Научная статья на тему 'Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов'

Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / БЕСЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л. Д., Костюнина Л. И.

В статье рассматривается содержание теоретической (интеллектуальной) подготовки спортсменов как одной из сторон спортивной тренировки. Выявляются взгляды ведущих ученых на ее значение, определение понятия, структуру и содержание. С помощью методов анкетирования и беседы выявлено мнение специалистов по спорту о значении интеллектуальной полготовки для усвоения техники двигательных действий; развития ведущих интеллектуальных качеств как основного структурного компонента теоретической подготовки. На основе анализа специальной литературы, обобщения передового педагогического опыта, материалов собственных исследований разработана примерная структура и содержание интеллектуальной подготовки как важного фактора обеспечения единства интеллектуальной и двигательной деятельности спортсменов. Данная статья имеет дискуссионный характер и призвана привлечь внимание теоретиков и практиков к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов»

УДК 796.071.5

ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Л.И. Костюнина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

THE PROBLEM OF ATHLETE'S INTELLECTUAL TRAINING

L.D. Nazarenko - Doctor of Education, professor L.I. Kostyunina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor Ulianovsk State Pedagogical University by after I.N. Ulianov,

Ulianovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: интеллектуальная подготовка, система специальных знаний, согласованность двигательной и интеллектуальной деятельности, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

Аннотация. В статье рассматривается содержание теоретической (интеллектуальной) подготовки спортсменов как одной из сторон спортивной тренировки. Выявляются взгляды ведущих ученых на ее значение, определение понятия, структуру и содержание. С помощью методов анкетирования и беседы выявлено мнение специалистов по спорту о значении интеллектуальной полготовки для усвоения техники двигательных действий; развития ведущих интеллектуальных качеств как основного структурного компонента теоретической подготовки. На основе анализа специальной литературы, обобщения передового педагогического опыта, материалов собственных исследований разработана примерная структура и содержание интеллектуальной подготовки как важного фактора обеспечения единства интеллектуальной и двигательной деятельности спортсменов.

Данная статья имеет дискуссионный характер и призвана привлечь внимание теоретиков и практиков к данной проблеме.

Key words: intellectual training, system of special knowledge, coordination of impellent and intellectual activity, questioning, conversation, pedagogical experiment.

Summary. The article discusses maintenance of theoretical (intellectual) training of sportsmen as by one of the parties of sports training. Identifies the views of leading scientists to its meaning, definition, structure and content. Using the methods of questioning and conversation revealed expert opinions on sports about the importance of intellectual training for the assimilation of technology motor action, leading the development of intellectual qualities as the main structural component of theoretical training. Based on the analysis of literature, identify best teaching practices, materials, developed their own research suggested structure and content of intellectual training as an important factor in ensuring the unity of intellectual and motor activity of athletes.

The article has controversial character and is designed to attract the attention of theorists and experts to the given problem.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Структура спортивной подготовки, кроме физической, технико-тактической, психологической, включает также теоретическую составляющую, направленную на формирование системы специальных знаний. Теоретики спорта наполняют данную часть учебно-тренировочного процесса различным содержанием. Так, Б.А. Ашмарин (1990) подчеркивает, что она направлена на усвоение системы знаний о закономерностях физического воспитания и методики подготовки спортсменов, является важнейшим способом гармоничного воспитания личности. Л.П. Матвеев (1991) считает, что теоретическая или интеллектуальная подготовка призвана показать роль специальных знаний о закономерностях спортивной деятельности и путям к высоким достижениям; дать глубокое понимание закономерностей функционирования и развития организма в процессе спортивной деятельности; сущности спорта, принципов, правил и конкретных методов спортивной тренировки. Она включает также воспитание интеллектуальных способностей, связанных со спортивно-техническим мышлением, анализом спортивной техники, самооценки.

В советской системе физического воспитания ведущие стороны подготовки спортсменов в процессе тренировки представлены в основном физической, спортивно-технической, технической и психолого-педагогическими аспектами подготовки. Д. Харре (1971) подчеркивает значение интеллектуальной подготовки для усвоения общего метода теоретического мышления; рассматривает факторы, определяющие требования к интеллектуальной подготовке:

• необходимость знаний объективных закономерностей тренировочного процесса;

• предварительно продуманная тактика ведения спортивной борьбы;

• усвоение знаний биологического, спортивно-медицинского и психологического характера, методов наблюдения, измерения, контроля, обследования, оценки тренировки и своего состояния как условия роста спортивного мастерства;

• знание и интерпретация правил соревнований как составной части спортивной подготовки.

