УДК 378 В.К. ВОРОНОВ, Л.А. ГЕРАЩЕНКО, К.Д. ЧАН ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ИЗУЧЕНИИ ЦИКЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье приводятся результаты проводимых авторами в течение нескольких лет исследований проблемы познавательных затруднений студентов. На первом этапе отрабатывались методические приемы входного контроля знаний студентов по предметам цикла математических и естественнонаучных дисциплин. На следующем этапе выявлялись познавательные барьеры студентов, возникающие в процессе изучения предметов указанного цикла. Полученные при выполнении двух указанных этапов результаты послужили основой для разработки методического обеспечения занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Ключевые слова: студенты, познавательные затруднения, математика, естественно-научные дисциплины.
Выполненные нами исследования включали три стадии: 1) сбор первичной информации; 2) статистическая сводка и обработка полученной первичной информации; 3) анализ статистической информации. Первая стадия исследования осуществлялась методом опроса на основании тестовых заданий, включающих десять предложенных нами ранее вопросов. Опрос - незаменимый прием получения информации о мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. В определенном смысле он универсален - с помощью его можно получать информацию о чем угодно. Однако при этом необходимо принимать во внимание, что получаемая в процессе его проведения информация содержит субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Поэтому на второй стадии исследования собранная информация подвергалась статистической обработке - систематизации и группировке по основным признакам сходства. На третьей стадии исследования проводился анализ статистической информации описательным и математическим методами.
В соответствии с существующими представлениями успех использования статистических методов для анализа экспериментальных результатов очень часто зависит от того, на сколько успешно удается совместить выполнение двух условий. Первое из них - использовать по возмож-
ности небольшое количество параметров (критериев), на основании которых собирается предполагаемая затем для обработки база данных; второе - выбранные критерии должны наиболее полно отражать ту информацию, которую предполагается получить в процессе статистической обработки. Проведенный нами анализ ответов на нашу анкету, полученных в течение трехлетнего цикла, позволил подобрать именно такое количество критериев интегрального характера: 1) уровень подготовки опрашиваемых студентов в школе; 2) желания учиться; 3) склонность к изучению дисциплин естественнонаучного и (или) гуманитарного цикла; 4) интерес к предмету. Проведенный на основе указанных критериев анализ позволил, в конечном счете, обозначить познавательные барьеры (затруднения), возникающие у студентов при изучении предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин, в том числе и КСЕ. Приведенные ниже результаты статистического анализа отражают проведенные нами на этот счет исследования.
Оценка уровня подготовки в школе. Данная оценка проводилась на основании ответов на вопрос: «Какие оценки Вы имели в школе по дисциплинам естественнонаучного цикла?» Затем проводился статистической анализ полученной в результате опроса информации, результаты которого отражены в таблице 1. Анализ проводился на основании существующих методик обработ-
ки базы данных [3; 4]. Здесь уместно замечание о том, что в ходе ответов на предложенные вопросы студенты могли давать не совсем точную информацию относительно своих оценок в школе. Данное обстоятельство указывает на необходимость проведения соответствующей количественной обработке результатов опроса, чтобы делать на их основе достаточно адекватные выводы. Речь идет об использовании статистических методов, которые позволяют (при соответствующем их применении) делать обобщающие (прогнозные) выводы на основании сравнительно небольшого фактического материала.
Использованные нами методики предполагают сначала нахождение среднего выборочного (х?) значения соответствующего параметра и среднего квадратичного отклонения (м2) отдельно для каждой из групп. Значения х? и м2 позволяют оценить степень однородности анализируемых оценок на основании коэффициента вариации (V) и моды (М).
Здесь необходимо следующие пояснения. Однородность - это свойство, которое показывает близость характеристик отдельных явлений,
(1)
ж. I/ ;
_1(х - хр )2/.
I/
V=£; (3)
; (2)
образующих данную (рассматриваемую) совокупность. Для оценки однородности используется коэффициент вариации (V) по факторным признакам, который равен отношению среднего квадратичного отклонения к среднему выборочному значению. Если коэффициент вариации меньше 33%, то совокупность однородная. В однородной совокупности значения признака типичны (близки по значению). Естественно, что в неоднородной совокупности (коэффициент вариации >33%) значения признака нетипичны (противоположные по значению). Таким образом, определение однородности нам необходимо для того, чтобы выяснить, совпадают ли мнения студентов относительно того или иного вопроса. Естественно, что совокупность студентов многообразна с точки зрения социальных, биологических, семейных, экономических и других причин, но качественно однородна относительно процесса учебы, в результате которого формируются специалисты высокой квалификации.
Использованные нами параметры для статистической обработки полученного массива экспериментальных данных вычислялись с использованием ниже приведенных формул [10].
(4)
Где Xм - нижняя граница модального интервала;
/м - частота модального интервала;
/(м-1) - частота интервала, предшествующего модальному; /(м+1) - частота интервала, следующего за модальным; і - величина модального интервала.
