мыться, покушать. Им это в кайф было»6. Таким образом, лица, относящиеся к первой категории, совершают квартирные кражи преимущественно ради удовлетворения низших первичных потребностей, в то время как те, кто принадлежат ко второй категории, удовлетворяют потребности высшего уровня, которые лишь косвенно связаны с материальными благами.
Изложенное подтверждает, что мотивация преступления — сложное, комплексное явление. Оно представляет собой, с одной стороны, иерархическую динамичную систему мотивов, а с другой — сам процесс образования мотивов человека.
1 По материалам стран США, Великобритании и Австралии.
2 Ущерб, как правило, не превышает 15QQ $, что составляет до половины среднестатистической зарплаты в США. По данным статистического отчета правительства США, за 2Q11 г. среднемесячный заработок составляет 35QQ $ (Statistical Abstract of the United States. URL: http://www.census.gov (дата обращения: 12.Q2.2Q12)). В Британии к данной категории квартирных воров относят лиц, ущерб от преступных действий которых составил не более 1QQQ J (ScottDavid. Neff Breaking The Burglary Ring, Part 1 : A Burglar Whistleblower // InfoJustice Journal. URL: http://www.infojustice.com (дата обращения: 12.Q2.2Q12)).
3 В некоторых классификациях выделяют тип наркозави-симого квартирного вора, его характеризует отсутствие специальных навыков совершения преступления, интерес к наличности, ювелирным украшениям и бытовой технике, имущество похищается с целью сбыта. Общий материальный ущерб невелик, менее 15QQ$ (вышесказанное роднит его с обычным типом квартирного вора). Однако наркозависимый квартирный вор не завершает преступной деятельности после осуждения (в том числе после принудительного лечения), он не обладает таким потенциалом исправительного воздействия, как обычный вор, ввиду наркотической зависимости (Karen M. Hess, Christine Hess Orthmann. Criminal investigation. Ninth edition. 2Q1Q. URL: http://books.google.ru (дата обращения: 15.Q2.2Q12)).
4 Scott David. Neff Breaking The Burglary Ring. Part 1: A Burglar Whistleblower // InfoJustice Journal. URL: http:// www.infojustice.com (дата обращения: 16.Q2.2Q12) ; Rachel Pickett. Recognizing Burglar Personalities So You Don’t Get Robbed. URL: http://voices.yahoo.com (дата обращения: 16.Q2.2Q12) ; Karen M. Hess, Christine Hess Orthmann. Op. cit).
5 Ю. М. Антонян разработал типологию корыстных преступников, в которой были выделены следующие типы: корыстолюбивый; утверждающийся; дезадаптированный; семейный; игровой; алкогольно-наркотизированный. Однако среди лиц, совершивших кражи, он выделяет лишь четыре основных типа: алкогольный, игровой, утверждающийся и дезадаптированный (Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. СПб., 2QQ4. 366 с.).
6 Овчинский В. С. Вынесут всё: квартирные кражи // Огонек. 2QQ8. № 4Q.
УДК 37.03
ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТА И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Н. Г. Оськина
Обобщены теоретические сведения по актуальному вопросу, связанному с компьютерной и Интернет-зависимостью, дана характеристика особенностей проявления Интернет-зависимости в младшем школьном возрасте. Предлагаются меры профилактики этого вида аддикции.
Ключевые слова: интернет-зависимость, компьютер, начальная школа, образовательный процесс.
В настоящее время технологизация жизни общества находится почти на пике своего развития: большинство бытовых дел человек совершает с помощью машин. Научная сфера деятельности общества также открыта для внедрения технических средств, которые призваны обеспечить более быстрое выполнение определенных задач, расчетов, формулирование четких выводов.
Наука, существующая в учебных учреждениях, в частности, школьных, оказалась на одном из первых мест в процессе компьютеризации образовательной деятельности. Это было сделано с целью следования времени, развития навыков, повышения интеллектуального и познавательного уровня школьников, однако явление компьютеризации образовательного процесса вскоре приобрело некоторые особенности: «...использование компьютера преобразует деятельность как учителя, так и учащихся, изменяя ее содержание... оказывая значительное влияние на мотивы участников этой деятельности.»1.
В связи с неоднозначной ситуацией в сфере компьютерного обучения представляется важным описать основные проблемы, которые последовали за введением Интернета и компьютера в учебный процесс, и предложить варианты их решения. Чаще всего их рассматривают психологи и педагоги. Первые видят свою роль в подробном изучении деталей процесса компьютеризации и сущности проблем, связанных с ней и напрямую относящихся к формированию личности ученика. Вторые понимают свою задачу в проведении качественного обучения, нахождении некоего «экватора» между необходимостью использования компьютера и Интернета и возникающих при этом последствий.
Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывают влияние на воспитательное пространство современных школьников. Однако наряду с положительным значением компьютеризации и информатизации у многих пользователей формируется Интернет-зависимость.
По ряду причин (мода, доступность, наличие любой информации) Интернет-зависимость в России получает широкое распространение среди младших школьников. Современное общество предоставляет младшему школьнику выбор миров: виртуальный или реальный. Родители и ближайшее окружение иногда не могут помочь
ребенку ориентироваться в окружающем мире. Вместо этого они сами подталкивают младшего школьника к уходу в виртуальную среду по причине усталости, желания отдохнуть в одиночестве и страха за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей.
Интернет представляет собой новое культурное пространство, со своим языком, особым содержанием, которое нередко трудно контролировать. Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, виртуальная реальность не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Именно эта особостъ Интернет-мира и привлекает ребенка: здесь не обязательно быть самим собой, можно взять не только интересное имя, но и рассказать о себе то, чего на самом деле нет. Иными словами, Интернет дает возможность ребенку представить себя другим — таким, каким ему давно хотелось быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной.
Развитие новых способов коммуникации, компьютеризация обучения, привлечение школьников к работе в Интернете оказывает определенное влияние на психику и личностные особенности ребенка. Однако чаще это влияние становится негативным. Современный школьник поставлен этим в новую ситуацию — огромное социальное пространство предоставляет разноликую информацию, перекрывающую или противоречащую знаниям, получаемым от родителей, педагогов. При этом информация, получаемая ребенком, не имеет структурно-содержательной логической связи, подается хаотично и влияет, часто негативно и разрушительно, на процесс его развития. И компьютерные игры, и постоянное общение только в Интернет-пространстве «приводят к ухудшению коммуникативных навыков, не способствуют развитию речи и словарного запаса»2. Отрицательное воздействие Интернета на развитие ребенка выражается, прежде всего, в социальной аномии, т. е. ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для полноценного формирования личности, что, в свою очередь, может затормозить психическое развитие ребенка: «Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность»3.
3. Обобщенно говоря, младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1-1У классы) современной школы, обрел следующие отличия:
- интенсивность физического и социального развития детей;
- формирование учебной деятельности в качестве ведущей;
- начало получения научных знаний;
- усвоение необходимых норм и правил, начало социальной адаптации;
- формирование самооценки, внутренней позиции, самоконтроля;
- эмоциональность реагирования на окружающую среду.
Последний из названных аспектов является в некотором смысле итоговым: по причине большого количества направлений своей деятельности ребенок приходит в состояние усталости, повышенной нервозности (эмоциональности), подавленности и даже скуки. Возникает проблема отъединения от мелких или крупных неприятностей, конфликтов (в классе, с учителем, дома), и состояние эмоциональной напряженности становится главным. Доступные телевизор и компьютер школьник начинает воспринимать именно как средства избавления от общего негатива. Компьютер, в частности Интернет, открыт для любого запроса, через две минуты он уже будет смотреть фильм или слушать музыку. На первый взгляд, в этом нет ничего устрашающего. На самом деле ситуация усложняется следующим фактом: ребенок помнит, что он находится в Интернете. Сама мысль: «я вышел в другое пространство» — уже необычна и впечатляет. Просмотр фильма в Интернете воспринимается как качественно иное действие, чем просмотр того же фильма, но по телевизору. Пространство Интернета не имеет горизонта, возможно, еще и по этой причине возникает желание «побродить» по этой безграничной территории.
Обобщая изложенное, отметим, что существуют моменты, провоцирующие школьника на постоянное посещение Интернета. Попытаемся сформулировать основные из них:
- новый режим дня, соответствующий требованиям школы;
- установление новых связей, изменение старых отношений (с друзьями, родителями);
- необходимость обучения в школе, обязательность выполнения домашнего задания;
- переменчивая ситуация с успеваемостью, появление/снижение интереса к учебе;
- ситуация оценки, критики, выговоров.
По причинам, указанным выше, любой школьник младшего возраста оказывается подверженным какой-либо зависимости в связи с необходимостью уйти от тревог и общей эмоциональной напряженности.
Сделаем попытку обозначить особенности восприятия Интернета и особенности Интернет-зависимости, соответствующие младшему школьному возрасту. При этом мы хотим дать четкий ответ на вопрос: «Каким образом Интернет и зависимость от него проявляют себя в границах младшего школьного возраста?».
