Новикова Алена Олеговна, Кузьмин Андрей Михайлович
ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ: ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ
В статье авторами рассмотрена проблема здоровья студенческой молодежи и приобщения ее к активным занятиям физической культурой. Проведен анализ проблемы ценностей студентов. Приведены результаты анкетирования основных жизненных ценностей и их значимости для студентов. Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что здоровье у большинства студентов находится не в приоритете, а также о поверхностном представлении респондентов о роли физической культуры в укреплении здоровья. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/1-1/58.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 206-209. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/1-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
206
ISSN 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 1
3. Борщева В. В., Чекун О. А. Модернизация практического курса «Иностранный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами современных технологий // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. тр. М.: МШУ, 2015. Вып. 3. С. 6-9.
4. Васильчук Ю. В. Оптимизация смешанного обучения иностранному языку с использованием лицензионных LMS курсов // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. тр. М.: МШ У, 2016. Вып. 4. С. 10-14.
5. Данилова О. А., Сомкин А. А., Мешков В. М. Проблема мотивации и методы ее повышения у студентов неязыковых направлений подготовки при обучении иностранным языкам // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1. С. 73-81.
6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
7. Лушникова И. И. Развитие дискурсивной компетенции студентов неязыковых факультетов в процессе обучения иностранному языку для общих целей: интегративно-дифференцированный подход // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 47-51.
8. Пузатых А. Н. Роль мотивации в изучении иностранного языка на неязыковых факультетах // Обучение иностранным языкам в контексте модернизации современного высшего образования: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2016. С. 111-113.
9. Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: АГТУ им. И. И. Ползунова, 2010. С. 275-277.
10. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
11. Фатхулина Г. Г. Когнитивная технология обучения иностранному языку магистров гуманитарного вуза // Педагогика и психология образования. 2015. № 1. С. 63-69.
12. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2003. 191 p.
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR GENERAL PURPOSES TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FACULTIES: SPECIFICITY, PROBLEMS, SOLUTIONS
Lushnikova Irina Ivanovna
Moscow State University of Education irina. i. lushnikova@mail. ru
The article considers the specificity of teaching a foreign language for general purposes to students of non-linguistic faculties.
The author marks the features of the academic discipline, motivational, psychological, age-related and didactic aspects of teaching.
The paper singles out the most frequent problems, arising in the process of teaching a foreign language, and marks possible solutions.
Key words and phrases: foreign language for general purposes; non-linguistic faculties; junior courses students; activity; motivation; responsibility.
УДК 378.172
В статье авторами рассмотрена проблема здоровья студенческой молодежи и приобщения ее к активным занятиям физической культурой. Проведен анализ проблемы ценностей студентов. Приведены результаты анкетирования основных жизненных ценностей и их значимости для студентов. Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что здоровье у большинства студентов находится не в приоритете, а также о поверхностном представлении респондентов о роли физической культуры в укреплении здоровья.
Ключевые слова и фразы: здоровье; жизненные ценности студентов; физическая культура; мотивация к занятиям физкультурой; организация и проведение занятий.
Новикова Алёна Олеговна
Уральский государственный университет физической культуры Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова [email protected]
Кузьмин Андрей Михайлович
Уральский государственный университет физической культуры
ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ:
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ
В отечественной и зарубежной педагогике накоплено достаточно много исследований, посвященных занятиям физической культурой студентов и студенческому спорту. В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культурой (Ю. С. Молчанова, Ю. А. Тимошенко, Н. А. Симон, В. Н. Хачатуров, Ю. Н. Аллянов, Н. В. Закурин, Ю. В. Любимова, В. В. Савчук, Л. А. Рапопорт и др.) [1; 6]. Несмотря на это, процент студентов, поступивших в вузы,
серьезно относящихся к своему здоровью и постоянно занимающихся физической культурой, очень низок. Причиной такого положения вещей является недостаточная мотивация юношей и девушек к занятиям физической культурой, а следствием - слабое здоровье.
Проблема здоровья студенческой молодежи и приобщения ее к активным занятиям физической культурой, в том числе к самостоятельным занятиям, была и остается актуальной до настоящего времени. Низкий уровень здоровья, физической подготовленности и физического развития молодежи, которая поступает в вузы, и из года в год его снижение констатируется многими специалистами (Т. В. Антонова, О. К. Грачев, Ю. А. Ларин, В. С. Макеева, Е. В. Харламов, Г. А. Ямалетдинова и мн. др.). У большинства молодых людей наблюдается весьма низкий уровень культуры здоровья. Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления [3]. Культура здоровья человека отражает его целостность и гармоничность как личности, способность к активной жизнедеятельности и творческому самовыражению, а также осознанность человеком высокой ценности своего здоровья.
