Научная статья на тему 'Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователей'

Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователей»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Е.М. АМЕЛИНА

Государственный университет управления,

г. Москва

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ B.C. СОЛОВЬЁВА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Русская философия всеединства зародилась и сформировалась во второй половине XIX в. Её основными представителями являлись B.C. Соловьёв, E.H. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин. Одна из своеобразных черт этого философского направления заключалась в том, что его методология носила одновременно светский и религиозный характер. Философы стремились осуществить интегральный подход, который применительно к анализу социальной действительности находил своё выражение в попытке положительного синтеза теологии, философии и науки. В данной статье мы проанализируем, как осуществляется этот синтез в представлениях русских мыслителей об общественном идеале, его сущности, эволюции, структуре и особенностях.

В. Соловьёв неизменно подчеркивал ту громадную роль, которую играют идеалы в социальной жизни. Идея, указывал он, есть начало социального движения, и всякое событие в жизни человеческого общества, прежде чем стать фактом действительности, было идеалом мыслящего разума. Социальный идеал, с его точки зрения, включает в себя два момента: указание на то, что должно быть («общее начало нравственности, как чисто разумное требование»), и констатирование того, чем общество может быть как эмпирический факт. «Всякий социальный идеал, - писал В. Соловьёв, - предполагает настоящее, существующее общество во всём его действительном составе и затем требует, чтобы это действительное общество не только существовало, но существовало как должно, а так как должное вообще

определяется нравственным началом, то всякий социальный идеал заключает в себе применение нравственных начал к существующему обществу»1. Таким образом общественный идеал связан у философа с требованием долженствования и процедурой целеполагания. Он задаёт ту цель, к которой нужно стремиться. Общество без идеалов оказывается чем-то аморфным, неопределенным и распадающимся.

Поскольку в постановке проблемы общественного прогресса В. Соловьёв и его последователи исходили из понимания хода мирового развития как тео-космо-исторического процесса, как восхождения всего сущего к Богу, то их общественный идеал был тесно слит с религиозно-метафизической составляющей. В. Соловьёв связывал перспективы социальной эволюции с «высшей формой духовно-собирательной жизни» человечества - «всемирным общением жизни как идеалом будущего». Его достижение, считал он, предполагает сохранение всех предшествующих позитивных форм общежития и исторических образований и согласование их с безусловным нравственным началом. Образом общественного совершенства для русской философии всеединства было Богочеловечество, понимаемое и как «соработничество» с Богом, и как идеальное гармоническое состояние, где с помощью духовного гнозиса осуществлена фундаментальная для христианства задача преодоления мирового зла.

Идеал государственного устройства, способствующего продвижению общества к Богочеловечеству, В. Соловьёв находил в «свободной теократии». Теократическая идея логически следовала из убеждения философа в том, что христианство призвано играть духовно-направляющую роль в жизнедеятельности социума. Понимание им хода западного развития как деградации и атомизации, а также отрицательная оценка деятельности православной церкви приводили его к поиску средств, способных объединить и возродить человечество, вдохнуть в него новые духовно-религиозные силы. Впервые теократическая интерпретация задач государства возникла у В. Соловьёва в ранней незаконченной работе «Философские начала цельного знания» (1877). Там он указывал, что церковь призвана «в свобод-

ном внутреннем союзе с обществами политическим и экономическим объединиться в единый цельный организм -свободную теократию». В 80-е годы XIX века мыслитель даёт обоснование своей концепции и детально разрабатывает идею трёх основных теократических служений: перво-священнического, царского и пророческого. Затем он связывает своё понимание свободной теократии с русской идей и видит миссию русского народа в том, чтобы содействовать возрождению и спасению Европы, что возможно через подчинение царской власти и сил русского народа католической церкви. В 90-е годы затухает его увлечённость идеей свободной теократии. В последней работе «Три разговора» (1899) теократия предстаёт в пародийных формах царства всеобщей сытости. Соловьёвская теократическая идея явилась мечтой русского пророка об идеальном преображенном человечестве. В ней проявилось характерное для русской философии искание социальной правды. Она включила в себя такие основные константы русского национального сознания как самопожертвование, смирение, желание жить во Христе, иметь крепкую государственную власть и явить миру, благодаря этому новую, доселе неизвестную цветущую всечеловеческую культуру.

