верная при Р=0,05 между силовой выносливостью мышц спины и прыжками через скакалку (за 1 мин.) (г=0,416), поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) (г=-0,235), наклон вперед со скамейки (г=0,106), прыжки в длину с места (см) (г=0,342), подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз) (г=0,230).
Одним из основных показателей состояния опорно-двигательного аппарата студенток является показатель физической работоспособности. Для оценки данного теста особенно важно исследование и определение работоспособности. Учитывая, что исследуемые студентки не занимаются спортом и имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, мы использовали доступные и «щадящие» методы («МТ» -массовый тест), при которых нагрузка не может принести какого-либо вреда для здоровья испытуемых лиц. В ходе исследования мы наблюдали в экспериментальной группе значимое улучшение данного показателя на 10,2% (Р<0,05), в контрольной группе - на 3,0% (Р>0,05). Корреляционный анализ показал, что между функциональным состоянием опорно-двигательного аппарата (силовой выносливостью мышц спины) и работоспособностью существует достоверная связь (г=0,786) при Р=0,05. В контрольной группе коэффициент корреляции показал положительную недостоверную связь (г=0,432) при Р<0,05.
Таким образом, сопоставление всех показателей показало высокую результативность и убедительно свидетельствует о положительном влиянии методики проведения комплексов оздоровительных физических упражнений (элементов аэробики, шейпинга, стретчинга, калланетик, йоги и др.) на занятиях по физической культуре, которая способствовала не только укреплению опорно-двигательного аппарата студенток, но и улучшило как физическое состояние (физическое развитие, физическую подготовленность), так и физическую работоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крючек, Е.С. Аэробика : содержание и методика проведения оздоровительных занятий : учеб.-метод. пособие / Е. С. Крючек. - М. : Терра-Спорт ; Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.
2. Лисицкая, Т.С. Принципы оздоровительной тренировки / Т. С. Лисицкая // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 8. - С. 6-13.
3. Петров, В.К. Новые формы физической культуры / В. К. Петров. - М. : Сов. спорт, 2004. - 39 с.
4. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 503 с.
Контактная информация: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА ИНВАЛИДОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ)
Павел Сергеевич Горулев, доктор педагогических наук, профессор,
Лилия Рафкатовна Макина, кандидат педагогических наук, доцент,
Гюзель Миниахметовна Юламанова, кандидат философских наук, доцент, Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» (БашИФК)
Уфа
Аннотация
На основе анализа результатов опроса выпускников физкультурных вузов выявлены позиции современных выпускников, проблемы в области подготовки спортсменов-инвалидов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальная значимость паралимпийского движения, уровень знаний в области паралимпийского спорта, спортсмены с ограниченными возможностями.
THE PROBLEM OF TRAINING THE SPECIALISTS IN SPORT OF DISABLED ATHLETS (ACCORDING TO RESULTS OF PHISICAL CALTURE UNIVERSITIES' GRADUATES' SURVEY)
Pavel Sergeevich Gorulev, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
Lily of Rafkatovna Makina, the candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer, Gjuzel Miniahmetovna Julamanova, the candidate of philosophical sciences, the senior
lecturer,
The Bashkir Institute of Physical Training (branch)
Ural State University of Physical Training Ufa
Annotation
Based on the analysis of the physical culture universities' graduates' survey results, the position of today’s graduates are identified together with the problems in the training of athletes with disabilities.
Key words: training, the social significance of the Paralympics movement, the level of knowledge in Paralympic sport, athletes with disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Система подготовки кадров в области физической культуры является одной из важных составляющих института образования в каждой стране. Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентации, навыки, знания и умения, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры, ее реальное место и значимость в обществе. Современного тренера-преподавателя физической культуры необходимо рассматривать как профессионала, способного к творческому решению проблем. Будущий тренер-преподаватель физической культуры за годы своего обучения в вузе должен приобрести не только знания, но и практические навыки.
Профессиональная подготовка студентов физкультурных вузов призвана сформировать знания и умения в сфере общей теории спортивной подготовки. Современная система знаний студентов-выпускников должна предусматривать этапы и результаты исследований, значимых для понимания закономерностей спортивной деятельности, способность вдумчиво характеризовать современное состояние научных знаний, с опорой на которые строится система спортивной подготовки, её ключевые положения, ориентирующие на оптимизацию этой системы, а также условия ее эффективности. При подготовке специалистов в области физической культуры необходимо соблюдать принцип единства спортивной науки и практики, для того чтобы молодой специалист был подготовлен к своей практической деятельности.