Важную роль в интеграции системы личностных качеств студента играют ценности. В широком смысле ценности человека - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком смысле -нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой [4]. Нами проведен опрос среди студентов первых курсов МГТУ им. Г. И. Носова, где от них требовалось сформулировать основные жизненные ценности. Среди предложенного перечня ценностей молодые люди выделили такие, как: семья, любовь, здоровье, материальный достаток, друзья, досуг, карьера, учеба, достижение цели. Результаты опроса представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Терминальные ценности, названные студентами
Терминальные ценности %
Семья (взаимоотношения с родными) 100
Карьера (престижная должность) 100
Материальный достаток 90
Любовь (взаимоотношения с противоположным полом) 100
Друзья (взаимоотношения с друзьями) 80
Здоровье (отсутствие физических и душевных недугов) 50
Учеба (получение практических и теоретических навыков в вузе, самообразование) 30
Досуг (отдых, развлечения) 40
Достижение цели 60
Религия 20
Как видно из Таблицы, все студенты выделили такие ценности, как семья, карьера, любовь. Такую ценность, как здоровье, выделили всего 50% опрошенных респондентов.
Далее нами было выяснено, какие ценности являются приоритетными для молодых людей. Для этого молодым людям был предложен список терминальных ценностей, выделенных ранее, который было необходимо расположить в порядке убывания значимости для них. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Терминальные ценности, названные студентами, в порядке убывания значимости
№ п/п Терминальные ценности
1 Семья (взаимоотношения с родными)
2 Любовь (взаимоотношения с противоположным полом)
3 Материальный достаток
4 Друзья (взаимоотношения с друзьями)
5 Достижение цели
6 Карьера (престижная должность)
7 Здоровье (отсутствие физических и душевных недугов)
8 Досуг (отдых, развлечения)
9 Учеба (получение практических и теоретических навыков в вузе, самообразование)
10 Религия
В Таблице 2 представлены ответы большинства студентов. Несколько студентов (10%) считают самой важной ценностью материальный достаток и достижение цели. Почти у всех студентов (70%) такая ценность, как здоровье, располагается на 6-8 позициях, и только у 30% опрошенных респондентов здоровье по значимости находится на первых ролях.
208
^БЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 1
По результатам опроса со студентами была проведена беседа, в ходе которой юноши и девушки достигли понимания того, что для достижения желаемых целей (престижная работа, материальный достаток и т.д.) необходимо обладать крепким здоровьем. Большинство участников беседы с этим согласились.
Далее мы попросили респондентов назвать способы укрепления и поддержания здоровья. Среди ответов были такие, как отказ от вредных привычек, соблюдение распорядка дня, соблюдение режима труда и отдыха. Таким образом, молодые люди называли некоторые элементы здорового образа жизни. Однако такие способы укрепления здоровья, как физическая культура и спорт, назвали лишь немногие (30%). Отсюда можно заключить, что студенты имеют весьма однобокое и поверхностное представление о роли физической культуры в укреплении здоровья.
Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007 г.), «физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [2, с. 4].
Оздоровительный эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний [5].
Хорошо известно, что физическая культура омолаживает организм, продлевает жизнь, оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к потере таких качеств, как гибкость, ловкость, выносливость. Правильно подобранные физические нагрузки предупреждают развитие в организме патологических процессов, способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физических систем, обеспечивают достаточную работоспособность.
Несмотря на это, современные студенты имеют достаточно низкую мотивацию к занятиям физической культурой. Молодые люди считают, что за одно занятие в две недели (два академических часа физкультуры согласно расписанию) ни оздоровительный, ни тренировочный эффект не наступят. Помимо этого, ребята отмечают такие причины отсутствия мотивации к занятиям, как авторитарный и консервативный подход к проведению занятий, однообразие в использовании физических упражнений и т.п.
В связи с этим нами поставлена задача изменить их отношение к занятиям физической культурой на основе внедрения более прогрессивных подходов к организации и проведению этих занятий (Таблица 3).
Таблица 3.
Традиционные и разработанные подходы к организации и проведению занятий по физической культуре в вузе
Традиционные подходы проведения занятий по физической культуре, применяемые к студентам Разработанные подходы проведения занятий по физической культуре, применяемые к студентам
Обезличенный подход ко всем студентам Индивидуальный подход к каждому студенту
Авторитарный и попустительский стиль отношений со студентами Демократический стиль к проведению занятий
Однообразие в использовании физических упражнений и системы педагогических средств и приемов Введение в учебно-тренировочный процесс новых упражнений (фитнес, йога, пилатес и др.) и разнообразие системы педагогических средств и приемов
Вербальное объяснение того, как выполняются упражнения Сочетание вербального и наглядного объяснения того, как выполняются упражнения (личный пример)
Подгонка всех обучающихся под одни нормативные требования Требования к студентам в зависимости от их индивидуальных возможностей, где основной задачей студента является «победа над собой»
Стандартный отдых между выполнением упражнений Заполнение времени отдыха информацией о здоровье, физической культуре и спорте, о «звездах» спорта и т.п.
