Научная статья на тему 'Проблема оснований и проявлений альтруизма'

Проблема оснований и проявлений альтруизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1258
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТРУИЗМ / ЭМПАТИЯ / ОСНОВАНИЯ АЛЬТРУИЗМА / ПРОЯВЛЕНИЯАЛЬТРУИЗМА / ALTRUISM / EMPATHY / GROUNDS OF ALTRUISM / MANIFESTATIONS OF ALTRUISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гидлевский А. В., Здриковская Т. А., Зотов Р. А.

Рассматриваются истоки основных ошибок ученых в объяснении альтруизма. Выявляется система заблуждений, препятствующих развитию научной теории морали инравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the grounds and manifestations of altruism

The paper considers the sources and scientists' main mistakes in the explication of altruism. The system of delusions which impede the development of the scientific theory of morality is revealed.

Текст научной работы на тему «Проблема оснований и проявлений альтруизма»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 60-61.

УДК 17.035.1

А.В. Гидлевский, Т.А. Здриковская, Р.А. Зотов

ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ АЛЬТРУИЗМА

Рассматриваются истоки основных ошибок ученых в объяснении альтруизма. Выявляется система заблуждений, препятствующих развитию научной теории морали и нравственности.

Ключевые слова: альтруизм, эмпатия, основания альтруизма, проявления альтруизма.

Понятие альтруизма (альтруизм) - это психический конструкт (совокупность программ жертвенности, совокупность добродетелей), вынуждающий индивидов делать добрые дела. Термин «альтруизм», введенный в обиход О. Контом, означал у данного философа оппозицию эгоизму и предполагал смысл «живи для других».

Добрые дела - это альтруистические (жертвенные) поступки, совершаемые под воздействием наследственных факторов и воспитания. Мы привели общую точку зрения на добродетели, свойственную в основном философам нехристианского мировоззрения, в частности Сократу, Аристотелю, стоикам. Некоторые философы эпохи просвещения «очистили душу» от альтруизма, наградив человека разумным эгоизмом, клыками и когтями в борьбе за место под солнцем. Русская религиозная философия «под крышей» Бога поместила в фундамент нравственного, альтруистического поведения сострадание. Современные российские этики унаследовали русско-религиозную точку зрения Вл. Соловьева (но без упоминания имени Господа) вместе с фактическим отрицанием генетической составляющей альтруизма. Современная западная этика феноменологична и к тому же весьма робко занимается выяснением глубинных причин альтруизма. При этом, вследствие узкой специализации западных исследователей и отсутствия у них серьезного отношения к условиям проводимых этологических экспериментов, данные ученые продвигаются в исследовании проблемы альтруизма поразительно низкими темпами, совершая массу очевидных ошибок. Российские исследователи альтруизма продвигаются, за редкими исключениями, в обратном направлении - в средневековую донаучность.

Рассмотрим кратко некоторые ошибки в современных объяснительных моделях, касающихся альтруизма.

Вполне здравое понимание эмпатии как сочувствия, сострадания, положенное в основу ряда экспериментов по дифференциации эгоистов и альтруистов среди некоторых видов [1; 2], серьезно изменяется у российских представителей современной этической мысли [3]. И.Г. Лаверычева, в соответствии с существующей отечественной этической парадигмой, фактически отрицает иррациональный характер эмпатии. Данная позиция загоняет в тупик исследования проблем альтруизма в России, поскольку и неспециалисту понятно, что эмпатия - всего лишь реакция психики на придание другому собственных свойств.

Многие биологи полагают в основания классификации альтруизма отбор родственников (кин-отбор) (Д. Дьюсбери, Э. Майр, О. Солбриг,

У. Гамильтон и др.). Однако уточнение «родственной» модели показывает, что кин-отбор не связан с альтруизмом (О. Меннинг, В. Грант, Э. Аскова). Данный факт также требует дополнительных исследований.

Генетические исследования альтруизма в последнее время претерпевают методологическую трансформацию. Так, Б. Фукс является сторонником гипотезы о возможности перепрограммирования генов альтруизма

© А.В. Гидлевский, Т.А. Здриковская, Р.А. Зотов, 2014

Проблема оснований и проявлений альтруизма

61

и эгоизма. Он пишет: «В основе принципиального изменения социального поведения (social recognition, social memory & social behavior) масс людей лежат не мутационные, а регуляторные изменения генов рецепторов гормонов окситоцина и вазопрес-сина в мозге человека в течение первых 1015 лет жизни» [4, с. 9]. Если данная гипотеза найдет научное подтверждение, то всех эгоистов за несколько лет можно будет трансформировать в альтруистов, и наоборот.

Эксперименты показали, что среди крыс, кроликов, обезьян и людей % численности самцов - эгоисты и лишь / - альтруисты [1, с. 29]. Однако в работе [5] приводятся следующие данные. Среди крыс 20 % эгоистов, 20 % альтруистов и 60 % конформистов. По мнению И.Г. Лаверычевой, «настоящих наследственных альтруистов... только 6 %, мягких эгоистов... - 25 %, умеренных эгоистов... - 38 %, крайних эгоистов - 31 %» [3, с. 18-19]. Таким образом, разброс данных о численности альтруистов среди людей приблизительно оставляет от 6 % до 30 %, что, конечно же, также требует уточнения.

У целого ряда исследователей (в особенности это относится к российской науке) имеет место заблуждение относительно наличия у эгоистов высоких интеллектуальных способностей. Однако в отличие от альтруистов, действительно обладающих высоким уровнем интеллекта, эгоисты используют готовые стереотипы поведения вследствие иной морфологии мозга и, по данной причине, бессильны в решении сложных, неожиданных задач. Относящаяся к данному утверждению информация имеется, в частности, в [2, с. 45-47; 6].

Концептуальный каркас современной российской этики метафоричен, далек от науки и здравого смысла и практически не включает альтруизм в свое основание. А

между тем помещение понятия альтруизма в основания теоретической этики позволяет выстроить простую и понятную логику теории морали и нравственности. Так, например, понятие ответственности как заботы практически совпадает по смыслу с понятием альтруизма, а понятие свободы как возможности основывается на классификации поступков людей по шкале «альтруизм - эгоизм». Добавим, что в большинстве этических категорий ничтоже сумняшеся фиксируются проявления альтруизма.

Мы рассмотрели всего лишь несколько примеров затруднений в объяснении альтруизма. Но уже из них видно, что серьезные исследования альтруизма, по большому счету, еще и не начинались. Причины тому мы видим в современных идеологических установках относительно развития реальной науки вообще и науки о морали и нравственности в особенности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. :

Наука, 1987. 269 с.

[2] Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. :

Наука, 1981. 216 с.

[3] Лаверычева И. Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2009. 23 с.

[4] Фукс Б. Программирование генов мозга и проблема социального поведения человека. Ш1_: http://russianscientist.org/files/Conference/2012/ 2012_FOUX-28.pdf.

[5] Правоторов Г.В. Альтруизм как врождённое

свойство. иР1_: http://www.ethology.ru/library/

?id=89.

[6] Березина Т. Н. Пространственно-временные характеристики личных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1988. Т. 19. № 4. С. 13-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.