НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ THESIS
УДК 123.1/123.2
ПРОБЛЕМА НАЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЕВА
PROBLEM OF APPOINTMENT OF SOCIETY AND THE PERSONALITY IN PHILOSOPHY OF V.S. SOLOVYOV
А.И. Артюхов A.I. Artyukhov
Краснодарский государственный институт культуры, Россия, 350072, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33
Krasnodar state Institute of Culture, 3, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar, 350072, Russia
E-mail: artuhov.multon@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается проблема назначения человека в философии В.С. Соловьева. Уделяется внимание разным аспектам темы. Идейный контекст - специфика «русского мировоззрения», его идейное содержание, смысл жизни. Проблема назначения человека трактуется в соотношении концептов «русское мировоззрение», «жизнь», «смысл жизни», «правда», «истина».
Abstract
In article the problem of appointment of the person in philosophy V.S. Solovyov is considered. An ideological context - specifics of "the Russian outlook", his ideological contents, meaning of life. The problem of appointment of the person is treated in the ratio concepts "the Russian outlook", "life", "meaning of life", "truth", "truth".
Ключевые слова: личность, общество, русское мировоззрение, смысл бытия, В.С. Соловьев, проблема назначения человека, правда-истина.
Keywords: personality, society, Russian outlook, sense of life, V.S. Solovyov, problem of appointment of the person, truth truth.
Актуальность темы назначения человека очень существенна, в первую очередь в воспитании и образовании. Она непосредственно связана с решением главной мировоззренческой проблемы, темой смысла жизни. Эта тема имеет значение для каждого сознательного гражданина общества, поскольку влияет на решение проблемы идентичности личности и общества. В эпоху высокой социальной динамики значение мировоззренческой тематики возрастает, потому что именно мировоззренческая программа обеспечивает устойчивую траекторию в мире социальных изменений. Решение проблемы личностного и социального призвания человека определяет адаптационные механизмы человека и окружающего мира.
Основная цель статьи - эксплицировать концепцию назначения человека в рамках учения В.С. Соловьева.
Понимание рассматриваемой проблемы будет более адекватным, если проанализировать ее историко-философские корни. Представители традиционной русской
философии С.Л. Франк [1. 149-160], Н.О. Лосский [2. 559], Н.А. Бердяев [3] подчеркивали первостепенную важность смысложизненных проблем для российской ментальности. Особое место в конструировании русского мировоззрения принадлежит В.С. Соловьеву, как наиболее масштабному и продуктивному мыслителю. Всеобщее значение метафизики Соловьева объясняется масштабной постановкой мировоззренческих проблем, созвучием его решений вызовам эпохи глобализации. Противоречивые тенденции эпохи глобализации, связанные, с одной стороны, с интеграционными процессами, а с другой, с ростом конфликтов, актуализируют философские идеи В.С. Соловьева. Философия Соловьева - это религиозный трансцендентализм. Д.А. Давыдов отмечает, что «...особенности философии всеединства Владимира Соловьева открывают новые перспективы в изучении проблемы смысла жизни.» [4,3].
Исследователи мировоззренческой концепции В.С. Соловьева выделяют три аспекта проблемы смысла жизни, которые существенны и для рассмотрения вопроса о назначении человека: это аспект социальный, аспект богочеловечества как самореализации и аспект гносеологический. Они взаимосвязаны.