Особенности восприятия Интернета детьми младшего возраста, по нашему мнению, представлены следующим образом:
1) Интернет — средство снятия стрессов, ухода от эмоционального негатива;
2) Интернет — возможность неограниченного общения с разными по возрасту людьми, вследствие чего ребенок может рассчитывать на необходимую моральную поддержку;
3) Интернет — безграничное пространство, изобилующее играми, музыкой, фильмами, что в большей
степени оказывается привлекательным для младшего школьника;
4) Интернет — новый способ коммуникации, дополнительная возможность расширения круга знакомых;
5) Интернет — скорость и легкость получения ответа на конкретный вопрос (в отличие от учебника, где ответ находится далеко не сразу).
Обозначая особенности зависимости, мы учли указанные выше особенности восприятия школьниками самого Интернет-пространства, поэтому возможно пересечение этих специфик.
Итак, к особенностям Интернет-зависимости в младшем школьном возрасте мы относим:
1. Ведущим видом деятельности в этом возрасте, как заметил Л.С. Выготский, становится учеба. Однако Интернет-зависимость как вид деятельности преобладает над остальными, вытесняя в том числе и учебную.
2. Интернет-зависимость отличается повышенной степенью сосредоточенности школьника на виртуальном мире: интерес к остальным направлениям деятельности начинает теряться. Но окончательный выбор: или Интернет или учеба, семья, спорт, отдых — еще не сделан по причине возраста.
3. Интернет-зависимость постепенно приводит к ослаблению внутрисемейных отношений, эмоциональной связи ребенка с родителями.
4. В младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает полной свободой устной речи, поэтому его также привлекает отсутствие разговоров в Интернете.
Важно отметить, что указанные особенности удалось сформулировать благодаря изученной теоретической литературе и исследованиям, посвященным разным сторонам вопроса об аддикциях. Кроме того, чем четче будут описаны особенности проявления Интернет-зависимости в границах конкретного возрастного этапа, тем яснее будет представлен путь предупреждения этой проблемы.
Из изложенного выше следует, что тенденция к широкому распространению склонности к Интернет-зависимости среди младших школьников доказывает необходимость поиска путей ее профилактики в условиях образовательного процесса начальной школы.
Предложим обобщенные пути поиска профилактики или избавления от уже существующей Интернет-зависимости. Во-первых, это коррекция (если позволяет возраст зависимого) семейных отношений, налаживание дружеских связей, воспитание в самом себе определенного уровня доверия к людям. Во-вторых, это распространение программ по проблеме чрезмерного использования компьютера. Здесь можно предложить необычный вариант программы: через установленный промежуток времени на экране появляется надпись, предлагающая покинуть виртуальное пространство и отдохнуть. После этого компьютер блокируется и не отвечает на нажатие клавиш. Несомненно, такая программа подходит только для пользователей низкого и среднего уровней, не умеющих расшифровывать коды. Однако это может на время заставить человека задуматься о ситуации своей зависимости и отвлечься. В-третьих, возмож-
но проведение бесед, круглых столов с показом фильмов, приглашением Интернет-зависимых людей, которые могут рассказать о своем состоянии и преодолении зависимости. Возможно проведение интересных тестов на узнавание собственных черт личности. Можно установить телефон доверия для Интернет-зависимых — такой способ позволяет человеку «выговориться», что в дальнейшем способствует выходу из кризиса и избавлению от зависимости.
Итак, в младшем школьном возрасте некоторая часть детей склонны к Интернет- и компьютерной зависимости. Профилактика такой зависимости должна проводиться именно в рамках этого возрастного этапа, поскольку только у младшего школьника Интернет-зависимость еще не состоялась в окончательном варианте. В подростковой среде уже обнаруживается заметное количество ад-диктов. В связи с этим можно рассчитывать на то, что превентивные меры в начальной школе в дальнейшем создадут необходимую основу для общей свободы от Интернет-зависимости.
1 Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. С. 3.
2 Шлимович Б. Компьютер и дети // Наука и жизнь. 1998. № 11. С. 67.
3 Южный К. И. Влияние компьютера на психику человека. иКЬ: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/yuzhniy.html (дата обращения: 22.03.2012).
УДК 343.9
КРИМИНОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
А. В. Ревягин
Рассматриваются личностные характеристики преступников, совершивших насильственные деяния, которые не удалось раскрыть. Представлены результаты сравнительного анализа нравственно-психологических особенностей и свойств личности, выявленных в результате изучения документов и проведения опросов.
Ключевые слова: нравственно-психологические и социально-демографические особенности личности преступника, структура личности преступника, криминологический подход, криминально-конструктивный тип.
Необходимость изучения психологических особенностей лиц, совершающих преступления, является непременным атрибутом многих криминологических исследований. Соответствующие вопросы рассматриваются в рамках проблемы личности преступника, которой посвящены не только самостоятельные главы большинства учебников по криминологии1, но и монографические издания2.
Практически неизученными остаются социальнодемографические и нравственно-психологические особенности тех, кто не попал в поле зрения правоохранительных органов (неустановленные преступники), в том