ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 60-61.
УДК 17.035.1
А.В. Гидлевский, Т.А. Здриковская, Р.А. Зотов
ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ АЛЬТРУИЗМА
Рассматриваются истоки основных ошибок ученых в объяснении альтруизма. Выявляется система заблуждений, препятствующих развитию научной теории морали и нравственности.
Ключевые слова: альтруизм, эмпатия, основания альтруизма, проявления альтруизма.
Понятие альтруизма (альтруизм) - это психический конструкт (совокупность программ жертвенности, совокупность добродетелей), вынуждающий индивидов делать добрые дела. Термин «альтруизм», введенный в обиход О. Контом, означал у данного философа оппозицию эгоизму и предполагал смысл «живи для других».
Добрые дела - это альтруистические (жертвенные) поступки, совершаемые под воздействием наследственных факторов и воспитания. Мы привели общую точку зрения на добродетели, свойственную в основном философам нехристианского мировоззрения, в частности Сократу, Аристотелю, стоикам. Некоторые философы эпохи просвещения «очистили душу» от альтруизма, наградив человека разумным эгоизмом, клыками и когтями в борьбе за место под солнцем. Русская религиозная философия «под крышей» Бога поместила в фундамент нравственного, альтруистического поведения сострадание. Современные российские этики унаследовали русско-религиозную точку зрения Вл. Соловьева (но без упоминания имени Господа) вместе с фактическим отрицанием генетической составляющей альтруизма. Современная западная этика феноменологична и к тому же весьма робко занимается выяснением глубинных причин альтруизма. При этом, вследствие узкой специализации западных исследователей и отсутствия у них серьезного отношения к условиям проводимых этологических экспериментов, данные ученые продвигаются в исследовании проблемы альтруизма поразительно низкими темпами, совершая массу очевидных ошибок. Российские исследователи альтруизма продвигаются, за редкими исключениями, в обратном направлении - в средневековую донаучность.
Рассмотрим кратко некоторые ошибки в современных объяснительных моделях, касающихся альтруизма.
Вполне здравое понимание эмпатии как сочувствия, сострадания, положенное в основу ряда экспериментов по дифференциации эгоистов и альтруистов среди некоторых видов [1; 2], серьезно изменяется у российских представителей современной этической мысли [3]. И.Г. Лаверычева, в соответствии с существующей отечественной этической парадигмой, фактически отрицает иррациональный характер эмпатии. Данная позиция загоняет в тупик исследования проблем альтруизма в России, поскольку и неспециалисту понятно, что эмпатия - всего лишь реакция психики на придание другому собственных свойств.
Многие биологи полагают в основания классификации альтруизма отбор родственников (кин-отбор) (Д. Дьюсбери, Э. Майр, О. Солбриг,
У. Гамильтон и др.). Однако уточнение «родственной» модели показывает, что кин-отбор не связан с альтруизмом (О. Меннинг, В. Грант, Э. Аскова). Данный факт также требует дополнительных исследований.
Генетические исследования альтруизма в последнее время претерпевают методологическую трансформацию. Так, Б. Фукс является сторонником гипотезы о возможности перепрограммирования генов альтруизма
© А.В. Гидлевский, Т.А. Здриковская, Р.А. Зотов, 2014
Проблема оснований и проявлений альтруизма
61
и эгоизма. Он пишет: «В основе принципиального изменения социального поведения (social recognition, social memory & social behavior) масс людей лежат не мутационные, а регуляторные изменения генов рецепторов гормонов окситоцина и вазопрес-сина в мозге человека в течение первых 1015 лет жизни» [4, с. 9]. Если данная гипотеза найдет научное подтверждение, то всех эгоистов за несколько лет можно будет трансформировать в альтруистов, и наоборот.
Эксперименты показали, что среди крыс, кроликов, обезьян и людей % численности самцов - эгоисты и лишь / - альтруисты [1, с. 29]. Однако в работе [5] приводятся следующие данные. Среди крыс 20 % эгоистов, 20 % альтруистов и 60 % конформистов. По мнению И.Г. Лаверычевой, «настоящих наследственных альтруистов... только 6 %, мягких эгоистов... - 25 %, умеренных эгоистов... - 38 %, крайних эгоистов - 31 %» [3, с. 18-19]. Таким образом, разброс данных о численности альтруистов среди людей приблизительно оставляет от 6 % до 30 %, что, конечно же, также требует уточнения.
У целого ряда исследователей (в особенности это относится к российской науке) имеет место заблуждение относительно наличия у эгоистов высоких интеллектуальных способностей. Однако в отличие от альтруистов, действительно обладающих высоким уровнем интеллекта, эгоисты используют готовые стереотипы поведения вследствие иной морфологии мозга и, по данной причине, бессильны в решении сложных, неожиданных задач. Относящаяся к данному утверждению информация имеется, в частности, в [2, с. 45-47; 6].
Концептуальный каркас современной российской этики метафоричен, далек от науки и здравого смысла и практически не включает альтруизм в свое основание. А
между тем помещение понятия альтруизма в основания теоретической этики позволяет выстроить простую и понятную логику теории морали и нравственности. Так, например, понятие ответственности как заботы практически совпадает по смыслу с понятием альтруизма, а понятие свободы как возможности основывается на классификации поступков людей по шкале «альтруизм - эгоизм». Добавим, что в большинстве этических категорий ничтоже сумняшеся фиксируются проявления альтруизма.
Мы рассмотрели всего лишь несколько примеров затруднений в объяснении альтруизма. Но уже из них видно, что серьезные исследования альтруизма, по большому счету, еще и не начинались. Причины тому мы видим в современных идеологических установках относительно развития реальной науки вообще и науки о морали и нравственности в особенности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. :
Наука, 1987. 269 с.
[2] Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. :
Наука, 1981. 216 с.
[3] Лаверычева И. Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2009. 23 с.
[4] Фукс Б. Программирование генов мозга и проблема социального поведения человека. Ш1_: http://russianscientist.org/files/Conference/2012/ 2012_FOUX-28.pdf.
[5] Правоторов Г.В. Альтруизм как врождённое
свойство. иР1_: http://www.ethology.ru/library/
?id=89.
[6] Березина Т. Н. Пространственно-временные характеристики личных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1988. Т. 19. № 4. С. 13-26.