Ведущими компонентами интеллектуальной подготовки автор считает: восприятие, память, логическое формы и методы развития интеллектуальных качеств.

Б. Лоу (1984), Л.Д. Назаренко (2003), раскрывая вопросы естественной красоты атлета, артистичности спортсмена, параметров красоты спорта и др., привлекают внимание к различным граням спортивной деятельности, вызывая большой интерес к углубленному пониманию сущности спорта.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование роли интеллектуальной подготовки в общей системе спортивной тренировки.

Задачи:

1. Выявить отношение ведущих специалистов по спорту к организации и осуществлению интеллектуальной подготовки спортсменов.

2. Разработать примерную структуру и содержание интеллектуальной подготовки и экспериментально проверить ее эффективность.

Анализ научной и научно-методической литературы по теории и методике спортивной подготовки в отдельных видах спорта: легкой атлетике, спортивной и художественной гимнастике, боксе, волейболе, спортивной аэробике и др. показал, что теоретическая (интеллектуальная) подготовка не рассматривается в качестве структурного компонента спортивной подготовки.

С целью выявления отношения тренеров, учителей физической культуры, преподавателей факультетов физической культуры педагогических университетов, а также физкультурных вузов, нами была разработана анкета (табл. 1). С помощью предложенной анкеты было опрошено 147 человек (тренеров по видам спорта - 37; учителей физической

культуры общеобразовательной школы - 63; преподавателей факультетов физической культуры и физкультурных вузов - 47).

Все респонденты отметили значимость интеллектуальной подготовки как компонента спортивной тренировки. На вопрос, «какие интеллектуальные способности необходимо развивать у спортсменов?» - 14 человек отметили восприятие; 86 - внимание; на значение двигательной памяти указали 77 опрошенных; аналитические способности, соответственно, - 32. Очевидно, в практике подготовки спортсменов тренеры недостаточное внимание уделяют формированию ведущих интеллектуальных качеств. Положительная динамика их показателей определяется практикой тренировочной и соревновательной деятельности, обусловившей понимание значимости каждого из указанных свойств личности.

Таблица 1

Анкета

для выявления мнения специалистов по спорту о роли и месте интеллектуальной подготовки в общей системе спортивной тренировки

№ Вопросы Варианты ответа

п/п Да Нет Не знаю

1 Является ли, на Ваш взгляд, интеллектуальная подготовка структурным компонентом спортивной тренировки?

2 Какие интеллектуальные качества необходимо развивать у спортсменов? (нужное подчеркнуть)

- восприятие; - внимание; - двигательную память; - логическое мышление; - творческое мышление; - аналитические способности 14 84 77 9 32 53

3 Какие вопросы должны составлять содержание специальной системы знаний? (нужное подчеркнуть) - спортивные понятия и термины; - значение морально-волевых и нравственных качеств; - причины спортивного травматизма; - спорт как средство разностороннего развития; - закономерности соревновательной деятельности; - воздействие тренировочной нагрузки на организм; - использование методик, приемов самоконтроля 41 133 96 117 62 79 54

4 Какие вопросы нужно вынести на самостоятельное усвоение (нужное подчеркнуть) - история развития избранного вида спорта; - правила личной гигиены; - правила соревнований; - права и обязанности спортсмена; ( указать другие) 27 104 19 21

5 Какие вопросы тактической подготовки спортсменов необходимо включать в содержание их теоретической подготовки?

- выбор тактики ведения спортивной борьбы в зависимости от спортивного стиля противника; - значение вариативности способов ведения спортивной борьбы для увеличения результативности соревновательной деятельности в зависимости от поведения соперников; - выбор темпа и ритма движений в зависимости от поведения соперников (указать другие) 141 114 37

6 Предлагаете ли Вы спортсменам основы биологических знаний? 11

7 Добиваетесь ли Вы от своих учеников знаний: - о закономерностях прироста мышечной силы; - об условиях увеличения скорости (быстроты) движений на дистанции; - о факторах, влияющих на повышение выносливости; (дополните другими вопросами) 98 122 8

8 Могут ли ваши спортсмены назвать ведущие координационные качества в своем виде спорта? - ловкость; - точность движений; - равновесие; - гибкость; - прыгучесть; - меткость; - ритмичность; - пластичность; (назовите другие)

