independent, in different types of educational activities of the modern university. The authors proved that it's necessary to communicate with the digital generation representatives "their language" and make this in usual "e-learning" format, using interactive methods, IT technologies, promoting the values of information and communication culture. Were analyzed common characteristics for informational, communicational and mathematical activity. It's proved the necessity of development of teachers of modern educational technology, the new training scenarios creation and organization forms, that helps narrow the "digital" inequality of the teacher and the pupil, the removal of barriers to inter-generational communication. The main tasks of educating the digital generation authors consider creating a culture ofInternet communications, a system ofprinciples and rules of information resources using, training responsibility for the information published on the network, the definition of the boundaries of correct adolescents behavior in the electronic space.
Key words: digital generation, internet communication, internet activity, valuables of the digital age, independent thinking, individual work of students.
Статья представлена профессором А.И.Дзундзой.
Поступила в редакцию 12.02.2018 г.
(28)