Научная статья на тему 'Проблема нарастания фундаменталистских идей как угроза для человеческой цивилизации'

Проблема нарастания фундаменталистских идей как угроза для человеческой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ДИАЛОГ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭТИКА / FUNDAMENTALISM / INDIVIDUALISM / DIALOGUE / INTOLERANCE / GLOBAL ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кочесоков Заурбек Хамидбиевич

В современном мире происходит рост фундаменталистских идей, что является угрозой для человеческой цивилизации. В этой связи, по мнению автора, мировое развитие может идти в режиме «с обострением». Поставить прочный заслон распространению фундаментализма может развитие диалога, толерантности, свободы и демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE RISE OF FUNDAMENTALIST IDEAS AS A THREAT TO HUMAN CIVILIZATION

In the modern world we can see the growth of fundamentalist ideas, which are a threat to human civilization. In this connection, to the author’s opinion, the world development can proceed in a regime of “exacerbation”. The promotion of dialogue, tolerance, freedom and democracy can put a solid barrier against the spread of fundamentalism.

Текст научной работы на тему «Проблема нарастания фундаменталистских идей как угроза для человеческой цивилизации»

УДК 34.09

Кочесоков З.Х.1

проблема нарастания фундаменталистских идей как угроза для человеческой цивилизации

Аннотация. В современном мире происходит рост фундаменталистских идей, что является угрозой для человеческой цивилизации. В этой связи, по мнению автора, мировое развитие может идти в режиме «с обострением». Поставить прочный заслон распространению фундаментализма может развитие диалога, толерантности, свободы и демократии.

Ключевые слова: фундаментализм, индивидуализм, диалог, интолерантность, глобальная этика

Kochesokov Z.

the problem of the rise of fundamentalist ideas as a threat

to human civilization

Abstract. In the modern world we can see the growth of fundamentalist ideas, which are a threat to human civilization. In this connection, to the author's opinion, the world development can proceed in a regime of "exacerbation". The promotion of dialogue, tolerance, freedom and democracy can put a solid barrier against the spread of fundamentalism.

Keywords: fundamentalism, individualism, dialogue, intolerance, global ethics

Как показывает анализ, в современном мире сильны стремления к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности.

Иначе говоря, повсюду дает о себе знать антипод толерантности - интолерантность - как стремление подавить все, что не вписывается в раз и навсегда установленные рамки, идет вразрез с принятыми догмами; это смерть мысли во имя привычки, штампа [1].

В научной литературе в данной связи исследуются различные аспекты фундаментализма. В частности, И.В. Аверкиев и С.Г. Ма-ковецкая акцентируют внимание на проблеме фундаментализма в праве [2]. Концепцию рыночного фундаментализма развивает Дж. Сорос [3]. Этой же точки зрения придерживается Дж. Стиглиц [4].

В Великобритании 1970-х гг. работы М. Баркера, П.-А. Тагиеффа, А. Даммета поло-

жили начало изучению проблематики культурного фундаментализма.

Одним из видов фундаментализма, получившим в настоящее время распространение в Западной Европе является этнический (националистический) фундаментализм.

В современном мире существует проблема глобального фундаментализма. Связано это с тем, что сохраняются попытки установления политического, экономического, культурного господства одних стран над другими, в частности стран Запада во главе с США над всеми другими странами и народами. При этом полностью игнорируются национальные интересы других стран и народов. В международной политике доминируют «двойные стандарты» [5-7].

Одна из идейных и практических доминант последней заключается в стремлении к «овладению», завоеванию господства над окружа-

1 Кочесоков Заурбек Хамидбиевич, доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск Zaurbek Kochesokov, Doctor of Philosophical Science, Ph.D. in Law, Professor, Department of History, Law and Humanities, North Caucasus Institute, branch of RANEPA, Pyatigorsk

ющим, будь то природа, территории, людские сообщества, государства и др.

В прошлом веке человечеству было суждено пережить пароксизмы нетерпимости и насилия, беспрецедентные по масштабам и формам. Но и сейчас в ряде регионов высокого накала достигают деструктивные конфликты. Опасно выросли радикалистские тенденции, в основе которых лежит нетерпимость, неприятие «инаковости».

