Привалова Мария Владимировна
ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАЛИЗМА А. Н. И Б. Н. СТРУГАЦКИХ
В данной статье автор анализирует концепцию социального финализма известных русских писателей А. Н. и Б. Н. Стругацких. С опорой на сопоставительный метод исследования вышеназванная концепция рассматривается с двух противоположных позиций - поколения "отцов" и поколения "детей". Концепция "отцов" - это идеалистический, построенный на чувственном восприятии мира и не имеющий позитивной программы чисто умозрительный проект. Финалистическая концепция "детей" представляет собой позитивный и прагматический, рациональный проект будущего (глобального общества). Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/1/34.1'|1т1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 132-135. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
Список литературы
1. Афанасьева Ю. С. Исторические взгляды А. М. Ону (1865-1935): дисс. ... к.и.н. Сыктывкар, 2010. 255 с.
2. Григорьева Е. А., Кузнецов А. А. Историк Николай Петрович Соколов (новые данные к биографии ученого) // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 165-180.
3. Зезегова О. И. Исторические взгляды В. В. Бирюковича: дисс. ... к.и.н. Сыктывкар, 2004. 191 с.
4. Зезегова О. И. Судьба и научное творчество женщин-историков «русской школы» [Электронный ресурс] // Социальная история. 2013. Вып. 2 (2). С. 63-83. URL: http://www.icshes.ru/elektronnyj-nauchnyj-zhurnal-sotsialnaya-istoriya/ soderzhanie-vypuskov/stati/item/488-sudba-i-nauchnoe-tvorchestvo-zhenshchin-istorikov-russkoj-shkoly (дата обращения: 26.10.2015).
5. Зезегова О. И., Валиев М. Т. Павел Павлович Щёголев [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmay.ru/sample_ pers.phtml?n=3557 (дата обращения: 26.10.2015).
6. Золотарев В. П. Яков Михайлович Захер (1893-1963) // Новая и новейшая история. 1993. № 4. С. 180-203.
7. Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
8. Клестова С. Л. Историческая концепция В. А. Бутенко: автореф. дисс. ... к.и.н. Казань, 2000. 21 с.
9. Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Университетский устав 1884 г.: иллюзия академической свободы (Часть I) // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. I. № 4. С. 27-40.
10. Протоколы заседаний Совета Императорского С.-Петербургского университета за первую половину 1885-1886 академического года (№ 33). СПб., 1886. 90 с.
11. Шульгин Александр Яковлевич [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_sh/shulginalja.php (дата обращения: 26.10.2015).
RUSSIAN HIGHER EDUCATION AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES: SEMINARIES OF N. I KAREEV AND FORMATION OF SCIENTIFIC SCHOOL ON THE MODERN PERIOD STUDIES
Pavlova Tat'yana Vyacheslavovna, Ph. D. in History Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin taniapavl-ova@mail. ru
The article is devoted to the history of higher education in Russia at the turn of the XIX-XX centuries. The author focuses on the seminary of the professor of St. Petersburg University Nikolai Ivanovich Kareev (1850-1931), who paid main attention in his researches to the French Revolution of the end of the XVIII century. On the basis of N. I. Kareev's seminary scientific school on the modern period studies, which educated the constellation of eminent scholars-historians, had been formed.
Key words and phrases: higher education in Russia; St. Petersburg University; N. I. Kareev's scientific school on the modern period studies; seminaries; teacher - student.
УДК 141.157 Философские науки
В данной статье автор анализирует концепцию социального финализма известных русских писателей А. Н. и Б. Н. Стругацких. С опорой на сопоставительный метод исследования вышеназванная концепция рассматривается с двух противоположных позиций - поколения «отцов» и поколения «детей». Концепция «отцов» - это идеалистический, построенный на чувственном восприятии мира и не имеющий позитивной программы чисто умозрительный проект. Финалистическая концепция «детей» представляет собой позитивный и прагматический, рациональный проект будущего (глобального общества).