Наиболее последовательно теократические идеи В. Соловьёва разрабатывал П.А. Флоренский, поставив их в связь со своей культурологической концепцией. Сакральной культуре - спутнице «ночной» эпохи, считал философ, соответствует теократическое государство с монархической формой правления. Значение теократии он видел в том, что любая должность и деятельность в ней, от царской до самой незначительной, наполнена нравственно-религиозным смыслом и олицетворяет собой теократический сан. В теократии всё общество, благодаря пронизывающему его символическому действу, превращается «в единый духовный организм», создавая условия для рождения особой соборной общности. Здесь, в отличие от отчужденных отношений в современных светских государствах, духовные связи придают межчеловеческим отношениям «особую серьёзную теплоту». Теократия, считал П.А. Флоренский, имеет великое воспитательное значение. Она ука-

зывает, что «благодать поляризована», а это сакральное знание крайне необходимо современному человеку, теряющему нравственные ориентиры.

E.H. Трубецкой в своём двухтомном исследовании -«Миросозерцание Вл.С. Соловьёва» (1913) пришел к выводу, что конкретные формы, в которых нашла свое выражение теократия, В. Соловьёва утопичны. Поставленная им задача земной реализации абсолютного всеединства как ставшего и законченного состояния, оторвана от действительности, ибо идеал «цельности жизни» в своей полноте не может быть осуществлен в пределах греховного и «становящегося» мира. E.H. Трубецкой утверждал идеал светского, конфессионально нейтрального государства, создающего среду приобщающую человека к базовым религиозным ценностям. Связь между государством и церковью философ видел в деятельности представителей власти, положивших в основу своей жизни религиозные нормы.

С. Булгаков называл идеал свободной теократии «самым дорогим завещанием, которое оставил Соловьёв». Он оказался единственным из его последователей, кто попытался создать партию для реализации христианского идеала в жизнь. В мысли о необходимости конкретных действий он всецело опирался на идеи В. Соловьёва, который считал, что христианство должно быть действенным и реально осуществляться в «собирательной жизни человечества». Однако, в отличие от В. Соловьёва, критиковавшего социализм, С. Булгаков формулировал свои идеи как христиан-ско-социалистические. Философу так и не удалось создать своей партии, что убедило его, в конечном счете в том, что церкви не нужно сливаться с какой бы то ни было партией, а социалистам самим необходимо становиться христианами и через это христианизировать социализм. Он приветствовал свершившееся в 1917 году отделение церкви от государства. В работе «Православие: Очерки учения православной церкви» С. Булгаков указывал, что влияние православия должно осуществляться не сверху, а снизу, через воцерковленный народ. Сам идеал христианского преображения государственности остается незыблемым и может найти свое осуществление при любой форме правления.

С. Франк не употреблял в своих размышлениях о будущем термина «свободная теократия». Но он сохранил соловьёвский идеал «служения правде» и идею христианской политики. Важным условием формирования «праведной» власти он считал рассмотрение народом самого процесса избрания не как своевольного желания, а как процесса выбора «достойнейшего служителя абсолютной правды». После Второй мировой войны С. Франк видел путь мирского служения в напряжённой защите тех христианских общественных завоеваний (свободы совести, неприкосновенности личности, судебных гарантий против произвола власти и др.), которые косвенно нашли своё выражение в идеалах демократии и социализма.

