УДК: 882.8 - 312.9
ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА АРКАДИЯ И БОРИСА СТРУГАЦКИХ
А.В. Фролов
В статье приводится краткий анализ актуальных на данный момент теорий периодизации творчества писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Заключительная часть статьи посвящена формированию авторской концепции, которая отражает сущность и мотивацию смены творческих этапов в литературной жизни Стругацких на основе следующих критериев: хронологического, смыслового и эмоционального.
Ключевые слова: писатели-фантасты, эволюция, периодизация творчества, развитие авторской мысли, критерии периодизации.
До сих пор среди литературоведов нет единого мнения в отношении разделения творчества братьев Стругацких на смысловые группы. На мой взгляд, крайне необходима разработка максимально полной и объективной концепции подобного разделения с целью последующего более глубоко изучения фантастической прозы авторов.
Одна из наиболее разработанных концепций по вопросу периодизации творчества братьев Стругацких принадлежит американскому литературоведу С. В. Поттсу, который в своей статье «Второе пришествие марксиан: беллетристика братьев Стругацких» (1991 год), анализируя наследие писателей в историко-критическом и историко-литературном контекстах, пытается выделить определенные этапы в их творческой судьбе.
К первому периоду творчества братьев Стругацких С. В. Поттс относит «ранние произведения» писателей, которые, по его мнению, представляли собой твердую научную фантастику, во многом сходную с современными им рассказами, публиковавшимися в журнале «Аналог» в 1950-е годы. Это такие рассказы как «Спонтанный рефлекс», «Человек из Пасифиды», «Шесть спичек» (написаны в 1958 году), «Моби Дик», «Забытый эксперимент», «Испытание СКИБР», «Частные предположения», «Поражение» (написаны в 1959 году), «Извне», «В наше интересное время», «Глубокий поиск» (написаны в 1960 году).
Затем Поттс обособленным смысловым блоком обозначает трилогию «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и «Стажеры», созданную, как он пишет, в период с 1960 по 1962 годы. Правда, непонятно, по каким причинам С. В. Поттс отправной точкой посчитал 1960 год, ведь первое из произведений цикла - «Страна багровых туч» - было написано и опубликовано в 1959 году. Тем не менее, именно этот период - от повести «Спонтанный рефлекс» до повести «Стажеры» - Поттс (как и Ант Скаландис) характеризует, как наиболее оптимистический этап в творчестве Стругацких, насквозь проникнутый верой в светлое коммунистическое будущее.
Второй этап творческого пути Аркадия и Бориса Стругацких по С. В. Поттсу начинается с произведения «Полдень, XXII век (Возвращение)» (1960 год написания) и заканчивается повестью «Далекая Радуга» (1963 год). Знаковым произведением этого периода также является небольшая повесть «Попытка к бегству» (1962 год), провозглашающая идею превосходства
коммунистического строя над иными формами организации общества.
Третий этап Поттс ограничивает повестью «Трудно быть богом» (1963 год) с одной стороны и повестью «Парень из преисподней» (1974 год) с другой. В результате рассмотрения этого наиболее яркого и продолжительного периода творческого пути А. и Б. Стругацких Поттс пишет следующее: «Хотя «Обитаемый остров» и «Парень из преисподней» были последними произведениями Стругацких, источником которых послужило соединение советской теории исторического прогресса и эмпирических реалий человеческой слабости, элементы этой
диалектики встречаются повсюду. Возрастающие нерешительность и пессимизм позднейших произведений заставляют предположить, что Стругацкие не смогли найти удовлетворяющее их решение этой проблемы. То, что, несмотря на уже готовые простые ответы, которыми они
пользовались в раннем периоде своего творчества, они оставили дискуссию открытой,
свидетельствует об их художественной и философской цельности».
Также стоит отметить, что С. В. Поттс внутри третьего этапа выделяет две группы произведений, которые в своем идейно-тематическом содержании несколько отличаются от остальных. Первая группа включает в себя такие произведения, как «Улитка на склоне» (1965 год) и «Гадкие лебеди» (1967 год). Эти две повести, по мнению Поттса, насквозь пронизаны кафкианским сюрреализмом, о влиянии которого на творчество писателей речь пойдет в
следующем параграфе данной главы. Вторая группа произведений определяется Поттсом как смесь фэнтези и жесточайшей сатиры. Сюда относятся повести «Второе нашествие марсиан» (1966 год) и «Сказка о Тройке» (1967 год). О «Сказке» стоит сказать, что это произведение, связанное общими героями с повестью «Понедельник начинается в субботу», имело, наверное, самую сложную литературную судьбу из всех книг братьев Стругацких. В наиболее полном, практически оригинальном варианте, оно увидела свет лишь в 1989 году, то есть спустя два десятилетия после первого опубликования в иркутском альманахе «Ангара» (1969 год), в результате которого главный редактор альманаха Ю. Самсонов получил выговор и был уволен.