Ключевые слова и фразы: человек; социальные отношения; социальный финализм; глобальное общество; утопия; позитивизм; прагматизм.
Привалова Мария Владимировна, к. филос. н.
Забайкальский государственный университет MVPrivalova@yandex. гы
ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАЛИЗМА А. Н. И Б. Н. СТРУГАЦКИХ©
Люди всегда стремились приоткрыть завесу, отделяющую сегодняшний день человечества от завтрашнего. Эти попытки были тесно связаны со стремлением прогрессивных мыслителей набросать хотя бы самый общий проект идеального строя. Известный российский философ И. Т. Фролов писал: «Наверное, человек начинается с размышлений о будущем, с надежды на него. Надежда порождает иллюзии и веру в будущее, питает религиозные и иные мифы. Но она же укрепляет разум и гуманность человека, побуждает к научному
© Привалова М. В., 2016
познанию реальных перспектив человечества» [6, с. 6]. Человек единственное существо на планете, способное повлиять на свое будущее. Оно становится результатом его деятельности, поэтому человек может определенным образом предвидеть его и, отчасти, проектировать. Данную возможность человек получил благодаря науке и философии. Наука раскрывает закономерности развития объектов и событий, поэтому позволяет проанализировать их предполагаемое будущее состояние, но работает только в рамках познанного. Философия же, опираясь на принцип допустимости, способна выйти далеко за эти рамки, поэтому социальный фи-нализм рассматривается именно как философская концепция.
Концепция социального финализма, т.е. рассмотрение проекта финальной ступени развития социума в произведениях братьев Стругацких прослеживается очень четко. Каким будет человечество? Будут ли изменения навязаны извне или приобретены эволюционным путем? Изменится ли человек внешне или внутренне? Эти вопросы рассматривались мыслителями буквально в каждом произведении, но самая интересная, на наш взгляд, мысль проходит красной нитью в философской повести «Хромая судьба» [5]. А хотим ли мы действительно измениться? Мы очень любим мечтать и рассуждать об этом, но готовы ли мы стать лучше, гуманнее, милосерднее? Построение сюжета произведения на противопоставлении двух поколений помогает более четко сформулировать мечты «отцов» в отношении будущего человечества и мечты их «детей».
Проблема отцов и детей, наверное, одна из самых первых в ряду трудностей с которыми столкнулся человек в процессе социальной эволюции. Еще Сократ говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят своих учителей» [4]. Это было сказано великим философом в V веке до н.э., а мы до сих пор ругаем подрастающее поколение за тягу к материальным ценностям, за неуважение к нам и попрание авторитетов. На проблеме конфликтов интересов между поколениями, взглядов на жизнь, на будущее, на потенции развития личности, мы как раз и остановимся. Что может быть трагичнее, когда самые близкие друг для друга люди становятся по каким-то причинам чужими? В жизни ребенка в определенный момент наступает период, когда его взгляд на мир начинает идти в разрез со взглядами отца и матери. Советчиками, несущими знания, становится кто угодно: друзья, учителя или Интернет, но только не родители, которые не могут понять - в чем их ошибка? Почему, несмотря на их искреннюю любовь и заботу, сын или дочь всё больше отчуждается?
Именно с этой проблемой сталкиваются герои Стругацких. В один момент все дети в городе собрались и ушли из дома. Главный герой произведения пытается разобраться в данном вопросе. Стругацкие предлагают нам рассмотреть две концепции социального финализма - старшего поколения и подрастающего, так как именно взгляды на будущее общества стали причиной конфликтов в произведении.
Итак, концепция финализма «отцов» выстраивается классическими образами. Общество будущего - это совокупность умных, сильных людей, объединенных любовью к труду и желанием работать на благо общества. Очень четкая формулировка, но при уточнении некоторых пунктов начинают возникать неоднозначность и размытость в ее понимании. Как мы определим «умных», насколько сильными (духовно или физически) должны быть люди и каким трудом заниматься? Авторы отвечают, что «умным» человеком признается тот, «который сознает несовершенство, незаконченность своих знаний, стремится их пополнять и в этом преуспевает» [5, с. 98]. При этом «дурак» - «это просто инакомыслящий... или инакочувствующий» [Там же, с. 99], так как понятия «умный» и «дурак» являются историческими и субъективными. Значит, общество «будущего» будет представлено и теми и другими, ведь нельзя убрать из социума всех инакомыслящих.
