ББК 87.0
ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Е.А. Дубровская
В современном обществе нарастает процесс отчуждения, в рамках которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, которая становится выше своих творцов, подавляет их. Нарастание данного процесса ставит под сомнения возрастание уровня эмансипации в современном обществе. Проблема отчуждения является одной из наиболее многоаспектных, так как можно говорить об отчуждении человека от природы, общественных связей, социальных вещей, от самой жизни и самого себя
Ключевые слова: отчуждение, техногенная цивилизация, техносфера, личность
Проблема отчуждения сформулирована и развита в основном еще в XIX столетии представителями классической немецкой философии, материалистической антропологии и классического марксизма. Но эта проблема является одной из наиболее серьезных проблем и в современной философии. Возникновение потребности в ее проблематизации у ряда выдающихся мыслителей XIX и XX вв. сопряжено прежде всего с глубоким воздействием стремительного развития отчуждения, серьезно изменившей положение человека в мире.
Отчуждение — это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждающий механизм связан с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка, а также отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества, исключенности человека из общественных связей; утрата индивидуумом своего «я», разрушение
аутентичности личности
Проблеме отчуждения уделяется много внимания, особенно в работах К.Маркса. Он глубоко исследовал эту проблему в политикоэкономическом аспекте. Каждая историческая эпоха характеризуется своей мерой отчуждения человека. Отчуждение в рамках марксистской традиции истолковывалось как форма выражения
противоречий каждой исторической ступени развития общества. Смысл марксистской концепции общественного прогресса может быть представлен как процесс снятия отчуждения человека. Важным моментом в учении Маркса является связь отчуждения с частной собственностью,
порождающей такие общественные отношения, при которых деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную, враждебную человеку силу, господствующую над ним.
Дубровская Елена Алексеевна - ВГТУ, ассистент, тел. (4732) 46-42-22
Социализм, по К. Марксу, уничтожая коренные источники отчуждения - частную собственность, эксплуатацию и т.д. - в ходе своего развития ведет к полному преодолению отчуждения. Иными словами, в рамках марксистской традиции будущее общество мыслилось как общество без отчуждения.
Что же мы можем сказать о современном мире? Сейчас можно зафиксировать факт расширения базы отчуждения, которое приобретает все новые формы своего проявления. Не случайно все больше стали говорить о том, что одной из характерных черт современности является появление такого типа отчуждения человека, который приводит к утрате смысла жизни. И действительно, угроза жизни человека приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей ценности стала выступать сама жизнь в глобальном масштабе. Техногенная цивилизация в значительной мере оказалась ориентированной на человека как элемент технологического процесса, который нацелен лишь на экономическую прибыль, на любую свою выгоду. Проблема отчуждения и кризиса современного мира не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. Именно с таким названием в 20-е годы
Н. Бердяев пишет статью, в которой подчеркивает, что вопрос о технике сегодня стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. «В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета любви» [1].
Стоит отметить, что отчуждение в современном постиндустриальном обществе имеет свои особенности. Если раньше отчуждение представало в форме чуждых, мрачных, враждебных человеку сил, в форме власти создания над своим создателем, в форме чудовища Франкенштейна, то в настоящее время отчуждение одевается в крайне привлекательные одежды. Отчуждение предстаёт в формах предельной "прилаженности" предметного мира к человеку, его желаниям, что не даёт возможности выработать защитные механизмы, с
помощью которых человек может зафиксировать свою автономность, обособленность от знакового, вещного, идеологического, социального окружения. Человек становится "обусловленным", "вещью", сам того не замечая. Человек отчуждается даже в своих естественных потребностях, руководствуясь идеологией современного общества потребления. Таким образом, происходит утрата личности под воздействием общественного.
Одной из форм отчуждения можно обозначить как отчуждение в культуре. Здесь центральной фигурой становится автор, утративший свои характеристики в системе массовой культуры, где происходит отчуждение и овеществление творчества, причем, проблема оказывается глубже, ибо происходит отчуждение процесса и замысла. Отчуждение проникает в сам процесс творчества современного автора. Он все более становится заложником моды и шаблона, с одной стороны, заказа и публичной популярности - с другой. Как раб шаблона он спускается от творения нового мира к комбинированию известных вариантов уже имеющейся темы. Помимо этого, творчество ориентировано на публику, и это также ограничивает творца в процессе создания произведения. При этом культура понимается как самодвижущаяся система, которая отчуждает и воспроизводит по-своему качества живого в себе самой, тем самым становясь реализацией жизни рода в системе культуры.