В этом смысле наиболее опасный пример - исламский фундаментализм [8].

В настоящее время наблюдается его распространение в широких масштабах. На это оказывают влияние множество факторов [9]. К числу основных его причин относят распад социалистической системы, стремление людей к религиозно-цивилизационному единству как источнику самоидентификации.

В то же время религия - величайшее явление в истории человечества. Она сопровождала человека на всех этапах его существования, начиная с тех пор, когда он мыслил себя в неразрывной связи с природой, и до нынешнего времени. Вопрос о ее роли продолжает, хотя и по-иному, волновать большинство живущих на планете. Многие достижения культуры вышли из недр религии. Именно религиозными учениями обобщены мудрость и жизненный опыт людей по проблемам нравственности, и на этой основе сформулированы главные постулаты морали, без которой невозможно существование народов, организация их общественной и повседневной жизни. Происходящие изменения в мире, в жизни народов и стран требовали от всех религий и конфессий соответствующей реакции, поиска ответа на вызовы времени, в том числе и на извечный вопрос - как строить свои взаимоотношения с обществом и государством [10].

Усиление религиозного фундаментализма наблюдается в тех странах мира, где складывается неблагоприятный экономический и социальный фон. Экономический кризис, низкий уровень жизни и высокая безработица ведут к разочарованию и недовольству народных масс. Недовольства и неуверенности всегда порождали фундаментализм.

Люди отступают в религиозный фундаментализм, когда нет уверенности в завтрашнем

дне, спасаются от него в религиозном мире, где им говорят, что если они будут повиноваться предписанным правилам, то будут спасены.

Общий рост недовольства населения застоем, падением жизненного уровня, ощущение им потери перспективы или уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для роста социальной напряженности [11].

Создается психологический дискомфорт, который наряду с другими предпосылками и факторами способствует расширению базы радикального ислама.

Кроме того, отсутствие достаточных средств на образование толкает средние и бедные слои населения отдавать детей в бесплатные религиозные школы. Но учеников там воспитывают в духе консерватизма и агрессивного неприятия западных ценностей.

В некоторых мусульманских странах количество подобных школ измеряется десятками тысяч. Это, в свою очередь, ведет к вытеснению в сознании рядовых граждан демократических ценностей фундаменталистскими.

Как правило, религия выходит на историческую сцену в периоды общественных переворотов и социально-политических перемен.

Многие народы в стремлении переосмыслить происходящие изменения обращаются к основам бытия, сердцевиной которых в странах мусульманского мира является ислам.

В свое время атеизм сыграл в истории освободительную роль, когда нанес удар по гнету традиционных религий, клерикальных иерархий.

Атеизм, материализм, вера во всеобъясня-ющие возможности рационального разума и науки сделали то, чего не могли сделать революционно-социалистические ереси тысячи лет - почти обрушили здание церкви.

Бедность, безработица, экономический и экологический кризисы не исчезнут от того, что люди станут совершать молитвы 5 раз в день, и мужчины отпустят бороды, а женщины закроют волосы хиджабом или косынкой.

Религиозный фундаментализм является постоянной чертой всех зрелых цивилизаций, культур и наций в периоды конфронтаций и глубоко ощутимых угроз либо тупиковых ситуаций, обрывающих прежнее течение жизни.

71

Нынешнее религиозное возрождение - это реакция на провал светских идеологий модернизации, от СССР до арабского Востока, и, одновременно, на несостоятельность атеизма, на его пустоту, на его неспособность найти ответы на ключевые вопросы человеческого бытия, вопросы о смысле существования и о смерти. Его девиационной формой является религиозный экстремизм, который, прежде всего, представляет собой идеологию и практику некоторых течений, групп, отдельных деятелей в конфессиях и религиозных организациях.

Характеризуется приверженностью крайним толкованиям вероучения и методам действия по реализации поставленных целей, распространением своих взглядов и влияния.

В значительной мере является реакцией наиболее фанатичных приверженцев религии на процесс секуляризации, сопровождающейся ослаблением влияния религии на различные стороны общественной жизни, приспособлением религиозных институтов к изменениям, происходящим в обществе, модернизацией догматики и культа.

