Научная статья на тему 'Проблема интеграции математики с дисциплинами профессионального цикла при подготовке студентов гуманитарных специальностей'

Проблема интеграции математики с дисциплинами профессионального цикла при подготовке студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INTEGRATION / INTEGRATIVE MODEL / STRUCTURAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двоерядкина Наталья Николаевна, Чалкина Наталья Анатольевна

Предложено решение проблемы формирования у студентов гуманитарных специальностей способности к профессиональному росту и мобильности в условиях широкой информатизации общества на основе актуализации интегративных связей общеобразовательного курса математики с циклами общепрофессиональных и специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Двоерядкина Наталья Николаевна, Чалкина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of integration of mathematics with disciplines of professional cycle during training of students of humanitarian specialties

Solution of the problem of formation of humanitarian specialties students' ability to professional growth and mobility in the conditions of wide informatization of society on the basis of actualization of the integrative communications of a general educational course of mathematics with cycles of general competent and special disciplines is offered.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции математики с дисциплинами профессионального цикла при подготовке студентов гуманитарных специальностей»

7. Кайдаш А.В. Психологические особенности профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.

8. Коваленко И.А. Педагогическае условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2005.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.

Поступила в редакцию 20.07.2009 г.

Aksenova N.A. Peculiarities of development of the research competence of student-historian during consecutive stage of education in high school. Notion “research competence” of the student-historian is revealed in the article, results of studying of forming the components of research competence are presented; character of its intercommunication in student-historians’ community during consecutive stage of the education in high school is determined.

Key words: research competence; cognitive

component; meta-cognitive component; value-semantic component; understanding of the historical text.

УДК 378.02:372.8

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ С ДИСЦИПЛИНАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ1

© Н.Н. Двоерядкина, Н.А. Чалкина

Предложено решение проблемы формирования у студентов гуманитарных специальностей способности к профессиональному росту и мобильности в условиях широкой информатизации общества на основе актуализации интегративных связей общеобразовательного курса математики с циклами общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Ключевые слова: интеграция; интегративная модель; структурное проектирование.

Быстроменяющиеся социально-экономические условия развития общества изменяют не только структуру профессиональной деятельности специалистов различных отраслей, но и содержание подготовки специалистов. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, способного проявить себя в профессиональной деятельности, обладающего креативным мышлением.

Круг естественнонаучных дисциплин является той базой, на материале которой можно проводить целенаправленную работу по развитию мышления студентов и их творческих способностей. Становление таких приемов мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие, которые являются специфическими методами научного исследования, особенно ярко проявляются при обучении математике и особенно при решении прикладных задач, пред-

1 Исследование поддержано грантом Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2265.

полагая создание математических моделей, описывающих реальные ситуации.

Сегодня потребность в создании математических моделей испытывают многие науки, в т. ч. и гуманитарные. Проникновение математики в гуманитарные науки происходит все более интенсивно. Современное развитие обширного комплекса наук о человеке предполагает широкое использование методов математики уже потому, что именно в этих науках объекты исследования в наибольшей мере удовлетворяют понятию случайных явлений.

Именно поэтому студентам гуманитарных специальностей необходимо знание математических понятий и методов. Однако студенты-гуманитарии испытывают огромные трудности при изучении математических дисциплин, которые обусловлены различными причинами.

В качестве одной из причин необходимо отметить значительное снижение уровня школьной математической подготовки абитуриентов, поступающих в вузы. Уже первые лекции и практические занятия по математи-

ке у первокурсников гуманитарных специальностей показывают, что математические знания большинства из них практически не систематизированы. Многие не различают определения и теоремы, не знают их логической структуры, общих приемов работы с определениями и теоремами, не готовы к самостоятельному осмыслению изучаемого материала. Для гуманитариев-первокурсников высшая математика считается самым трудным предметом вузовского обучения.

Определенную трудность усвоения математики обеспечивают точность и абстрактность этой науки. Для математики важна не природа рассматриваемых объектов, а лишь существующие между ними соотношения. Изложение многих разделов математики часто практически невозможно подкрепить демонстрационно-наглядным материалом. При решении задач необходимо прибегать к математическому моделированию. Для успешного усвоения высшей математики студенты должны иметь прочные знания по каждой теме, т. к. эти знания являются звеном огромной цепи понятий и имеют большое значение в реализации межпредметных связей. Недопонимание одного понятия может привести к грубым ошибкам и пробелам в обязательных результатах базовой подготовки.

