Научная статья на тему 'Проблема определения учебной самостоятельности студентов языковых факультетов как условие разработки методического сопровождения учебного процесса'

Проблема определения учебной самостоятельности студентов языковых факультетов как условие разработки методического сопровождения учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОНОМИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ / INDEPENDENCE / LEARNER'S INDEPENDENCE / AUTONOMY / SELF-ORGANIZATION / POLYLINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION / FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микова И. С.

Изложены результаты теоретического исследования понятия учебной самостоятельности студентов языковых специальностей. С целью анализа проблемы определения учебной самостоятельности обучающихся была сформирована цепочка понятий: самостоятельность учебная самостоятельность учебная самостоятельность студента учебная самостоятельность студента языкового факультета. В результате ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы были выявлены ключевые характеристики основополагающего феномена самостоятельности. К данным характеристикам относятся интегративность и многокомпонентность, включающая наличие устойчивых мотивов, способность к целеполаганию, саморегуляцию, самоконтроль и рефлексию. На основе данных характеристик сформировано обобщенное определение понятия «самостоятельность», а также продемонстрирована его корреляция с понятием «автономия» в отечественных и зарубежных исследованиях. Полученные данные были использованы для анализа ключевого понятия исследования учебной самостоятельности, которое понимается как свойство личности, которая готова и способна к самостоятельной учебной деятельности на основе устойчивой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании в течение всей жизни. Необходимость формирования данного свойства личности в высшей школе обусловлена не только требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, но и особенностями учебного процесса в вузе и на факультете иностранных языков, в частности. К ним относятся бо́льшая интенсивность самостоятельной работы, научно-исследовательская деятельность, тесная связь теории с практикой и практическая направленность обучения. Указанные факторы, а также особенности самих учащихся с разными исходными возможностями, потребностями и потенциалом развития детерминируют целесообразность формирования учебной самостоятельности именно на начальном этапе обучения посредством индивидуализированного вводно-коррективного курса, направленного на развитие каждого из компонентов учебной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEFINING LEARNER’S INDEPENDENCE OF STUDENTS OF A FOREIGN LANGUAGE FACULTY AS A PRECONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF TEACHING MATERIALS

The article deals with the notion of “learner’s independence” applied to the students of the Faculty of Foreign Languages. The theoretical research was carried out according to the following steps: independence learner’s independence students’ independence students’ independence at the Faculty of Foreign Languages. Following the study of literature on psychology and pedagogics the main characteristics of independence have been highlighted. They are integrity and complexity including strong motivation, capability of goal-setting, self-regulation, self-assessment and self-reflection. On the basis of these characteristics the definition of “independence” was derived and correlated with the notion “autonomy” in Russian and foreign researches. The derived data was used for the analysis of learner’s independence, which can be defined as a trait of a person who is ready for, and capable of, independent learning based on a strong need for self-development and self-improvement through the whole life. The necessity to build this trait in higher educational establishments is determined by both the requirements of the National Educational Standard of higher education and peculiarities of the educational process at the University and at the Faculty of Foreign Languages in particular. The latter include a bigger amount of independent work, research activities, a close connection between theory and practice. The abovementioned factors, as well as difference in students’ abilities, needs and development potential, determine the advisability to develop students’ independence within the first year of studies with the help of individualized remedial course aimed at the development of its components.

Текст научной работы на тему «Проблема определения учебной самостоятельности студентов языковых факультетов как условие разработки методического сопровождения учебного процесса»

УДК 378

DOI: 10.15593/2224-9389/2018.1.16

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация

И.С. Микова

Получена: 31.01.2018 Принята: 15.03.2018 Опубликована: 30.03.2018

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Изложены результаты теоретического исследования понятия учебной самостоятельности студентов языковых специальностей. С целью анализа проблемы определения учебной самостоятельности обучающихся была сформирована цепочка понятий: самостоятельность - учебная самостоятельность - учебная самостоятельность студента - учебная самостоятельность студента языкового факультета. В результате ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы были выявлены ключевые характеристики основополагающего феномена - самостоятельности. К данным характеристикам относятся интегративность и многокомпонентность, включающая наличие устойчивых мотивов, способность к целеполаганию, саморегуляцию, самоконтроль и рефлексию. На основе данных характеристик сформировано обобщенное определение понятия «самостоятельность», а также продемонстрирована его корреляция с понятием «автономия» в отечественных и зарубежных исследованиях. Полученные данные были использованы для анализа ключевого понятия исследования - учебной самостоятельности, которое понимается как свойство личности, которая готова и способна к самостоятельной учебной деятельности на основе устойчивой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании в течение всей жизни. Необходимость формирования данного свойства личности в высшей школе обусловлена не только требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, но и особенностями учебного процесса в вузе и на факультете иностранных языков, в частности. К ним относятся большая интенсивность самостоятельной работы, научно-исследовательская деятельность, тесная связь теории с практикой и практическая направленность обучения. Указанные факторы, а также особенности самих учащихся с разными исходными возможностями, потребностями и потенциалом развития детерминируют целесообразность формирования учебной самостоятельности именно на начальном этапе обучения посредством индивидуализированного вводно-коррективного курса, направленного на развитие каждого из компонентов учебной самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельность, учебная самостоятельность, автономия, самоорганизация, полилингвальная образовательная среда, высшее образование, языковой факультет.

