Научная статья
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.09
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Валентина Борисовна Салахова1, Эльвира Абдулбариевна Иванова2
1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия;
Центр исследования проблем безопасности РАН, Москва, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5056-6518
2 Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевск, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0693-1765
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления на основе анализа библиометрических данных. Источником информации для анализа являются академические исследования отечественных и зарубежных авторов по обозначенной проблематике, размещенные в базе данных lens.org. В качестве средства библиометрического анализа используется программа VOSviewer. Выборочную совокупность исследования составили 2436 академических научных публикаций, изданных за период с 1957 года по настоящее время и проиндексированных в отечественных и зарубежных библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы. В результате исследования установлено, что развитие научных исследований в психологической науке и практике государственного и муниципального управления, посвященных в той или иной степени вопросам разработки и реализации методов оценки государственных гражданских служащих, происходило в рамках четырех основных направлений: 1) информационные технологии, возможности цифровизации системы государственного управления в целом и оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих в частности;
© Салахова В. Б., Иванова Э. А., 2023
2) реформирование и модернизация системы государственного и муниципального управления под влиянием глобальных вызовов и угроз; необходимость разработки новых подходов, технологий и методов оценки государственных гражданских служащих как ответ на современные социально-политические и экономические риски;
3) развитие системы образования; формирование новых компетенций, необходимых для успешной и эффективной реализации деятельности на государственной гражданской службе; развитие института кадрового управленческого резерва; 4) включение в общемировую повестку вопросов, связанных с сохранением психологического благополучия общества посредством развития государственной системы управления.
Ключевые слова: система государственного управления, государственные гражданские служащие, оценка, профессиональные и личностные качества, библиометрия, VOSviewer, академические исследования
Благодарности. Статья подготовлена в рамках реализации гранта РНФ № 23-2801537 «Диагностика профессиональных и личностных качеств управленческих кадров: методология и технологии».
Review article
UDC 159.9
DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.09
THE PROBLEM OF ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF STATE CIVIL SERVANTS IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE AND PRACTICE OF STATE MUNICIPAL MANAGEMENT
Valentina B. Salakhova1, Elvira A. Ivanova2
1 Moscow City University, Moscow, Russia;
Centre for Security Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5056-6518
2 Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0693-1765
Abstract. The article presents the results of theoretical analysis of the problem of assessment of professional and personal qualities of civil servants in psychological science and practice of state and municipal management based on the analysis of bibliometric data. The source of information for the analysis are academic researches of domestic and foreign authors on the indicated problematics, placed in the lens.org database. VOSviewer program is used as a means of bibliometric analysis. The sample of the study consisted of 2436 academic scientific publications published in the period from 1957 to the present and indexed in domestic and foreign bibliographic and abstract databases of peer-reviewed scientific literature. As a result of the study it was established that the development of scientific research in psychological science and the practice of state and municipal management, devoted to varying degrees to the development and implementation of methods of evaluation
of public civil servants occurred within the framework of four main directions: i) information technologies, the possibilities of digitalization of the system of public administration in general, and the evaluation of the effectiveness of public civil servants, in particular; 2) reforming and modernization of the system of state and municipal administration under the influence of global challenges and threats; the need to develop new approaches, technologies and methods of evaluation of public civil servants; 3) the need to develop new approaches, technologies and methods of evaluation of public civil servants.
Keywords: public administration system, public civil servants, evaluation, professional and personal qualities, bibliometrics, VOSviewer, academic research
Acknowledgements. The article was prepared within the framework of realization of the RSF grant № 23-28-0i537 "Diagnostics of professional and personal qualities of managerial personnel: methodology and technologies."
