УДК 911.3:39(=5011.1)
ПРОБЛЕМА ПРАРОДИНЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Н. Н. Логинова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
В статье анализируются проблемы этнической истории территорий, расположенных между Волгой, Уралом и Алтаем. Высказывается мнение, что существовали единые ареалы тесного взаимодействия, а возможно, и формирования прауральских и пратюркских народов.
Ключевые слова: финно-угорские народы, язык, уральская семья, тюркская семья, этнос, религия, территория.
Финно-угорские народы - это совокупность народов уральской семьи, объединённых в единую общность по языковому признаку. Финны, эстонцы, венгры, карелы, саамы, мордва, удмурты, марийцы, а также коми, ханты и манси образовались в результате разделения и исторической эволюции единого уральского праязыка, на котором говорил единый уральский пранарод [1, с. 13]. Примерно 6-7 тыс. лет назад предки этих народов не только говорили на общем языке, но и концентрированно занимали обширную территорию Урала и окрестных ареалов (уральская прародина) [2, с. 327-334].
Идея о том, что финно-угры являются потомками одного древнего народа и у них была общая прародина, была обоснована через языковое сравнение ещё в XVIII веке (1770 г.) венгерским учёным Яношем Шайновичем (1733-1785 гг.). Этот венгерский католический священник одним из первых выдвинул идею языкового родства финно-угорских народов.
Ареал расселения уральцев в первой половине XIX века пытался определить русский учёный-этнограф Пётр Иванович Кеппен (1793-1864 гг.). Он собрал данные о численности и национальном составе населения России и в 1851 году составил первую этнографическую карту Европейской России. Во второй половине XIX века удачное исследование провёл другой русский учёный - Ф. П. Кеппен (1833-1908 гг.). Он является автором книги «Географическое распространение хвойных деревьев в Европейской России и на Кавказе». На основании собранного статистического материала и метода лингвистической палеонтологии он предположил, что прародина финно-угров находилась в районе слияния рек Волги и Камы. Но в гипотезе Ф. П. Кеппена были весьма уязвимые места [3, с. 3-5]. Несмотря на это, считается, что Ф. П. Кеппен заложил основы гипотезы, которая стала «классической». В начале XX века финские археологи, используя гипотезу Ф. П. Кеппена, в качестве прародины финно-угров выделили территорию восточнее Уральских гор с последующим их расселением в Среднем Поволжье.
Таким образом, согласно исследованиям русских учёных, прародина финно-угров находилась в районе слияния рек Волги и Камы, по мнению финских исследователей, - в бассейнах рек Волги и Оки, а в соответствии с взглядами венгерских учёных, - бассейнах рек Камы, Вятки и Белой [4, с. 65-88].
Интерес к идее языкового родства и поиску прародины уральцев сохранился и в XX веке. В 1961 году была опубликована работа венгерского профессора археологии Д. Ласло (1939-1999 гг.) «Самые ранние периоды нашей древней истории». На основании проведённых исследований учёный предположил, что уральскую прародину следует искать ближе к центру Европы, чем предполагали прежде. Согласно его теории, прародина уральских народов занимала обширную территорию Европы от современной Польши и стран Балтии до реки Оки [5, с. 7-10].
Однако венгерский языковед Петер Хайду (1923-2002 гг.) подверг критике теорию Д. Ласло, отметив в ней серьёзные ошибки лингвистического характера, и предложил свою версию определения прародины финно -угров. П. Хайду создал одно из самых фундаментальных сочинений об эволюции уральских языков. Он описал происхождение единой праязыковой общности, её распад и пути дальнейшего развития. В 1985 году его работа «Уральские языки и народы» была переведена на русский язык. П. Хайду получил известность своим вкладом в определение прародины уральских народов с помощью метода «лингвистической палеонтологии». Он проанализировал слова, относящиеся к общеуральскому языковому пласту, и отобрал десять названий растений, принадлежащих к общеуральскому лексическому фонду: семь из них он отнёс к эпохе прауральского языкового единства, а три - к эпохе финно-угорской общности. Все слова представляли названия деревьев, которые были характерны и для сибирской тайги, и для европейской зоны смешанных лесов. Особую роль имел вяз. Его название использовалось всеми финно-угорскими народами. Ареал произрастания вяза простирался по территории Европы в восточном направлении до северных границ Уральского хребта и верховьев Печоры. П. Хайду считал, что уральскую прародину нужно искать на территории Западной Сибири и на северо-западных склонах Уральских гор [6, с. 5-8].
