Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Савинков С.Н. Проблема изучения надежности как личностно-профессионального качества личности в психологической науке // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Savinkov S.N. (2019). The problem of studying reliability as a personal and professional quality of personality in psychological science. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN219.pdf (in Russian)
УДК 159.9.019 ГРНТИ 15.31.35
Савинков Станислав Николаевич
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбов, Россия
Аспирант кафедры «Социальной и возрастной психологии»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=952410
Проблема изучения надежности как личностно-профессионального качества личности в психологической науке
Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к изучению феномена «надежности», как актуальной проблеме современной психологии. Данный феномен, являющийся неотъемлемой частью процесса изучения личности специалиста, отношения к различным жизненным ситуациям, а также профессионального становления и роста, рассматривается во многих отраслях психологического знания. В статье приводятся данные исследований, представленные в работах как ведущих отечественных, так и зарубежных психологов, и философов, освещающих данную проблему. Автором прослеживается развитие представлений о надежности как профессионального качества в рамках различных отраслей отечественной психологии. Представлены результаты исследования профессиональных качеств сотрудников МЧС России. Приводится взаимосвязь надежности и некоторых нравственных качеств личности, оказывающих влияние на становление специалиста. Проведенный теоретический анализ работ позволил определить, что проблема надежности изучается во многих отраслях психологии: от инженерной и педагогической, до военной и спортивной. Особо выделяются исследования, которые посвящены морально-психологической и нравственной стороне надежности специалиста. Отмечается неоднозначный (амбивалентный) характер надежности, который она носит в жизнедеятельности личности, а также взаимосвязь с эмоциональными состояниями и психическими процессами.
В результате проведенного теоретического анализа философско-психологической литературы, автор делает вывод о том, что надежность - необходимое профессиональное качество, которым должен обладать специалист высокого уровня. В то же время, надежность специалиста - это не только, механическое выполнение определенных функций, но также многокомпонентное качество личности, проявляющееся в профессиональных умениях, духовной зрелости и социальной компетентности. Статья адресована исследователям,
занимающимся вопросами духовно-нравственного развития специалиста, аспирантам, психологам, работающим в области акмеологии и психологии развития.
Ключевые слова: надежность; психология; феномен; личность; исследования; личностно-профессиональные качества
Введение
Современные исследования, проводимые в гуманитарных науках, показывают увеличение интереса к проблемам как личностного, так и профессионального развития специалиста. Особый интерес для психологии представляют морально-нравственные качества и их роль в становлении личности. К наиболее актуальным вопросам относится надежность, как важная составляющая профессионально-личностных качеств.
Научная проблема психологии надежности нашла свое отражение, как в работах ведущих отечественных, так и зарубежных исследователей, поднимающих вопросы взаимодействия личности со средой в различных жизненных ситуациях Бодрова В.А. [1], Ильина Е.П. [2], Крук В.М. [3], Лабунской В.А. [4], Моросановой В.И. [5], Никифорова Г.С. [6] и др.
Под надежностью, в современной науке, чаще всего понимается успешность, предполагающая возможность, достижения определенной цели, а также соответствие сотрудника предъявляемым к его профессии требованиям. Однако, такой подход не учитывает некоторые нравственные качества человека, его личное отношение к выполняемому делу, а также отношения с коллективом, с котором он взаимодействует в процессе работы, в различных условиях. Таким образом, возникает противоречие, возникающее вследствие отсутствия определения надежности как личностно-профессионального качества специалиста. Для решения данной проблемы, нами проведен теоретический анализ психологической литературы по проблеме изучения надежности, с целью более полного раскрытия понятия надежности специалиста. Как показал проведенный анализ, проблема надежности в отечественной психологии, впервые изучается в рамках психологии труда и инженерной психологии.
Проблема надежности в психологии труда
В конце прошлого столетия понятие надежности все чаще стало использоваться и при анализе явлений в гуманитарных науках. Впервые проблема надежности была поставлена в инженерной психологии как вопрос о надежности профессиональной деятельности.