Сила в понимании Стругацких - это именно «духовная сила». Они неоднократно приводят в пример человека прошедшего войну или репрессии, «которого нельзя не любить, перед которым преклоняешься, полагаешь за честь пожать ему руку, потому что он прошел через такой ад, что и подумать страшно, а человеком все-таки остался» [Там же, с. 102]. Склонность к алкогольным напиткам слабостью не считается.
В отношении понимания «работы на благо» тоже возникают вопросы. Будет ли работа, скажем в военной промышленности, считаться положительной. И что вообще можно назвать в данном случае «благом»? Стругацкие отмечают, что в их проекте показан только объект приложения силы, но не методы его совершенствования, ибо «писатель - это прибор, показывающий состояние общества, и лишь в ничтожной степени -орудие для изменения общества» [Там же, с. 101].
Венцом эволюции финалистической концепции будет «движение общества к такому состоянию, когда люди не убивают, не топчут и не мучают друг друга» [Там же, с. 102]. На вопрос поколения «детей»: «Что будут делать люди, достигнув финала?». Ответ: «Неважно».
Таким образом, идеальное состояние общества для поколения «отцов» в финалистической концепции Стругацких - состояние психологической и физической безопасности, но с сохранением своей (привычной) системы ценностных ориентаций. Особо выделяется ценность семьи в жизни человека, здесь и психическая, эмоциональная, духовная близость, и ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. Мыслители не идеализируют институт семьи и брака, но подчеркивают его значимость в процессе социализации. А также отрицательных, но таких уже необходимых привычек. Здесь и злоупотребление алкоголем, и сигареты, и любовные интрижки.
В произведении предлагаются два пути движения к финальной ступени развития социума - это эволюционный и революционный. Первый предлагает подождать пока развитие науки и техники не достигнет такого уровня, который позволит людям меньше работать (по крайней мере, физически), но жить в более комфортных условиях, что, по мнению авторов, ведет к снижению конкуренции, а значит, к снижению давления на человека. Революционный путь предлагается для преодоления состояния банкротства. Во-первых, биологического,
так как «рождаемость падает, распространяется рак, слабоумие, неврозы, люди превратились в наркоманов» [Там же, с. 174]. Во-вторых, банкротства идеологического, ибо «мы перебрали все философские системы и все их дискредитировали, мы перепробовали все мыслимые системы морали, но остались такими же аморальными скотами, как троглодиты» [Там же]. Есть только одно средство прекратить процесс банкротства - это, согласно диалектическому закону «взаимного перехода количественных изменений в качественные», совершить скачек к финальной ступени развития социума путем уничтожения накопившегося количества людей (предлагается уничтожить 95% процентов населения земли) ради спасения единиц, но более «качественных» по сравнению с общей массой, ибо «масса выполнила свое назначение - она породила из своих недр цвет человечества, создавший цивилизацию. Теперь она мертва, как гнилой картофельный клубень, давший жизнь новому кусту картофеля. А когда покойник начинает гнить, его пора закапывать» [Там же, с. 175].
Итак, поколение «отцов» живет своими мечтами, создавая мысленно проекты идеального социума, но не находя ни средств, ни (чаще всего) желания воплощать их в материальном мире. Они беспокоятся о своих детях, и естественно, пытаются оградить и беречь их от проблем. Объясняя все свои намерения родительской любовью. Казалось бы, это очевидно. Но почему же подрастающее поколение не понимает этого? Потому, что ему постоянно требуются новые впечатления. И когда родители не только этого нового не дают, но и пытаются навязывать свои, по мнению детей, устаревшие идеалы и ценности, неважно, из каких побуждений это делается - они восстают против поколения «отцов».