Все последующие произведения Стругацких, начиная с повести «За миллиард лет до конца света» (1976 год), С. В. Поттс, очевидно, объединяет в последний, четвертый этап литературного пути авторов и касается его лишь мельком. Таким образом, С. В. Поттс в своей работе выделяет четыре этапа в творчестве братьев Стругацких:
- ранние произведения, опубликованные по большей части в сборнике рассказов «Шесть спичек», который увидел свет в 1960 году;
- 1962-1963 годы («Полдень XXII век (Возвращение», «Стажеры», «Попытка к бегству», «Далекая Радуга»);
- 1964-1974 годы (от романа «Трудно быть богом» до повести «Парень из преисподней»);
1976-1990 годы (от повести «За миллиард лет до конца света» до пьесы «Жиды города
Питера, или Невеселые беседы при свечах»).
Однако С.В. Поттс в своей работе не акцентирует внимания на вышеизложенной периодизации, он лишь упоминает, какие произведения, на его взгляд, можно объединить в группы с точки зрения затрагиваемых проблем.
Другая достаточно известная работа, в которой поднимается вопрос о периодизации прозы Стругацких, принадлежит А. Кузнецовой и называется «Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции». А. Кузнецова делит произведения Стругацких не столько с точки зрения хронологии написания, сколько со стороны их смысловой цельности. Обозначенные ею «циклы» включают в себя произведения, некоторые из которых по времени создания разделены достаточно длительными промежутками. Всего А. Кузнецова выделяет три таких цикла в творчестве Стругацких:
- сказочно-сатирический цикл (повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»);
- цикл «мир будущего» (в первую очередь это роман «Полдень, XXII век (Возвращение)», а также некоторые произведения, действие которых разворачивается в мире «Полудня»: «Попытка к бегству», «Далекая радуга», «Беспокойство» (первый вариант повести «Улитка на склоне»), «Малыш»);
- цикл «о разведчиках» (произведения «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Парень из преисподней», «Волны гасят ветер»).
Классификация А. Кузнецовой, бесспорно, имеет право на существование, однако, по моему мнению, упускает ключевой момент фантастики Стругацких: динамику авторской мысли, изменение позиции авторов относительно необходимости решения тех или иных вопросов, стоящих перед человечеством. Именно этот аспект фантастической прозы братьев Стругацких лег в основу моей классификации, о которой мы скажем чуть ниже.
Отдельно стоит упомянуть о книжной серии «Миры братьев Стругацких», которая издается по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Тегга Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. В настоящее время серию продолжило издательство «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 год в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 5000 экз. (дополнительные тиражи следуют ежегодно).
В отличие от традиционных собраний сочинений, издатели приняли решение опубликовать наиболее популярные произведения Стругацких в тематическом порядке. Параллельно в рамках серии увидел свет проект «Время учеников», чей первый выпуск предварял издание произведений Стругацких.
Первоначально предполагалось издание пяти томов, куда, в основном, входили произведения, действие которых разворачиваются в мире повести «Полдень, XXII век (Возвращение)». При этом сочинения Стругацких рассматривались как описание истории будущего, и были вписаны в его картину. С. Переслегиным были написаны предисловия и послесловия к каждому тому издания от лица земного Прогрессора, работающего на планете Гиганда в 2255 г. Он же разработал хронологию мира «Полудня» с 1942 по 2199 г. С. Переслегин предложил весьма спорную интерпретацию этой истории, согласно которой мировой коммунизм
по Стругацким оказался следствием поражения СССР в войне с Германией. Для нужд серии, Б. Н. Стругацкий разрешил редактирование текстов, призванное увязать их содержание в рамках единого мира. Первым вышел пятый том, включающий повести «Парень из преисподней», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», а также частично черновой вариант «Улитки на склоне», озаглавленный публикаторами «Беспокойство». Почему первым увидел свет именно этот том - до сих пор остается загадкой, видимо у издательства были на то свои причины.
Все произведения были опубликованы в первоначальной авторской редакции, в том числе впервые были восстановлены редакторские купюры 1950-х гг. в повести «Страна багровых туч». Были также убраны «верноподданные» (по выражению Б. Стругацкого) вставки в повести «Полдень, XXII век (Возвращение)» и «Хищные вещи века». Произведения серии были иллюстрированы, как оригинальными иллюстрациями 1960—1970-х гг., так и современными (Я. Ашмарина, А. Карапетян). Спешка в подготовке издания привела к некоторым потерям в первых пяти томах: в ряде случаев были утрачены эпиграфы (например, в повести «Трудно быть богом»), встречались опечатки.