Для цитирования: Салахова, В. Б., и Иванова, Э. А. (2023). Проблема оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного муниципального управления. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(4), i49-i65. https://doi. org/i0.25688/2076-9i2i.2023.i7.4.09
For citation: Salakhova, V. B., & Ivanova, E. A. (2023). The problem of assessment of professional and personal qualities of state civil servants in psychological science and practice of state municipal management. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 17(4), i49-i65. https://doi.org/i0.25688/2076-9i2i.2023.i7.4.09
Введение
Обеспечение глобальной конкурентоспособности любой страны неразрывно связано с эффективностью, результативностью и качеством государственной системы управления. Проблемы совершенствования системы государственного управления, методологии и критериев оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих становятся все более актуальными. При этом вопросы, связанные с созданием необходимой ресурсной кадровой среды и разработкой архитектоники профессиональных и личностных качеств государственного гражданского служащего для цифровой экономики, выходят на первый план в задачах академической науки. Поиск ответов на данные вопросы обусловлен необходимостью обеспечить систему государственного и муниципального управления высокопрофессиональными компетентными государственными и муниципальными служащими на основе интеграции и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала для решения задач социально-экономического развития государства.
Человеческий потенциал является базовым ресурсом любой организационной системы, поэтому для ее эффективного функционирования и стратегического развития необходимо планомерное и целенаправленное формирование высокого уровня кадрового состава в организации. Подбор и отбор
высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, проведение их оценки и аттестации, определение траекторий карьерного и профессионального роста должны опираться, в свою очередь, на использование научных методов и подходов таковых процедур.
С целью изучения данной проблемы целесообразным, на наш взгляд, представляется провести анализ зарубежных и отечественных академических исследований, посвященных разработке и применению методов оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих.
Для теоретического анализа проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления в выборочную совокупность исследования включены 2436 академических научных публикаций, изданных за период с 1957 года по настоящее время и проиндексированных в отечественных и зарубежных библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы.
Материалы и методы исследования
Для раскрытия обозначенной темы необходимо определение и обоснование выборочной совокупности теоретического исследования.
Для определения выборочной совокупности теоретического исследования нами было выдвинуто предположение о том, что проблема оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, представленная в психологических исследованиях и научных работах по государственному и муниципальному управлению, сводится к изучению следующих вопросов:
- методология оценки и профессиональному развитию государственных гражданских служащих;
- методологические основы комплексного анализа личностно-профессио-нальных и управленческих ресурсов;
- технологии личностно-профессиональной диагностики как средства повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих;
- профессиональному развитию руководителей системы государственного управления и основам формирования резервов управленческих кадров;
- возможностям современных цифровых технологий и интернет-ресурсов в личностно-профессиональной диагностике и профессиональном развитии государственных гражданских служащих.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы в рамках определения объема и структуры выборки были проведены:
1) библиографический анализ множества источников из онлайн-ресурса для поиска научной литературы;
2) составление перечня наиболее представительных источников.
В качестве источника данных бы определен онлайн-ресурс lens.org. Выбор обозначенного ресурса определен его открытостью и простотой сбора информации. В качестве средства библиографического анализа был выбран VOSviewer (Leipzig et al., 2021; Wilkinson et al., 2016; Вьет, и Кравец, 2022; Bao, 2023; Cadwallader, & Hrynaszkiewicz, 2022; Cobo, 2012). VOSviewer — программа (приложение) для построения и визуализации библиометрических сетей (Дудко, и Патаракин, 2023; Белолуцкая и др., 2023)1.
Библиографический анализ ресурса lens.org
ALL ((«State Civil Service») AND («Psychology» OR «Public Administration») AND («Professional Qualities» OR «Personal Qualities») AND («Assessment» OR «Attestation» OR «Diagnosis») AND («Competitive» OR «Professional Development» OR «Innovative technologies» OR «Global Challenges» OR «Digital economy»)) AND PUBYEAR > 2024 AND (LIMIT-TO (ACCESSTYPE(OA)))
Результаты исследования и их обсуждение
В результате поиска по заданным условиям было выделено 2,4 тыс. записей: академические исследования на русском и английском языках, опубликованные в период с 1957 года по настоящее время включительно, в которых в той или иной степени освещается проблема оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного муниципального управления.
