УДК 811.161.1
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ПУБЛИЦИСТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
© 2012
Кадимов Р.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Автор статьи подчеркивает мысль о противоречивости натуры Л. Н. Толстого, который, будучи патриотом, выступает против патриотизма. Хотя роман «Война и мир» является глубоко патриотическим произведением, в посвященных патриотизму статьях писатель обнаруживает крайне сложный подход к обозначенной проблеме, что представляется неожиданным и парадоксальным.
The author of the article stresses the idea about L.N. Tolstoy’s controversial nature. Being a patriot he was against the patriotism. Although the “War and Peace” novel was a deeply patriotic work, in the articles dealt with the patriotism the writer discovered extremely complex approach to the stated problem. It seems to be very unexpected and paradoxical.
Ключевые слова: патриотизм, государство, правительство, народ, христианство, мир.
Keywords: patriotism, state, government, people, Christianity, world (piece).
Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты.
Эдмунд Берк [2]
Роман-эпопея J1. Н. Толстого «Война и мир» является блестящим образцом русского патриотизма. Я. С. Лурье в своей книге «После Льва Толстого» пишет, что даже во Франции во время гитлеровской оккупации «Войну и мир» называли «библией русского патриотизма» [6]. Если судить по положительному отношению Толстого к своим героям-патриотам, есть основание полагать, что патриотизм воспринимался писателем как вполне достойное чувство, которое положительно характеризует человека.
Публицистика же писателя, в частности, статьи о патриотизме: «Христианство и патриотизм» (1894), «Патриотизм или мир?» (1896) и «Патриотизм и правительство» (1900), где он более непосредственно выражает свое мнение о различных сторонах общественной жизни, неожиданным образом показывает достаточно неоднозначное отношение к патриотизму. Как выясняется из его сочинений, Толстой рассматривает патриотизм как негативное явление и выступает против любого его проявления и всякой патриотической идеи. Писатель выражает свои мысли в категоричной форме: «идея всех трех статей - безнравственность всякого патриотизма» [6]. По вытекающим отсюда причинам статьи Толстого были изданы лишь за границей, а в России они были запрещены цензурой.
В первой статье о патриотизме («Христианство и патриотизм») Толстой дает свое определение этому чувству любви к отечеству: «Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу, чувство, вполне выражаемое немецкой патриотической песней: "Deutchland, Deutchland über alles" (Германия, Германия выше всех"), в которую стоит только вместо Deutchland вставить Russland, Frankreich... или какое-либо другое государство, и будет самая ясная формула высокого чувства патриотизма. Очень может быть, что чувство это очень желательно и полезно для правительств и для цельности государства, но нельзя не видеть, что чувство это вовсе не
высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное; глупое потому, что если каждое государство будет считать себя лучше всех других, то очевидно, что все они будут не правы, и безнравственное потому, что оно неизбежно влечет всякого человека... к тому, чтобы приобрести выгоды для своего государства и народа в ущерб другим государствам и народам, - влечение прямо противоположное основному, признаваемому всеми нравственному закону: не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтоб нам делали» [11. С. 32-33]. Для Толстого причины, неизбежно приводящие к войне, кроются в патриотических настроениях народов, ослепленных желанием своему отечеству богатства и славы даже в ущерб другим странам. Отсюда призыв уничтожить то, что производит войну, - уничтожить желание «величия и благоденствия» своей стране, «желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом» [10. С. 9]. И Толстой заявляет: «А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать» [10. С. 9]. Таким образом, одним из условий сохранения и обеспечения международного мира писатель считает отказ от патриотизма.
Когда есть патриотизм разных народов (американский, английский, немецкий, русский) и все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет народы, полагает Толстой. Но «в чем выразится в наше время патриотизм ирландца в Соединенных Штатах, по вере своей принадлежащего Риму, по народности Ирландии, по государственности Соединенным Штатам?... Очень часто все главные интересы жизни, иногда семейные - он женат на женщине другого народа; экономические - капиталы его за границей; духовные, научные или художественные -все не в своем отечестве, а вне его, в том государстве, к которому возбуждается его патриотическая ненависть» [12]. Примечательно в связи с этим и высказывание И. В. Гете, который считает, что «не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки» [4]. Эти мысли актуальны и в наше время, когда в условиях научно-технического прогресса сближение с другими государствами - в интересах любого государства. Более того, крупные научные проекты - фундаментальные исследования в области микро- и макромира (совместное освоение космоса, охрана окружающей среды, современные медицинские технологии, построение таких объектов, как большой адронный коллайдер, построенный в центре Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН) с участием более 10 тыс. ученых и инженеров из более чем 100 стран, и др.) осуществляются совместными усилиями целого ряда государств.
