ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1 2 Власова Ю.М. , Анников А.С.
1Власова Юлия Михайловна - аспирант, кафедра общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, г. Тюмень; 2Анников Андрей Сергеевич - студент, кафедра всеобщей и славянской истории, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируется явление «православная психология». Ключевые слова: анализ, религия, педагогика, психология.
В XX веке тоталитарные режимы получили широкое распространение. Характерной особенностью тоталитарных режимов можно считать подчинение науки во имя «генеральной линии партии». В современной действительности тоталитарные режимы получили ярко выраженный религиозный оттенок. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В отличие от современной науки, Церковь всегда трактовала человеческое сознание в смысле «жизненного духа», то есть души, и в соответствии с этим рассматривала ее как нематериальную субстанцию, имеющую к тому же божественное происхождение. [1] Развитие общества в постсоветской России идет в направлении, обратном желаемому воцерковленными. В тактическом отношении враждебные для духовенства РПЦ общественные организации — те, что противостоят тем или иным аспектам деятельности РПЦ, отстаивают свободу религий (защищают секты), активно занимаются интеллектуальной вестернизацией постсоветского пространства. В этот список входит все правозащитные и феминистическое движения, группы поддержки планирования семьи, координации новых образовательных инициатив, тайные религиозно-этические общества и др. Но между тем, по данным социологических исследований, все большее количество граждан России демонстрирует устойчивые либеральные и вестернизированные мировоззренческие установки. Целью данной работы является осмысление установок, которые формирует современная Церковь, на примере статьи «Запах серы» Медведевой И. и Шишковой Т.
К идейным оппонентам РПЦ, в первую очередь, можно отнести центры планирования семьи в широком смысле этого понятия, и в частности запреты абортов, искусственного оплодотворения и уроков сексуального образования для всех категорий
учащихся. Официально эти положения были закреплены в 2000 г. в X и особенно XI главах «Основ социальной концепции РПЦ». Реализацией этих положений занимаются несколько групп, идеологически и организационно связанных с фундаменталистским духовенством. Одновременно они являются частью (и используют методики и материалы) общемирового антиабортариального движения, опирающегося в первую очередь на протестантские радикальные группы в США и Скандинавии.
Аргументация православных фундаменталистов такова: любое просвещение в сексуальной сфере (включая пропаганду контрацепции) ведет к «развращению» детей, что в свою очередь приводит к ранней половой жизни и абортам. После абортов девушки рожать уже не могут или рожают нездоровых детей, что в свою очередь на руку «разрушителям России» из-за границы, которые и финансируют программы сексуального просвещения [2].
Соответственно предлагаются и пути решения демографических проблем. Это, во-первых, возвращение во времена тоталитаризма. Во-вторых, так сказать, в рамках самой по себе «демографической технологии» - это чисто репрессивные, запретительные меры, якобы направленные на подъем рождаемости, типа запрета разводов, запрета абортов, внутрисемейного регулирования рождаемости (планирования семьи), введения в России многоженства и т.п. Словом, установление всеобъемлющего тоталитарного контроля над репродуктивным процессом, подобного тому, что проводится в Китае, только с противоположными целями [3].
Осмысление этого явления следует начать, на наш взгляд, с анализа его мировоззренческих основ. В качестве примера обратимся к статье «Запах серы» Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой (авторы позиционируют себя как «православные психологи» - при этом первая по образованию дефектолог, а вторая закончила филфак УДН им. Патриса Лумумбы), опубликованной в рубрике «Общество» на сайте «Православие^и» (Интернет-журнал Сретенского монастыря). В статье «Запах серы» авторы рассуждают о вреде полового воспитания, которое ведет к «расшатыванию моральных норм, насаждению новой идеологии, в которой главная цель человека - получать удовольствие». Более того в идее полового воспитания, в частности планирования семьи, авторы видят оккультный след: «Маргарет Зангер, основательница Лиги контроля над рождаемостью, после разгрома фашизма переименованной для камуфляжа в Международную Федерацию планирования семьи, была членом ордена розенкрейцеров - тайной масонской организации». И. Медведева и Т. Шишова Центр планирования семьи в связи с сатанистами, при этом опираются на работы, искажая их смысл. Например, в книге «Драмы и секреты истории», на которую ссылаются авторы статьи, Робер Амбелер полностью опровергает средневековые обвинения против тамплиеров. Все это - азы для профессионала, в силу возникает подозрение, что ссылка на Робера Амбелера носит чисто ритуальный характер и помещена для отвода глаз. В совокупности вышеизложенных моментов, статья дает основание полагать, что мышление православных фундаменталистов скорее архаично и находится примерно на уровне Средневековья. В свете этого представления понятно и характерное для архаического сознания смешение социально-возрастных категорий с генеалогическими, вплоть до подмены первых вторыми. [4] В архаических обществах подготовкой подростков к половой жизни обычно занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, облеченный специальными полномочиями и знаниями. Возможно, это исторически как-то связано с запретом инцеста. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором обе стороны чувствуют себя неуютно. Многие подростки сами предпочитают получать эту информацию другим путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и даже шокирует.