Далее нами был проведен первый этап анализа (общий анализ данных) полученного перечня публикаций на соответствие поисковому запросу и теме исследования. Проведенный анализ показал следующее.
Первая академическая публикация, в определенной степени затрагивающая вопросы государственного управления, появилась в 1957 году в журнале Nature2 (см. рис. 1). В статье представлен отчет фонда Наффилда, цель которого заключалась в финансовой поддержке перспективных исследований, не получивших по каким-либо причинам финансирования из других источников. Материалы рукописи включают описание поддержанных научно-исследовательских работ, в числе которых фигурирует исследование Соединенного Королевства Великобритании по проблеме государственного управления. Следующие научные работы появились в 1960 году, одна из которых, также опубликованная в журнале Nature, раскрывала проблему управления обороны в Великобритании3. Вторая работа, опубликованная в журнале The Irish Journal of Medical Science,
1 Поле цифровой дидактики: VOSviewer. http://digida.mgpu.ru/index.php/VOSviewer
2 The Nuffield Foundation: Report for 1956-57. (1957). Nature, 180, 4592, 896-898. https://www. nature.com/articles/180896a0.pdf
3 British Defence Research and Development. (1960). Nature, 187, 177-181. https://doi.org/ 10.1038/187177a0
Scholarly Works Over Time S v x
lioso-80705 60" I 1
О О 40- í______,..*лЫ1 i
1956 I960 1964 1968 1972 1976 1980 1984 1988 1992 1996 2000 2004 Date Published 2008 2012 2016 2020 2024
Рис. 1. Распределение публикаций по результатам поискового запроса по годам (источник — lens.org)
Fig. 1. Distribution of publications according to the results of the search query
by year (source — lens.org)
была посвящена изучению вопросов государственного управления в здравоохранении Финляндии4. Так, с конца 1950-х годов начинается постепенный рост интереса профессионального сообщества к изучению проблемы государственного и муниципального управления в различных областях научного знания. Пик публикационной активности приходится на 2005 год, в котором было издано 103 академических рукописи по заданной теме. Однако после 2005 года вновь наблюдается постепенное снижение количества опубликованных рукописей.
Представленная диаграмма распределения публикаций позволяет нам выделить пять временных периодов развития научного интереса к проблеме оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1 Периоды развития научных исследований по заданной теме Periods of development of scientific research on a given topic
Период Годы изданий Количество исследований (академических публикаций)
1-й период (начало развития исследований) с 1957 по 1975 год до 10 рукописей в год
4 McParland, M. (1960). Finland's medical services. I.J.M.S. 35, 310-335. https://doi.org/10.1007/ BF02945577
Период Годы изданий Количество исследований (академических публикаций)
2-й период с 1976 по 1980 год до 25 рукописей в год
3-й период с 1990 по 1999 год 49 рукописей в год (среднее количество)
4-й период (пик публикационной активности) с 2000 по 2007 год 97 рукописей в год (среднее количество)
5-й период с 2008 по н. вр. 57 рукописей в год (среднее количество)
Далее в нашем анализе мы определили 20 научных и образовательных организаций, в которых представлено наибольшее количество публикаций по интересующей нас проблеме (рис. 2).
Рис. 2. Тор-20 научных и образовательных организаций с наибольшим количеством публикаций по заданной теме (источник — lens.org)
Fig. 2. Top-20 scientific and educational organizations with the largest number of publications on a given topic (source — lens.org)
В топ-5 университетов, активно публикующих научные изыскания по проблеме формирования и развития оценки профессиональных и личностных качеств государственных и гражданских служащих, входят следующие: Ратгерский университет (The State University of New Jersey, USA); Университет штата Нью-Йорк (State University of New York System, USA); Российская академия наук (Россия); Гарвардский университет (Harvard University, USA); Калифорнийский университет (The University of California, Berkeley). Представленные результаты свидетельствуют о том, что ведущее место по публикациям академических исследований в области государственного управления принадлежит Соединенным Штатам Америки.
