Горшкова Ирина Феодосьевна, Заяц Михаил Сергеевич
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматривается проблема междисциплинарности в условиях технического вуза. Показана роль преподавания дисциплин, направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, в становлении всесторонне развитых специалистов на ступенях среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры. Обосновывается целесообразность преподавания литературы на ступенях высшего образования. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/11 -2/54.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(77): в 3-х ч. Ч. 2. C. 189-191. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 372.881.1
В статье рассматривается проблема междисциплинарности в условиях технического вуза. Показана роль преподавания дисциплин, направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, в становлении всесторонне развитых специалистов на ступенях среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры. Обосновывается целесообразность преподавания литературы на ступенях высшего образования.
Ключевые слова и фразы: междисциплинарные связи; познание мира; технический вуз; преподавание; дисциплина; компетенция; литература.
Горшкова Ирина Феодосьевна
Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко, Бендерский политехнический филиал, Республика Молдова [email protected]
Заяц Михаил Сергеевич
Башкирский государственный университет, г. Уфа [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Проблема преподавания дисциплин, направленных на формирование общекультурных компетенций, не нова. Она связана в первую очередь с тем, что студенты технических вузов настроены на изучение специальных (профильных) дисциплин. Это - данность, с которой приходится считаться. Но возможно ли изменить сложившийся вектор? Безусловно, это обусловлено наличием междисциплинарных связей. Профильные дисциплины следует изучать, опираясь на неспециальные дисциплины, важнейшей из них в техническом вузе является математика, которую часто называют царицей наук. Интересно заметить, что математическое, так называемое правополушарное мышление прививает художественный вкус. Студент входит в королевство чисел, в королевство бесконечности и кривых зеркал, требующих тщательного объяснения. И во время объяснения начинается педагогическое взаимодействие, процесс познания мироздания, т.е. происходит осмысление действительности. Это уже философия, которая объясняет и пытается изменить мир. Любой преподаватель математики для того, чтобы объяснить знаменитую теорему Пифагора, обязательно обратится к его биографии. Биография относится к историко-литературному жанру. Таким образом, происходит естественная интеграция дисциплин. На этом уровне познания рекомендуется не только рассказ преподавателя, но и реферативные выступления. Такие выступления должны обязательно сопровождаться дискуссией, выделением наиболее значимых моментов биографии ученого, ключевых слов, дающих возможность познать суть проблемы. Говоря, например, о том же Пифагоре, необходимо затрагивать не только его математические изыскания, но и деятельность его как философа и религиозного мыслителя. Интересным представляется тот факт, что творчество философа и математика не противоречит его религиозным воззрениям. Можно сказать, что наука и религия выступают в деятельности Пифагора в союзе. При этом, рассматривая Пифагора как личность и ученого, преподаватель работает в нескольких ипостасях - как математик, литератор, историк, философ, географ и т.д. Вольно или невольно происходит обращение к Древней Элладе и Галилее.
Таким образом, можно говорить о междисциплинарном познании мира студентами технических вузов. И это происходит не только на занятиях по математике. На занятиях по философии наблюдается такое же взаимодействие. Еще Аристотель считал, что истинный философ - тот, кто хорошо владеет математикой и астрономией. Стройность философии подводит студента к мысли, что нравственность - в природе вещей. Это давно сказал французский политик и финансист Ж. Неккер. Но студент математическим чутьем начинает понимать необходимость изучения философии, которая, надо признать, нелегко дается сегодняшнему молодому поколению. Мышление нынешнего студента очень часто фрагментарно, его познание натыкается на детали, значение которых непонятно. Он с трудом собирает элементы познаваемого предмета воедино. Зачастую его духовный мир не встраивается в систему кодов мироздания, в моральные нормы и исторические традиции. Осознанию своей личности помогает философия и логика, которые показывают объективный ход развития человека и цивилизации. Если следовать терминологии Ф. Ницше, мы наблюдаем «вечное возвращение». Рациональное сходится в движении с иррациональным, физика - союзная с метафизикой, а история - с метаисторией.