Необходимо учитывать наличие собственного языка математики - языка символов. К нему относят таблицы, формулы, знаки, графики, рисунки и пр. Следует отметить, что умение правильно видеть, понимать содержание математических образов является одним из важных направлений обучения и развития студентов.

Причина затруднений в использовании математических методов при решении прикладных задач в других дисциплинах при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ и проектов связана еще с тем, что математика, как правило, изучается на первом и втором курсах, причем изложение материала идет в большинстве случаев в пояснительно-объяснительной форме. Как показывает практика, довольно часто знания студентов по математике остаются формальными, а умения и навыки несформирован-ными, поскольку зачастую знания определяются как порция «зазубренного» материала для межсеместрового экзамена, которая необходима для того, чтобы «сдать и забыть».

В связи с этим наблюдается негативное отношение студентов-гуманитариев к математике. Студенты плохо понимают, какое место математика и математические методы будут занимать в их будущей профессиональной деятельности, непонятные математические термины связаны у них с каким-то формализмом. Возникает противоречие между желанием поскорее приобщиться к профессии и необходимостью терпеливого изучения фундаментальных дисциплин.

Современная математика - это целый ряд дисциплин, которые порою пересекаются, а порою существенно отличаются друг от друга объектами и методами исследования. Невозможно быть в одинаковой степени хорошим специалистом по всем разделам математики. Современное фундаментальное математическое образование необходимо в тех объемах, которые достаточны для дальнейшего усвоения изучаемых дисциплин. Необходимо развивать у обучаемых умение осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного решения профессиональных задач. Это возможно только на основе междисциплинарной интеграции.

Проблема интеграции базовых и специальных дисциплин весьма актуальна в вузах. В отечественной системе образования проблемой интеграции дисциплин при подготовке будущих специалистов в разное время занимались В.И. Вернадский, Е.В. Никулина [1], И.Г. Захарова [2], Т.А. Стефановская [3] и др.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается, что одной из главных целей профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника. свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности» [4]. Специалисты такого типа, безусловно, будут вполне конкурентоспособными и востребованными на сложившемся рынке труда.

Согласно определению ГОСТа интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и струк-

турной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

Интеграция - это не только усиление связей, это изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. А учебный процесс подготовки будущего специалиста должен представлять собой не механическую смесь базовых и специальных дисциплин, а их органическое единство, направленное на достижение определенного результата - подготовку высококвалифицированного специалиста.

Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которая обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.

Г.М. Стрижкова, Н.Е. Астафьева, Л.В. Фи-латьева и другие отмечают, что интеграция изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуальноконцептуальные возможности отдельных наук [5]. Это важнейшее средство достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-семантическом, методологическом, педагогическом аспектах.

Важнейшей интегративной задачей учебных дисциплин является переход от простой передачи информации при изучении фактов, явлений и законов каждой отдельной учебной дисциплины к преподаванию на основе принципа инвариантности, который позволяет в содержании каждой учебной дисциплины выделить систему основополагающих идей, законов, положений (инвариантов), сохраняющих свое значение и содержание во всех частных явлениях и фактах этой дисциплины.

Междисциплинарная интеграция - это объединение знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе [6]. Междисциплинарная интеграция способствует переносу полученных на

математике знаний, умений и навыков к дисциплинам профессионального блока.

Математику нельзя преподавать изолированно, она должна соединяться с другими учебными предметами, обогащаясь их содержанием и поставляя им эффективные методы исследований. Она помогает формализовать материал, что необходимо для объективизма различных исследований.

В учебном процессе вуза при реализации интеграции базовых математических и общепрофессиональных специальных дисциплин решаются, как правило, две основные задачи: устранение параллелизма, дублирования и информационных перегрузок студентов и перенос знаний из одного предмета в другой, который обусловлен требованиями «сквозной» подготовки будущих специалистов.