Данные подтверждаются и результатами распределения научных публикаций в разрезе стран (см. рис. 3). Наибольшее количество академических
Most active Countries/Regions
Tanzania (2) Cuba (1) Malta (4) Slovakia (6)
Kazakhstan (2)
Ethiopia (3) ~~MO' Sert>j.,5) Sudan (1)
""-«rial?) serwa (5)
,rar<(8) Czech Republic (8) Thailand
Hong Kong (20) South Africa (28)
France (38) Penj (3J Georgia (1)
Austria (21) Colombia (5)
Australia (89) ^etnenanas (ööj |ям|(ад ШпдоЩ1)
Italy (36) Netherlands (55)
O-—0, —■
<*™® Chile [51 C°*,aBI Belgium (26) Japan (13)
Taiwan (10)
Denmark (17) Russia (60) Swetten <33> Viet Nam (2) Switzerland (23) Brazil (22)
Ireland (14)
ww.« China(80) Mi(26> Huw(Hi Canada(140) Germany(79) u*™«
United States (732) united Kingdom (256) """"" — — — ;:::' ,r: ~ —
Singapore Iceland (2) Greece (19
New Zealand (16) Portugal (9) Philippines (5)
Sri Lanka (1) Slovenia (3) Saudi Arabia (3) Jamaica (3) Poland (10)
Korea, Republic of (15) Zimbabwe (1)
Botswana (1 ) Armenia (I )
у Mozambique (1)
Bangladesh (4)
Lithuania (2)
Kenya (5) Romania (Э Uruguay (3)
Рис. 3. Распределение перечня стран с указанием количества публикаций по заданной теме (источник — lens.org)
Fig. 3. Distribution of the list of countries with the number of publications on a given topic (source — lens.org)
исследований по теме нашего исследования представлено в Соединенных Штатах Америки — 732 публикации, в Великобритании — 256, в Канаде — 140, Австралии — 89, Германии — 79, России — 60.
Далее мы рассмотрели показатель цитируемости публикаций того перечня исследований, который был сформирован по результатам поискового запроса (рис. 4). Интересным представляется тот факт, что первые академические исследования, посвященные проблемам государственного управления, появились в конце 1950-х годов, а цитирование данных научных работ впервые возникает только в начале 1990-х годов. Активное цитирование рукописей, а следовательно, и интерес научного сообщества к обозначенной проблеме наблюдается с 2006 года и совпадает с ростом научных изысканий по вопросам формирования и развития системы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих. Так, например, статья Т. Бакиот, Е. Алмирал и Дж. А. Варехам, опубликованная в журнале Journal of the Knowledge Economy в 2013 году, процитирована в 740 научных и научно-популярных произведениях (Bakici et al., 2013). Стоит отметить, что рукопись посвящена вопросам возможностей информационно-коммуникационных технологий системы государственного управления для развития умных городов, или смарт сити (smart citi). В своем исследовании на примере Барселоны авторы анализируют его трансформацию из традиционной агломерации в мегаполис XXI века. Ученые проводят анализ преобразований государственной политики Барселоны, государственного управления в целом и как цель цифровой трансформации системы государственного управления — преобразований Барселоны в умный город.
Рис. 4. Распределение цитируемости публикаций по заданной теме (источник — lens.org) Fig. 4. Distribution of citations of publications on a given topic (source — lens.org)
На следующем этапе теоретического анализа нами были рассмотрены основные области научного знания, которые образуют поле проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления (рис. 5).
Top Fields of Study
Public relations (235) Economic growth (293)
Government (176) social science (128) BUBT«.«I.M(SM
Sociology (572) E —mics (487)
Developing country (49)
Public administration (270)
Education policy (S8) . •
Business (249)
Archaeology (52)
Public finance (72) Psychology (140)
Political science (743)
E»«mi6.) Higher education (287) d™^.™.«™™»!«!]