Необходимо отметить, что, наряду с олимпийскими видами спорта, становится популярным и востребованным и паралимпийский спорт. В физкультурных институтах открываются факультеты или кафедры адаптивной физической культуры. Российские спортсмены-инвалиды уверенно занимают достойное положение в мировом спорте. В связи с этим становятся актуальными вопросы оптимизации спортивной подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Вопросы подготовки специалистов, развития научных исследований, научно-методического, медицинского и информационного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов с ограниченными возможностями стоят довольно остро.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Позиции современных выпускников, тенденции становления приоритетов в области подготовки спортсменов-инвалидов мы попытались исследовать в процессе проведения анкетирования выпускников тренерско-преподавательского факультета, факультета физической культуры и факультета адаптивной физической культуры.
Разработанная анкета была проверена на валидность, надежность и достоверность с участием студентов Башкирского государственного педагогического университета, Уральского государственного университета физической культуры и Башкирского института физической культуры. В анкетировании принимали участие 387 выпускников очной и заочной формы обучения. Из них 228 человек - представителей тренерско-преподавательского факультета (ТПФ), факультета физической культуры (ФФК) и 159 человек - факультета адаптивной физической культуры (АФК).
Анкеты содержали вопросы, раскрывающие три раздела. Первый - социальная значимость паралимпийского движения и возможности общественного мнения в привлечении к занятиям спортом людей с ограниченными возможностями. Второй - уровень знаний в области паралимпийского спорта, в частности, условия проведения и правила соревнований, а также подготовки спортсменов с различными видами отклонений в здоровье и заинтересованность в тренерской работе. Третий - значимость отдельных видов подготовки в процессе спортивной специализации инвалидов. Средний возраст респондентов составил 25-27 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате анкетирования было выявлено, что процент занимавшихся спортом студентов выше на физкультурных факультетах - 89,1%, на факультете адаптивной физической культуры этот показатель составил всего 39%. На момент анкетирования 58,3% респондентов тренерско-преподавательского факультетов (ТПФ) и факультетов физической культуры (ФФК) имели стаж работы тренера, стаж работы с инвалидами - 7,8% студентов. Всего 3 студента ТПФ и ФФК (1,3%) работали со спортсмена-ми-инвалидами. На факультете адаптивной физической культуры тренерской работой занимались только 11 человек (6,9%). Студентов, имеющих стаж работы с инвалидами в качестве массажистов, медицинских работников, всего при обработке данных оказалось 46 человек (29%). При этом ни один студент АФК не работал со спортсменами с ограниченными возможностями. Студенты ТПФ и ФФК хотели бы работать со спортсменами с ограниченными возможностями. Но из 198 студентов (86,8%) всего 114 студентов (50%) имеют представление об особенностях спортивной подготовки спорт-сменов-инвалидов. Это объясняется тем, что при обучении на ТПФ и ФФК нет дисциплин, содержащих методику подготовки спортсменов-инвалидов, и те студенты, которые хотят работать с данной категорией спортсменов, самостоятельно изучают данную проблему. Из 228 респондентов ТПФ и ФФК 190 студентов (83,3%) желали бы подробно ознакомиться с методикой подготовки спортсменов-инвалидов.
При анализе анкет выпускников по специализации адаптивная физическая культура было выявлено, что они имеют представление об особенностях подготовки и изучали методику тренировки спортсменов с ограниченными возможностями в вузе. Однако всего 45 человек (28,3%) желают работать тренерами со спортсменами с ограниченными возможностями. Это можно объяснить тем, что на данном факультете обучаются в основном выпускники медицинских колледжей и очень мало студентов, занимающихся спортом.
Целью профессионального образования является формирование молодого специалиста, обладающего набором знаний, умений и навыков, а также специальной подготовкой к профессиональной деятельности. Теоретические знания в области физической культуры, в том числе и адаптивной, складываются из истории физической культуры, закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения. Но без углубления специальных знаний в их практическом применении нельзя сформировать высококвалифицированного специалиста, особо остро стоит вопрос практической реализации теоретических знаний для формирования профессиональных навыков в паралимпийском спорте.
Подтверждением вышесказанного являются результаты анализа анкет выпускников в разделе «Уровень знаний в области паралимпийского спорта». По результатам
анкетирования было выяснено, что только около 50% будущих специалистов знакомы с правилами и условиями проведения соревнований среди спортсменов-инвалидов. Уровень информированности или знаний о классификационных категориях спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и с нарушением интеллекта, слабовидящих спортсменов и сурдинвалидов, по данным анкет, распределился следующим образом: у респондентов, окончивших факультет адаптивной физической культуры, процент положительно ответивших на это вопрос составил 68,5%, у выпускников тренерско-преподавательского факультета и факультета физической культуры - 7%. Однако 25,9% студентов ТПФ и ФФК имеют представления о правилах проведения соревнований для спортсменов с ограниченными возможностями, тогда как всего 3,1% студентов АФК положительно ответили на этот вопрос.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что независимо от того, получали ли студенты теоретические знания о спортивной подготовке, которая включает в себя все особенности адаптивного спорта, или нет, образовательный потенциал все равно снижается.