Взаимопроникновение базовых и специальных дисциплин осуществляется путем включения элементов специализации в математические дисциплины. В связи с тем, что обычно студенты гуманитарных специальностей изучают математику на младших курсах, серьезной проблемой при реализации внутри- и междисциплинарных связей является определение оптимального объема элементов специализации в математических дисциплинах. Необходимо выделить число элементов знаний и умений, которые целесообразно привлекать из специальных учебных дисциплин в математические, а также определить степень их значимости. Количественная сторона предметных связей ограничена выделением пространственных, временных, энергетических и информационных характеристик, рассматриваемых по отношению к объектам изучения различных дисциплин. Качественная сторона связана с определением первоочередных по своей значимости знаний и умений, рассматриваемых в качестве элементов специализации.

Решение этой проблемы требует согласованной работы всего педагогического коллектива учебного заведения, постоянного тесного взаимодействия большого числа математиков, программистов, способствующих накоплению достаточно большого опыта применения математики в прикладных гуманитарных исследованиях.

Чтобы создать интегративную модель базовых математических и профильных дисциплин специальности необходимо провести

два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и

внешний.

Внутренний - это структурно-логический анализ содержания тем математических дисциплин на предмет выявления их ведущих положений и основных связеобразующих элементов внутри данной дисциплины.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана специальности с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием математических тем и выявление «опорных» межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения математики.

Такой анализ позволяет выделить нескольких главных разделов классической математики, которые требуют глубокого изучения и составляют основную часть знаний и умений специалиста. Затем определить последовательность обучения на разных уровнях подготовки, а также единую методику, методологию, терминологию подхода к изучению цикла дисциплин математического направления. После этого проводится система организационно-методических мероприятий, включающих в себя написание новых программ, охватывающих все дисциплины выделенного направления, формирование команды преподавателей и особенностей их взаимодействия при изучении разных учебных дисциплин, составляющих междисциплинарный интегрированный комплекс.

Только после этого можно приступить к практической реализации идеи интеграции вузовских учебных дисциплин математического и профессионального циклов, тщательно структурировав весь курс, составив семантическую сеть дисциплин и понятий исходя из модели подготовки специалиста и необходимости формирования конкретных профессионально важных умений и навыков.

В качестве примера представим структурно-содержательное проектирование дисциплин, обеспечивающих математическую подготовку студентов специальности «Социология».

Социологи в своей профессиональной деятельности обязательно используют математические методы для познания социальных явлений. Однако из-за противоречия,

возникающего между формализмом математики и реальными происходящими в обществе процессами, интересующими социолога, им необходимо либо адаптировать математические методы для нужд социологии, либо, базируясь на известных методах математики, разрабатывать новые методы, специально приспособленные для решения различных социологических задач.

Развивающееся общество ставит перед социологом все новые задачи, решение которых определяет многообразие новых математических методов и эффективную адаптацию известных.

В современном обществе специалист-социолог должен обладать как качествами социолога, так и качествами математика. Как математик он должен уметь мыслить формальными категориями, достаточно глубоко разбираться в сути используемых математических методов, а как социолог - уметь видеть за наблюдаемыми данными живых людей, достаточно глубоко разбираться в вопросах развития общества.

Высококвалифицированные социологи -это специалисты, глубоко владеющие теоретическими знаниями математической и социологической наук, обладающие навыками использования современных информационных технологий для решения прикладных задач. Обучение таких специалистов может быть осуществлено только в процессе постоянного тесного взаимодействия большого числа социологов, математиков, программистов, способствующих накоплению достаточно большого опыта применения математики в социологии и использования различного программного обеспечения для обработки эмпирических данных математическими методами.

Для того чтобы спроектировать структуру учебного процесса, основываясь на принципах логичности и целостности, важно определить пространство знаний, которым должен овладеть студент-социолог во время обучения в вузе.

В числе дисциплин, которые составляют основу математико-статистического пространства знаний современного профессионального социолога, значительное место занимают математические, статистические, информационные дисциплины, а также кур-

сы, предполагающие хорошее знание студентами основ математики.