Долгое время взгляды П. Хайду не подвергались сомнению, но в последние годы возникли новые теории, согласно которым заселение Скандинавии состоялось много раньше, чем полагали прежде, а в культурном развитии финнов и саамов большую роль сыграли группы людей, мигрировавших с территории современной Германии и Дании.
Проблема определения прародины носителей прафинно-угорского языка остаётся открытой, до сих пор она не решена, хотя имеются серьёзные наработки по данной проблематике как в Российской Федерации, так и в
зарубежных странах. В XX веке учёные-уралисты пришли к единому мнению, что уральская прародина находилась в зоне сибирской темнохвойной тайги. Это определяло ареал расселения, расположенный восточнее Уральского хребта: между бассейном нижней и средней Оби и верхним течением Печоры. Уральский пранарод имел относительно компактный ареал проживания, общий язык, культуру и обладал единым комплексом антропологических признаков [7, с. 327-334]. Следует заметить, что в настоящее время расовый облик уральских народов очень разнообразен: от классических северных европеоидов до континентальных монголоидов. Например, для современных исследователей неясно происхождение саамов. Саамские и прибалтийско-финские языки имеют общую основу, но антропологически саамы относятся к уральскому типу в отличие от прибалтийско-финских народов. В настоящее время в науке всё ещё нет достаточно обоснованных выводов о характере этнической эволюции финно-угорских народов.
Ещё в первой половине и в середине XIX века много сторонников имела теория прародины уральцев, расположенной во внутренних (континентальных) областях Азии. Во всех финно-угорских языках отсутствовало понятие «море», «большая вода». Следовательно, финно-угорские племена обитали в континентальных ареалах суши, удалённых от моря. Но присутствовало понятие «вода», «ручей». Это давало основание предположить, что территория прародины уральских народов могла располагаться в бассейнах крупных и малых рек и их притоков в лесной полосе от Прибалтики до Урала и Зауралья.
Видный российский учёный Фердинанд Иванович Видеман (1805-1887 гг.), языковед, академик Петербургской АН (1857 г.), специалист по финно-угорским языкам, предположил, что прародиной финно-угров могут быть районы Средней Азии, на территориях которой проживали угро-финские, самодийские, монгольские, тюркские и тунгусо-маньчжурские народы. Близкой точки зрения придерживался и финский языковед и этнограф Матиас Александр Кастрен (1813-1852 гг.).
Ф. И. Видеман и М. А. Кастрен предложили теорию родства угро-финских и тюркских народов. Независимо друг от друга они обосновали гипотезу о том, что народы уральской и алтайской языковых семей имеют общее происхождение и в прошлом проживали на соседствующих территориях в центре Азии. Колыбелью финно -угорских и тюркских (алтайских) народов они считали Среднюю Азию, Саянские горы, Западный Алтай, район истоков рек Оби, Иртыша и Енисея. М. А. Кастрен на основании своих научных предположений надеялся найти топонимы финно-угорского происхождения во внутренней Азии, между горными хребтами Алтая и Саян. Для подтверждения своих этимологических разысканий М. А. Кастрен ссылался на так называемый «камасинский язык», 300 слов которого он якобы записал во время своей сибирской экспедиции. Эти 300 слов имели сходство с самодийскими языками, на основании чего М. А. Кастрен сделал вывод, что прародину уральцев следует искать именно там, где он указывал, - между горными хребтами Алтая и Саян [7, с. 523-528]. Ф. И. Видеман и М. А. Кастрен предположили, что уральские и алтайские народы - потомки «единого племени».
В настоящее время также существует точка зрения, что происхождение или формирование прауральских народов протекало в ареалах расселения пратюркских народов, то есть между Волгой и Алтаем. Тюрко-язычные народы появились в степи в составе скифских племён и обитали от южнорусских степей до Монголии, вступая в тесные контакты с другими народами, проживающими в этом ареале, в том числе и с уральскими. Ещё на рубеже нашей эры на территориях Евразийских степей проживало древнее население, представленное прауральскими, пратюркскими и другими племенами и народами. Они не только соседствовали, но и находились в тесном контакте. И лишь в начале I тыс. н. э. началось обособление и постепенное изменение этнического облика и языкового состава народов Евразийских степей и формирование единого тюркского этноса.