Corporate governance (119) «
Law (320) Medicine (274)
Politics (282) Political economy (168)
Social policy (108) Public eccnomcs (76) Democracy (73)
Epistemotogv (63) HWorytSl) philosophy (69) Law and economics
Commercial law (50) Civil society (56) Family medidne (61)
Finance (52)
Geography (83) Context (language use) (117)
Internal medicine (73) Biology <6в)
Sustainable devetopment (57)
Рчмжпрц Computer science (157)
Managemenl (54) s„1(( (роВД (107)
Рис. 5. Области научного знания, которые образуют поле проблемы по заданной теме (источник — lens.org)
Fig. 5. Areas of scientific knowledge that form the problem field for a given topic (source — lens.org)
Представленное облако областей научного знания позволяют нам сделать выводы о том, что интересующая нас проблема исследования разрабатывается преимущественно в следующих областях: экономика — 780 публикаций; политология — 743; социология — 572; юриспруденция — 320; государственное управление в высшем образовании — 287. Стоит отметить, что при составлении поискового запроса для определения перечня публикаций по заданной теме в качестве обязательного критерия отбора нами было указано ключевое слово «психология». Однако результаты полученных данных свидетельствуют о том, что в поле ключевых областей научного знания психология является не отдельной отраслью, а скорее прикладным направлением в междисциплинарных работах.
На следующем, втором этапе анализа полученный библиографический перечень данных из lens.org, включающий 2436 публикаций, был экспортирован в формате RIS в программу VOSviewer для построения и визуализации библиометрических сетей.
Для 2436 записей было выделено 369 ключевых слов и после удаления понятий, связанных с медициной и клинической психологией, а также с конкретными странами, были получены 270 ключевых слов. Далее, при построении визуализации библиометрических сетей из 270 ключевых слов было выделено 39 основных понятий, связанных между особой и образующих 4 кластера (рис. 6).
aviation law
covid-19
^ VOSviewer
Рис. 6. Кластеры ключевых слов поля проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих (источник — lens.org)
Fig. 6. Clusters of keywords of the problem field of assessment of professional and personal qualities of public civil servants (source — lens.org)
Самостоятельно выбрать наиболее удобную для себя форму визуального представления отношений между ключевыми словами в сетевом приложении
VOSviewer online читатель может по адресу: https://app.vosviewer.com/?json=https:// drive.google.com/uc?id=1O6M7dZE7V6ujgTOyxzd6Ao-5ylHMEV-R
Анализ ключевых слов по кластерам позволил нам рассмотреть перечень ключевых понятий, образующих каждый кластер, а также силу связей между ними и вес распределения по оси координат (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2 Набор понятий поля проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, распределенных по кластерам (источник — lens.org) Set of concepts of the problem field of assessment of professional and personal qualities of civil servants, distributed by clusters (source — lens.org)
Ключевые понятия X Y Кластер Вес кластера Вес связи Год публикации
1 Adaptation -0,9962 -0,036 1 13 1 2007
2 Automation -0,9583 -0,0831 1 13 1 2007
3 Business principles -0,9969 0,0247 1 13 1 2007