В этом отношении оправдана многоступенчатость в образовании. В Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко представлены три ступени технического образования - среднее профессиональное образование, бакалавриат и магистратура. Четкое следование сократовскому принципу «от простого к сложному» помогает неспешному и вдумчивому познанию окружающей действительности. Соблюдаются возрастные особенности студентов. Намного продуктивнее изучение той же математики происходит после занятий по литературе, которые предусмотрены на ступени среднего профессионального образования. Как уже было показано
190
^БЫ 1997-2911. № 11 (77) 2017. Ч. 2
выше, литература в той или иной мере присутствует практически во всех неспециальных дисциплинах. Это касается не только биографий великих ученых. Литература предусматривает работу со словом, умение выделить значимое слово, найти мысль, адекватную слову. На занятиях по литературе происходит узнавание личности и мироздания в их совокупности. Известно, что научные изыскания начались еще в мифологическую эпоху. Объяснение мироздания происходило в поэтической форме. Достаточно вспомнить Гомера с его знаменитыми поэмами, в которых не только рассказывались исторические события, но и происходило познание мироздания как такового. Поэтический рассказ Гесиода «Работа и дни» можно смело назвать философским трактатом об истории древних цивилизаций.
Действительно, происходит понимание, что вначале было Слово, и это Слово царское, без которого не будет царицы наук - математики. Собственно, математика - естественная составляющая литературы. Когда преподаватель предлагает анализ литературного текста, то зачастую пользуется математическими терминами (например, анализ, синтез). При разборе поэтического текста выявляется архитектоника стихотворения. Работа с рифмой и ритмом стихотворения подсказывает студентам, что создаются стихотворные тексты не только под воздействием эмоций, но и с помощью холодного математического разума поэта. Интересно обращение преподавателя к пушкинской поэтической лаборатории, колоссальной работе со словом и архитектурой стиха. Не верится, что Александр Сергеевич Пушкин в лицейском аттестате зрелости имел по математике отметку 5, соответствующую сегодняшней единице. Удивительная математическая стройность его стихотворений заставляет думать о субъективном отношении к лицеисту Пушкину.
Работа со стихотворным текстом особенно продуктивно протекает в группах строительных и архитектурных специальностей. Поэт выстраивает поэтическое здание, которое наполняет смыслом и духом. И строитель, и архитектор начинают понимать, что строительство зданий и архитектурных сооружений тогда имеют смысл, когда в них вложена душа.
Надо признать, что к литературе в технических вузах несколько легковесное отношение. Задача филологов - доказать необходимость преподавания литературы. Совершенно очевидно, что исключение курса литературы обеднит образование в техническом вузе не только духовно, но и физически, сознание перестанет быть связанным с эстетическими категориями. Ведь именно на занятиях по литературе мы узнаем, как говорил В. В. Маяковский, что такое хорошо, а что такое плохо. Литературу пытаются заменить культурой речи, безусловно, нужной дисциплиной, которая играет важную роль в формировании речевых умений, учит общению будущих специалистов, приучает к орфоэпической и стилистической грамотности, но недостаточно приобщает к эстетическому восприятию действительности.
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко выпускает неплохих специалистов в технической области, но лишенных эстетического понимания мироздания. Очень часто роль литературы исполняют история и философия. Однако отсутствие художественных текстов препятствует развитию этических установок и эстетических вкусов. В этот момент отношение к миру отдается на откуп личным привязанностям.
Полагаем, что это - неправильно. Мы воспитываем не только специалиста, но и гражданина своей страны. И здесь роль литературы бесценна и незаменима. Это особенно чувствуется, когда готовятся те или иные мероприятия, связанные с литературой. Например, в Бендерском политехническом филиале торжественно проходит празднование Дней славянской письменности. Студенты активно включаются в творческий процесс, рождается поэтический театр, которому могли бы позавидовать студенты направления подготовки «Филология». Эта внеаудиторная работа зачастую проходит на уровне энтузиазма студентов и преподавателей. Наш край - многоязычен. Языковое многообразие помогает осмыслить культуру народов, населяющих Приднестровье. Говоря о кириллической азбуке, постоянно подчеркивается ее воспитывающая роль в формировании особой славянской ментальности, в которой образно-символическое мышление, по мысли И. Экономцева, является превалирующим. Особое значение придается праздничным мероприятиям, связанным с народными традициями Приднестровского края. Новогодние колядки на четырех языках (русском, украинском, румынском/молдавском и болгарском) приобщают студентов к народной культуре родного края. Знание традиций помогает студентам строительных и архитектурных специальностей выполнять дипломные проекты, используя уникальную архитектуру нашего края.