Проектом, идеально предназначенным для социального мироустройства, В.С. Соловьев признает в 80-ые годы XIX века теократию. С его точки зрения, она позволяет создать гармоничные отношения личности и общества. Рассматривая цивилизационный процесс, он говорит о трех его основных силах - исламской, западной и славянской, православной. Православный проект он также признает наиболее оптимальным с точки зрения сочетания личностного и общественного начала. Собственность как интегрирующий фактор капитлистических или социалистических социумов только развращает людей, поэтому интегратором может быть лишь трансцендентное начало. Посредником между трансценденцией и миром людей является церковь. Социальный проект тоже должен быть воплощением религиозных принципов. Как существо божественное человек и общественные отношения должны содержать абсолютные принципы, определяемые абсолютной целью. В свободной теократии духовные и светские начала находятся в гармоническом единстве. Экономическая и правовая сферы должны соподчиняться церковному началу. В теократии не будет социальных антагонизмов между классами, потому что в ней будут господствовать нравственные принципы, а богатство тоже будет подчинено реализации высшего духовного начала. Историософия Соловьева -это проект теократии, утверждающийся в процессе проникновения в мир божественной субстанции и реализации богочеловечества. При этом, свое предназначение и смысл жизни индивид постигает через активную деятельность по самореализации. Гражданское общество в ходе этого проекта также превращается в Царство церкви, где закон и справедливость, как принципы государства, подчинены любви. На международном уровне активный характер воздействия церкви на общество требует объединения католичества и христианства, для более эффективного практического воздействия на мир. Для последовательного воплощения христианских идеалов в жизнь допустимо не только личное, но и национальное самопожертвование, которое вознесет дух народа на высшую ступень сверхнародного бытия христианской идеи. Россия обладает опытом такого самоотвержения, как «третий Рим» примиряет Восток и Запад и под властью русского самодержца русский народ раскроет свое истинное теократическое призвание. В «Истории и будущности теократии» он проводит мысль, что вся предшествующая история лишь инструмент, помогающий человеку достичь своего истинного назначения - грядущей вселенской христианской теократии. Это и есть проект реализации человеком постижения своего назначения. Только в теократии, по Соловьеву, человек реализует свое предназначение и достигает преобразования материального бытия в Царство Божие.
В.С. Соловьев важное внимание уделяет гносеологическому аспекту, проблеме познания своего назначения человеком и обществом, человечеством. Важным инструментом этого является Цельное Знание. Основная проблема здесь обозначена так: связь Бог-мир разумом непостижима. Для постижения этого отношения сущствует другой
инструмент - мистическое созерцание, иррациональная интеллектуальная интуиция, особое вдохновение. Это экстатическое состояние характерно как для философии, так и для искусства, духовидения. Для познания важна изначальная вера человека в то, что этот мир является именно тем местом его пребывания, в котором ему может и должно жить. В миру это представлено в теологической форме. Таким образом, согласно Соловьеву, важным принципом существования человека является осознание его онтологической укорененности. Вера как глубоко личное состояние является основой человеческой активности и осознание этого дает человеку понимание своих возможностей, своей состоятельности в мире и месте в нем. В отличие от знания-информации, которое можно транслировать и усваивать в безличной форме, вера глубоко личностна и не может быть навязана извне. Мы бы сказали, что вера в этой концепции есть исходный пункт для осознания человеком своего назначения и во многом его назначение совпадает с верой. Вера, по Соловьеву, определяет не только истоки и результаты цельного познания, но и связь между элементами познания. Фундаментальное основание процесса познания -убежденность в существовании объекта вне человека также есть результат веры, а не разума или чувств. Вера придает общность, достоверность и объективность опыту и знанию. Однако раскрывается существование внешней действительности с помощью опыта и рационального мышления. Разум не создает ничего нового, а лишь придает знанию форму всеобщности и необходимости. Но безусловных начал он не дает, так как запутывается в противоречиях, сомнениях, из которых его вывести может только вера. Таким образом, познание своего назначения, согласно В.С. Соловьеву возможно путем восстановления подлинной теологии. Религиозная истина должна быть не абстрактной догмой, теология должна вместе с философией и наукой составлять систему свободного, истинного знания.
В.С. Соловьев также рассматривает самореализацию человека как духовного актора в истории. В этом аспекте ведущую роль играет идея Богочеловечества. Человечество тоже абсолют, но возникший в ходе отпочковывания от Мировой души. Только после появления человека всеединство обретает реализуемую форму, субъектом которой и является человек-человечество. Богочеловечество реализует единство природного и божественного в нем, в его сущности и предначертывает идеал к которому предстоит прийти. Реальное природное человечество эволюционирует через свое многообразие. Дезинтеграция существенна для развития человечества, периодически происходит реинтеграция, на основе свободных, добровольных стремлений. Как многоединый духовно-физический организм человечество реализует себя в трансценденции бесконечно как Богочеловечество. Эта трансценденция абсолютна в своем бытии, но недоступна для эмпирического опыта. Тремя началами идеального человечества являются божественная доминанта, природная потенция и разумное начало человека как медиум. Только метафизическое знание способно это осознать. Конечно, осознать это понятие универсального человечества реальным конечным разумом трудно или невозможно. Сверхличность как идеал обеспечивает единство но лишена развития. Преодоление индивидуализма и эгоцентризма не означает достижения унификации всякой личности.
