и интервью - лицо, которое проводит такие беседы и отвечает на вопросы должно аргументировать каждое свое слово нормой действующего законодательства.
Список литературы:
1. YouTube, пользователь вДудь, интервью с Е.В. Ройзманом. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S9y4RllgzPY
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)//Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. -N25. - ст. 2954.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Российская газета. - 2001. - № 256.
4. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 (в ред. 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 41. - ст. 5624.
5. Кам 24 - новости, «Камчатскому студенту грозит колония за покупку наркотиков» URL: https ://www. kam24. ru/news/main/20180718/61402. html
УДК 37.04
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кошелева Н.А., 2018 Мурманский арктический государственный университет, магистрант 2СДО-ППР, учитель-дефектолог ТПМПК, г. Мурманск, Россия
Аннотация: в статье рассматривается проблема индивидуализации образовательного процесса при введении в дошкольные образовательные организации инклюзивной практики, включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование. В статье делается акцент на важности введения диагностики индивидуальной динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольной образовательной организации, которая открывает новые возможности в построении образовательного процесса, выступающей средством повышения эффективности работы педагога и дошкольной образовательной организации. Раскрываются условия качественного процесса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе индивидуализации образования в условиях инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное дошкольное образование, индивидуализация, дети с ограниченными возможностями здоровья.
THE PROBLEM OF PROVIDING INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Kosheleva N.A., 2018
The Murmansk Arctic state university, undergraduate 2 SDO-PPR, teacher-speech pathologist of TPMPК
Murmansk
Abstract: the problem of individualization of the educational process with the introduction of inclusive practice in pre-school educational institutions, the inclusion of children with disabilities in general education is discussed. The importance of introducing a diagnosis of the individual dynamics of the development of a child with disabilities into the practice of preschool education, which opens up new opportunities in building an educational process that serves as a means to increase the effectiveness of the teacher and pre-school educational organization is emphasized. The conditions of a qualitative process of
psychological and pedagogical support of children of preschool age with disabilities are discussed on the basis of individualization of education in conditions of education.
Keywords: inclusive preschool education, individualization, children with disabilities.
Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду образовательной организации в современном обществе приобретает новый социально-педагогический смысл. Ведущей становится идея единого, образовательного пространства для всех детей, включающего разные образовательные маршруты. Разрабатываются вариативные модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на базе психолого-педагогических и медико-социальных центров, образовательных организаций, консультационных центров.
Вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ с учетом принципов индивидуализации и вариативности образования являются актуальными в работе Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Мурманска (ТПМПК).
Сравнительный анализ данных о детях с ОВЗ, проживающих на территории Мурманска, ежегодно осуществляемый ТПМПК, показывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата (Таблица 1), качественное изменение их состава. Усугубляется структура и степень выраженности нарушенного развития детей, с преобладанием сложных нарушений когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
Таблица 1
Категория детей с ОВЗ Учебный год (чел.)
2014/15 2015/16 2016/17 2017/18
Дети с задержкой психического развития 363 349 429 484
Дети с тяжелыми нарушениями речи 1118 812 1203 1100
Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием 132 112 143 94
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 18 19 32 17
Неоднородность развития, вариативность образовательных потребностей внутри каждой группы детей с ОВЗ, ставит перед специалистами ТПМПК необходимость дифференцированного подхода к определению специальных образовательных условий.
Индивидуализация образования представляет собой очень сложную задачу для всех участников психолого-медико-педагогического сопровождения. На этапе дифференциальной диагностики ТПМПК она решается посредством оценки индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка, определения его индивидуального образовательного маршрута. В числе специальных образовательных условий, индивидуализирующих процесс обучения детей с ОВЗ:
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания,
- специальные учебные пособия и дидактические материалы,
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
- направления коррекционной работы, реализуемые специалистами ДОУ;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
[1].
Основная доля обследований в ТПМПК приходится на детей дошкольного возраста с ОВЗ (Гистограмма 1). Квалифицированное своевременное определение их образовательного маршрута до поступления в школу снижает или полностью нивелирует риски проблем в дальнейшем обучении и социальной адаптации.
2016/17 УЧ.Г.
2015/16 УЧ.Г.