Преподаватели литературы ведут успешную краеведческую работу, знакомя студентов технических вузов не только с историей родного края, но и с образом жизни наших соотечественников на разных исторических отрезках времени. Однако, еще раз подчеркнем, данная творческая работа держится на их энтузиазме, так как литература изучается только на ступени среднего профессионального образования, но отсутствует в учебных планах бакалавриата и магистратуры.
Отдельно стоит остановиться на преподавании иностранных языков [3-6]. Изучение специальных дисциплин связано с большим количеством терминов, многие из которых являются словами иноязычного происхождения. Овладение ими - насущная потребность для будущего специалиста. Естественно, что приобщение происходит не только к иноязычным словам, но и к иной культуре, стране, народу. Такое научение основано на компаративистике. Сравнительный анализ дает возможность взглянуть на себя со стороны, лучше понять собственный духовный мир. Расширяется кругозор, мышление студента становится информационно-насыщенным, появляется стремление познать мир во всем его многообразии. Психофизический мир студента наполняется образно-символическими кодами, он становится частью системы, в которой ощущает себя значимой единицей мироздания.
Всестороннему развитию студентов способствует изучение психологии. Ролевые игры, проводимые на занятиях по данной дисциплине, позволяют выявить истинные возможности студентов, знание которых способствует взаимодействию и сотрудничеству с преподавателями и друг с другом.
Таким образом, дисциплины, направленные на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, помогают студентам технических вузов в осмыслении тайн мироздания, познанию культур разных стран и народов, их традиций и обычаев, в русле которых техническое творчество становится более эффективным, этически и эстетически оправданным.
Список источников
1. Воеводина Л. Н. Мифология и культура: учеб. пособие. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. 384 с.
2. Жукова О. А. Курс лекций по философии и истории русской культуры. М.: Альтекс, 2012. 368 с.
3. Поляков О. Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30): в 2-х ч. Ч. 1. С. 165-168.
4. Поляков О. Г. Психолого-педагогические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей: анализ потребностей и выбор подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (39): в 2-х ч. Ч. 2. С. 133-137.
5. Поляков О. Г. Психолого-педагогические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей: анализ теорий учения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30): в 2-х ч. Ч. 2. С. 166-169.
6. Kovalyova Y. Y., Polyakov O. G., Kerimkulov A. T. Developing Engineering Students' Skills of Data and Information Verbalization on the Basis of Graphs and Charts in the EFL Classroom // Ponte. 2016. Vol. 72. Issue 7. P. 23-31.
THE PROBLEM OF TEACHING DISCIPLINES AIMED TO DEVELOP TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS' GENERAL PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCES
Gorshkova Irina Feodos'evna
Bendery Polytechnic Branch of the Pridnestrovian State University, The Republic of Moldova
Zayats Mikhail Sergeevich
Bashkir State University, Ufa [email protected]
The article examines the problem of interdisciplinarity under conditions of a technical higher education establishment. The authors show the contribution of disciplines aimed to develop general cultural and general professional competences to the formation of many-sided specialists at the levels of general professional education, Bachelor's degree and Master's degree. The paper justifies the reasonability to teach literature at the levels of higher education.
Key words and phrases: interdisciplinary relations; world cognition; technical higher education establishment; teaching; discipline; competence; literature.
УДК 37.022
Статья посвящена проблеме фасилитации открытой дискуссии на уроках в средней школе. Открытая дискуссия рассматривается как одна из форм группового мышления. Обсуждаются вопросы организации фасилитации открытой дискуссии в школьных условиях, анализируются используемые при этом методы. Предлагается алгоритм проведения открытой дискуссии на уроке. Описаны действия учителя-фасилитатора.
Ключевые слова и фразы: фасилитация; учитель-фасилитатор; групповое мышление; открытая дискуссия; средняя школа; метод.
Грахова Светлана Ивановна, к. филол. н., доцент
Набережночелнинский государственный педагогический университет [email protected]
Насонова Ирина Ивановна
Ассоциация фасилитаторов, г. Москва nasonova. team@gmail. com
ФАСИЛИТАЦИЯ ОТКРЫТОЙ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время принципиально важным становится использование на уроках форм организации учебной деятельности на основе фасилитации. Под фасилитацией (от англ. facilitate - облегчать, помогать, способствовать) понимаем «усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей - наблюдателей