9 Какие вопросы по технике выполнения двигательных действий необходимо знать спортсмену: - фазы двигательного действия; - последовательность выполнения элементов сложного моторного акта; - выявление ведущего элемента техники двигательного действия и его деталей; - методы обучения спортивной технике; - (укажите свои варианты)

10 Какие разделы знаний должны составить содержание интеллектуальной подготовки спортсменов: - история развития конкретного вида спорта; - спортивные понятия и термины; - средства, методы и формы организации занятий; - закономерности прироста показателей двигательно-координационных качеств; - (укажите другие)

Благодарим за анкету. Анкету можно не подписывать

Мышление, как одно из ведущих интеллектуальных качеств, не нашло должного внимания у специалистов по спорту, что связано, очевидно, с общей недооценкой

интеллектуальной подготовки для роста спортивного мастерства. Роль других познавательных качеств обусловлена улучшением технической подготовленности, результаты которой существенно определяются уровнем их сформированности.

На вопрос «Каким должно быть содержание специальной системы знаний?» были получены следующие ответы: на значимость знаний спортивных понятий и терминов указали - 41 человек; на значение воспитания морально-волевых и нравственных качеств -133 человека; причин спортивного травматизма - 96 человек; на важность спорта как средства разностороннего развития - 117 человек; знаний закономерностей соревновательной деятельности - 62 человека; особенностей воздействия тренировочной нагрузки на организм - 79 человек; на необходимость использования методов самоконтроля указали - 54 человека.

Анализ полученных ответов на данные вопросы свидетельствует о недооценке специалистами по спорту знаний основных понятий, терминов, определений, что имеет большое значение для повышения кругозора, общей культуры, культуры речи, понимание сущности избранного вида спорта.

Значительное количество тренеров и преподавателей недооценивают необходимость знания причин спортивного травматизма. Очевидно, это обусловлено и недостатками организации учебно-тренировочной занятий, качеством спортивного инвентаря и оборудования, недостаточного разъяснения опасности спортивного травматизма, что существенно зависит от компетенции тренера и преподавателя.

Другие вопросы данного раздела также не нашли должного внимания у специалистов по спорту, что связано, по-видимому, с определенными пробелами в их собственных знаниях.

Важность таких вопросов технико-тактической подготовленности спортсменов как:

- закономерности соревновательной деятельности;

- воздействие тренировочной нагрузки на организм;

- методика использования приемов самоконтроля, понимают все специалисты в области спорта, однако в процессе проведения беседы выяснилось, что 79,2% респондентов затрудняются лаконично и доходчиво объяснить атлетам сущность данных разделов специальных знаний.

Значительная часть респондентов 92,7% считают, что на самостоятельно усвоение целесообразно вынести следующие вопросы:

- история развития конкретного вида спорта;

- правила личной гигиены, требования к одежде и обуви;

- правила соревнований;

- права и обязанности спортсменов.

При этом 63,4% опрошенных признались, что постоянно контролируют знание правил соревнований; другие вопросы решают по мере необходимости.

Содержание тактической подготовки достаточно полно представлено в индивидуальных программах спортивной подготовки атлетов. 89,2% респондентов указали, что данная работа проводится в рамках реализации личностно ориентированного подхода и занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. На вопросы «включаете ли вы в содержание тренировочных занятий усвоение основ биологических знаний?», положительный ответ дали 11% респондентов.

«Добиваетесь ли вы у своих учеников знаний закономерностей прироста мышечной силы, условий увеличения скорости двигательных действий, факторов, влияющих на повышение показателей выносливости?» - 122 респондента (83,0%) отметили большую значимость данных знаний, однако подчеркнули, что ограничиваются лишь отдельными указаниями и комментариями за ограниченностью времени.

«Могут ли Ваши спортсмены назвать ведущие двигательные координации в своем виде спорта?», около половины опрошенных тренеров ответили, что они сами знают не все качественные стороны двигательной деятельности, указанные в анкете.

Обработка анкет позволила также выяснить, что тренеры отметили необходимость знания спортсменами всех вопросов по технике выполнения двигательных действий, указанные в анкете, однако их усвоение должно осуществляться индивидуально в процессе выполнения двигательных заданий. Все респонденты подчеркнули необходимость включения указанных разделов теоретических заданий в содержание интеллектуальной подготовки.