I.S. Mikova Received: 31.01.2018

Accepted: 15.03.2018

r, P. . ,, .. ■ n . ... .. Published: 30.03.2018

Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russian Federation

THE PROBLEM OF DEFINING LEARNER'S INDEPENDENCE OF STUDENTS OF A FOREIGN LANGUAGE FACULTY AS A PRECONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF TEACHING MATERIALS

The article deals with the notion of "learner's independence" applied to the students of the Faculty of Foreign Languages. The theoretical research was carried out according to the following steps: independence - learner's independence - students' independence - students' independence at the Faculty of Foreign Languages. Following the study of literature on psychology and pedagogics the main characteristics of independence have been highlighted. They are integrity and complexity including strong motivation, capability of goal-setting, self-regulation, self-assessment and self-reflection. On the basis of these characteristics the definition of "independence" was derived and correlated with the notion "autonomy" in Russian and foreign researches. The derived data was used for the analysis of learner's independence, which can be defined as a trait of a person who is ready for, and capable of, independent learning based on a strong need for self-development and self-improvement through the whole life. The necessity to build this trait in higher educational establishments is determined by both the requirements of the National Educational Standard of higher education and peculiarities of the educational process at the University and at the Faculty of Foreign Languages in particular. The latter include a bigger amount of independent work, research activities, a close connection between theory and practice. The abovementioned factors, as well as difference in students' abilities, needs and development potential, determine the advisability to develop students' independence within the first year of studies with the help of individualized remedial course aimed at the development of its components.

Keywords: independence, learner's independence, autonomy, self-organization, polylingual educational environment, higher education, the Faculty of Foreign Languages.

Последние изменения требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) детерминировали развитие личности студентов как приоритетную задачу образовательного процесса в высшей школе. Обучающийся нового поколения - это человек, способный свободно и творчески мыслить, самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, обладающий потребностью в непрерывном саморазвитии и самообразовании. Были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, актуализирована важность создания инновационного образовательного пространства, которое предусматривает обеспечение необходимых условий для формирования компетентного работника в той или иной профильной сфере [1]. Вследствие этого на первый план выдвигается важность формирования учебной самостоятельности студентов вуза как обобщенного свойства личности, необходимого для успешной учебной и последующей профессиональной деятельности.

В исследовании, проведенном на базе факультета иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

(ПГГПУ), первостепенной задачей стало определение учебной самостоятельности обучающихся, поскольку изучение особенностей данного свойства личности является предпосылкой для выделения ее компонентного состава, разработки методики ее формирования и контрольно-диагностического аппарата измерения ее сформированности у студентов языкового факультета.

Ввиду существования большого количества исследований по данной проблеме (Р.М. Микельсон, Е.Я. Голант, Д.Б. Эльконин, О.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.), отличающихся позицией рассмотрения ключевого феномена, разнятся и подходы к толкованию понятия «самостоятельность». Тем не менее ретроспективный анализ проблемы позволил прийти к выводу о том, что в психолого-педагогической литературе самостоятельность определяется либо через понятия «свойство» или «качество» личности, либо с позиции человека как личности и как субъекта деятельности. С целью анализа проблемы определения учебной самостоятельности обучающихся была выделена цепочка понятий: самостоятельность - учебная самостоятельность - учебная самостоятельность студента - учебная самостоятельность студента языкового факультета.

В самом общем смысле самостоятельность трактуется как интегратив-ное качество, свойство или черта личности, обладающее рядом характеристик. По мнению современных ученых, ее системность выражается в объединении других личностных качеств и общей направленности на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Интегративность самостоятельности акцентируется рядом исследователей. Н.В. Бочкина, например, понимает самостоятельность как интегральный фактор, объединяющий другие проявления личности за счет направленности на внутреннюю мобилизацию всех средств и ресурсов, что способствует практической реализации цели без помощи извне [2]. Л.А. Ростовецкая полагает, что самостоятельность необходимо рассматривать не как отдельный компонент личности, а как комплекс характера, психических процессов и способностей, обобщающий в себе все побуждения и мотивы индивида, основой которого выступает саморегуляция [3].