Несмотря на то, что концепция человека и истории В.С. Соловьева имеет трансценденталистский характер, тем не менее, основные усилия философа направлены на создание такой религии и церкви, которая бы играла роль активного субъекта в реальном социуме и государстве. Религиозная вера должна быть социально активна и должна способствовать не просто одухотворению природного и социального в человеке, а способствовать достижению человеком трансцендентальных идеалов, восхождение к Богочеловечеству.
Человечество русский философ рассматривает как духовно-физический всеединый организм как панэтический процесс, смысложизненные вопросы В.С. Соловьев решает исходя из интуиции всеединства, эсхатологизма, своеобразного сочетания оптимизма и пессимизма [5]. Между тем, интенции Богочеловечества в этой работе не уделено внимания.
Цель жизни предполагается как некоторый конечный предмет, точка реализации усилий человека. Смысл жизни - это ценностное содержание мировоззренческих ориентиров человека, в т.ч. и цели. Назначение (предназначение) человека в системе этих понятий обозначает как бы траекторию, линию реализацию жизненных усилий, в соответствии с поставленной целью и реализуемым смыслом жизни (мировоззрением). В философско-мировоззренческом аспекте цель, смысл жизни, назначение человека рассматриваются как метафизические сущности во всеобщем плане, в отношении к Универсуму, Вечности, трансцендентально. Поэтому русские философы рассматривают эту проблематику в отношении к Богу.
В противоположность пессимизму Н.А. Бердяева В.С. Соловье не относит решение центральных мировоззренческих проблем в беконечное будущее. Философ исходит из осуществимости Богочеловечества и из реальности движения человечества по этому пути в настоящем. Человек и мир, человек и Универсум рассматриваются в неразрывном единстве. Человеческое творчество органично с активностью Мировой Души, оно есть постепенное продолжение дела Мировой души. Мировая история развертывает свое содержание исходя из Божественного плана, но в форме человеческой активности. Мировой процесс это как бы сотворчество Бога и человека, в ходе которого «прогресс» заключается в движении к Богочеловечеству.
С точки зрения В.С. Соловьева, выявить предназначение человека как социума и как персоны можно в эсхатологической перспективе. Русский народ призван раствориться во Вселенском деянии для осуществления теократического мироустройства. Национальное своеобразие для Соловьева выступает как препятствие для реализации народом себя во Вселенской теократии. Реализация народом себя во Вселенской теократии достигается посредством мистико-рациональной интенции. Для этого русский философ сконструировал такое парадоксальное свойство человека, способное вывести его к высокому уровню знания Универсума, как мистико-рациональное познание. Прорыв к трансцендентному, по Соловьеву, происходит как постепенное возрастание человечества в Богочеловечество. Для этого должен быть преодолен вселенский раскол христианства.
Согласно учению В.С. Соловьева, основные мировоззренческие программы человека и человечества предначертаны трансцедентально, духовно. Основные ценности -это высшие духовные ценности. В философии всеединства достижим синтез как истины, красоты и добра, так и единство Бога и человека. Доминирующими ценностями богочеловеческого существования и бытия являются нравственно-духовные ценности, постижимые мистико-рациональным путем.
Список литературы References
1. См.: С.Л. Франк. Русское мировоззрение. - СПб., 1996. - С. 149-160.
S. L. Frank. Russian outlook. - SPb., 1996. - Page 149-160.
2. Лосский Н.О.История русской философии, М., 1991.
Lossky N.O.Istoriya of the Russian philosophy, M., 1991.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. - Париж: Издательство «Современные записки», Склад UMCA PRESS, 1931.
Berdyaev N. A. About appointment of the person. Experience of paradoxical ethics. - Paris: Modern Notes publishing house, Warehouse UMCA PRESS, 1931.
4. Давыдов, Д.А. «Проблема смысла жизни в философии В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева». Канд. Дисс. 09.00.03 - история философии. - Нижний Новгород, 2008.
Davydov, D. A. "Problem of meaning of life in V. S. Solovyov and N. A. Berdyaev's philosophy". Kand. Дисс. 09.00.03 - philosophy history. - Nizhny Novgorod, 2008.
5. Евсеев В.А. Проблема Смысла жизни в философии B.C. Соловьева (социально-философский аспект): Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философск. наук. Архангельск. 2002.
Evseev V. A. A problem of Meaning of life in B.C philosophy. Solovyova (social and philosophical aspect): Дисс. on соиск. Wuchang. step. edging. философск. sciences. Arkhangelsk. 2002.