По поводу полового просвещения бытует множество необоснованных страхов и столь же беспочвенных упований. Одни люди непоколебимо уверены в том, что
48
любая сексуальная информация развращает подростков, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Другие утверждают, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу «умри, но не давай поцелуй без любви», а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.
Чтобы выйти из создавшегося тупика, Министерство образования просило и в конце 1996 г. получило со стороны Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения в течение трех лет экспериментальной работы для подготовки элементов курса полового воспитания в 16 пилотных школах, включая обучение группы учителей, чтобы в дальнейшем создать на этой основе необходимые стране собственные альтернативные программы, которые не копировали бы западный опыт, а учитывали специфику нашей культуры. Воспользовавшись ошибками министерских чиновников (обществу не разъяснили заранее целей проекта; одновременно с информацией о начале проекта были опубликованы 5 альтернативных программ полового воспитания, составленных отечественными авторами без учета возрастных особенностей детей; сам проект не имел научного руководства и первая анкета, рассчитанная на выяснение того, что подростки знают о сексуальности, содержала ряд не соответствующих возрасту детей вопросов), представители консервативной международной организации Pro Life, со штаб-квартирой в США, борющейся за запрещение абортов и контрацепции во всем мире, обвинили РАПС и Министерство образования в желании не только развратить наших невинных детей, но и добиться физического вырождения и истребления нации по заданию западных спецслужб. Эту компанию поддержали некоторые политики и деятели Русской православной церкви. В разных газетах публикуются написанные по одному и тому же шаблону клеветнические статьи, утверждающие, что РАПС -«сатанинская организация», безопасный секс - путь к разврату, контрацепция - такое же убийство, как аборт, и что никаких сведений о сексуальности школьникам ни в каком возрасте сообщать не следует. В том же духе высказывались и некоторые члены Российской Академии образования, Президиум которой постановил, что России нужно не сексуальное просвещение, а нравственное воспитание «с элементами полового воспитания» (формулировка начала 1960-х годов) [5].
Общественные школьные программы полового просвещения часто подвергаются гонениям со стороны хорошо организованного и очень «голосистого» меньшинства, несогласного с таким образованием. В ответ на это многие школы полностью исключают половое просвещение из программы, а другие пытаются избежать споров и рассматривают лишь «безопасные» вопросы, такие как размножение и анатомия. Вследствие этого многие важные темы для обсуждения, такие как межличностные аспекты сексуальности и предотвращение нежелательной беременности, полностью упускаются из виду.
Современная тенденция к проведению полового просвещения в школах по принципу «только воздержание» поддерживается многими консервативными социальными и политическими группами и опять-таки федеральным бюджетом. В 1996 году Конгресс США выделил 250 миллионов долларов на программу «Только воздержание» с расчетом по 50 миллионов в год за период с 1998 по 2002 год. Что же узнали исследователи об эффективности таких программ, обеспеченных по большей части за счет налогоплательщиков?
Большое количество сравнительных наблюдений о программах «Только воздержание» не нашло убедительных данных в пользу того, что эти программы тормозят начало половой жизни или значительно влияют на отношение подростков к сексу (Kirby, 2000; Kirby et al., 1997; Thomas, 2000). В противоположность этому многочисленные исследования доказали, что программы «всестороннего полового просвещения», предоставляющие точную информацию о различных
49
противозачаточных методах, реально повышают контроль за рождаемостью, снижают частоту подростковых беременностей и сексуально рискованного поведения. Они также вовсе не ускоряют начало половой жизни (а в некоторых случаях — даже замедляют), не ведут к повышению частоты коитусов или числа половых партнеров у подростков (а иногда даже снижают их число) (Brick, 1999; Hubbard et al., 1998; Kirby, 2000; Kirby et al., 1997).
Многие основополагающие и наиболее значимые установки, касающиеся сексуальности, мы усваиваем в детстве (Barone & Wiederman, 1998). На некоторых людей до сих пор оказывает влияние культурное наследие нашего прошлого, в котором секс рассматривался как грех (Haffner, 2001). Психотерапевты-исследователи нередко отмечают, что в основе многих форм сексопатологии лежит строгое религиозное воспитание, приравнивающее секс к греху. Так, один исследователь в результате опроса верующих супружеских пар обнаружил, что чем более строгих ортодоксальных религиозных взглядов придерживаются супруги, являющиеся прихожанами иудаистских, протестантских или католических церквей, тем менее разнообразными, страстными, частыми и удовлетворительными являются их брачные отношения. Кроме того, тем больше в их жизни обнаруживается сексуальных запретов, а также связанных с сексом ощущений тревожности, вины, стыда и отвращения (Purcell, 1985) [6].