Отсутствие либо весьма слабый тренировочный эффект в связи с малым количеством часов занятий по физкультуре Направленность на самостоятельные занятия, приобщение к любительскому спорту для достижения тренировочного эффекта, способность самостоятельно выбирать и применять различные средства оздоровления, рекреации, адаптации к неблагоприятным воздействиям внешней среды
Таким образом, по нашему мнению, изменение принципов и стиля проведения занятий будет способствовать положительному отношению студентов к физической подготовке и, как следствие, повышению мотивации к физической культуре, заботе о собственном здоровье.
Наша основная задача состоит не только в повышении уровня указанной мотивации. Главной целью при работе со студентами выступает не только формирование культуры здоровья, но и приобщение их к любительскому спорту для того, чтобы в процессе занятий молодые люди смогли в полной мере осознать ценность физических упражнений в укреплении и поддержании здоровья, а самостоятельные занятия физкультурой стали бы обязательным атрибутом их повседневной жизни.
Список литературы
1. Молчанова Ю. С. Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет: дисс. ... к. пед. н. Белгород, 2007. 153 с.
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329-Ф3 от 4 дек. 2007 г. // Российская газета - Федеральный выпуск. 2007. 8 декабря. 15 с.
3. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина, 1996. 225 с.
4. Рябова А. Н. Ценности современной молодежи // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск. 29 октября). 2015. № 10. С. 152-155.
5. Смагин Н. И. Физическая культура как основополагающий фактор укрепления здоровья // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 206-208.
6. Тимошенко Ю. А. Формирование активного отношения к занятиям физической культурой женщин старшего возраста: дисс. ... к. пед. н. Красноярск, 2006. 176 с.
PROBLEM OF STUDENTS' INVOLVEMENT IN PHYSICAL TRAINING: PRIORITY APPROACHES
Novikova Alena Olegovna
Ural State University of Physical Culture Nosov Magnitogorsk State Technical University alen4ik17@bk. ru
Kuz'min Andrei Mikhailovich
Ural State University of Physical Culture
The authors examine the problem of students' health and their involvement in the active physical training. The analysis of students' values is carried out. The results of the survey on basic life values and their importance for students are given. The investigations led to the conclusion that health is not a priority for the majority of students, as well as to the conclusion about respondents' superficial understanding of the role of physical training in health care.
Key words and phrases: health; students' life values; physical culture; motivation for physical training; organization and implementation of classes.
УДК 372.881.1
В статье обозначается проблема обучения взрослых иностранному языку, уточняется понятие «информационная компетенция» и рассматриваются возможности её развития в иноязычном контексте у социально зрелых людей. Сделан вывод о взаимосвязи данной компетенции с коммуникативной, а также о важности развития лингвистических и речевых навыков взрослых на основе их информационно-рефлексивной культуры.
Ключевые слова и фразы: информационная компетенция; иностранный язык; рефлексия; информационный поток; обучение взрослых; информационный источник; обработка информации; когнитивные процессы.
Флеров Олег Владиславович, к. пед. н.
Московский университет им. С. Ю. Витте [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЗРОСЛЫХ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Одной из основных особенностей существования иностранного языка и иноязычного знания в современном мире является его доступность. Если речь идёт, например, о каком-либо международном языке, особенно английском, то информации на нём в Интернете больше, чем на русском. Иноязычные СМИ уже давно не являются для наших соотечественников эксклюзивом. Доступность иностранного языка с технологической точки зрения создаёт иллюзию доступности когнитивной. Это явно не способствует повышению мотивации к изучению языка, ввиду чего всё чаще возникает необходимость серьёзно заниматься языком в зрелом возрасте, например в рамках корпоративного обучения [6]. Так актуализируется вопрос обучения иностранному языку взрослых при относительно небольшом количестве теоретических и практических разработок в данном направлении.
Согласно современным образовательным стандартам, обучение иностранному языку направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, о которой сегодня говорится в большинстве исследований. Однако потенциал языка как многоликого социального и культурного явления достаточно богат для формирования и других компетенций в иноязычной парадигме. Современный ритм жизни взрослого человека заставляет его жить в увеличивающихся потоках информации, при этом деловые люди часто находятся в условиях информации на разных языках, ввиду чего иноязычная информационная компетенция представляется не менее важным фактором эффективного социального взаимодействия, нежели коммуникативная. Ин-струментальность, беспредметность и всеобщая применимость иноязычного знания [3] подразумевают