Проект финального состояния социума поколения «детей» кардинально идет в разрез с вышеизложенным, так как он формируется на позитивизме и прагматизме. Высшей ценностью данного общества станет личность или, как называют ее Стругацкие, «хомо-супер», воспитанный вдалеке от влияния родителей, ибо как сказал один из учителей: «Вы родили их на свет и калечите их по своему образу и подобию» [Там же, с. 231]. Данная идея не нова, она уже неоднократно звучала, как в философской, так и в художественной литературе [1; 2]. Рассмотрение «хомо-супер» мы проведем согласно концепции пяти потенциалов личности [3, с. 260-261].
Во-первых, гносеологический потенциал. Любая личность общества будущего должна обладать огромным объемом информации (знаний), а для максимальной конкурентоспособности, естественно, и умением отбора качественной информации. Таким образом, гносеологический потенциал должен включать в себя как естественные предпосылки (Стругацкие выделяют природный ум) для вышеназванного процесса, так и социальные.
Во-вторых, аксиологический потенциал. Данный вид потенциала личности определяется как сформированной в процессе социализации системой ценностей (отражающей все сферы жизнедеятельности человека), так и умением передавать эти ценности последующим поколениям. В проекте Стругацких поколение «детей» уверено, что для счастливой жизни им необходимо отказаться от системы ценностей «отцов». Происходит «смещение потребностей», что в свою очередь приводит к смещению от материальных ценностей к духовным, «водки не надо, жратвы какой-нибудь особенной не надо, роскоши никакой» [5, с. 259-260]. Но помимо этого «дети» отказываются от традиций, считая их навязанными стереотипами, не позволяющими человечеству выйти за пределы веками сформированных костных отношений. Мир, который «отцы» считают уютным и давно понятным, для «детей» - могильник, они не хотят «вырасти пьяницами и развратниками, мелкими людишками, рабами, конформистами, не хотят, чтобы из них сделали преступников, не хотят ваших семей и вашего государства» [Там же, с. 231]. Отказываясь от государства, они отказываются и от идеологии, так как свободная личность не нуждается в руководящей идее, а «будущее за деидеологизацией» [Там же, с. 149].
Таким образом, происходит отказ не только от материальных ценностей предыдущего поколения, но и от основ социальной и политической жизни социума. Будущий мир - это глобальное общество, не разделенное на государства, нации, семьи.
В-третьих, творческий потенциал личности, т.е. совокупность качеств, необходимых для трудовой, художественной и других видов деятельности. Согласно Стругацким, личность будущего будет находиться в состоянии «непрерывного творческого экстаза» [Там же, с. 260]. Это будет возможно благодаря процессу своего рода сублимации, т.е. сохранение энергии, которую поколение «отцов» тратит на «прожигание жизни» и перенос ее в сферу творчества.
В-четвертых, коммуникативный потенциал. Общение, с одной стороны, - основа любого общества, с другой стороны, - в проекте «детей» нет места патриотизму, семейным отношениям и т.д., а значит, и общение будет строиться на другой основе. Стругацкие считают, что оно будет более холодным, «выхолощенным».
В-пятых, художественный потенциал личности, т.е. сформированность художественных потребностей и умение их удовлетворять. Мыслители не выделили какие-либо ярко проявляющиеся художественные способности у поколения «детей», но неоднократно подчеркнута необходимость постоянно читать, а, значит, по крайней мере, литература, как научная, так и художественная, будет востребована.
«Дети» после знакомства с финалистическим проектом «отцов» выделили несколько, на их взгляд, существенных недостатков: 1) в данной концепции не представлена позитивная программа; 2) люди старшего поколения настолько погрязли во лжи, в пороках, которые осознают, но не торопятся исправлять, что молодежь не хочет тратить силы на их изменение; 3) нет истинных чувств, поэтому все «будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему, никто друг другу не мешает..., но и никто никому не нужен» [Там же, с. 102]. «Отцы» тоже не остались в стороне от критических замечаний: 1) интеллектуальная жестокость молодежи, самая страшная, ибо не импульсивная, не страстная, а осознанная; 2) «новый мир - строгий, справедливый, умный, стерильно-чистый» [Там же, с. 303], но холодный и бесчувственный.