Целесообразно вычислять моду, когда изучаемая совокупность содержит некоторое количество единиц с очень большим или очень малым значением варьирующего признака. Эти, не очень характерные для совокупности значения вариантов, влияя на среднее арифметическое, в
существенно меньшей степени определяют значения мод, что делает последние ценными для статистического анализа показателями. В таблице 2 приведены исходные данные для расчета моды взяты из таблицы 1, исходя из следующих допущений.
Таблица2
Исходные данные для расчета моды
2003-2004 г. 2004-2005 г. 2005-2006 г.
очное заочное очное заочное очное заочное
/и 163 59 220 34 209 126
> 1 0 0 1 0 2 2
/и+1 12 3 18 1 17 1
хи 3 3 3 3 3 3
іи 2 2 2 2 2 2
Таблица3
Расчетные характеристики массива данных
Форма обучения а2 а V, % и
Очное 2003-2004г. 0,17 0,41 9,8 4,04
Заочное 2003-2004г. 0,22 0,47 12,1 4,03
Очное 2004-2005г. 0,19 0,44 10,5 4,04
Заочное 2004-2005г. 0,21 0,46 11,5 4,01
Очное 2005-2006г. 0,20 0,45 10,7 4,04
Заочное 2005-2006г. 0,06 0,24 6,2 4,00
Частота модального интервала в нашем случае соответствует количеству студентов, включаемых в расчет. В соответствии с выше приведенным замечанием о целесообразности использования медианы в качестве усредненной характеристики массива данных какого-либо параметра при оценке величины fM нами не принимался во внимание интервалы ответов 2,3,4,5 и 5 с небольшим (или даже нулевым) значением £ Естественно поэтому хм = 3, а iM = 2.
Полученные в процессе вычисления значения М собраны в таблице № 3, в которой приведены также параметры и2, и, V, свидетельствующие о том, что анализируемый нами массив экспериментальных данных является однородным, а большинство участвующих в опросе студентов имели в школе в среднем хорошую оценку по предметам естественно-научного цикла.
Желаниеучиться. На первый взгляд может показаться, что данная оценка надумана - ведь если студент поступил в вуз, значит, он хочет учиться.
Однако проведенный нами опрос показал, что нередко студент обучается не по той специальности, которую он хотел бы иметь. Тому имеется две причины: 1) высокий конкурс (как правило, это относится к бюджетным местам) препятствует поступлению всех желающих на ту или иную специальность; 2) порой будущую профессию выбирают не сами студенты, а их родители (особенно это характерно для студентов, обучающихся на платной основе). В результате выясняется, что студенты не стремятся к глубокому изучению необходимых (согласно учебному плану) предметов, проявляя, однако, повышенный интерес к предметам из другой области знаний.
Таблица4
Ответы на вопрос о желании углубленного изучения предметов
Форма обучения Учебный год
Варианты Ответов 2003-2004 2004-2005 2005-2006
Количест во ответов Процен тное соотно шение Количест во о тве то в Процен тн о е соотно шение Количест во о тве то в Процентное соотношение
Нет 31 17,7 62 26,0 46 20,2
е ончо Затруднились ответить 54 30,9 24 10,5
не знаю т 12 6,8 13 5,4 20 8,8
Да 78 44,6 164 68,6 13 8 60,5
ИТОГО 175 100 239 100 228 100
Нет 10 16,1 5 14,3 16 12,4
заочное Затруднились ответить 30 48,4 44 34,1
Не знаю т 13 21,0 - - 1 0,8
Да 9 14,5 30 85,7 68 52,7
ИТОГО 62 100 35 100 129 100
Таблица5
Ответы на вопрос о предпочтении в изучении предметов
Форма обучения Предпочитаемые предметы Учебный год
2003 - 2004 2004 - 2005 2005 - 2006
Кол-во ответов Кол-во ответов Кол-во ответов
Очное Г уманитарные 18 23 6
Естественно- научные 157 216 222
Итого 175 239 228
Заочное Г уманитарные 9 3 21
Естественно- научные 53 32 108
Итого 62 35 129
Чтобы определить, хотят ли студенты познавать новое, мы воспользовались ответами на вопрос: «Хотели бы Вы изучать какой-нибудь предмет углубленно?» Имелись ввиду предметы естественно-научного цикла. Из полученных на поставленный вопрос ответов (таблица 4) следу-
ет, что примерно шестьдесят процентов студентов дневной формы обучения и пятьдесят процентов заочного отделения выразили желание получать углубленные знания в процессе обучения в вузе. Обращает на себя внимание тот факт,
что значительная группа из опрошенных студен- ла. Третьим критерием, которым мы пользова-
тов отнеслись довольно индифирентно к ответу на поставленный вопрос.