Коммерческий успех предприятия привёл к продолжению издания всех произведений Стругацких, как написанных в соавторстве, так и индивидуально. Все они были снабжены литературоведческим комментарием С. Переслегина, но уже без хронологических таблиц. Впервые в одном томе были опубликованы оба варианта повести «Сказка о Тройке».
В составе книжной серии увидели свет некоторые переводы, выполненные Стругацкими («Саргассы в космосе» А. Нортон, «День триффидов» Дж. Уиндема, «Экспедиция «Тяготение» Х. Клемента), а также представительное собрание киносценариев и драматургических произведений Стругацких. В 2007 г. в рамках серии увидел свет роман Б. Стругацкого «Бессильные мира сего», а также монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», о которой уже говорилось во введении к данной работе.
В рамках серии опубликована двухтомная «Энциклопедия» миров Стругацких, там же была опубликована подробная библиография авторов по состоянию на 1999 г. и комментарий к цитатам, используемым в произведениях Стругацких.
В сентябре 2009 г. в рамках серии «Миры братьев Стругацких» опубликованы избранные фрагменты офф-лайн интервью Бориса Стругацкого, ведущегося с 1998 г. под названием «Интервью длиною в годы»( редакторы-составители: С. П. Бондаренко и В. Борисов).
Нас, с точки зрения проблемы периодизации творчества писателей, интересуют лишь первые девять томов из серии «Миры братьев Стругацких», каждый из которых включает в себя группу произведений, объединенных исключительно по времени написания. В итоге художественные тексты Стругацких разделены на девять этапов:
- первый этап (1955-1959 годы, произведения: «Страна багровых туч», «Извне», «Спонтанный рефлекс», «Человек из Пасифиды», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Забытый эксперимент», «Частные предложения», «Чрезвычайное происшествие», «Путь на Амальтею»);
- второй этап (1960-1962 годы, произведения: «Полдень, XXII век (Возвращение)», «Стажеры», «В наше интересное время»);
- третий этап (1961-1963 годы, произведения: «Попытка к бегству», «Далекая Радуга», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Первые люди на первом плоту», «Бедные злые люди»);
- четвертый этап (1964-1966 годы, произведения: «Хищные вещи века», «Беспокойство», «Улитка на склоне», «Второе нашествие марсиан»);
- пятый этап (1967-1968 годы, произведения: «Сказка о Тройке» (два варианта), «Обитаемый остров»);
- шестой этап (1969-1973 годы, произведения: «Отель «У погибшего альпиниста», «Малыш», «Пикник на обочине», «Парень из преисподней»);
- седьмой этап (1973-1978 годы, произведения: «За миллиард лет до конца света», «Град обреченный», «Повесть о дружбе и недружбе»);
- восьмой этап (1979-1984 годы, произведения: «Жук в муравейнике», «Хромая судьба», «Волны гасят ветер»);
- девятый этап (1985-1990 годы, произведения: «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя», «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах», «День затмения», «Чародеи», «Машина желаний», «Сталкер», «Пять ложек эликсира», «Туча»).
Однако, как было отмечено выше, такое разделение учитывает лишь хронологический критерий, то есть время создания произведений. Поэтому мы предприняли попытку разбить
творческий путь А. и Б. Стругацких на конкретные этапы, каждый из которых имеет свои характерные особенности и спектр затрагиваемых тем. В итоге, весь творческий путь авторов с точки зрения эволюции идейно-тематического содержания их произведений представляется возможным разделить всего на два этапа:
1. Этап позитивного мировосприятия. В этот период, на мой взгляд, можно отследить движение авторской мысли от несложных утопических идей до глубоких социально-философских аспектов развития человеческой истории и научного прогресса. Здесь все произведения имеют положительные развязки (хотя бы в одной из сюжетных линий), а также демонстрируют веру Стругацких в человеческую доброту и великодушие вне зависимости от внешних обстоятельств. Временной интервал этого периода: с конца 1950-ых до середины 1960-ых. Ключевые произведения: «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Полдень XXII век (Возвращение)», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».
2. Этап негативного мировосприятия. В этот период Стругацкие вкладывают в свои произведения гораздо больше реализма и, рассматривая отрицательные стороны существования и развития человеческой цивилизации, попросту теряют веру в людей. Повести, созданные писателями в это время более сатиричны и, вместе с тем, более жестоки, и в большинстве своем не имеют положительной развязки. Временной интервал данного этапа: с середины 1960-ых до конца 1980-ых. Ключевые произведения: «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке», «Улитка на склоне», «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Отель «У погибшего альпиниста», «Малыш», «Жук в муравейнике», «Град обреченный», «Волны гасят ветер», «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Данная периодизация в полной мере отражает сущность и мотивацию смены творческих этапов в литературной жизни писателей, так как включает в себя следующие критерии:
- хронологический аспект (рассмотренные произведения я отнес к определенным периодам в соответствии со временем их написания);
- смысловой аспект (мы кратко проанализировали ключевые произведения Стругацких и в результате отнес их к определенным этапам исходя из идейно-тематических особенностей);
- эмоциональный аспект - пафос (в процессе анализа произведений и отнесения их к определенному периоду творчества братьев Стругацких мы постарались учесть чувственноэмоциональный настрой писателей, который не сложно уловить в приведенных текстах).