В собственно конфессиональной среде может носить как внутриконфессиональный, так и межконфессиональный характер.

Добиваются успеха там, где общество дезорганизовано в силу каких-то обстоятельств или находится на грани этой дезорганизации.

А возможность использования современных информационных технологий легко может спровоцировать какие-то массовые выступления и неадекватные действия со стороны тех или иных групп населения.

Поставить прочный заслон распространению исламского фундаментализма может также развитие диалога [12].

В этом смысле, если мы все же сохраняем оптимизм и веру в силу разума, нам следует не только уповать на толерантность, но и развивать свои способности к диалогу. Толерантность необходима, но недостаточна.

Диалог, в отличие от толерантности, дает хотя бы перспективу развития. Трагический опыт ХХ века вынуждает признать, что дальнейшее распространение интолерант-ности в сфере международных отношений 72

ставит под вопрос существование человечества [13].

Тезис М.М. Бахтина о том, что «.. .диалогические отношения... - почти универсальное явление, пронизывающее. все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» [14] никем не оспаривается, но вместе с тем, задача его содержательного развертывания во многом остается актуальной по сию пору.

Без устранения духа нетерпимости, без превращения толерантных отношений во всеобщие и «естественные» многое из перечисленного мало реально.

Вообще возможность полного осуществления этого оптимального сценария достаточно проблематична. Более реалистично, в обозримом будущем, движение в этих направлениях на отдельных участках.

Проблема и заключается не в осуществлении «всего и сразу», а именно в векторе движения - к дезинтеграции, росту насилия, нетерпимости, деструктивных тенденций или к добровольному единению, основанному на толерантности, гуманистических ценностях и демократических принципах.

Пути толерантности и согласия при всех труднопреодолимых препятствиях нельзя считать закрытыми.

В современном мире глобальную толерантность невозможно уже считать только утопической грезой. Несмотря ни на что, она приобретает все более реальные очертания - не в смысле идеальной общественной модели, а в смысле необходимой основы развивающихся процессов демократизации и интеграции, сокращения сфер человеческой деструктивнос-ти, насилия и нетерпимости.

Проблема нарастания фундаменталистских идей характеризует современное мирового развитие, что является вызовом для цивилизации, на который необходимо отреагировать.

Шанс устойчивого развития человечеству в обозримом будущем может дать глобальная этика. Противоречия, конфликты, возникающие на основе фундаменталистких идей, в том числе и глобалистских могут иметь катастрофические последствия для будущего человеческой цивилизации.

библиографический СПИСОК:

1. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 36.

2. Аверкиев И.В., Маковецкая С.Г. Из кризисов нет иных выходов кроме радикальных. URL: http://www.pgpalata.ru/reshr/grow/14.shtml

3. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. XXVI. М.: ИНФРА-М, 1999. 262 с.

4. Joseph Stiglitz, 2002. Die Schatten der Globalisierung (Теневые стороны глобализации). Siedler Verlag, Berlin. 2002. 304 s. (s. 75).

5. Кочесоков З.Х. Проблема глобального фундаментализма // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. №1.

6. Кочесоков З.Х. Глобализация и глобальный фундаментализм // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 12 (56). 2007.

7. Кочесоков З.Х. Дискурс современного этапа социальной эволюции в постнеклассической парадигме науки: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Нальчик, 2011.

8. Толерантность против ксенофобий. Международный и российский опыт противодействия этнической интолерантности. Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. Институт социологии РАН. Москва, 2005.

9. Кочесоков З.Х., Арипшев А.М. Факторы, влияющие на развитие религиозного фундаментализма на современном этапе // Научный портал МВД России. 2013. № 3. С. 100-107.

10. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. 2007. № 6.

11. Мордалиев О. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 3. С. 102.

12. Шалин В.В. Толерантность. Ростов-на-Дону, 2000, с. 237. 2. Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

13. Рац М. В. Диалог в современном мире // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 30.

14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 71.

15. Толерантность против ксенофобий. Международный и российский опыт противодействия этнической интолерантности. Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. Институт социологии РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.