2014/15 УЧ.Г.
2013/14 УЧ.Г.
0 500 1000 1500 2000
■ Дети школьного возраста ■ Дети дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в г. Мурманске обеспечивается в вариативных условиях интегрированного и инклюзивного обучения. Так, в 2017/18 учебном году 1783 ребенка с ОВЗ посещают группы компенсирующей направленности, 25 детей обучаются в условиях общеразвивающих групп, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для 84 детей дошкольного возраста с ОВЗ реализует МБУ г. Мурманска ППМС-Центр.
Основным нормативным документом, регулирующим изменения в системе дошкольного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем индивидуализация определяется как «построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [2].
В качестве основы для такого построения, наполняемого определенным содержанием в зависимости от конкретных задач, может быть использована модель функционального диагноза (И. А. Коробейников, 2002), включающая нозологический, социально-психологический и индивидуально-психологический уровни.
Нозологический уровень функционального диагноза начинается с коллегиально установленного специалистами ТПМПК нарушения развития, определяющего направленность адаптированной общеобразовательной программы, которая непосредственно связана с клиническим диагнозом ребенка. Особенности адаптации и разные результаты в развитии, в уровне адаптированности к требованиям образовательной организации, характеристиках психического и социального развития ребенка при одном и том же клиническом диагнозе составляют социально-психологический уровень диагноза. Третий индивидуально-психологический уровень функционального диагноза - индивидуальные проблемы обучающегося. Все результаты в совокупности конкретизируют проблемы ребенка, определяют объекты коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе дошкольного образования могут способствовать единые подходы к диагностической и коррекционной работе специалистов ТПМПК и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций.
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, их образовательных достижений, включающая педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации, детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; карты развития ребенка, разнообразные шкалы индивидуального развития. Результаты длительного наблюдения за ребенком, оценка его развития в привычных условиях образовательной организации, квалификация его индивидуально-типологических трудностей в обучении, создают основу оптимального определения индивидуального образовательного маршрута в условиях ТПМПК.
Дальнейшая эффективность образовательных воздействий в ДОУ зависит от специального профессионального и творческого подхода со стороны всех участников психолого-педагогического сопровождения.
Гисторамма 1
I
р.
Необходимым условием индивидуализации является установление конструктивного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в дошкольной организации, в том числе родителями ребенка с ОВЗ. Осознание ценности воздействия каждого взрослого в развитие индивидуальности ребенка формирует преемственность в воспитании ребенка между родителями и педагогами, семья выступает партнером дошкольной организации в проблемах развития и обучения ребенка.
Таким образом, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями и специалистами ТПМПК проблему определения условий индивидуализации процесса обучения ребенка ОВЗ. Организация взаимодействия специалистов ТПМПК, ПМПк, родителей в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного образования позволяет существенно повысить эффективность образовательных воздействий, способствует снижению рисков проблем обучения и социализации таких детей в будущем.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 04.03.2018)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс], URL:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html/ (дата обращения: 04.03.2018)
3. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. - 2017. - №3. - С. 34-46.
4. Кузьмичева Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. - 2017. - № 5. - С.62-70.
5. Ремезова Л.А., Ковалева Т.А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации // Вестник ЧГПУ. - 2017. -№6.
6. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Оказание специальной помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения. Материалы Международной виртуальной научно-практической конференции. - 2016. - С. 16-25.
7. Самсоненко JI.C., Шавшаева Л.Ю. Реализация принципа индивидуализации как основное требование ФГОС дошкольного образования в процессе повышения квалификации педагогов // Наука, образование, общество. - 2015,- № 3 (5).- С. 65-71
УДК 378
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
КиричекК. А., 2018
Ставропольский государственный педагогический институт, к.п.н., доцент кафедры математики и
информатики, Ставрополь
Аннотация: в статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения при подготовке специалистов на примере педагогических кадров. Описан положительный опыт проведения семинарских занятий по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений дошкольников» с использованием учебно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций (мини-кейсов), заданий на разработку технологических карт непосредственно образовательной деятельности (или её фрагментов) с последующей реализацией и самоанализом. При этом автор делает акцент на том, что проведение семинара в активной форме не должно являться самоцелью в силу того,