Рассмотрение психологической стороны данного свойства личности также позволило сделать вывод о том, что под самостоятельностью понимают «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [4, с. 745].

Следовательно, интегративность и многокомпонентность (устойчивые мотивы, способность к целеполаганию, саморегуляция и самоконтроль, рефлексия и т.д.) относятся к ключевым характеристикам самостоятельности, что в полной мере соответствует портрету современного обучающегося по ФГОС ВО, от ко-

торого требуются полифункциональность и самостоятельность мышления и координации действий, в том числе и профессиональных.

Если согласно современным ФГОС среднего образования при окончании учебного заведения успешность выпускника определяется не выражением «знаю, что», а «знаю, как», то для ФГОС высшего образования таким примером может служить характеристика «знаю как и умею сам». Поэтому другим значимым требованием к личности обучающегося является его автономность как способность к самоактуализации, раскрытию своих способностей и к самостоятельной преобразующей деятельности.

В связи с этим при анализе определения самостоятельности важно отметить, что в ряде отечественных и зарубежных трудов она рассматривается в корреляции с понятием «автономия», более того, зачастую отождествляется с ним (Х. Холек, Д. Литтл, Дж. Трим, Л. Мариани, Ф. Бенсон, А. Пенникук, Н.Ф. Коряковцева, Л.В. Трофимова). К примеру, по Х. Холеку под автономией понимается «способность брать на себя ответственность за свою деятельность относительно всех аспектов этой деятельности» [5, с.145]. Н.Ф. Коряковцева определяет ее как «способность субъекта самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию» [6, с. 12]. Д. Литтл также подчеркивает важность процесса обучения в формировании автономии [7].

Таким образом, самостоятельность обучающегося XXI века связана, прежде всего, с системой его интегрированных умений, позволяющих автономно принимать независимые квалифицированные решения относительно собственно учения и любой другой деятельности.

Однако вышеописанные характеристики самостоятельности являются универсальными, тогда как более специфические особенности описываются исследователями при изучении отдельных ее видов (социальная, умственная, познавательная, профессиональная и др.). В типологии самостоятельности наибольший интерес представляет учебная самостоятельность, поскольку она непосредственно связана с умением учиться в определенных условиях образовательной среды.

Проблема учебной самостоятельности получила освещение в трудах Л.В. Денисовой, Н.И. Дидусь, Т.В. Лефтеревой, О.С. Островерх, С.Ю. Прохоровой, Т.В. Хрусталевой, Г.А. Цукерман, Л.В. Шваревой и др. Согласно С.Ю. Прохоровой, учебная самостоятельность проявляется как одна из сторон личностного развития обучающегося и показатель определенной зрелости; «умение учить себя, то есть расширять свои знания, умения, навыки и способности по собственной инициативе» [8, с. 5]. В исследованиях Т.В. Лефтеревой учебная самостоятельность трактуется как фактор повышения роста самообразовательной деятельности; «способность, которая проявляется в умении своими силами решать задачи, желании и стремлении активно участво-

вать в учебной работе» [9, с. 61]. Т.В. Хрусталева понимает учебную самостоятельность как форму организации учебной деятельности, которой нужно специально обучать; «взаимодействие систем обучения и воспитания с системой управления» [10, с. 34].

Глубокий анализ данного феномена был проведен Г.А. Цукерман. Учебную самостоятельность она трактует как «характеристику субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действий в новых ситуациях» [11, с. 15]. Исследователь отождествляет данное свойство личности с «умением учиться», которое помимо вышеперечисленных характеристик подразумевает наличие у учащегося способности обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи и самостоятельно находить способы их восполнения и развития.

Кроме того, в некоторых исследованиях данное свойство личности рассматривается как результат согласованности воли, рефлексии и активной позиции личности [12], а также как «умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне» [13, с. 23], которое связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению.

На основе анализа разнообразных подходов к определению учебной самостоятельности в научно-методической школе ПГГПУ учебная самостоятельность понимается как свойство личности, которая готова и способна к самостоятельной учебной деятельности на основе устойчивой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании в течение всей жизни.

Говоря об образовательной среде высшей школы, следует отметить важность формирования учебной самостоятельности студентов, что представляет трудности ввиду недостаточного освещения проблемы ее развития в источниках по педагогике и методике высшей школы (Г.М. Парникова, Ш.Р. Рабаданова, Н.В. Басова). В основном акцентируется важность организации самостоятельной учебной деятельности (Г.В. Артамонова, А. А. Деркач, Л.В. Трофимова, М.А. Федорова и др.).