Склонность к изучению дисциплин естественно-научного и (или) гуманитарного цик-
лись при решении проблемы познавательных затруднений, встречающихся в процессе изучения студентами КСЕ, был их интерес (склонность) к тем или иным учебным предметам.
Данные опроса студентов о причинах интереса к изучению предметов
Таблица6
Форма обучения Причина интереса Г од обучения
2003-2004 2004-2005 2005-2006
Очное Предмет интересен 48 71 65
Увлечение 29 49 32
Преподавали интересно 13 19 21
Предметы были понятны 14 14 18
Затруднялись ответить 71 86 92
Итого 175 239 228
Заочное Предмет интересен 9 14 30
Увлечение 7 6 29
Преподавали интересно 7 5 6
Предметы были понятны 2 3 10
Затруднялись ответить 37 7 54
Итого: 62 35 129
Нам представлялось, что данный критерий важен хотя бы потому, что успех в усвоении представлений о естественнонаучной картине мира на уровне требований, определяемых учебными планами вуза, в немалой степени зависит также и от возможности изучать дисциплины естественнонаучного цикла. Конечно, сама по себе указанная склонность является, если использовать точную математическую формулировку, еще не достаточным условием для успешной учебы. В конце концов, студент обязан (может он или хочет того или нет) изучать предусмотренные учебным планом дисциплины. Тем не менее, и эти данные также увеличивают степень адекватности знаний абитуриентов требованиям, необходимым для усвоения вузовской программы, т.е., в конечном счете, чтобы стать специалистом высшей квалификации. Естественно, что у преподавателя, начинающего работать с данными студентами, появляется дополнительная информация,
которая (по крайней мере, в принципе) позволяет более эффективно организовывать учебный процесс.
Прежде, чем проводить опрос, мы разделили предметы на две группы - гуманитарные и естественнонаучные. Конечно, в этом делении есть определенный элемент условности, поэтому нами давалось пояснение студентам относительно того, что означает это деление. Естественно, принимался во внимание тот факт, что окажутся и такие студенты, которые проявляют интерес к предметам обоих групп. Результаты опроса показали, что студенты, участвующие в опросе, явно отдают предпочтение предметам естественнонаучного цикла (соотношение ответов 595/47 для очной и 193/ 33 для заочной форме обучения).
Интерес к предмету. Стремясь получить более полное представление о готовности студентов к изучению КСЕ, мы предложили ответить студентам на вопрос о том, почему им импони-
Учебная практика как условие совершенствования иноязычной ... компетентности студентов ...
ровало изучение того или иного предмета (какой именно - в данном случае не принципиально) в школе.
По нашему мнению, ответы на подобные вопросы, возможно косвенно, но также способствуют составлению более адекватного представления о потенциальных возможностях студентов, с которыми приходится работать преподавателю. Начиная опрос, мы поясняли студентам, что они сами должны назвать причину интереса к изучению в школе того или иного предмета. Такими причинами назывались: личный интерес к предмету, интересное преподавание, предметы были более понятны по сравнению с другими. Вместе с тем были студенты, которые затруднялись ответить что-либо на поставленный вопрос. Таким образом, если судить по полученным нами ответов на указанный выше вопрос, большинство опрошенных студентов потенциально оказались подготовленными для того, чтобы осознанно
учиться в вузе. В то же время существенный процент опрошенных (39 % и 43 % для дневной и заочной формы обучения соответственно), не давших какого-либо конкретного ответа, может свидетельствовать о пассивном отношении этих студентов к учебному процессу в школе.
Библиографический список
1. Попков В.А., КоржуевА.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2004.
2. КоржуевА.В., Шевченко Е.В. «Медицинская физика»: общенаучный и медицинский аспект. - М.: Янус-К, 2000.
3. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М., 2004.
4. Общая теория статистики: Учебник / под ред. О.Э.Башиной, А.А.Спирина. - М., 2001.
УДК 378.147:372.881.1
И.Б. ИГНАТОВА, С.Н. ОЗЕРСКАЯ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
В статье рассматриваются проблемы языковой подготовки студентов-экономистов в контексте модернизации профессионального образования в РФ. Отмечается, что в этих условиях формирование у студентов иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности является необходимым условием их будущей профессиональной конкурентоспособности, мобильности, широкой востребованности. Доказывается, что иноязычная практика студентов способствует более эффективному совершенствованию и развитию профессионально-коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: учебная практика, профессионально-коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, профессионально-коммуникативная практика, владение иностранным языком, коммуникативный барьер, мобильность, адаптация.
В развитии высшего образования одной из основных мировых тенденций является его интеграция и унификация как следствие социально-политического, экономического и культурнообразовательного сближения стран мира. Про-
исходящие перемены предъявляют новые требования к уровню не только общей профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием, но и к уровню его языковой подготовки. Современной рыночной экономикой востребо-
© И.Б. Игнатова, С.Н. Озерская, 2009
57