Надежность в профессиональной деятельности предполагает такое выполнение специалистом своих обязанностей, при котором он выполняет их в заданных условиях без ошибок и укладывается в необходимый временной промежуток. Получение таких результатов возможно, только если все системы организма человека (физические и психические) работают слажено.
Небылицин В.Д. и Ломов Б.Ф. [7], одними из первых, заложили теоретические основы такого подхода к изучению надежности специалиста (человека-оператора). В их работах отмечается, что результат работы человека-оператора зависит, по сути, от нескольких факторов: подготовки, уровня профессиональных знаний и умений, а также физических и психических особенностей личности (как самого специалиста, так и тех, с кем он непосредственно связан в работе).
Проблема профессиональной и функциональной надежности также рассматривается в работах Бодрова В.А. и его коллег, сотрудников лаборатории инженерной психологии и
эргономики Института психологии Академии наук СССР. Он отмечает влияние современного технического прогресса и связанный с ним рост ошибочных действий, приводящих к поломкам, авариям, травмам и т. д. Бодров В.А. исследовал эти ошибки, их влияние на надежность, с целью повышения безопасности труда и снижения травматизма на производстве.
В психологии труда под надежностью понимается такое профессиональное качество человека, которое позволяет ему сохранять заданную нормативами активность при любых условиях труда.
Обращает внимание тот факт, что в данных подходах мало уделяется внимания личностным характеристикам надежности специалиста. В следующие годы, интерес исследователей шагнул далеко за пределы одной лишь психологии труда.
Исследование проблемы надежности в других отраслях психологии
На сегодняшний день, можно отметить, что проблема надежности находит свое научное отражение, в прикладных отраслях психологии: педагогической, медицинской, инженерной и др. Имеются работы, в которых изучается надежность моряков, военных, спасателей, а также учителей, врачей и других специалистов.
Так, в спортивной психологии нашли свое отражение исследования надежности личности спортсменов. Психологи изучали влияние физических нагрузок и самой ситуации соревнований на психическое состояние спортсмена. Давыдов В.В., одним из первых в отечественной психологии, начал изучать необходимые условия, позволяющие улучшить учебно-тренировочный процесс, чтобы снизить негативное влияние стресса, что соответственно повышает надежность получения высокого результата в спорте [8]. Мильман В.Е. характеризует надежность в спортивной психологии, как устойчивость функционирования всех психических механизмов в условиях соревновательной деятельности [9]. Также Мильманом В.Е. была разработана анкета изучения психической надежности спортсменов, которой по сей день пользуются спортивные психологи.
В 2000-х годах выполнены исследования, посвященные проблеме надежности учителей и медиков. Осадчук Л.С. [10] определяет надежность как интегративное личностное качество, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности при любых условиях, в большей степени зависящее от профессионального мастерства специалиста (врача, педагога).
В те же годы рост числа исследований надежности профессиональной деятельности было тесно сопряжено с проблемой личностной надежности и использованием личностного подхода к обеспечению надежности профессиональной деятельности, а также с психическим здоровьем специалиста; выделен фактор моральной (нравственной) надежности.
В юридической психологии изучение надежности отражено в работах Стрижова Е.Ю. [11]. Автор считает, что нравственно надежная личность ставит на первое место нормы морали, этики, совести и долга. Опираясь на эти понятия, надежный человек способен пересматривать свои цели, планы, оценивая степень их влияния на других людей (положительного или негативного).
Исследование надежности также рассматривается в социальной психологии, как проблема взаимодействия личности и группы. Сарычев С.В., Чернышев А.С. [12] изучают надежность как социально-психологическое качество. Надежная социальная группа, по их данным, отличается высокими параметрами выполнения совместной деятельности, а в экстремальных ситуациях способна поддерживать свои функции за счет сформированной мотивации. Надежная группа также нацелена на совершенствование организации, и имеет отношения к организации как к ценности.
Надежность, как личностное качество, изучается в христианской психологии (Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. и др.), в рамках нравственного сознания личности.