Оригинальное развитие приняли представления о будущем государственном устройстве у Л.П. Карсавина, как одного из последних представителей философии всеединства. Православная составляющая в его взглядах не исчезает, но дополняется осознанием особых геополитических интересов русского народа, обусловленных «месторазвити-ем». В отличие от В. Соловьёва он ставит задачу «Евразийского державостроительства» и разрабатывает идеал «де-мотии» - государства, организующего все сферы общественной жизни, включая духовную. Правящий слой такого государства, по его мнению, должен формироваться из народа. В противоположность другим последователям В. Соловьёва, Л.П. Карсавин увидел в большевизме архаическую подоплёку и консервативную правду - стихийную борьбу русского народа против западнических устремлений правящей элиты.

Итак, появившись у В. Соловьёва, идеал «свободной теократии» эволюционирует у его последователей в сторону отделения церкви от государства. Она осмысливается ими не как конкретное учреждение, а как абсолютное требование, как результат свободной устремленности самих граждан.

Переходя к анализу структуры и особенностей общественного идеала В. Соловьёва и его последователей, следует отметить, что если в марксистском понимании общественного идеала его центральным звеном был экономиче-

ский идеал, то в философии всеединства на первый план выдвигалось религиозно-метафизическое звено. Остальные идеалы - экономический, социальный и др. рассматривались как несомненно важные, но «относительно-абсолютные» (С. Булгаков), играющие роль прикладной «техники», благодаря которой абсолютное реализуется в относительном. Они являются, по выражению С. Булгакова, конкретной, более или менее адекватной формой осмысления данным поколением людей сверхприродных целей истории и сочетают трансцендентное и мирское.

В широком смысле слова общественный идеал русских мыслителей, помимо религиозно-метафизической составляющей, включал экономический, социальный, политический, национальный, цивилизационный и экологический идеалы. Экономический идеал - это идеал «праведного хозяйства», не связанный однозначно с какой-либо единственной формой собственности и с каким-то одним социальным строем. Получение прибыли и рост производительности труда в таком хозяйстве понимались как имеющие смысл лишь в том случае, если они стимулировали рост духовной свободы человека и способствовали достижению оптимально гармонических взаимоотношений между обществом и природой. Богатство понималось как средство для реализации высшего духовного начала. Главная составляющая социального идеала философов - это идея социальной справедливости и связанного с ней требования не превращать человека в средство для чьих-либо целей. Это абстрактное требование ставилось в зависимость от эпохи и уровня развития общества. В сфере права философов вдохновлял идеал правового государства. Право призвано обуздать зло и наделять каждого той мерой свободы, которая успешно сочетается со свободой других. Значительное внимание они уделяли правовым гарантиям труда и собственности. Отправной точкой политического идеала философов, как уже отмечалось, являлась идея органического союза церкви, государства и общества. Это триединство обеспечивает, с их точки зрения, устойчивое развитие с сохранением преемственности и создает условия для свободного развития личности. Истоки такой устойчи-

вости в ориентации на духовно-нравственные ценности христианства. Национальное измерение общественного идеала философы рассматривали с позиций христианского универсализма. Отказ от своего национального ego означал для них возвращение народов к себе в уже новом, освобожденном от этноцентризма качестве. При этом они отрицали «безнародность», как одно из отвлеченных начал. Циви-лизационный идеал философов связан с представлением о гармонических отношениях между народами и культурами, где будут утверждены равноправные отношения. Они надеялись на плодотворный синтез культур Востока и Запада, который должен быть не подчиняющим и нивелирующим, а стимулирующим творческое развитие. Экологический идеал философов, порожденный онтологической идеей одухотворенности природы, был нацелен на бережное, облагораживающее отношение к ней, означающее возвышение человека как хозяйствующего субъекта до существа нравственного.