Следует сказать, что записи М. А. Кастрена о генетическом родстве уральцев и тюрков, вызывают серьёзные сомнения у современных российских и зарубежных учёных, ибо никто после него не мог найти убедительных подтверждений связи между уральцами и тюркским населением Алтая и Саян. Также не было обнаружено даже остатков того словарного фонда, который был зафиксирован исследователем. Урало-алтайское родство не было подтверждено последующими исследованиями.
Тем не менее, среди тюркских народов можно найти европеоидов, монголоидов и уралоидов (переходный расовый тип). Большая часть тюрков исповедует ислам суннитского толка, есть шииты, но среди них есть немало и христиан, например, чуваши, гагаузы, якуты, кряшены. Среди тюркских языков особо выделяются чувашский и якутский языки. Их можно считать остатками пратюркского языка, который подвергся сильному воздействию уральских языков. Однако их урало-алтайское родство, на наш взгляд, является недоказанной гипотезой.
На Всемирных конгрессах финно-угорских народов, международных симпозиумах и региональных конференциях всё ещё актуальна проблема прародины финно-угров. Мнения учёных разделяются. Венгерские и финские исследователи её находят на территориях стран Балтии и Финляндии, а российские, немецкие и американские - на территориях Западной Сибири и Урала.
По мнению многих отечественных исследователей, есть основание предполагать, что мы имеем дело с одной из исторических мистификаций, ибо сам этноним «камасинцы» является одним из многих этнонимов, связанных с этническими группами, которых в Советском Союзе объединили под общим названием «хакасы». Но важно не столько то, куда исчезла уральская лексика из словарного фонда населения Алтая и Саян, сколько то, что мифологизация и научная мистификация тесно связаны с финно-угорскими исследованиями и урали-стикой изначально [8, с. 62-72].
Сложным является и понятие «прародина». Вряд ли когда-то существовала изолированная территория обитания единого племени, владеющего единым языком. По мнению русского археолога и историка, академика Б.
А. Рыбакова, крупнейшего специалиста по археологии, истории и культуре славян и Древней Руси «единое этническое пространство - это исключительное и маловероятное явление» [9, с. 3-5].
Несмотря на различные взгляды по вопросам происхождения и становления уральских народов России, представители этих народов ощущают тесную личную связь между собой и российским государством. Их интеграция в общероссийское политическое пространство имеет многовековую историю, а «политика согражданст-ва», стала краеугольным камнем «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой указом Президента РФ в 2012 году. Эта политика имеет не только официальное доктринальное оформление, но и находит отражение в личных культурных стратегиях россиян.
Библиографический список
1. Логинова, Н. Н. Социально-экономическая география Республики Мордовия: учеб. пособие / Н. Н. Логинова; науч. ред. А. М. Носонов. - Изд. 4-е, испр. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та 2013. - 152 с.
2. Логинова, Н. Н. Расселение уральских народов / Н. Н. Логинова // Уральская языковая семья: народы, регионы и страны: этнополитиче-ский справочник; под ред. Ю. П. Шабаева, А. П. Садохина, В. Э. Шарапова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 327-334.
3. Загребин, А. Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII - первая половина XIX в.) / А. Е. Загребин. - Ижевск: Изд-во Ижев. ун-та, 2006. - 324 с.
4. Финно-угорские народы России: генезис и развитие: учеб.пособие / под ред. В. А. Юрчёнкова. - Саранск, Морд. кн. из-во, 2012. - 212 с.
5. Ласло, Д. К вопросу о формировании финно-угров / Д. Ласло // Проблемы археологии и древней истории угров. - М.: Б.и., 1972. -С. 7-10.
6. Хайду, П. Уральские языки и народы / П. Хайду. - М.: Прогресс, 1985. - 432 с.
7. 7.Уральская языковая семья: народы, регионы и страны: этнополитический справочник / под ред. Ю. П. Шабаева, А. П. Садохина, В. Э. Шарапова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 692 с.
8. Шабаев, Ю. П. Уральская языковая семья - её роль в становлении и развитии российской цивилизации / Ю. П. Шабаев, Н. Н. Логинова // Финно-угорский мир - 2016. - № 2. - С. 62-72.
9. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1982. - 592 с.
© Логинова Н. Н., 2016