Таким образом, мы проанализировали две концепции социального финализма. Можно сделать следующие выводы: обе концепции являются актуальными. Первый проект отражает реалии сегодняшнего дня, наши пороки, нашу пассивность в преодолении их, нашу склонность к философскому обоснованию своих слабостей. Концепция «отцов» - это идеалистический, построенный на чувственном восприятии мира и не имеющий позитивной программы чисто умозрительный проект. Финалистическая концепция «детей» представляет собой позитивный и прагматический, ибо они предлагают отбирать людей по степени их полезности, рациональный проект будущего (глобального общества), но как всегда будущее стремится сначала разрушить настоящее, а потом на его обломках создать нечто идеальное. Как доказывает история человечества - это утопия.
Стругацкие отмечают, что большинство наших бед и желание создать идеальное будущее от отсутствия настоящей любви, «потому что нет в наше время любви, <...> романчики есть, а любви нет. Некогда в наше время любить: автобусы переполнены, в магазинах очереди, ясли на другом конце города, нужно быть очень молодым и очень беззаботным человеком, чтобы оказаться способным на любовь» [Там же, с. 131], именно ее отсутствие и приводит к разногласиям между «отцами» и «детьми».
Список литературы
1. Горький М. Преображение мира. М.: Советская Россия, 1980. 400 с.
2. Ефремов И. А. Туманность Андромеды. Час быка. СПб.: Terra Fantastica, 2001. 762 с.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
4. Сократ - Цитата [Электронный ресурс]. URL: Ы1р:^^1ухот/цитата/121757 (дата обращения: 02.10.2015).
5. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хромая судьба. М.: Книга, 1990. 488 с.
6. Фролов И. Т. Человек и его будущее (научный, социальный и гуманистический аспекты) // Человек и его будущее: новые технологии и возможности человека / отв. ред. Г. Л. Белкина. М.: Ленанд, 2012. 496 с.
GENERATION GAP IN THE CONCEPTION OF SOCIAL FINALISM OF A. N. AND B. N. STRUGATSKY
Privalova Mariya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Transbaikal State University MVPrivalova@yandex. ru
The article analyzes the conception of social finalism of well-known Russian writers A. N. and B. N. Strugatsky. Relying on the contrastive method of research the above mentioned conception is examined from two opposite positions - the paternal generation and the generation of "children". The paternal conception is an idealistic, built on sensory perception of the world and not having a positive programme, purely speculative project. The finalistic conception of "children" is a positive and pragmatic, rational project of the future (global society).
Key words and phrases: man; social relations; social finalism; global society; utopia; positivism; pragmatism.
УДК 908
Исторические науки и археология
В статье представлен анализ издательской деятельности Симбирской губернской ученой архивной комиссии. Изданные труды отражают основные направления работы комиссии: составление отчетной документации, введение в научный оборот архивных документов, изучение истории края и публикация результатов исследований, составление археологической карты. Особое внимание автор обращает на тематику и структуру опубликованных работ, а также на их актуальность для современных исследователей.
Ключевые слова и фразы: губернская ученая архивная комиссия; обязанности архивных комиссий; отчетная документация; публикация архивных документов; труды по истории края; археологические исследования.
Прохорова Анастасия Николаевна
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова nasproh@yandex. гы
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ В 1895-1900 ГГ.©
Одной из составляющей модернизации современного российского общества является формирование культурной среды как одного из элементов качества жизни человека. Не случайно в настоящее время возрастает интерес к наследию культуры России, в которой выражена ценность духовного опыта личности, тяготеющей к самопознанию, интеллектуальному творчеству, опирающейся на знание и четкую нравственную
© Прохорова А. Н., 2016