Также отчуждение проявляется в изменении человека под воздействием технического. Здесь речь уже идет не столько о манипулировании сознанием человека, сколько об изменении телесности человека. С одной стороны человек в угоду общественным стандартам пытается искусственным образом модифицировать свое тело с помощью различных диетических методик, бодибилдинга, косметической хирургии и т. д. С другой стороны, человек внедряет в себя искусственные имплантанты для манипуляции машиной. Машина, как искусственный организм более удовлетворяет желаниям современного человека чем «устаревшее» живое тело. Проводятся опыты по введению в мозг и руку микрочипов, дающие человеку больше возможностей для манипулирования компьютерами, нежели обычно. Это ставит проблему соотношения человеческого и нечеловеческого. Когда человек, утративший свою индивидуальность под воздействием общественных стандартов и
технических воздействий массовой культуры, утрачивает свою естественную телесность. Конечно, нельзя не сказать, что технический прогресс создает возможности для подержания здоровья и
сохранения жизни множеству людей, путем создания искусственных органов. Но этим воздействие технического на человека, к
сожалению, не ограничивается, так как налицо усиливающиеся негативные последствия воздействия технического. Общество, сделав ставку не на духовность, а на комфорт как высшую
ценность, с неизбежностью втискивает человека в чуждый ему технизированный мир, в котором он вынужден подчиняться чуждым его природе законам, т. е. отчуждается от самой жизни. В то же время общественное сознание оказывается не в состоянии усвоить простой и уже ставший очевидным факт: если цивилизация техногенного типа не осуществит коррекцию своих целей, то экологический апокалипсис не за горами. Технизированное влияние на среду обитания человека подошло к критической черте. Масштабы включения человечества в быстро протекающие технические процессы беспрецедентны.
Техносфера, развивающаяся по законам максимизации информо- и энергоемкости на элементарный акт технического прогресса, усиливает интенсивность своего воздействия на биосферу, являющуюся общепланетарным жизнеобеспечивающим средством.
Глобальность экологического кризиса выражает глобальность отчуждения человека от природы, частью которой он является. Внедрение технологических процессов в совокупность геологических процессов выявило качественно новый этап глобального отчуждения человека от природных условий своего существования.
Усиление мощности техносферы без учета
коэволюционных критериев становится грозным явлением, отчуждающим человека от среды обитания.
А можно ли избавить человечество от всего этого. Послушаем философа. «Искание
окончательного избавления от страдания и несчастья человека во внешней сфере организации жизни есть величайшая рационалистическая иллюзия... Нельзя организовать человеческое счастье, нельзя рационально-технически победить тяготеющий над человеком рок, трагические противоречия жизни, смерть, уничтожить тайну... Во избежание недоразумений нужно сказать: несчастья и страдания человека, связанные с чудовищными социальными неравенствами, с горькой нуждой и рабством человека, могут и должны быть преодолены и устранены. Можно победить социальную несправедливость, эксплуатацию человека человеком. Это может сделать новая организация человеческого общества. Но этим не устранится, а лишь усилится внутренний трагизм жизни, тоска станет еще большей, и явится более напряженная духовность, ныне задавленная внешними несчастьями и неустройством общества» [1]. В этих словах Н. Бердяева пессимизма столько же, сколько глубины в осмыслении проблемы -победить и преодолеть внешнее отчуждение, в конце концов, можно, скажем, разумным общественным устройством, проблема в загадке человеческого существования. «...Человек есть
существо, ищущее избавления и освобождения, освобождения не внешнего только, но и внутреннего, не социального только, но и духовного». Выявленные в эпоху Интернета формы
внутреннего, духовного отчуждения являются лишь малой частью того обильного многообразия человеческих чуждостей, тем не менее, мы ищем новые решения извечных проблем. Одним из спорных, но популярных способов преодоления человеческого отчуждения в современном мире является виртуальная реальность и ее хорошо известная разновидность - компьютерные игры. Компьютерные игры - разновидность механизма манипулирования сознанием человека с помощью систем виртуальных, имитационных реальностей, способ испытывать необычные чувства, погружаясь в измененное состояние сознания, формировать и закреплять какие-то умения. Наука, используя понятие внутреннего виртуального состояния, связанного с нашим воображаемым миром грез, мечтаний и позитивной творческой деятельности, берет его за основу в выработке методики преодоления отчуждения. Искусственно
сотворенная вне человека виртуальная реальность может создавать те условия, которые ему интересны и доставят те ощущения, которые ему хочется
испытать. Это позволит ему отвлечься от реальных, отчуждающих его от подлинно человеческого бытия событий. Но разве таким образом, техника не отчуждает человека от его самости, от его сущности, делая человеческое существование неподлинным бытием?
В современном обществе нарастает процесс отчуждения. И этот процесс ставит под сомнения возрастания уровня эмансипации личности, а также вообще проблематизирует вопросы о свободе, о смысле жизни, о человечности, подлинности бытия человека в современном обществе.
Литература
1. Бердяев Н. Человек и машина: Проблема
социологии и метафизики техники / Н. Бердяев // Вопросы философии. — 1989. № 2.
2. Нарский И. Об историко-философском развитии понятия отчуждение / И. Нарский // Философские науки. 1963, №4.
3. Ойзерман Т. Человек и его отчуждение / Т. Ойзерман // Человек и эпоха. М., 1964.
Воронежский государственный технический университет
THE PROBLEM OF ALIENATION IN A TECHNOGENIC CIVILIZATION
Е.А. БиЬгоу8кауа
In the modem society the process of alienation is increasing. In this process there is a transformation of results and products of people's activity into independent force which is becoming above its creators and suppressing them. Increase of this process puts under doubts increase(growth) of emancipation 's level in a modern society. The problem of alienation is one of the most multidimensional as it is possible to speak about person's alienation from nature, public relations, social things, from the life and himself
Key words: alienation, a technogenic civilisation, a technosphere, the person