Тем не менее исследование научных трудов позволяет выделить основные характеристики учебной самостоятельности, к которым относятся: большая интенсивность самостоятельной работы, обусловленная изменениями в ФГОС ВО; тесная связь теории с потребностями практики (способность самостоятельно применять знания, полученные в курсе теоретических дисциплин, в профессиональной деятельности); устойчивая внутренняя мотивация к обучению как под непосредственным и постоянным руководством преподавателя, так и в условиях его отсутствия; ориентация на развитие умений научно-исследовательской деятельности (самостоятельный поиск и обработка информации); систематическое осуществление обучающимися саморегуля-

ции и самоконтроля за ходом выполнения и результатами своей деятельности, корректирование и совершенствование способов ее выполнения [14].

Изучение характеристик учебной самостоятельности студентов позволяет определить ее как интегративное свойство личности, которое проявляется в готовности, способности и устойчивой потребности студента к самостоятельной учебной деятельности.

Необходимо отметить, что данное свойство личности обладает многокомпонентной структурой, включающей в себя мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, контрольно-операционный и оценочно-рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент отражает внутреннюю потребность студента в образовании и самообразовании, а также мотивы и стремления к учебно-профессиональной деятельности. Эмоционально-волевой компонент выражается в высоком уровне развития волевых качеств личности и эмоциональной зрелости студента. Когнитивный компонент определяется креативностью и гибкостью мышления, способностью студента интегрировать полученные знания для применения на практике и осуществлять самостоятельный поиск способов получения знаний. В основе контрольно-операционного компонента лежат саморегуляция и самоконтроль, определяющие успешность организации самостоятельной деятельности. Оценочно-рефлексивный компонент основан на способности студента осуществлять самоанализ, оценивать результаты своей деятельности и совершать необходимую коррекцию.

Компоненты учебной самостоятельности студентов взаимосвязаны и представляют собой целостную систему, так что изменение любого из них может привести к изменению уровня развития самостоятельности в целом. Таким образом, формирование учебной самостоятельности сопряжено с комплексным развитием каждого из ее компонентов.

Что касается формирования данного свойства личности у студентов языковых факультетов, необходимо учитывать особенности образовательной среды, в которых оно происходит, в связи с чем определение учебной самостоятельности студентов языкового факультета требует дополнения выше-представленных дефиниций условиями полилингвальной образовательной среды (К.Э. Безукладников, М.Ю. Боченкова, И.А. Бобыкина, С.К. Гураль, Е.В. Ожегова, Л.В. Павлюкевич).

Полилингвальная образовательная среда обеспечивает широкое воздействие на личность студента и является основным фактором для успешной интеграции в международное образовательное пространство [15]. К ее основным условиям относятся отбор содержания, форм, методов и средств обучения, а также использование современных образовательных технологий, включая ИКТ. В связи с тем, что такая среда предполагает индивидуализацию образовательного процесса через применение индивидуального образовательного маршрута для

учащихся с разными исходными возможностями, потребностями и потенциалом развития, целесообразно формировать учебную самостоятельность студентов-лингвистов на начальном этапе обучения при организации индивидуализированного вводно-коррективного курса. Данный курс реализуется в ПГГПУ и не только связан с непосредственно языковой подготовкой студентов, но также является основой развития их учебной самостоятельности и формирования компетентной личности выпускника в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов нового поколения.

На основании проведенного анализа представляется возможным дать определение учебной самостоятельности студента языкового факультета. Под ней понимается комплексное специфическое социально-психологическое образование, интегральное свойство полилингвальной и поликультурной личности студента, представленное совокупностью мотивационного, эмоционально-волевого, когнитивного, контрольно-операционного и оценочно-рефлексивного компонентов, выражающееся в готовности, способности и устойчивой потребности студента к самостоятельной учебной деятельности.

Понимание особенностей и структуры данного свойства личности делает возможным разработку методического сопровождения учебного процесса, целью которого является грамотная организация самостоятельной работы студента, направленной на комплексное развитие каждого из выделенных компонентов, в условиях полилингвальной образовательной среды.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 05.01.2018).

2. Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1991.

3. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении: пособие по спецкурсу. - Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1975.

4. Словарь практического психолога / гл. ред. С.Ю. Головин. - Минск: Хар-вест, 2009.

5. Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия вузов. Сер. Гуманитарные науки. -2010. - № 1 (2). - С. 145-149.

6. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. - М.: АРКТИ, 2002.

7. Broad James. Interpretations of independent learning in further education // Journal of Further and Higher Education. - 2006. - № 2 (30). - P. 119-143.