Материалы нашего исследования, анализ специальной литературы, анкетирования и бесед с тренерами по различным видам спорта, учителями физической культуры общеобразовательной школы, преподавателями физического воспитания системы среднего и высшего профессионального образования, преподавателями физкультурных вузов показали, что такая важная структурная составляющая спортивной тренировки как интеллектуальная подготовка не находит должного внимания и понимания подходов к его осуществлению.

Одной из причин сложившегося положения является, на наш взгляд, недостаточная разработанность данной проблемы, отсутствие четкого содержания интеллектуальной подготовки с учетом специфики каждого вида спорта. Предлагаем примерную структуру и содержание данной стороны спортивной подготовки (табл. 2).

Таблица 2

Примерная структура (интеллектуальной) подготовки спортсменов

№ п/п Содержание раздела

I. История развития спорта

II. Основные понятия и термины

III. Правила соревнований

IV. Специфика данного вида спорта

V. Основы медицинских и гигиенических знаний: - личная гигиена; - требования к одежде и обуви; - особенности питания; - режим дня; - причины и профилактика травматизма

VI. Этика спортсмена (правила поведения, права и обязанности)

VII. Роль морально-волевых и нравственных качеств в повышении спортивного мастерства: - ведущие морально-волевые и нравственные качества; - методика самовоспитания

VIII. Интеллектуальные качества: - выявление ведущих свойств личности; - тесты и критерии оценки и самооценки; - методика саморазвития и самосовершенствования

IX. . Общефизическая подготовка как основа: - технико-тактической подготовки; - развития ведущие двигательно-координационных качеств; - методика самостоятельного выполнения физических упражнений для прироста показателей ОФП

X. Техническая подготовка: - биомеханические основы техники физических упражнений; - закономерности роста спортивного мастерства

XI. Тактическая подготовка: - организация соревновательной деятельности с учетом действий противника

Экспериментальная проверка показала, что организация учебно-тренировочного процесса с включением интеллектуальной подготовки способствовала активизации деятельности спортсменов; их более заинтересованному участию в творческом взаимодействии с тренером по вопросам поиска и реализации эффективных способов повышения показателей технико-тактической подготовленности; формировании индивидуального стиля спортивной деятельности; реализации кинезиологического потенциала.

Результаты педагогического эксперимента позволили констатировать улучшение посещаемости учебно-тренировочных занятий спортсменами экспериментальной группы на 11,7% по сравнению с контрольной; приобщение к самостоятельному выполнению двигательных заданий 17,3% атлетов; упорядочение режима жизнедеятельности с более четким контролем организации рационального питания, выполнением восстановительных мероприятий у 23,9% спортсменов.

Материалы наших исследований свидетельствуют о необходимости усиления внимания к повышению уровня интеллектуальной подготовки у выпускников факультетов физической культуры и физкультурных вузов.

Литература

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания : учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь ; под ред. Б.А. Ашмарина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1990. - 360 с., ил.

2. Лоу, Б. Красота спорта / Б. Лоу ; под общ. ред. В.И. Столярова. - пер. с англ. - М. : Радуга, 1984. -

256 с.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.

4. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с., ил.

5. Харе, Д. Учение о тренировке / Д. Харе. - пер. с нем. - М. : Физическая культура и спорт, 1971. -328 с., ил.

Literature

1. Ashmarin, B.A. Theory and methods of physical education : textbook guide for students of physical education teacher-training institutes / B.A. Ashmarin, M.J. Vilensky, K.H. Grantyn ; Edited by B.A. Ashmarina. - 2nd ed., rev. and add. - M. : Education, 1990. - 360 p., ill.

2. Lowe, B. The beauty of sports / B. Lowe ; Edited by V.I. Stolyarova. - transl. from English. - M. : Rainbow, 1984. - 256 р.

3. Matveyev, L.P. Theory and methodology of physical culture / L.P. Matveyev. - M. : Physical education and sports, 1991. - 543 p.

4. Nazarenko, L.D. Aesthetics of exercise / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2004. - 249 p., ill.

5. Hare, D. The doctrine of the training / D. Hare. - translated from German. - M. : Physical culture and sports, 1971. - 328 p., ill.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2, шифр 6.663.2011.

The paper was in the public tasks of the Ministry of Education and Science of RF № 2, code 6.663.2011.

Статья поступила в редакцию 15.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.