Научная статья на тему 'Проблема использования иудейских текстов для интерпретации евангельского материала Рец. На кн. : Тарасенко А. А. Иисус из Назарета - учитель, пророк, Мессия: некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. "гуманитарная академия", 2017 (Андреев А. В. )'

Проблема использования иудейских текстов для интерпретации евангельского материала Рец. На кн. : Тарасенко А. А. Иисус из Назарета - учитель, пророк, Мессия: некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. "гуманитарная академия", 2017 (Андреев А. В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема использования иудейских текстов для интерпретации евангельского материала Рец. На кн. : Тарасенко А. А. Иисус из Назарета - учитель, пророк, Мессия: некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. "гуманитарная академия", 2017 (Андреев А. В. )»

Проблема использования иудейских текстов

ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО МАТЕРИАЛА

Рец. на кн.: Тарасенко А. А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017. 368 с.

The Problem of Employment of Judaic Texts in Interpretation of Evangelical Material

Review on: Тарасенко А. А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. Гуманитарная академия, 2017.

Даже в период секуляризации европейского и отчасти российского общества интерес к Иисусу Христу как к Богочеловеку и Спасителю, как к величайшей Личности в мировой истории, как к основателю самой многочисленной религии не охладевает, а если говорить сугубо о российском контексте — с каждым годом растет. Об этом свидетельствуют книжные тенденции последних нескольких лет: в свет выходят новые научные исследования и научно-популярные книги об Иисусе Христе.

За прошедшие полгода вышли еще три тома из серии митрополита Иларио-на (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение»1. Следует отметить и две переводные работы: «Иисус из Назарета»2 — научно-популярное изложение жизни и учения Иисуса, выполненное известным участником «Семинара по Иисусу» Полом Верховеном, а также исследование гностических текстов об Иисусе Филиппа Дженкинса «Многоликий Христос. Тысячелетняя история тайных евангелий»3.

Более подробно, однако, хотелось бы остановиться на еще одном русскоязычном исследовании: монографии А. А. Тарасенко «Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры»4.

Александр Александрович Тарасенко (род. 1965 г.) закончил Университет Южной Африки (Unisa) в Претории в 2000 г. со степенью магистра теологии. Сфера его научных интересов — межзаветный иудаизм и «Поиск исторического

1 Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: В 6 кн. М., 2017. Кн. 3, 4, 5.

2 Верховен П. Иисус из Назарета. М., 2017.

3Дженкинс Ф. Многоликий Христос. Тысячелетняя история тайных евангелий. М., 2017.

4 Тарасенко А. А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. СПб., 2017.

131

Иисуса». Его магистерская диссертация была издана на русском языке в виде монографии под названием «Иисус и полнота времени»5; также на русском языке вышло его исследование «Четвертое Евангелие и его палестинский контекст»6. В настоящее время А. А. Тарасенко проживает в Чехии, где является пастором баптистской церкви.

Исследование «Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия» очень во многом сходно с предыдущими книгами автора. Как и прежде, основной упор делается на сопоставлении евангельского материала и иудейских источников. Однако в рецензируемой монографии, в отличие от более ранних работ Тарасенко, описание межзаветных иудейских верований и практик занимает непропорционально большой объем. Несмотря на то что монография называется «Иисус из Назарета...», анализу собственно евангельского материала посвящена лишь треть книги. Автор преимущественно фокусирует внимание на различных аспектах иудаизма I в., так что название книги не вполне отражает ее реальное содержание.

Рецензируемая монография состоит из трех частей. Первая часть посвящена рассмотрению различных религиозных течений внутри иудаизма времен Христа, а также различным формам мессианских ожиданий, бытовавшим в это время. Вторая часть делится на два раздела: феномен учительства в межзаветном иудаизме и образ Иисуса как типичного «мудреца-раввина». Третья часть книги анализирует противостояние Иисуса Христа различным религиозным группам в Израиле.

Следует сказать, что в рассматриваемой монографии Тарасенко поддерживает общее мнение большинства зарубежных авторов7, утверждающих, что учение исторического Иисуса следует рассматривать именно в контексте межзаветного иудаизма8. В России некоторые исследователи отстаивают прямо противоположную точку зрения: в качестве примера можно привести известную статью С. В. Лёзова «О непроисхождении христианства из иудаизма»9. Поэтому работа Тарасенко (несмотря на некоторые недостатки) отражает не маргинальные взгляды, а общенаучный консенсус.

Однако у рассматриваемой монографии есть один существенный недостаток, связанный с методологией исследования, принятой автором. Как отмечают абсолютно все исследователи, начиная с Э. Сандерса, современные познания о межзаветном иудаизме чрезвычайно фрагментарны и спорны. Дело в том, что большинство иудейских текстов10, повествующих об Израиле вре-

5 Тарасенко А. А. Иисус и полнота времени. СПб., 2000.

6 Он же. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб., 2010.

7 Подробно об этом см.: Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. М., 2004. С. 75—95.

8 О том, насколько учение исторического Иисуса отличалось оригинальностью по отношению к Его иудейским современникам, ведутся серьезные дискуссии: Э. Сандерс, Д. Флус-сер, Дж. Ньюснер и др. утверждают, что учение Иисуса было практически идентично учению фарисеев, в то время как Дж. Мейер, Дж.Д. Кроссан, Н. Т. Райт и др. говорят о глубокой концептуальной оригинальности провозвестия Иисуса Христа.

