Литература
1. Собрание законодательства Российской
Федерации. 2008. № 52, ст. 6217.
2. Юридическая клиника / под ред. У.А. Омаровой. Махачкала: «Юпитер», 2002;
3. Юридическая клиника для беженцев и вынужденных переселенцев / под ред. У.А. Омаровой. Махачкала: «Юпитер», 2002.
4. Собрание законодательства Республики
Дагестан. 2011. № 3, ст. 61.
5. Ливеровский А.А. России нужны юристы: интервью// «Эж-ЮРИСТ». 2009. № 22.
6. Магомедов Ш.Б. К вопросу об усилении
роли юридического факультета Дагестанского государственного университета в повышении
качества подготовки юристов в Республике
Дагестан // Место и роль юристов в становлении и развитии правового государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.
7. Кострова Н.М. Проблемы теории и
практики подготовки юристов в России // Место и роль юристов в становлении и развитии правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.
8. Муртазалиев А.М. К вопросу об усилении роли юридического факультета Дагестанского университета в повышении качества подготовки юристов в Республике Дагестан // Место и роль юристов в становлении и развитии правового государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.
9. Муртазалиев А.М. Повышение роли общественности в противодействии коррупции // Коррупция в современном дагестанском обществе: формы и методы противодействия: материалы научных практических конференций. Махачкала: «Дельта-пресс», 2011.
10. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году // Российская юстиция. 2012. № 9.
Поступила в редакцию 31 октября 2012 г.
УДК 342
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Магомедова З.Ш., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета
E-mail: [email protected]
В статье анализируется такое правовое явление, как «правовое пространство». Автор рассматривает проблемные вопросы, составляющие предмет исследования единого правового пространства.
Ключевые слова: Конституция, правовое пространство, верховенство, законодательство, субъект, Федерация.
THE PROBLEM OF GUARANTEEING A UNIFORM LEGAL SPACE IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS
Magomedova Z.Sh., post-graduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of Dagestan state university
The article analyses such a phenomenon as «legal space». The author considers the problematic questions which constitute the subject of research of a uniform legal space.
Key words: Constitution, legal space, superiority, legislation, a constituent entity, Federation.
З.Ш. МАГОМЕДОВА
В настоящее время Россия представляет собой федеративное государство со сравнительно небольшой историей развития демократических институтов, в силу чего вся правовая система страны представляется весьма уязвимой, при этом ключевой проблемой выступает проблема обеспечения единства правового пространства. Очевидно, что без решения этой проблемы невозможно обеспечить единство государства в целом, развитие его институтов.
«Решение проблемы единого правового пространства России, по мнению А. Лыскова, есть ключ к укреплению государства, государственных институтов и институтов гражданского общества как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Государство и все имеющиеся в нем институты подвергаются первоначально угрозе разрушения, а затем с определенной закономерностью разрушаются, если искусственно нарушается единое правовое пространство» [1].
Вместе с тем, как отмечает О.В. Балмасов, «функция обеспечения единого правового пространства - динамичное, социально обусловленное, конституционно закрепленное направление деятельности Российского государства по упорядочиванию всех правовых явлений в пределах территориально-юрисдикционных границ с целью установления равномерного режима правовой регуляции» [2, с.10].
А.Т. Рагимов полагает, что сущность правового пространства представляет собой правовой суверенитет его субъектов - государства, гражданского общества, граждан. По его мнению, категория «правовое пространство» - самостоятельное юридической понятие, характеризующее не только, да и не столько границы (пределы) действия права, сколько само его действие [3, с. 97].
«Правовое пространство, по мнению И.Н. Барцица, представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени» [4, с.24]. Далее автор справедливо выделяет в структуре правового пространства три уровня:
- единое федеративное государство;
- регион (как совокупность субъектов Федерации);
- субъект Российской Федерации.
Анализируя в целом такое правовое явление,
как «правовое пространство», можно выделить различные проблемные аспекты, которые составляют предмет различного рода исследований. В частности С.К. Магомедов рассматривает в качестве одного из приоритетных направлений обеспечения единого
правового пространства Российской Федерации «унификацию нормативной правовой терминологии, используемой законодательными и иными правотворческими органами при подготовке правовых актов» [5]. Р.О. Барутенко в своих работах касается проблем обеспечения единого правового пространства России органами исполнительной власти Российской Федерации [6].