Скорее всего, истоки такого расклада кроются намного глубже. Если судить об итогах анкетирования в области социального положения паралимпийскго спорта, можно утверждать, что в России, в частности, Башкортостане, где спортсмены с ограниченными возможностями составляют значительный процент состава сборной России, паралимпийские виды спорта не достаточно популярны. Около 80% выпускников физкультурных вузов считают, что имеет место недостаток информации о паралимпийском движении. Было бы неплохо, если СМИ больше информировали о соревнованиях с участием спортсменов-инвалидов и пропагандировали паралимпийское движение, что, в свою очередь, привлечет большее количество инвалидов к занятиям спортом и поможет им в социальной реабилитации.
Хотелось бы отметить особенный интерес будущих специалистов в области физической культуры и адаптивной физической культуры к построению тренировочного процесса спортсменов с ограниченными возможностями. В предлагаемых вопросах о том, какие из видов подготовки (физическая, техническая, тактическая и психологическая) вы считаете наиболее важными в тренировочном процессе спортсменов с ограниченными возможностями, только 8,2% представителей факультета адаптивной физической культуры затруднились ответить. Мнения остальных респондентов распределились следующим образом: 18,9% студентов отдают предпочтение психологической подготовке; 33,35% студентов считают, что в тренировочном процессе спортсме-нов-инвалидов должна преобладать техническая подготовка; 47,8% студентов предполагают, что самым важным видом подготовки является физическая. Не смогли выделить значимость какого-либо вида подготовки, отдав одинаковые баллы всем, без исключения, 2,5% опрашиваемых выпускников. Нельзя не представить тот факт, что тактическая подготовка, по мнению выпускников, не является столь необходимой, и более 68% опрашиваемых поставили данный вид подготовки на последнее, четвертое место. Обобщая полученные данные по представленному выше разделу, можно говорить о том, что при подготовке спортсменов с ограниченными возможностями необходимо, прежде всего, уделять внимание становлению физической подготовленности, на базе которой формируются остальные виды подготовленности. Вполне обоснована значимость психологической подготовки для спортсменов с ограниченными возможностями. Высокий спортивный результат в конкретных соревнованиях может быть достигнут лишь при условии психологической устойчивости и готовности к экстремальным условиям соревнований.
ВЫВОДЫ
Исходя из анализа результатов анкетирования, было выявлено, что выпускники факультета адаптивной физической культуры получают и владеют теоретическими знаниями о подготовке спортсменов с ограниченными возможностями. Но у данных
студентов нет желания работать в качестве тренера с инвалидами, так как они сами не имеют спортивного опыта. Выпускники спортивных кафедр желают работать с людьми с ограниченными возможностями, но в учебной программе нет дисциплины, связанной с изучением особенностей подготовки спортсменов-инвалидов. Возникает необходимость введения в процесс преподавания для студентов ТПФ и ФФК дисциплин, связанных с особенностями подготовки лиц с ограниченными возможностями. Особенно этот вопрос актуален на современном этапе, так как возрастает число людей с ограниченными возможностями, желающих заниматься спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов. спорт, 2005. - 448 с.
2. Физическая реабилитация и спорт инвалидов : нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / автор-составитель А.В. Царик. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2004. - 576 с.
Контактная информация: stepanov_vs.mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
КУРСАНТОВ ВУЗА СИЛОВОГО ВЕДОМСТВА К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Андрей Александрович Гуцуляк, соискатель,
ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»
(ДВГАФК), г. Хабаровск
Аннотация
Статья позволяет обосновать выбор эффективных средств, методов и условий физического воспитания, обеспечивающих формирование положительного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию.
Ключевые слова: когнитивный компонент, эмоциональный компонент, двигательный компонент, физкультурно-спортивная деятельность, курсанты.
THE FORMATION OF MOTIVATIONAL AXIOLOGICAL ATTITUDE OF POWER DEPARTMENT UNIVERSITY'S CADETS TO PHISICAL SELFIMPROVEMENT
Andrey Aleksandrovich Gutsulyak, the competitor,
Far East State Academy of Physical Training,
Khabarovsk
Annotation
The article allows justifying the choice of effective tools, methods and conditions of physical education, ensuring the formation of the positive attitude of high school students of the power ministry to the physical self-improvement.
Key words: cognitive component, emotional component, motor component, physical training and sports activities, cadets.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе реформирования Вооруженных сил России повышение и поддержание на должном уровне физической подготовленности офицеров является одной из важнейших задач.
Вызвано это тем, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовки и функционального состояния организма офи-