Особенностью общественного идеала русской философии всеединства являлось и то, что он нёс в себе черты российской ментальности. В своих размышлениях о нём мыслители обращались к идущему от славянофилов понятию «соборность». Если В. Соловьёв для характеристики гармонических общественных отношений, в которых «единое» не поглощает индивидуальные элементы, а, напротив, возводит их в большую полноту бытия, использовал термин «всеединство», то его последователи прямо апеллировали к славянофильскому понятию «соборность». Особое внимание религиозным основам общественного единства уделял П. Флоренский, который придавал понятию «соборность» богословско-философский смысл. Соборность, указывал он, вырастает там, где в общении присутствует образ Божественной Троицы, выражающей идею согласия и любви. Первичной «молекулой», или очагом общественности является не человеческий атом, а пара друзей, как источник единомыслия и действия. Источник общественного разлада коренится, по его мнению, в эгоистическом обособлении. С. Булгаков указывал, что именно через соборность осуществляется преодоление как человеческой

обособленности, так и ущербности коллективизма. Образ грядущего соборного единства, в котором исчезает «царство эгоизма и бессердечия» Е. Трубецкой находил в русских иконописных изображениях «храмового», то есть единого в Боге человечества. В своём понимании соборности он обращал внимание на её заданности как искомого христианского идеала, как образца межчеловеческих отношений, к которому надо стремиться. Напротив, С. Франк трактовал соборность как внутреннее органическое единство, уже находящееся в основе всякого общения. Он находил, что понятие «соборность» можно выразить в терминах западной социологии - «сообщество» (Ф. Тённис).

Исследование историософского аспекта общественного идеала В. Соловьёва и его последователей показывает, что особое внимание они отводили анализу диалектики идеала и действительности. Общественный идеал требует, считали они, постоянного согласования абсолютного и относительного, поиска меры и гармонии в таком согласовании. Идеал не исключает, а предполагает ряд подвижных изменчивых целей, которые обусловливаются, с одной стороны, вечной природой добра, а с другой - меняющимися особенностями той конкретной среды, в которой должно осуществиться добро. Если для Франции XVI века, указывал Е. Трубецкой, возникшая на развалинах феодального строя монархия была добром, так как она расширяла свободу, которой пользовался французский народ и освобождала от гнета множества тиранов, то в XVIII в. неограниченное королевское самодержавие стало тормозом свободы.

Признавая роль материальных процессов в общественной жизни, мыслители, тем не менее, подчеркивали, что именно общественный идеал определяет духовное содержание эпохи, дает направленность историческому развитию и является творчески преобразующим, действенным началом. Однако они прекрасно осознавали, что противоречивая природа человека приводит к невозможности достижения абсолютно совершенного и свободного от внутренних противоречий общественного состояния, к невозможности осуществления Царства Божия на Земле. Фило-

софы обращали внимание на роль веры в осуществлении идеала. Л.П. Карсавин подчеркивал, что наличие веры в общественный идеал играет в жизни русского народа особую роль. Когда русский человек верит в идеал, он совершает больше, чем может сделать, и готов к самопожертвованию, при отсутствии веры в идеал «он опускается до звероподобного бытия».

Реализация общественного идеала виделась В. Соловьёвым и его последователями во взаимодействии всех существующих в обществе сил. Это плавный процесс, предполагающий постепенное правовое и нравственное воспитание личности и народа в целом. Выдающуюся роль в реализации идеала играют герои, подвижники, выдающиеся личности, харизматические лидеры, первоисточник силы которых следует искать в бескорыстных побуждениях. Для характеристики различных аспектов своего общественного идеала философы использовали такие понятия, как «всеединство», «цельное общество», «свободная об-щинность», «всемирное общение жизни» и др.

Социологический аспект рассмотрения общественного идеала в философии всеединства заключался в требовании учета характера того эмпирического общественного материала, к которому он прилагался. Он должен быть согласован с запросами и социальными ожиданиями и интересами конкретных членов общества. Применительно к России начала XX века этот идеал включал: плюрализм форм собственности, при сохранении патронирующей роли государства; обеспечение частной собственностью наибольшей части населения; развитие индивидуального крестьянского хозяйства; охрану свободы и хозяйственной самостоятельности граждан; реализацию тех элементов социалистического строя, которые связаны с социально ориентированной экономикой и достойным существованием человека, справедливое решение национального вопроса и др.