4 Collaboration -1,0455 -0,0063 1 13 1 2007
5 Customization -0,9566 0,0702 1 13 1 2007
6 Decision informatics -1,0986 -0,0353 1 13 1 2007
7 Innovation -1,0617 0,0667 1 13 1 2007
8 Integration -0,9298 0,02 1 13 1 2007
9 Organization -1,0142 -0,0995 1 13 1 2007
10 Services -1,0631 -0,0776 1 13 1 2007
11 Software algorithms -1,098 0,0252 1 13 1 2007
12 Standardization -1,0121 0,0881 1 13 1 2007
13 Telecommunication -0,9302 -0,0333 1 13 1 2007
14 Epidemics -0,1275 -0,0201 2 6 1 2004
15 Globalization -0,5703 -0,0096 2 19 2005
16 Industry 0,2099 0,0137 2 1 1 2018
17 Biosecurity -0,152 -0,1636 2 2 1 2022
18 Biopolitics -0,1238 0,0187 2 6 1 2004
19 Early warning -0,1344 -0,1687 2 2 1 2022
20 Panic -0,0829 -0,0277 2 6 1 2004
21 Public health 0,1764 0,0164 2 10 2015
22 Risk -0,0825 0,0123 2 6 1 2004
23 Surveillance -0,1261 -0,0995 2 8 2013
24 Inequalities in education 1,1322 -0,1689 3 8 1 2022
25 Covid and higher education 1,1096 -0,1235 3 8 1 2022
26 Education crisis 1,0881 -0,1721 3 8 1 2022
27 International students 1,1584 -0,1326 3 8 1 2022
28 Online learning 1,0607 -0,1376 3 8 1 2022
29 Pandemic 0,8899 -0,0521 3 11 2 2022
30 Remote teaching 1,0707 -0,0937 3 8 1 2022
№ Ключевые понятия X Y Кластер Вес кластера Вес связи Год публикации
31 Research 1,1086 -0,0708 3 8 1 2022
32 Technology 1,1484 -0,0892 3 8 1 2022
33 Aviation law 0,7041 0,2767 4 3 1 2022
34 Covid-19 0,6202 0,2009 4 8 2022
35 Fighting epidemics 0,689 0,2556 4 3 1 2022
36 Mental health 0,5833 0,2463 4 2 1 2021
37 Protecting public health 0,6784 0,2819 4 3 1 2022
38 Quality of life 0,5766 0,2294 4 2 1 2021
39 War 0,5562 0,0538 4 3 1 2023
Первый кластер образуют 13 ключевых понятий, второй — 10, третий — 9, а четвертый — 7. Первый кластер понятий включает ключевые слова, связанные с информационно-коммуникационными технологиями при решении управленческих и организационных задач. Второй кластер понятий — ключевые слова в области глобальных рисков, вызовов и угроз (в том числе пандемия COVID-19). Третий кластер — исследования и технологии государственного управления в области образования. Четвертый кластер — качество жизни и психологическое здоровье общества.
Также с целью изучения обозначенной в статье проблемы нами была построена обобщенная визуализация библиометрических сетей, включающая все 270 ключевых слов (рис. 7).
Самостоятельно выбрать наиболее удобную для себя форму визуального представления отношений между ключевыми словами в сетевом приложении VOSviewer online читатель может по адресу: https://app.vosviewer.com/?json=https:// drive.google.com/uc?id=1erY2y-QGkFGyQlrS99bNWTS3lA9wwfba
Полученное облако ключевых понятий поля проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления свидетельствует о том, что развитие академических исследований по обозначенной проблематике с 1957 года по настоящее время имело достаточно фрагментарный и разрозненный характер. Перечень академических исследований, включающий 2436 записей, содержит обособленные кластеры и имеет достаточно низкое количество связей. Наибольший вес имеет кластер, включающий следующие ключевые слова: государственное управление в сфере здравоохранения, глобализация, адаптация, COVID-19, государственная и национальная безопасность, бизнес-процессы, глобальный кризис, кризис образования и кризис медицины (рис. 8).