В научно-психологической и специальной литературе авторы справедливо подчеркивают, что в современных условиях актуальной проблемой является повышение профессионализма. Речь идет о том, чтобы качественно улучшить всестороннюю подготовленность кадров. Одним из основных показателей профессионализма является надежность.
В рамках диссертационного исследования нами было проведена работа с целью раскрытия содержания и значимости профессиональных качеств сотрудников МЧС России, которое проводилось методом экспертной оценки.
Выборку исследования составили сотрудники МЧС России: 20 чел. 2 группы испытуемых: (1) опытные сотрудники МЧС России (более 10 лет работы); (2) те, кто начинает выполнять профессиональные обязанности (от 1 года и более).
С целью проверки полученных данных проведена комплексная экспертная оценка командирами подразделений и опытными сотрудниками со стажем работы более 10 лет (6 чел.).
Были отобраны девять значимых профессиональных качеств, которые наиболее существенно влияют на эффективность профессиональной деятельности сотрудников МЧС России. С этой целью после выставления экспертами количества баллов по каждому качеству определялась общая сумма и средний балл, который позволял провести ранжирование полученных результатов [13].
Также был проведен специальный отбор наиболее важных качеств по 10-ти бальной системе. Процедура отбора качеств позволила не только конкретизировать наиболее важные и значимые качества, которые следует целенаправленно формировать в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, но и установить их ранговую значимость. На основе бальной оценки, выведения общей суммы баллов и средне-экспертного балла установлено следующее ранговое значение исследуемых профессиональных качеств:
• целенаправленность - 9,6 баллов;
• ответственность - 9,5 баллов;
• коммуникативность - 9,2 балла;
• уверенность в себе - 8,6 балла;
• морально-психологическая стойкость - 8,3 балла;
• готовность к действию - 7,9 баллов;
• организаторские способности - 7,4 балла;
• профессиональная активность - 7,3 балла;
• надежность - 7,1 балла.
В результате мы видим, что критерий «надежность», получает меньше всего баллов и, таким образом, занимает последнее место в ранге значимых качеств, по мнению экспертов. На рисунке, наглядно представлены результаты ранжирования.
Значимые профессиональные качества после процедуры ранжирования на основе всестороннего анализа и данных исследования об их роли и значении в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России были сведены нами в следующие три группы:
1. целеустремленность, ответственность, коммуникативность; Страница 4 из 10
2. уверенность в себе, морально-психологическая стойкость, готовность к действию;
3. организаторские способности, активность, надежность.
12
10
Рисунок. Результаты ранжирования профессиональных качеств сотрудников МЧС (составлено автором)
Разделение данных качеств по группам условно и сделано с целью более удобного их дальнейшего изучения и анализа. В профессиональной деятельности они проявляются в тесном единстве и взаимообусловленности [13].
В ходе исследования наблюдались признаки низкого уровня надежности: внешняя суета, множество даваемых распоряжений и поручений, видимая активность. Опытные сотрудники, зная такую ситуацию, обращали внимание на конкретизацию критериев надежности, подчеркивали значение заблаговременного её формирования в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России.
Исследование значимости надежности как профессионального качества велось по оценке критериев, определяющих его содержание. Она осуществлялась с помощью экспертов по ранее изложенному сценарию. Результаты представлены в таблице.
Таблица
Оценка значимости профессионального качества «надежность»
Критерии качества «надежность» Оценка значимости критериев в (балах)
Командиры подразделений Опытные сотрудники Средний результат
Стремление достичь поставленной цели 7.0 9.0 8,0
Четкость и организованность в работе 9.0 10.0 9,5
Профессиональное знание своих обязанностей 10.0 9.0 9,5
Точность в работе 6.0 7.0 7,5
Соответствие слов и дел 8.0 8.0 8,0
Средний результат 8.0 8.6 8,3
Составлено автором
https://mir-nauki.com
Выделенные критерии оценки отражают отношение к надежности, не только как к критерию точного выполнения профессиональных действий, но и как к важному личностному качеству, которое является условием слаженной работы всего рабочего коллектива. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что надежность - это значимое личностно-профессиональное качество, имеющее свое содержание.
