УДК 28
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЕОСТАЦИОНАРНОЙ ОРБИТЫ
М. Ю. Олейникова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: [email protected]
Рассматривается геостационарная орбита (ГСО) с точки зрения ее правового статуса, анализируются основные проблемы мирового сообщества, возникающие вследствие неопределенного положения орбиты в международном праве. В ходе изучения правовых документов были выявлены некоторые противоречия относительно понимания трактовки ГСО и трактовки рационального использования радиочастот и орбиты геостационарных спутников, которые считаются ограниченными естественными ресурсами. В связи с этим предложены решения исследуемых проблем.
Ключевые слова: правовой статус геостационарной орбиты, геостационарные спутники, проблемы использования космического пространства.
THE LEGAL UNIDENTIFIED STATUS AS A PROBLEM OF GEOSTATIONARY ORBIT
M. Yu. Oleynikova Scientific supervisor - E. L. Farafontova
Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper studieses the geostationary orbit (GSO) according to its legal status, analyses general world community problems which are due to indeterminate orbit legal position within international law. The authors identified some contradictions, explored the documents of outer space law. These contradictions concern understanding the definition of GSO and rational usage of radio frequencies and geostationary satellites orbit. The orbit is considered to be limited natural resources. Due to the find effect of the study in questions, the authors table a proposal of solution to the problems, mentioned above.
Keywords: legal status of geostationary orbit, geostationary satellites, problems of outer space usage.
Как известно, первым способом коммерческого использования космического пространства было использование искусственных спутников для обеспечения электросвязи, и на данный момент он так же является наиболее прибыльным. Суммарное воздействие определенных физических факторов и характеристик условно разделяет околоземное пространство на более и менее пригодные для размещения спутников зоны. Среди них наиболее оптимальным и приспособленным сектором является геостационарная орбита (ГСО).
Само понятие геостационарной орбиты появилось в начале ХХ века, и связано с именами К. Циолковского, Г. Оберта, Г. Поточника (Ноордунга), однако дальше всех продвинулся Артур Кларк. В своих исследованиях он не только определяет орбитальные характеристики, необходимые для такой орбиты, но также обсуждает частоты и мощность, необходимые для связи земля-спутник, использование солнечного освещения для электропитания, он даже вычисляет воздействие солнечных затмений вблизи осенних и весенних равноденствий. Однако, самое поразительное то, что А. Кларк опубликовал свою работу более чем за десять лет до запуска первого спутника.
Геостационарная орбита определяется как специальная орбита, расположенная над экватором Земли, на которой любой спутник, появившийся на ней, будет находиться постоянно над одной точкой поверхности земли [1]. Это означает, что такое положение не требует перемещения антенны для сопровождения спутника.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
Фактически, для одиночного геостационарного спутника 42 процента поверхности земли являются доступными для сигнала спутника, и совокупность геостационарных спутников, подобная предложенной Кларком, охватывает пояс на поверхности земли между 81° южной широты и 81° северной.
ГСО привлекает большое внимание к себе рядом преимуществ. Во-первых, как уже отмечалось выше, это неподвижность относительно определенной точки, что обеспечивает стабильность сигнала. Во-вторых, связь передающих и приемных антенн облегчена, упрощена, сделана более экономичной. Однако, принимая во внимания недостатки ГСО, нужно отметить, что из-за нестабильности частоты ретранслируемых спутником колебаний, объясняющаяся эффектом Доплера, возникает запаздывание передачи сигнала со спутника. Более того, в отличие от всех других классов орбит, где может иметься совокупность орбит, имеется только одна геостационарная орбита, являющаяся ограниченным ресурсом. Это означает, что на данной орбите можно разместить ограниченное количество спутников. Спутники, находясь на слишком близком расстоянии друг от друга, могут создавать взаимные помехи; трех геостационарных спутников вполне достаточно для создания глобальной системы связи.
Несколько неопределенное положение ГСО в международном праве, в связи с ее свойствами ограниченного ресурса, привело к постоянным столкновениям интересов в мировом сообществе. Первой страной, заявившей в 1975 году о своих правах на участок ГСО, находящийся над ее территорией, была Колумбия. Позднее, к ней присоединились еще семь экваториальных государств, такие как Кения, Уганда, Индонезия, Бразилия, Конго, Заир, Эквадор. Результатом конференции, названной Боготской, стала Декларация касательно правового статуса геостационарной орбиты с точки зрения стран-участниц конференции.
Основой данного документа послужили два аргумента: первый то, что орбита является физическим явлением, напрямую зависящим от гравитационного поля Земли, и, как следствие, существует не как часть космического пространства, а как фрагмент планеты. Второй сводился к тому, что ГСО не попадает под действие «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967), запрещающего национальное присвоение космического пространства, так как в последнем отсутствует определение космического пространства.
Однако все доводы были вполне обосновано опровергнуты мировым сообществом. Фактически ГСО не более чем одна из возможных траекторий искусственных спутников Земли, и расположение спутника на орбите зависит от целого комплекса факторов, одним из которых является земное притяжение.
Касательно второго аргумента, следует заметить, что под юрисдикцию Договора попадает запуск таких космических объектов, как искусственные спутники, в частности их выведение на орбиту [2]. В этом случае априори предполагается, что регионы космоса, где находятся искусственные спутники, также попадают под положения Договора.
На данный момент большая часть исследователей придерживаются понимания геостационарной орбиты, как части космического пространства, на которую распространяются все принципы и нормы международного космического права. Однако в связи с подобной трактовкой возникает противоречие, касающееся принципа свободы исследования и использования космического пространства. Максимальное количество спутников ограничено различными параметрами, и обычно приоритет при рассмотрении уведомлений о регистрации частот и позиции на ГСО отдается согласно временному фактору. Из этого несложно сделать вывод, что на данный момент страны, только планирующие вывести собственные спутниковые системы, автоматически уступают возможность использования этого ограниченного ресурса так называемым космическим державам.
В 1992 году была сделана попытка исправить это несоответствие - Международный союз электросвязи (МСЭ) внес коррекции в свой Устав: «При использовании полос частот для радиосвязи Члены Союза должны учитывать то, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран» [3].
К сожалению, понятия «экономно» и «справедливо» несколько размыты и могут трактоваться в достаточно широком смысле. Кроме того, «справедливый» и «равный» доступ не являются эквивалентными, и именно подобное положение дел вызывает определенную критику со стороны развивающихся государств.
И хотя на данный момент опасность перенасыщения геостационарной орбиты спутниками минимальна, разумнее будет заранее предугадать проблемы, чем потом устранять их последствия. Необходимо не только нормативное регулирование использование радиочастотного ресурса орбиты, но обеспечение справедливого распределения благ, полученных посредством использования ГСО.
Решением проблемы может стать создание гибкой системы координации и предварительного планирования, обеспечивающей как наиболее эффективное использование ГСО, так и гарантии доступа для стран, только выходящих в космическое пространство.
Кроме того, определенные плоды может принести программа поддержки развивающихся стран со стороны государств с развитым космическим потенциалом, посредством как технологической, так и информационной помощи, в обмен на различные льготы и уступки в МСЭ.
Библиографические ссылки
1. Dr. Kelso T. S. Basics of the Geostationary Orbit [Электронный ресурс]. URL: http://www. celestrak.com/columns (дата обращения: 30.03.2015).
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967) [Электронный ресурс] / офиц. сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 30.03.2015).
3. Устав Международного союза электросвязи 1992 г. // Действующее международное право. В 3 т. Т. 3. М. : Междунар. отношения, 1997.
© Олейникова М. Ю., 2015