В то же время, если говорить о конституционном наполнении данной проблемы, то необходимо исходить из принципов, заложенных в Конституции РФ. Речь идет, прежде всего, о принципе верховенства права.
Как отмечает В. Зорькин, «несмотря на все сложности, связанные с реализацией принципа верховенства права в современных условиях глобализации, этот принцип не может подвергаться сомнению» [7].
Верховенство права предполагает верховенство Конституции РФ. Закрепленное верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, по мнению Ш.Б. Магомедова, является «юридическим выражением суверенитета РФ, означающим:
во-первых, в этом положении выражен один из основных признаков конституционного государства, заключающийся в том, что государственная власть в нем ограничена. При этом границы проявления суверенитета государства обусловлены следующим: государство связано Конституцией и законом; органы государства, учреждения и должностные лица ответственны перед человеком и гражданином; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составляют часть правовой системы РФ; федеральные власти не могут вторгаться в сферу исключительных полномочий субъектов Федерации;
во-вторых, названное положение связано с федеративной природой государства и означает, что федеральная Конституция и законы в силу их верховенства на всей территории РФ не нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей территории государства они действуют прямо и непосредственно. Следовательно, в случае противоречия учредительных актов (конституций, уставов), законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции и федеральным законам суды и иные правоприменители обязаны применять федеральную Конституцию и федеральные законы» [8, с.39].
Единство правового пространства России предполагает единство и соответствие Конституции РФ федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. При этом исходя из принципа федерализма закрепляется и гарантиру-
ется самостоятельность правотворчества субъектов Российской Федерации вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в рамках своих исключительных предметов ведения согласно ст. 73 Конституции РФ.
При этом, как отмечает Ю.В. Егорова, «основным требованием по отношению к региональному законодательству под углом зрения обеспечения единого правового пространства России является равная сбалансированность законодательства каждого субъекта Российской Федерации, с одной стороны, с федеральным законодательством, с другой - с муниципальным нормативно-правовым массивом на основе определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами границ вопросов ведения и компетенции» [9, с.9].
Только при соблюдении вышеупомянутого баланса возможно решение таких проблем, как хаотичность, бессистемность в принятии нормативных правовых актов, их противоречивость и дублирование актами субъектов РФ действующих федеральных норм [10, с.3-6]. В то же время достижение искомого баланса при отсутствии системного подхода к механизмам обеспечения единого правового пространства на всех уровнях государственной власти [11, с.5] вызывает необходимость дальнейшего исследования проблем обеспечения единого правового пространства.
Литература
1. Лысков А. К вопросу о едином правовом пространстве России // Политика. 2011. №61. ЦКЬ: http://www.politika-magazine.rU/61/131 -k-voprosu-o-edmom-pravovom-prostranstve-rossii.html
2. Балмасов О.В. Обеспечение единого правового пространства как функция современного Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2006.
3. Рагимов А.Т. Значение прав и свобод человека в понимании правового пространства и
мониторинга его единства // Мониторинг регионального законодательства как механизм обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации: материалы межрегионального круглого
стола, 26 июня 2010 г., г. Махачкала / отв. ред. Д.Ш. Пирбудагова - заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, заведующая научноисследовательской лабораторией регионального законодательства, председатель Дагестанского отделения межрегиональной ассоциации конституционалистов России, кандидат юридических наук, доцент. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010.
4. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
5. Магомедов С.К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал российского права. 2004. № 3.
6. Барутенко Р.О. Обеспечение единого правового пространства России органами исполнительной власти Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
7. Зорькин В. Верховенство права и императив безопасности // Российская газета. Федеральный выпуск. №5782 (109). 16.05.2012.
8. Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовые проблемы обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
9. Егорова Ю.В. Региональное законодательство в контексте единого правового пространства России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
10. Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. №18.
11. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг
регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
Поступила в редакцию 26 октября 2012 г.