По результатам исследования можно сделать вывод, о том, что надежность, по мнению опытных сотрудников МЧС России (со стажем работы более 10 лет), входит в число значимых профессиональных качеств от уровня сформированности которого зависит сам процесс и результативность труда. При реализации своего профессионального долга, сотрудники МЧС, обладающие должным уровнем личностно-профессиональной надежности, во-первых, действуют таким образом, что не выходить за пределы нравственных (и, разумеется, правовых) норм; во-вторых, способны и готовы отстаивать собственные нравственные ценности, ориентиры, нормы. Что делает надежность еще и социально значимым качеством, отражающим социальную компетентность специалиста. Это дает более четкие ориентиры для психологов силовых структур при работе с профессиональным контингентом.
В Россию, понятие о «надежности» как личностном качестве, впервые пришло из Германии в XVIII веке, в списке так называемых «прусских» добродетелей короля Фридриха Вильгельма I. Прозванный «королем-солдатом», он славился высокой требовательностью, как к самому себе, так и к своим подданным и называл среди главных качеств добродетельности: дисциплинированность, надежность, верность, искренность, послушание, неподкупность и другие.
В словаре Ожегова С.И.1 надежным является верный, внушающий доверие помощник. В русском языке «надежность» образована от слова «надежда», заимствованного из церковнославянского языка, которое, в свою очередь, этимологически производно от древнерусского просторечья - «надежа». В дореволюционное время, в народе имело хождение выражение: «Государь-батюшка, надежа-православный царь». Что отражало отношение к царю, как к гаранту безопасного, эффективного управления страной, входящее в его прямые обязанности. А сам глагол «надеть» означает укрыть, защитить.
В работах Веселовой Е.К. [14] посвященной психологической деонтологии - науке, изучающей этические аспекты деятельности психолога, моральная надежность в профессиональной деятельности тесно связана с этическим кодексом, следуя которому специалист остается надежным даже в трудных ситуациях. Автор определяет надежность как совокупность моральных качеств.
Представление о надежности человека всегда эмоционально наполнено, оно тесно связано с такими понятиями как: доверие, совесть, мораль, ответственность, которые активизируют творческую и профессиональную деятельность человека. Противоположностями им выступают: недоверие, безответственность, апатия, мошенничество.
Еще в 70-х годах ХХ века, Пушкиным В.Г. [15] был поставлен вопрос о философском осмыслении моральной надежности личности, учет которой необходим при оценке профессиональной надежности человека. Нам представляется, невозможным для специалиста быть надежным в своем деле, в полной мере, если он действует под воздействием, так
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53 тысяч слов. Издание 8-ое, стереотип. - М.: Советская Энциклопедия, 1970. - 900 с.
Надежность как морально-нравственное качество личности
https://mir-nauki.com
называемых, сиюминутных факторов, не способен ладить с людьми, стабильно нарушает трудовую дисциплину, а также не искренен в отношениях с людьми, не верен своему слову и делу, не осознает ценность труда. На такого специалиста трудно положиться, ему невозможно доверять.
Основой успешного взаимодействия людей является доверие. В коллективе большее доверие вызывает тот работник, который проявляет знание и умение при выполнении своих обязанностей. Однако, только знание своих обязанностей не является залогом нравственного поведения человека. В исследовании, проведенном Гагариной М.А. и Мужичковой Ю.Е., говорится, что люди склонны доверять больше, если убеждены, что партнер ориентирован на взаимодействие, имеет положительные намерения и мотивацию [16]. Такое поведение вызывает доверие к человеку, повышает его субъективную надежность.
Осин Е.Н., Орел Е.А. показали, что надежность положительно коррелирует с жизнестойкостью (г - 0,61), позитивным прошлым (г - 0,27) и будущим (г - 0,27), а также отрицательно с негативным прошлым (г - 0,35) и фаталистическим настоящим (г - 0,22) [цит. по 2].