В условиях, когда люди связаны между собой экономическими и духовными интересами, чувство патриотизма приносит больше вреда, нежели пользы, заключает Лев Толстой: «...очень часто для людей одного государства - люди другого государства ближе и нужнее, чем свои соотечественники, как это имеет место для рабочих, связанных с работодателями других народностей, для торговых людей и в особенности для ученых и художников» [12]. Примеров негативного отношения к понятию «патриотизм» можно привести много: «Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведенной на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное - выбор аргументов, почему это должно быть так» [7]. С точкой зрения Толстого, что патриотизм не есть добродетель, а есть порок, «прямо противоположный тому, что составляет идеал... нравственности» [12. С. 33], согласен другой писатель и мыслитель - А. И. Герцен: «Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе» [3]. Приведенные и множество других высказываний свидетельствуют о том, что Толстой не был одинок в негативной оценке понятия «патриотизм».
На содержание статей о патриотизме, вернее, о безнравственности патриотизма, в значительной степени повлияли как события, которые происходили в то время в России и мире, так и религиозные воззрения писателя. По мнению Толстого, христианство и патриотизм несовместимы, обеспечение международного мира и спасение христианского мира он видит «...в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времен - патриотизма», от дикого патриотизма в пользу «братской жизни, которой мы научены Христом» [11. С. 10]. В его понимании христианство и патриотизм
несовместимы так же, как патриотизм и мир: «...соединить патриотизм и мир так же невозможно, как в одно и то же время ехать кататься и оставаться дома» [11. С. 8]. Само название статьи «Патриотизм или мир?» говорит об отношении автора к приведенным в заглавии понятиям как к взаимоисключающим.
Мнения христианских богословов о патриотизме также расходятся. Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью [9], в то время как Патриарх Алексий II, в частности, указывал: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны... Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек» [ 1 ].
Взгляды Толстого на патриотизм воспринимались неоднозначно, писателя обвиняли в мистицизме, анархизме и космополитизме: «Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы» [10. С. 10]. Толстой не занимался активной политикой и к разрешению всех проблем подходил с точки зрения морали. Отношение к патриотизму находится в тесной связи с его отношением к правительству, поэтому патриотизм, по его убеждению, «есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей...» [12. С. 35]. Всякое правительство - «...ужасное, самое опасное в мире учреждение» [11], пишет Толстой в статье «Патриотизм и правительство», и, называя правительства «губительными учреждениями», призывает всех к неповиновению им путем отказа от патриотизма.
Из содержания рассмотренных статей видно, что Толстой понимает патриотизм не как любовь к отечеству, а как служение правительству. Однако при всем том, что политику государства определяет правительство, вряд ли является правомерным сужение понятий «государство», «родина», «отечество» до понятия «правительство». Государство - это, в первую очередь, народ с необходимым для него определенным жизненным пространством - территорией данного государства. Следовательно, угроза государству есть угроза его народу.
Безусловно, воззрения Толстого на обсуждаемые вопросы были связаны с реалиями самодержавного государства, тем не менее взгляд на патриотизм как на чувство глупое, разрушительное и бесполезное представляется неожиданным. Возможно, в современном нам обществе патриотизм перестает быть служением правительству и поддержанием власти, как это могло быть во времена Толстого. Представлявшийся Толстому безнравственным и аморальным при самодержавии патриотизм перестает быть таковым при демократическом устройстве государства, когда правительство и сам президент, осуществляющие исполнительную власть, обязаны служить народу. Гарантией тому - законодательная власть, осуществляемая парламентом, состоящим из представителей народа. И сегодня становится реальным понимание того, что каждое государство как инструмент обслуживания народа является достижением конкретного общества и в этом смысле представляет определенную ценность. И если только гражданин в своей стране будет чувствовать себя свободно, если ему будет что защищать и за что бороться - лишь тогда при нападении врага он проявит настоящий героизм в защите страны. Если человеку в своем государстве нечем дорожить и нечего терять - ему нечего и защищать (во время Первой мировой войны многие солдаты царской армии отказались защищать российское государство и повернули оружие против своей государственной власти). Подобное положение дел - громадная угроза для безопасности страны, поэтому улучшение качества жизни народа необходимо прежде всего для сохранения государства.