Полученные результаты могут быть проинтерпретированы с позиции высокой актуальности и значимости трансформации всех социально-политических и экономических процессов, к которым привела пандемия COVID-19 во всем мире. Вспышка заболеваемости коронавирусом оказала отсроченный, но масштабный эффект на модернизацию сферы государственного
Рис. 7. Перечень ключевых слов поля проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих (источник — lens.org) Fig. 7. List of key words of the field of the problem of assessment of professional and personal qualities of public civil servants (source — lens.org)
Рис. 8. Кластер ключевых слов поля проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих (источник — lens.org)
Fig. 8. Cluster of keywords of the field of the problem of assessment of professional and personal qualities of public civil servants (source — lens.org)
и муниципального управления; на характер деятельности государственных гражданских служащих; на стратегические цели и задачи управленческих кадров государственной гражданской службы. Кризис в сфере здравоохранения 2019 года обнажил слабые стороны системы государственного управления как на национальном, так и на мировом уровне. Как следствие возникшего кризиса в научном сообществе среди ученых и практиков стали активно разрабатываться новые подходы и технологии стратегического государственного планирования и управления; методы принятия управленческих решений; направления стратегий социально-экономического развития территорий и многое другое. Следуя логике высказанного предположения, для реализации третьего этапа исследования — теоретического анализа академических исследований, отобранных по кластерам ключевых понятий поля обозначенной проблемы — целесообразным представляется осуществить обзор научных работ в период с 2019 года по настоящее время.
Уточнение поискового запроса в lens.org позволил получить 310 библиографических записей по проблеме оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, опубликованных в период с 2019 по настоящее время. Далее полученный библиографический перечень данных из lens.org был экспортирован в формате RIS в программу Zotero для проведения качественного анализа научных публикаций по обозначенной проблеме исследования.
Результаты качественного анализа отобранных рукописей будут представлены в следующих научных изысканиях автора, так как полученные данные представляют собой отдельное направление исследовательского вопроса.
Выводы
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что развитие научных исследований в психологической науке и практике государственного и муниципального управления, посвященные в той или иной степени вопросам разработки и реализации методов оценки государственных гражданских служащих, происходило в рамках следующих направлений:
1) информационные технологии, возможности цифровизации системы государственного управления в целом и оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих в частности;
2) реформирование и модернизация системы государственного и муниципального управления под влиянием глобальных вызовов и угроз; необходимость разработки новых подходов, технологий и методов оценки государственных гражданских служащих как ответ на современные социально-политические и экономические риски;
3) развитие системы образования; формирование новых компетенций, необходимых для успешной и эффективной реализации деятельности на государственной гражданской службе; развитие института кадрового управленческого резерва;
4) включение в общемировую повестку вопросов, связанных с сохранением психологического благополучия общества посредством развития государственной системы управления.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить ограничения и недостатки представленного исследования. В качестве исследовательского вопроса нами была поставлена задача осуществить теоретический анализ проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в психологической науке и практике государственного и муниципального управления. Однако в процессе определения и обоснования выборочной совокупности исследования стало очевидно, что объем полученных данных требует дополнительных итераций по конкретизации объекта и предмета анализа, а также предварительного описания массива библиографических данных. В связи с этим материалы данной статьи посвящены не столько теоретическому качественному анализу проблемы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, сколько развитию научных представлений и описанию ключевых направлений академических исследований системы государственного и муниципального управления в психологической науке и практике государственного администрирования.
Список источников
1. Leipzig, J., Nüst, D., Hoyt, C. T., Ram, K., & Greenberg, J. (2021). The role of metadata in reproducible computational research. Patterns, 2(9), 100322.
2. Wilkinson, M. D., Dumontier, M., Aalbersberg, I. J., Appleton, G., Axton, M., Baak, A., .... & Mons, B. (2016). The FAIR Guiding Principles for scientific data management and stewardship. Sci. Data, 3(1), 160018.
3. Вьет, Н. Т., и Кравец, А. Г. (2022). Новый метод прогнозирования технологических трендов на основе анализа научных статей и патентов. International Journal of Open Information Technologies, 10, 10.
4. Bao, L. (2023). Development of socially sustainable transport research: A biblio-metric and visualization analysis. Travel Behav. Soc., 30, 60-73.
5. Cadwallader, L., & Hrynaszkiewicz, I. (2022). A survey of researchers' code sharing and code reuse practices, and assessment of interactive notebook prototypes. PeerJ., 10, e13933.
6. Cobo, M. J. (2012). SciMAT: A new science mapping analysis software tool. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63, 1609-1630.