При оценке надежности Уакиев В.С. выделяет в ней предметную, моральную и психическую стороны. Предметная сторона - это объект деятельности, моральная сторона -характер взаимоотношений между людьми, психическая - выражена в личностных качествах (самоотверженность, выдержка, устойчивость психических процессов, воля) [17].
Наиболее интересный для изучения в психологии аспект личности - ее зрелость, который часто употребляется как синоним взрослости. Однако, данная проблема, не решается до сих пор, вследствие отсутствия ее четкого определения. Зрелость личности определяют как высокий уровень развития ее подструктур и сторон, обеспечивающих полноценное выполнение совокупности общественных функций на высоком уровне в разных сферах жизнедеятельности
Личностная зрелость специалиста, таким образом, должна проявляться не только в высокой профессиональной активности, но и в особом отношении к труду, в осознании ценности труда как продукта деятельности и важного ресурса для личностной самореализации.
Можно отметить, что последние исследования в психологии, все чаще обращены на личностную надежность, поскольку в обществе формируется запрос на квалифицированного специалиста, обладающего высокоморальными качествами, устойчивого к неблагоприятному воздействию жизненных трудностей (даже экстремальных). Однако, без понимания психологической структуры надежности, невозможно, говорить о формировании этого качества у специалиста.
Направлениями формирования надежности являются создание для этого благоприятных основ, среди которых повышение эффективности профессионального отбора; воспитание социально-психологических качеств; разрешение противоречий между требованиями общества и представлениями специалиста; разумное материальное и моральное стимулирование.
Таким образом, в современной психологической науке наблюдаются два основных направления к изучению надежности: в профессиональной деятельности (как профессиональное качество), а также, в межличностном взаимодействии (как личностное качество).
Многоплановость надежности обусловлена, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой - многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиции:
[18].
• духовно-нравственного подхода, когда надежность рассматривается как основное нравственное качество личности проявляемое, прежде всего в ситуациях жизненного выбора, как способность следовать моральным требованиям; этики профессии, как умение вести себя ответственно и справедливо (Веселова Е.К., Коваль Н.А., Комаров В.В., Стрижов Е.Ю.);
• определенного способа существования, жизнедеятельности человека, когда надежность исследуется в качестве ведущей ценности индивида и входит в систему ценностей индивида (Леонтьев Д.А., Слободчиков В.И.);
• аксиологического подхода, рассматривающего надежность как ценностное содержание сознания (Каган М.С., Федотова В.Г., Холостова Т.В.);
• деятельностного подхода, в котором надежность представлена как безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и заданных условиях (Ломов Б.Ф., Небылицин В.Д.);
• психологической характеристики социального субъекта, когда надежность способствует высокой эффективности совместной деятельности (Сарычев С.В., Чернышев А.С.);
• гносеологического подхода, где надежность рассматривается, как осознание определенной роли при необходимости выполнять ее безотказно и своевременно в любых условиях (Круг В.М., Осадчук О.Л.).
Во всех перечисленных подходах связующим звеном выступает внутренний мир человека, определяющий конкретные особенности его поведения, деятельности, профессионального взаимодействия с другими.
Таким образом, приведенные выше определения позволяют нам охарактеризовать психологическую структуру надежности как личностно-профессионального качества, в которой выделены три основных компонента: профессиональная компетентность, духовно -нравственная зрелость и социальная компетентность.
Заключение
В результате проведенного нами исследования и анализа литературы по теме, мы можем сделать вывод, о том, надежность - необходимое личностно-профессиональное качество, которым должен обладать современный специалист высокого уровня. В то же время, надежность специалиста не сводится только к механическому выполнению определенных функций. В целом, надежность - есть атрибут, присущий социально зрелой личности, которая имеет собственную систему морально-нравственных координат (ценностных ориентиров), находящуюся в спектре общепризнанных и социально одобряемых норм. Таким образом, надежность - это многокомпонентное качество личности, проявляющееся в профессиональных умениях, духовной зрелости и социальной компетентности.