Так, по моему мнению, выглядит максимально точная и объективная концепция разделения на тематические группы творчества Аркадия и Бориса Стругацких.
In this article is considired and analysed current concepts divided into thematic groups of works created by science fiction writers Arkady and Boris Strugatsky for all their work. The analysis generated author's concept, which includes the most objective and relevant criteria: chronological, semantic and emotional aspects of key works of the Strugatsky. The key words: science fiction writers Arkady and Boris Strugatsky, periodization of creativity, the development of the author's thoughts, the criteria ofperiodization.
Список литературы
1. Амусин М. Братья Стругацкие. Очерк творчества. Израиль: Бесэдер., 1996. 188 c.
2. Борода Е. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века. Тамбов: изд-во Першина Р. В., 2007. 173 c.
3. Борода Е.В. Век XXI: мир новых возможностей или счастливый сон человечества? (по повести братьев Стругацких «Хищные вещи века») // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология. 2009. №2 (26)
4. Борода Е.В. Испытание властью как фактор становления характера героя в романе братьев Стругацких «Град обреченный» // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 2009. №3.
5. Борода Е.В. От Благодетеля к Прогрессору: модификация образа сверхчеловека в отечественной фантастике XX века // Филология и человек. Научный журнал. Барнаул. 2008. №4.
6. Ваганова И. Языковая игра в ментальных пространствах произведений художественной фантастики: на материале творчества А. и Б. Стругацких, Диссертация кандидата филологических наук, Екатеринбург, 2009.
7. Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. М.: Terra Fantastica, 2003. 384 c.
8. Геллер Л. Вселенная за пределами догмы: Размышления о советской фантастике. Лондон, 1985. 444 с.
9. Кайтох В. Братья Стругацкие: очерк творчества. М.: АСТ, 2003. 608
10. Кузнецова А. Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции. Дипломная работа, Липецк: Крот, 2007. 84 с.
11. Кузнецова А. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг. Диссертация кандидата филологических наук, Москва, 2004.
12. Кузнецова А., Ашкинази Л. Еврейская тема в творчестве Стругацких. Материалы Девятой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике: Ч.2. М., 2002. c.366-371.
13. Милославская В. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма. - Диссертация кандидата филологических наук, Ставрополь, 2008.
14. Надежкина Т. Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер». Диссертация кандидата филологических наук, Владивосток, 2008.
15. Надежкина Т. Три мифа Стругацких: монография. Владивосток: Морской гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского, 2010. 197 c.
16. Некрасов С. Власть как насилие в утопии Стругацких: опыт деконструкции. -http://www.rusf.ru/abs/rec/rec01.htm.
17. Рожков В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких: на материале романа «Трудно быть богом». Диссертация кандидата филологических наук, Новосибирск, 2007.
18. Скаландис А. Братья Стругацкие. М.: АСТ, 2008. 736 с.
19. Стругацкий А., Стругацкий Б. Собрание сочинений в 11 томах. Том 1-11. М.: Terra Fantastica, аСт., Донецк: Сталкер, 1996-2011.
20. Тельпов Р. Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких. Диссертация кандидата филологических наук, Москва, 2009.
21. Шпильман М. Коммуникативная стратегия «речевая маска»: на материале произведений А. и Б. Стругацких. Диссертация кандидата филологических наук, Новосибирск, 2006.
22. Potts S.W. The second Marxian invasion: the fiction of the Strugatsky Brothers. San-
Bernardino: The Borgo Press, 1991. 104 pp. (в переводе А. Кузнецовой:
http://fan .lib. ru/a/ashkinazi_l_a/text_2150. shtml).
Об авторе
Фролов А.В. - аспирант 2 курса кафедры русской, зарубежной литературы и журналистики Брянского Государственного Университета имени академика И.Г. Петровского.
г. Брянск, ул. 3-его Июля, д.13, кв.87 Тел.моб.: 8-953-271-80-77 Тел.дом.: 666-778 E-mail: daymonri@yandex.ru
THE PROBLEM OF PERIODIZATION OF CREATIVITY BY ARKADY AND BORIS STRUGATSKY
A.V. Frolov