В подобной зацикленности на теме секса со стороны «православных психологов» нет ничего странного, поскольку половое созревание - один из факторов, способствующий отделению от родителей. Половое влечение и половое удовлетворение связывают человека с людьми вне его семьи. В половом акте ни отец, ни мать никак не могут помочь, молодой человек предоставлен самому себе.
Даже в тех обществах, где удовлетворение сексуального желания откладывается на пять - десять лет после наступления половой зрелости, пробуждение полового влечения порождает стремление к независимости и провоцирует конфликты с авторитетом родителей и социума. Нормальная личность достигает этой степени независимости через несколько лет после достижения половой зрелости. [7] Очевидно, одна из целей изолировать подростка от любой информации о сексе -сделать его максимально зависимым от родителей, которые в будущем будут заменены обслуживающими их священниками или другими лицами, выступающими от лица РПЦ. Если воцерковленный христианин отбрасывает иллюзию отеческого бога, если он сознает свое одиночество: и свою незначительность во Вселенной, то становится похож на ребенка, покинувшего отчий дом. Но задачей человеческого развития является как раз преодоление инфантильной привязанности. Человек должен научиться иметь дело с реальностью. Если он знает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, то научится и правильно ими пользоваться. Только свободный человек - человек, освободившийся от власти авторитета, власти, которая одновременно угрожает и защищает, - может правильно употребить разум и понять мир и свою роль в нем объективно, не впадая в иллюзии; он также способен развить и использовать присущие ему возможности [8].
В этом контексте становятся понятны и другие статьи Медведевой и Шишовой, названия которых говорят сами за себя - «Ненаказанный сын - бесчестье отцу», «Проклятие Хама», «Апология насилия» и т.д. Многие отцы и матери продолжают верить в то, что телесные наказания - это единственный способ заставить ребёнка «выучить урок» морали или правильного поведения. И многие из этих «уроков» преподаются от имени религии. Ни одна другая книга не используется так часто, как Библия, для оправдания садистических побоев.
По мере разрушения самооценки ребёнка, его зависимость увеличивается, а вместе с ней - необходимость верить, что цель его родителей - это защита и забота. Единственным способом, с помощью которого ребёнок может объяснить себе эмоциональный вред или побои, наносимые ему родителями, является принятие на
50
себя ответственности за их поведение - то есть, осознать свою врождённую «греховность». Веря в то, что плохи они сами, а не родители, дети поддерживают миф о том, что семья и церковь — это безусловное благо.
Эти чувства порождаются в большей степени тем, что дети токсичных родителей обвиняют себя - сознательно или неосознанно - в жестоком обращении с ними. Для беззащитного и зависимого ребёнка гораздо легче обвинить себя в том, что он сделал что-то «дурное», что разозлило папу, чем осознать ужасающий факт: папе, защитнику, доверять нельзя.
Когда такие дети становятся взрослыми, они продолжают нести груз неадекватности и вины, которые делают для них позитивное восприятие самих себя невозможным. Отсутствие положительной самооценки и, как результат, отсутствие веры в себя окрашивает все аспекты их жизни, что во взрослой жизнь сделает из таких детей идеального прихожанина РПЦ [9].
Выводы: «православные психологи» своей задачей не помощь клиентам, а подгонку психики под готовый (выгодный церковникам) шаблон, что наносит конкретный вред. Таким образом, «православные психологи» могут не иметь психологического образования, а также нарушать профессиональную этику (например, прибегать к обману) - что мы и видим на примере Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой (в последнем случае это может рассматриваться как мошенничество под прикрытием религии).
Список литературы
1. Сергеев Борис. Парадоксы мозга // Красанд, 2015.
2. Митрохин Николай. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы // Новое литературное обозрение, 2006.
3. Медков Виктор. Демография // Феникс, 2002.
4. Кон Игорь. Социологическая психология // МОДЭК, 1999.
5. Кон Игорь. Вкус запретного плода: Сексология для всех // Семья и школа, 1997.
6. Крукс Роберт, Баур Карла. Сексуальность // Прайм-Еврознак, 2005.
7. Фромм Эрих. Вы будете как боги // АСТ, 2013.
8. Фромм Эрих. Психоанализ и религия // АСТ, 2010.
9. Форвард Сьюзан, Бак Крейг. Вредные родители // Питер, 2015.