В отечественной психологии, получены результаты, которые во многом определяют интерес к изучению проблемы надежности, а также позволяют взглянуть на данную тему с новых точек зрения. Логика человеческого прогресса дает нам основания прогнозировать дальнейший рост научного интереса к феномену надежности. Вместе с тем, перспективным видится проведение исследований, посвященных этическим, правовым, экономическим, экологическим и другим аспектам проблемы надежности в жизни человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. - М.: ИП РАН. 1998. - 288 с.
2. Ильин Е.П. Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. - СПб.: Питер, 2015. -288 с.
3. Крук В.М. Проблема личностной надежности специалиста в отечественных философских исследованиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. - № 4. - С. 8894.
4. Лабунская В.И. Надежда как условие психологической безопасности личности и общества // Социальная психология и общество. 2001. - № 4. - С. 15-26.
5. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012, - № 4. - С. 68-74.
6. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. -Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова. 1977. - 112 с.
7. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М., 1966.
8. Давыдов В.В. О некоторых принципах построения учебно-тренировочного процесса в связи с проблемой надежности // Психологическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: материалы межд. научн. конф. / Под ред. К.П. Жарова, В.А. Плахтиенко. М.: ГЦОЛИФК, 1977. Т.1. - С. 92-96.
9. Мильман В.Э. Структура и методика составления модельных психологических характеристик, относящихся к психической надёжности спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 46 с.
10. Осадчук О.Л. Оценка профессиональной надежности педагога // Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: Педагогика. - С. 52-54.
11. Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ. 2009. - № 1. - С. 84-88.
12. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. - Курск: КГПУ, 2000. - 180 с.
13. Савинков С.Н. Исследование проблемы формирования профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. - № 6 (145). - С. 45-53.
14. Веселова Е.К. Психологическая деонтология. Автореф. диссерт... докт. психол. наук. - СПб.: Изд-во СПГУ, 2003.
15. Пушкин В.Г. О морально-психологической надежности личности // Социальная психология и философия. 1971. - № 1. - С. 164-176.
16. Гагарина М.А., Мужичкова Ю.Е. Оценка уровня доверия и надежности партнеров в условиях анонимного взаимодействия // Акмеология. 2016. - № 1(57). - С. 5156.
17. Уакиев В.С. Проблемы формирования социальной надежности советских военных специалистов в условиях НТР. - Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1991. - 20 с.
18. Психологическая зрелость личности. Под ред. Л.А. Головей. - СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. - 240 с.
https://mir-nauki.com
Savinkov Stanislav Nikolaevich
Tambov state university of Derzhavin, Tambov, Russia E-mail: [email protected]
The problem of studying reliability as a personal and professional quality of personality in psychological science
Abstract. The article deals with scientific approaches to the study of the phenomenon of «reliability» as an actual problem of modern psychology. This phenomenon, which is an integral part of the process of studying the personality of a specialist, attitudes to different life situations, as well as professional development and growth, is considered in many areas of psychological knowledge. The article presents the research data presented in the works of both leading domestic and foreign psychologists and philosophers covering this problem. The author traces the development of ideas about reliability as a professional quality in various branches of Russian psychology. Presents results of a study of the professional qualities of employees of EMERCOM of Russia. The interrelation of reliability and some moral qualities of the personality influencing formation of the expert is given. The theoretical analysis of the work made it possible to determine that the problem of reliability is studied in many branches of psychology: from engineering and pedagogical, to military and sports. Special attention is paid to the research, which is devoted to the moral-psychological and moral side of the reliability of the specialist. The ambiguous (ambivalent) character of reliability which it carries in activity of the personality, and also interrelation with emotional States and mental processes is noted.
As a result of the theoretical analysis of philosophical and psychological literature, the author concludes that reliability is a necessary professional quality, which should have a high-level specialist. At the same time, the reliability of a specialist is not only the mechanical performance of certain functions, but also a multi - component quality of personality, manifested in professional skills, spiritual maturity and social competence. The article is addressed to researchers dealing with the spiritual and moral development of a specialist, graduate students, psychologists working in the field of acmeology and developmental psychology.
Keywords: reliability; psychology; phenomenon; personality; research; personal and professional qualities
45PSMN219