Характеризуя метафизическую сторону общественного идеала философии всеединства, следует назвать его софийным. Онтологический идеал мыслителей - София. Это вечная женственность, воспринимающая от Бога образец абсолютного совершенства, это и «вечный предмет»,

«живой идеал» Божьей любви. Одни философы относили Софию всецело к области трансцендентного (Е. Трубецкой), другие видели в Софии субстанцию всего становящегося (С. Булгаков). Но все усматривали в её женской природе особую эстетическую прелесть и красоту. Софийные, женственно-пассивные черты проявились и в общественном идеале мыслителей. Он интегрировал культурные ценности русского народа, но оказался созерцательным. Теоретические рассуждения философов, несмотря на неоднократные утверждения о необходимости учета конкретной реальности, ставили своей целью не столько изучение реальных данных действительности, связанных с поведением конкретных групп и масс людей, сколько обращались к «сверхприродному» и «сверхпространственному» бытию.

В политическом плане последователи В. Соловьёва являлись выразителями либерально-консервативных настроений. Желая подняться над борющимися в России политическими силами - «правыми» и «левыми», они исповедовали идею мирного обновления общества. Однако при отсутствии развитого института частной собственности, цивилизованного рынка, укоренённых принципов правового государства и соответствующих ему социальных институтов их либерально-консервативным идеалам не суждено было сбыться. Они оказались одиноки в политической жизни России, а их взгляды не востребованы.

Итак, общественный идеал в философии всеединства -это сложное структурированное целое, в котором существенную роль, наряду с религиозным, играет светский элемент. Его цель связывалась с достижением такого общественного строя, в котором были бы реализованы гармонические отношения, исключающие крайности как обезличивающего коллективизма, так и эгоистического индивидуализма. Культурно-историческое значение общественного идеала русских религиозных философов связано, в первую очередь, с его универсализмом и вселенскостью, противостоящим узконационалистическим и узкоклассовым интересам. Исходя из методологии «всеединого» знания, философы критически переосмыслили «отвлеченные», односторонние подходы в понимании общественного идеала. Они

указали на несостоятельность внеисторического подхода к социальной действительности, предостерегали против превращения тех или иных форм собственности или социального устройства в «идолов» - искусственные схемы, насильственно навязываемые обществу. Значение данного общественного идеала состоит также в том, что в нём разрабатывалась идея важнейшей роли духовного фактора в общественном развитии. Эта работа осуществлялась на рубеже XIX - XX веков в России, в период господства позитивизма и экономического детерминизма и параллельно с современным им обществознанием (неокантианство, Макс Вебер). Философы подчеркнули роль духовного фактора как самостоятельной побудительной силы исторического развития, не сводимой окончательно к причинам экономическим или каким-либо другим. Они выявили критерии, отличающие мнимую общность от подлинной, и акцентировали роль солидарного «соборного» основания общественности.

В общественном идеале философии всеединства проявилась, по словам H.A. Бердяева, необычайная свобода мысли и духа, в нём нашел свое выражение «опыт христианского осмысления процессов новой истории», в котором «мысль христианского Востока давала ответ на мысль христианского Запада»2. В данном общественном идеале была предпринята попытка синтезировать светские и религиозные, ценностные и рациональные подходы к осмыслению социальной действительности. В мировом философском контексте, ни на Западе, ни в России подобной социально-философской концепции разработано не было. В таком качестве общественный идеал В. Соловьёва и его последователей предстает как неповторимый феномен мирового философского знания и занимает положение уникально единственное.

1 Соловьёв B.C. Критика отвлеченных начал. М., 1880. С.130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.