9 Лёзов С. В. О непроисхождении христианства из иудаизма // Библия: литературные и лингвистические исследования. М., 1999. Вып. 3. С. 209—235.

10 За исключением Кумранских свитков, творений Филона и Флавия, а также некоторых других текстов. Подробно об этом см.: Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм. М., 2011. С. 64-214.

Проблема использования иудейских текстов для интерпретации евангельского материала

мен Иисуса Христа, содержатся в Талмуде11 — массивном корпусе иудейских текстов, оформлявшемся вплоть до VI в. Очевидно, что более поздние тексты могут содержать анахронизмы, искаженно представлять более раннюю историю и в целом носить отпечаток позднейших иудейских воззрений. Поэтому все без исключения исследователи Нового Завета чрезвычайно осторожно используют талмудический материал в качестве параллелей к евангельскому по-вествованию12. Тарасенко, прекрасно разбираясь в современной литературе по данному вопросу (о чем свидетельствует обширная библиография в его книге), занимает весьма специфическую позицию: «Поздняя дата формирования какого-либо кодекса (например, раввинистической литературы) не опровергает и не умаляет "качества" его свидетельств о религиозной культуре той эпохи, которую он описывает. <...> Поэтому было бы ошибкой ограничиться одним лишь историко-критическим методом, не наделив наши источники (включая раввинистические тексты) своеобразной "презумпцией правдивости"»13. Несомненно, попытка жесткого разделения текста на более ранние и более поздние исторические слои во многом терпит неудачу (что весьма наглядно продемонстрировали ветхозаветные и новозаветные штудии XIX—XX вв.). Однако полный отказ от какой-либо критики источников приводит к куда более серьезным и фундаментальным ошибкам. По причине подобного некритического подхода к своим главным источникам, работа Тарасенко выглядит весьма неубедительной. В качестве иллюстраций из жизни иудеев времен Иисуса Христа выступают древние тексты Ветхого Завета, самые ранние тексты эпохи таннаев (кон. I в.), самые поздние тексты эпохи амораев (кон^ в.), латинские сочинения христианских авторов и т. д. Некритическое отношение к источникам (не только рав-винистическим) можно продемонстрировать следующим примером: Тарасенко утверждает, что в начальный период Своего служения у Иисуса не было конфликта с фарисеями, Он даже мог проповедовать в синагогах «находившихся под контролем фарисеев»14. Этот тезис Тарасенко «доказывает» на основании «Диалога с Трифоном иудеем» сщмч. Иустина Философа, что свидетельствует о весьма вольном отношении автора к источникам. Из-за этого некритического подхода Тарасенко не может удовлетворительно решить проблему интерпретации Дан 7. 13 в иудаизме I в.15

Помимо этого, в рассматриваемой монографии автор выдвигает ряд весьма спорных теорий: утверждает «совпадение главных пунктов догматики ессе-ев и проповеди Иоанна (Крестителя. — А. А.)»16, без каких-либо доказательств

11 В двух изводах — Вавилонском и Иерусалимском (Палестинском).

12 Подробно об этом см.: Sanders E. P. Paul and Palestinian Judaism. Minneapolis, 1977. P. 59-84.

13 Тарасенко А. А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. СПб., 2017. С. 15-16.

14 Там же. С. 309.

15 См.: Тарасенко. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия. С. 101. О более адекватных подходах к данному вопросу см.: BurkettD. The Sonof Man Debate. A History and Evaluation. Cambridge, 2007.

16 Тарасенко. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия. С. 113.

говорит, что «в последние дни Своей деятельности в Иерусалиме Иисус тесно контактировал с ессеями»17, в выводах к своему исследованию постулирует, что «Иисус как признанный толпой лидер не занял (в последние дни Своего пребывания в Иерусалиме. — А. А.) никакой определенной политической и религиозной позиции»18, — тезис, с которым вряд ли бы согласилось большинство современных ученых: начиная от Н. Т. Райта, заканчивая Дж. Д. Кроссаном и Р. Хорсли.

Подводя итог, следует отметить следующее. Несомненными достоинствами рецензируемой работы являются: 1) исходная позиция автора, что жизнь и учение исторического Иисуса следует изучать в контексте иудаизма I в.; 2) введение автором в научный оборот иудейских текстов, ранее не переводившихся на русский язык. К однозначным минусам работы относятся: 1) некритическое отношение автора к источникам; 2) ряд спорных гипотез, постулируемых автором как несомненные данные. Также к недостаткам следует отнести и тот факт, что, несмотря на название книги «Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия», анализу собственно евангельского материала уделено лишь небольшое место.

Тем самым работу А. А. Тарасенко следует читать только после ознакомления с более серьезными работами19; именно в таком случае читатель сможет найти действительно ценные данные, а не запутаться в неубедительных авторских гипотезах и огромном массиве отсылок к абсолютно неравноценным источникам.

17 Тарасенко. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия. С. 303.

18 Там же. С. 324.

19 Например: Хенгель М., Швемер А. М. Иисус и иудаизм. М., 2016; Райт Н.Т. Новый Завет и народ Божий. Черкассы, 2013; Сандерс Э. П. Иисус и иудаизм. М., 2012; Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм. М., 2011.

Андреев Алексей Васильевич, иерей магистр теологии, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 [email protected]

Revd. Aleksei Andreev, Graduate Student, Moscow State University, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.