Возможно, одной из причин выступлений Толстого против правительства является то, что при его жизни в государстве господствовал деспотический режим. Выступая против правительства, Толстой предлагает свой - ненасильственный - метод борьбы: «Для уничтожения правительств нужно одно: чтобы люди поняли, что то чувство патриотизма, которое одно поддерживает это орудие насилия, есть чувство грубое,
вредное, стыдное и дурное, а главное - безнравственное. Грубое чувство потому, что оно свойственно только людям, стоящим на самой низкой ступени нравственности, ожидающим от других народов тех самых насилий, которые они сами готовы нанести им; вредное чувство потому, что оно нарушает выгодные и радостные мирные отношения с другими народами...; постыдное чувство потому, что оно обращает человека не только в раба, но и в бойцового петуха, быка, гладиатора, который губит свои силы и жизнь для целей не своих, а своего правительства; чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя... свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести» [11]. Эти строки принадлежат человеку, который оказался свидетелем военных действий и увидел катастрофическое положение народа.
Как видим, один из путей разрушения общественного строя самодержавной России писатель видел в отказе от патриотизма. Но если в государстве не все ладно, не обязательно отказываться от правительства вообще. Теперь мы знаем, как в XX веке идея отказа от какого бы то ни было управления обществом (анархизм) показала свою опасную сущность и явилась не в том мирном и благородном виде, в котором она представлялась Толстому. Вместо того чтобы бороться за совершенствование государства (представляющего определенную ценность в качестве складывающегося веками инструмента самообслуживания народа), писатель, по сути, предлагает бойкотировать чувство любви к отечеству. В то же время патриотизм как любовь к отечеству никак не означает преданность определенному кругу людей или правительству, а означает любовь к сформированному народом государству, которое защищает своих граждан и их интересы. Проявляя заботу о стране, защищая ее интересы и желая ей процветания, человек защищает свои интересы. Ведь государство, по существу, создано ради людей, а не люди - ради государства, что трудно было представить в России второй половины XIX в., где совсем недавно отменили крепостное право, фактически рабство.
Государство как инструмент, созданный для обслуживания живущего в обществе человека, нуждается как в совершенствовании, так и в защите - для блага каждой конкретной личности. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к
отечеству___», - считал Н. М. Карамзин [5]. Наверное, это определение более точно
выражает суть того, что есть патриотизм. Удивляет, что Карамзин, далеко опередив духовные искания своей и последующих эпох, высказывает положение, которое становится подлинно справедливым и реальным лишь при современном нам демократическом обществе. Это можно объяснить тем обстоятельством, что Карамзин, будучи выдающимся историком, исходил из понимания онтологической сущности государства (каким оно должно быть), а не из тех отклонений и уродливых форм, которые конкретное государство принимало в том или ином месте в реалиях определенного времени (из чего исходил Толстой).
В своей эпопее Толстой показал яркий пример преданности и любви народа к Отечеству, и роман, без всякого сомнения, воспринимается как глубоко патриотическое творение, в то же время Толстой, как это ни удивительно, пишет, что патриотизм глубоко чужд русскому народу: «Я прожил полвека среди русского народа и... в продолжение всего этого времени ни разу не видал и не слышал проявления или выражения этого чувства патриотизма... но, напротив, беспрестанно от самых серьезных, почтенных людей народа слышал выражения совершенного равнодушия и даже презрения ко всякого рода проявлениям патриотизма...» [12. С. 28]. Такое утверждение великого писателя совершенно неожиданно и парадоксально.