8. Прохорова С.Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2008.

9. Лефтерева Т.В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности самообразовательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. -Сургут, 2000.

10. Хрусталева Т.В. Организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении в вузе (на примере начертательной графики и геометрии): дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002.

11. Цукерман Г. А. Субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. -1992. - № 3-4. - С. 14-16.

12. Денисова Л.В. Становление самостоятельности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - 192 с.

13. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы (лекции 5-8). - М.: Изд-во Пед. университета «Первое сентября», 2008.

14. Микова И. С. Формирование учебной самостоятельности студентов первого курса языкового факультета // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сб. материалов Десятой науч. олимпиады аспир. по пед. дисц. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 285-289.

15. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования / Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 2012.

References

1. Federal'nyi gosudarstvennyi standart vysshego obrazovaniia [Federal State Standard of Higher Education]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 440301.pdf (accessed 05 January 2018).

2. Bochkina N.V. Pedagogicheskie osnovy formirovaniia samostoiatel'nosti shkol'nika [Pedagogical foundations of developing pupil's independence]. Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 1991.

3. Rostovetskaia L.A. Samostoiatel'nost' lichnosti v poznanii i obshchenii [Personality independence in cognition and communication]. Rostov-on-Don, RGPI, 1975.

4. Slovar' prakticheskogo psikhologa [Dictionary of a psychologist]. Ed. S.Iu. Golovin. Minsk, Kharvest, 2009.

5. Nasonova E.A. Analiz interpretatsii poniatiia "uchebnaia avtonomiia" [Analysis of interpretations of the learner's autonomy concept]. Izvestiia vuzov. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2010, no. 1(2), pp. 145-149.

6. Koriakovtseva N.F. Sovremennaia metodika organizatsii samostoiatel'noi raboty izuchaiushchikh inostrannyi iazyk [Modern methodology of organizing self-study in foreign language learning]. Moscow, ARKTI, 2002.

7. Broad J. Interpretations of independent learning in further education. Journal of Further and Higher Education, 2006, no. 2(30), pp. 119-143.

8. Prokhorova S.Iu. Uchebnaia samostoiatel'nost' mladshego shkol'nika: dia-gnostika i razvitie [Learning autonomy of primary school pupils]. Moscow, ARKTI, 2008.

9. Leftereva T.V. Uchebnaia samostoiatel'nost' shkol'nikov kak faktor povysheniia effektivnosti samoobrazovatel'noi deiatel'nosti [Learning autonomy of school pupils as a factor of self-study improvement]. Ph. D. thesis. Surgut, 2000.

10. Khrustaleva T.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia razvitiia ucheb-noi samostoiatel'nosti studentov pri obuchenii v vuze (na primere nachertatel'noi grafiki i geometrii) [Organizational and pedagogical conditions of developing learning autonomy in university students (by the example of descriptive geometry)]. Ph. D. thesis. Khabarovsk, 2002.

11. Tsukerman G.A. Sub"ekt uchebnoi deiatel'nosti [Subject of a learning activity]. Voprosy psikhologii, 1992, no. 3-4, pp. 14-16.

12. Denisova L.V. Stanovlenie samostoiatel'nosti studenta v obrazovatel'nom protsesse [Development of learner's autonomy in the educational process]. Ph. D. thesis. Orenburg, 2006, 192 p.

13. Vinogradova N.F., Rydze O.A. Materialy kursa "Okruzhaiushchii mir" kak uchebnyi predmet v nachal'noi shkole: osobennosti, vozmozhnosti, metodicheskie pod-khody: lektsii 5-8 [Materials of the "The world around us" course as a class in primary school: Features, opportunities, methodological approaches. Lectures 5-8]. Moscow, Pedagogical University, 2008.

14. Mikova I.S. Formirovanie uchebnoi samostoiatel'nosti studentov pervo-go kursa iazykovogo fakul'teta. Aktual'nye problemy sovremennykh pedagogicheskikh issledovanii: sb. materialov Desiatoi nauch. olimpiady aspir. po ped. dists. Saint Petersburg, Hertzen State Pedagogical University, 2016, pp. 285-289.

15. Bezukladnikov K.E. Lingvodidakticheskie kompetentsii: kontseptsiia for-mirovaniia [Linguodidactic competences: Development conception]. Perm, Perm State Pedagogical University, 2012.

Сведения об авторе

МИКОВА Ильяна Сергеевна

e-mail: ilyanauchitel@gmail. com

Преподаватель кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

About the author

Ilyana S. MIKOVA

e-mail: ilyanauchitel@gmail. com

Lecturer of the Department of the English Language, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.