Образовательным стандартом в числе обязательных курсов специальности «Социология» предусмотрены: «Математика»,

«Информатика», «Социальная статистика», «Социальное прогнозирование и проектирование», и курсов по выбору: «Теория измерений», «Анализ данных», «Математическое моделирование социальных процессов», «Математические методы в социологии», «Новые информационные технологии», «Социальная информатика».

Преподавание указанных дисциплин, по нашему мнению, выполняет следующие задачи:

- предоставляет студентам необходимый объем знаний в области математической теории;

- обучает теории и практике применения математических методов в социологических исследованиях;

- формирует навыки применения компьютерных технологий в профессиональной области;

- способствует овладению методикой и технологией создания, использования и оценки моделей реальных социальных явлений.

При этом важнейшая цель, которую можно рассматривать по отношению к преподаванию цикла математических дисциплин, заключается в том, чтобы научить бу-

дущих специалистов логически и аналитически мыслить, дать основу для повышения качества математической подготовки профессионального социолога.

Для реализации поставленной цели необходимо таким образом организовать учебный процесс в вузе, чтобы избежать «разрывности обучения», когда знания студентов и выпускников не управляют их действиями на практике. То есть когда понятия, законы и другие положения изученных дисциплин они знают - могут рассказать, дать определения по памяти, но осознанно, грамотно и аргументировано востребовать и использовать эти знания как научно-практические «ориентиры-критерии» для обоснования и выполнения познавательной и профессиональной деятельности - не могут.

Каждая учебная дисциплина должна удовлетворять общественным потребностям студента. Обучать студентов востребовать и использовать свои знания в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности. Работать на конечную цель, т. е. стать для студента, выпускника и специалиста рабочим инструментом для «образования через всю жизнь».

Предложенный проект (рис. 1) позволяет проследить взаимосвязь различных смежных дисциплин, определяет роль и место дисциплин, обеспечивающих математическую подготовку социологов в учебном процессе.

Рис. 1. Структурно-содержательный проект дисциплин специальности «Социология»

Анализируя содержание дисциплин, обеспечивающих математическую подготовку студентов, в пространстве знаний социолога можно выделить пять основных узлов, которые хорошо согласуются с определенными в стандарте знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: проведение исследований; обработка первичной информации с использованием компьютерных технологий; квалифицированный анализ; моделирование социальной реальности; социальное проектирование и прогнозирование.

Успешное усвоение выделенным пространством знаний возможно лишь при логичном и целостном построении курса базисных математических и профильных статистических дисциплин учебно-познавательной деятельности студентов специальности «Социология».

Интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния знаний, способов деятельности и приемов мышления.

1. Никулина Е.В. Интегрированное обучение в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2006. № 4. С. 42-44.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003.

3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

4. Концепция модернизации российского образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 18-19.

5. Интегрированный подход при моделирова-

нии процесса личностно-ориентированного обучения в системе повышения квалификации / Стрижкова Г.М. [и др.] // Всероссийский августовский педагогический совет: материалы науч.-практ. конф. 2000. иКЬ:

pedsovetalledu.ru. Загл. с экрана.

6. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 17-22.

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Dvoeryadkina N.N., Chaikina N.A. Problem of integration of mathematics with disciplines of professional cycle during training of students of humanitarian specialties. Solution of the problem of formation of humanitarian specialties students’ ability to professional growth and mobility in the conditions of wide informatization of society on the basis of actualization of the integrative communications of a general educational course of mathematics with cycles of general competent and special disciplines is offered.

Key words: integration; integrative model; structural designing.

УДК 355.232

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

© В.А. Овчинников

В статье изложены основные принципы распределения занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в рамках пятилетнего цикла обучения. Проведен анализ компоновки учебных занятий по годам обучения трех различных форм высших образовательных учреждений МВД России для специальностей 030501 «Юриспруденция», 030505 «Правоохранительная деятельность» и 350600 «Судебная экспертиза».

Ключевые слова: дисциплина «Физическая подготовка»; специальность «Юриспруденция»; «Правоохранительная деятельность»; «Судебная экспертиза», распределение часов по семестрам.

ВВЕДЕНИЕ России всегда предъявлялись повышенные

требования. Данная проблема все более акту-К физической подготовленности выпу- альна и в настоящее время. Различные ве-

скников образовательных учреждений МВД домственные документы указывают на низ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.