7. The Nuffield Foundation: Report for 1956-57. (1957). Nature, 180, 4592, 896-898. https://www.nature.com/articles/180896a0.pdf
8. British Defence Research and Development. (1960). Nature, 187, 177-181. https://doi.org/10.1038/187177a0
9. Дудко, В. В., и Патаракин, Е. Д. (2023). Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета, 15, 1(65), 150-167. EDN PZYIBG. https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167
10. Белолуцкая, А. К., Вачкова, С. Н., и Патаракин, Е. Д. (2023). Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик. Образование и саморазвитие, 18(2), 37-55. EDN KESFBF. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04
11. McParland, M. (1960). Finland's medical services. I.J.M.S. 35, 310-335. https://doi.org/10.1007/BF02945577
12. Bakici, T., Almirall, E. & Wareham, J. (2013). A Smart City Initiative: the Case of Barcelona. JKnowlEcon, 4, 135-148. https://doi.org/10.1007/s13132-012-0084-9
References
1. Leipzig, J., Nüst, D., Hoyt, C. T., Ram, K., & Greenberg, J. (2021). The role of metadata in reproducible computational research. Patterns, 2(9), 100322.
2. Wilkinson, M. D., Dumontier, M., Aalbersberg, I. J., Appleton, G., Axton, M., Baak, A., .... & Mons, B. (2016). The FAIR Guiding Principles for scientific data management and stewardship. Sci. Data, 3(1), 160018.
3. Viet N. T, & Kravets A. G. (2022). A new method for predicting technological trends based on the analysis of scientific articles and patents. International Journal of Open Information Technologies, 10, 10. (In Russ.).
4. Bao, L. (2023). Development of socially sustainable transport research: A biblio-metric and visualization analysis. TravelBehav. Soc., 30, 60-73.
5. Cadwallader, L., & Hrynaszkiewicz, I. (2022). A survey of researchers' code sharing and code reuse practices, and assessment of interactive notebook prototypes. PeerJ., 10, e13933.
6. Cobo, M. J. (2012). SciMAT: A new science mapping analysis software tool. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63, 1609-1630.
7. The Nuffield Foundation: Report for 1956-57. (1957). Nature, 180, 4592, 896-898. https://www.nature.com/articles/180896a0.pdf
8. British Defence Research and Development. (1960). Nature, 187, 177-181. https://doi.org/10.1038/187177a0
9. Dudko, V. V., & Patarakin, E. D. (2023). Research of scientific schools of the university by means of bibliometric mapping. Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University, 15, 1(65), 150-167. (In Russ.). EDN PZYIBG. https://doi. org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167
10. Belolutskaya, A. K., Vachkova, S. N., & Patarakin, E. D. (2023). The connection of the digital learning component with the development of preschool and school-age children: a review of research and international educational practices. Education and self-development, 18, 2, 37-55. (In Russ.). EDN KESFBF. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04
11. McParland, M. (1960). Finland's medical services. I.J.M.S. 35, 310-335. https://doi.org/10.1007/BF02945577
12. Bakici, T., Almirall, E. & Wareham, J. (2013). A Smart City Initiative: the Case of Barcelona. J Knowl Econ 4, 135-148 https://doi.org/10.1007/s13132-012-0084-9
Статья поступила в редакцию: 01.07.2023; The article was submitted: 01.07.2023; одобрена после рецензирования: 25.08.2023; approved after reviewing: 25.08.2023; принята к публикации: 14.09.2023. accepted for publication: 14.09.2023.
Информация об авторе:
Валентина Борисовна Салахова — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета; ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности, Российская академия наук, Москва, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5056-6518
Эльвира Абдулбариевна Иванова — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарного образования и социологии, Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевск, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0693-1765
Information about author:
Valentina B. Salakhova — PhD in Psychology, Leading Researcher, Moscow City University; Leading Researcher, Centre for Security Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5056-6518
Elvira A. Ivanova — PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Sociology of the Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0693-1765