Несомненно, умение Толстого проникать в суть явлений исключает возможность поверхностного отношения к чему бы то ни было, тем не менее творчество писателя обнажает тот факт, что Толстой - натура противоречивая: будучи сам патриотом, он выступает против патриотизма. Роман Толстого «Война и мир» воспринимается как глубоко патриотическое творение. Но произведение так проникнуто идеей патриотизма, что некоторые усматривают у писателя национализм. В статье «Лев Толстой как зеркало русского национализма» Александр Самоваров пишет: «Война и мир» является националистическим произведением, которое написано гением... Роман построен на
противопоставлении русского мира и мира нерусского. Русский мир и русских героев Толстой любит, нерусский мир и русских космополитов Толстой ненавидит. Он ненавидит Наполеона и издевается над ним, он не любит космополита Александра I и весьма ироничен по отношению к нему. Толстой высмеивает французов и немцев, он безжалостен даже по отношению к второстепенным персонажам. Таким, как офицерик Берг, или живущая в семье Болконских т-11е Воигіппе... Его герой говорит о назначении Кутузова главнокомандующим: «Главное, что он русский... и он думает как все русские люди»... (курсив А. Самоварова). Над всеми этими космополитами, карьеристами и жуликами, которые даже накануне Бородинского сражения решают свои личные проблемы, появляется Русский вождь... Толстой навязывал свою русскость не с помощью силы, как Суворов, не с помощью блестящих статей, как славянофилы, но с помощью своих романов, в которых русский мир прекрасен и гармоничен... И для него существовал только один мир, которому он служил - русский мир!» [8].
В настоящее время (как и во все времена) тема патриотизма на подъеме, и любое обращение к ней, даже пустое по содержанию и демагогическое, воспринимается как выигрышный ход. Однако появлению подлинного чувства патриотизма способствуют не столько призывы, сколько реальное улучшение качества жизни, создание такого современного общества, где каждый гражданин, будучи защищен от беззакония, почувствует себя полноценной и свободной личностью. Для величия и мощи государства необходимо благополучие граждан, соблюдение их прав и свобод как высшей ценности.
В то же время имеющее место и в наши дни стремление некоторых государств к захвату чужих территорий - далеко не безобидная форма патриотизма. Такие побуждения, даже предпринятые для восстановления утраченного (если такое имело место), неизбежно приведут к пересмотру границ, но весь вопрос в том, как определить, откуда начать отсчет: история какого века будет отправной точкой к таким спорам? Для подлинного патриотизма куда более предпочтительнее усиление международных связей, желание поступать согласно моральным принципам и готовность каждого государства к компромиссу, исключительная политкорректность и прозрачность в отношениях друг к другу: умение учитывать национальные интересы каждого является залогом мира и спокойствия на земле.
Если патриотизм отдельных народов выражается в том, что они хотят сохранить исчезающую уникальную культуру, язык и другие ценности, то это не зло, а добро: мир должен быть благодарен им за то, что достижения этих народов станут достоянием всего человечества. Любовь и трепетное отношение к собственной культуре (как к концентрированному выражению многовекового труда предков), желание и стремление сохранить ее, а также свою историю и свой язык - такой патриотизм есть вклад в мировую культуру. В этом смысле патриотизм каждого отдельного народа способствует сохранению его культуры, которая становится вкладом в общечеловеческую культуру. Ибо без достижений конкретных народов - что явилось бы достоянием человечества?
Примечания
1. Алексий II. Интервью газете «Труд» 3 ноября 2005 г. URL: /http://www.pravoslavie.ru/news/ 051103144055 (//http://ru.wikipedia.org/wiki/) 2. Берк Эдмунд. URL: //http://ru.wikipedia.org/ wiki/ 3. Герцен А. И. URL:
//http://ru.wikipedia.org/wiki/ 4. Гете И. В. URL: //http://ru.wikipedia. org/wiki/ 5. Карамзин Н. О любви к отечеству и народной гордости. URL: //http://az.lib.ru
/k/karamzin_n_m/text_0330. shtml 6. Лурье Я. С. После Льва Толстого. URL: //http://az.lib.ru/ 7. Олсуфьев. Государственный патриотизм. URL: //http://www.olsufiev.com/4w/ Gurdjieff-AKI-2.htm 8. Самоваров А. Лев Толстой как зеркало русского национализма. URL: //http://www.apn.ru/ authors/author521 .htm. 9. Таланцев Д. Ересь патриотизма. Клад истины: Христианский журнал. URL:
//http://webcenter.ru/~gaspdm/erpat.htm (/http://ru.wikipedia.org/wiki/) 10. Толстой Л. Н. Патриотизм или мир? URL: //http://www philosophy.ru/library/tolstoy/toll.html 11. Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство. URL: //
http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/ text_ 1180.shtml 12. Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм. URL: //http://www.philosophy.ru /library/ tolstoy/ hrpatriot.html
Статья поступила в редакцию 07.11.2012 г.