18. Корсунский И.Н. Высокопреосвященный Никандр, архиепископ Тульский // Душеполезное чтение. 1893. № 8,9. М. : Унив. тип., 1893. С. 26-27.
19. Введенский С.Н. Святитель Митрофан Воронежский как цер-ковно-государственный деятель эпохи преобразований // Воронежская старина. 1904. Вып. 4.
20. Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в Петербурге : Исторические очерки. СПб: Тип. Гл. упр. уделов, 1900. C. IV.
21. Юркин И. Н. Дух зрелый и здоровый. С. 35.
22. Указ. соч. С. 149.
L.L. Makhno
RESEARCH ОЕ THE PAST OF CHRISTIAN CHARITY AND ASSISTANCE FOR THE ALMSMEN BY RUSSIAN HISTORIANS OF THE LATE XIX -EARLY XX CENTURIES
Abstract of the article: The present article is concerned with the approaches of Russian historians of the late XIX - early XX centuries to research of the past of Christian charity and assistance for the almsmen.
Key words: Christian charity, Orthodox Church, almsmen, public ministry, church
history.
Получено 20.10.2012
УДК 94(100)
В.С. Семенов, аспирант, 8-953-188-37-90,[email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им.Л.Н. Толстого)
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ГРУЗИИ В НАТО
Рассмотрен процесс интеграции Грузии в НАТО в период 1992-2012 гг., проанализированы проблемы, стоящее на пути кавказской республики в североатлантический альянс, политика европейских держав и США по данному вопросу, действия России и ее позиция по вопросам расширения НАТО и вхождения в альянс бывших советских республик.
Ключевые слова: Россия, Грузия, НАТО, США, Евросоюз, Абхазия, Южная Осетия, саммит, интеграция, альянс, партнерство.
Процесс интеграции Грузии в НАТО был запущен задолго до «революции роз» 2003 г. и прихода к власти М.Саакашвили. Фактически Грузия обозначала свое стремление в североатлантический альянс сразу после распада СССР и обретения независимости. О необходимости евроатланти-ческой интеграции Грузии говорил еще ее первый президент З.Гамсахурдия. После свержения З. Гамсахурдия и прихода к власти в Тбилиси Э.Шеварднадзе в 1992 г. евроатлантический вектор грузинской политики был продолжен.
Первые контакты между Грузией и НАТО относятся к 1992-1993 гг. 23 июня 1993 г. Э.Шеварднадзе посещает штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где прямо обвиняет Россию в эскалации боевых действий в Абхазии и поддержке сепаратистов.
НАТО выступило с осторожной поддержкой грузинским властям. 20 сентября 1993 г. Совет Североатлантического сотрудничества при НАТО принимает заявление, в котором возлагает ответственность за новый виток боевых действий на абхазскую сторону и фактически оказывает политическую поддержку официальному Тбилиси [1].
Официально взаимоотношения между Грузией и НАТО были начаты в 23 марта 1994 г., когда кавказская республика присоединилась к программе альянса «Партнерство ради мира». Генеральный секретарь НАТО М.Вернер и министр иностранных дел Грузии А.Чикваидзе в совместном заявлении особо выделили свою общую цель: «Превратим Грузию в оплот трансатлантической безопасности» [2]. С 1994 г. Грузия участвует в многочисленных программах НАТО, но реальная интеграция в альянс не происходила. Отношения Грузии и НАТО не выходили за рамки программы «Партнерство ради мира». Грузия была не готова к вступлению в альянс ни в политическом, ни в военном аспектах. Страну сотрясали постоянные политические кризисы, борьба сторонников Шеварднадзе с остатками звиади-стов. Растрепанную Грузию никто в альянс принимать не собирался. Вооруженные силы Грузии даже близко не соответствовали стандартам НАТО, материально-техническая база, унаследованная от Советской Армии, быстро изнашивалась, разворовывалась и распродавалась.
11 февраля 1996 г. тогдашний генсек НАТО Х.Солана в ходе большого турне по Южному Кавказу посетил Тбилиси, где провел переговоры с грузинскими военными, Э.Шеварднадзе. По итогам своего визита Х.Солана заявил: «Мой сегодняшний визит можно интерпретировать как выражение того значения, которое мы в НАТО придаем нашим отношениям с Грузией ... Со своей стороны мы с энтузиазмом встретим растущее вовлечение Грузии во весь спектр наших программ сотрудничества.» [3].
С 1999 г. Грузия участвует в программе альянса «Planning and Review Process» (PARP) в рамках PfP, что позволило вооруженным силам страны действовать совместно с силами стран НАТО при проведении миротворческих операций. С 1999 г. грузинские военные участвуют в составе KFOR в Косово.
Летом 2001г. в окрестностях прибрежного грузинского города Поти было проведено широкомасштабное многонациональное военно-морское учение «Cooperative Partner - 2001», в котором было задействовано около 4300 военнослужащих, 29 корабля различного класса, 15 боевых и транспортных самолетов.
Новый виток взаимоотношения Грузии и НАТО начался в конце 90-х - начале 2000-х гг. Политика альянса резко меняется, НАТО берет курс на
расширение на восток. Активизируются отношения не только с восточноевропейскими странами, но и с бывшими республиками СССР. Грузия получает новый шанс на поддержку могущественного альянса и решение при его поддержке собственных территориальных проблем. Ключевым моментом стал саммит НАТО в Праге 20-22 ноября 2002 г. В самом альянсе этот саммит называют историческим, т. к. вопреки противодействию России приглашение в НАТО получили Болгария, Румыния, Словакия, Словения и страны Прибалтики. НАТО оказалось у границ России. Процесс расширения альянса на восток не был остановлен, напротив НАТО активизировало свои отношения с Украиной, Грузией, Азербайджаном, которые в ближайшей перспективе тоже рассматривались как полноправные члены блока. Грузинский лидер Э.Шеварднадзе также участвовал в работе саммита и официально заявил о намерении Грузии вступить в НАТО. "Мы прекрасно понимаем, что вступление в НАТО - это нелегкая задача и не краткосрочная перспектива, но мы считаем, что в стратегическом плане эта задача не является нереальной"[4], - говорил грузинский президент. На Пражском саммите Грузии был предложен индивидуальный план партнерства с НАТО (1РАР), к которому Тбилиси присоединится уже после «революции роз» в октябре 2004 г. В рамках 1РАР ежегодно проходили совместные учения Грузии и НАТО, осуществлялось военно-научное сотрудничество и т.д.
Сразу же после окончания Пражского саммита в Тбилиси прибыл председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Р.Майерс. На переговорах с грузинским президентом Э.Шеварднадзе стоял вопрос о модернизации и реформировании грузинской армии по стандартам НАТО. Майерс поддержал стремление Грузии в НАТО и обещал солидные финансовые влияние на реорганизацию грузинских вооруженных сил. По окончании переговоров Р.Майерс заявил: "Я не знаю, сколько времени потребуется для вступления Грузии в НАТО, но обещаю всесторонне помочь в том, чтобы военная реформа в стране завершилась успешно и вооруженные силы Грузии стали легко совместимы с вооруженными силами НАТО"[5].
С этого момента Грузия принимает участие в ряде совместных военных программ с США и НАТО. Вашингтон выделяет Грузии значительные средства на обучение солдат и офицеров, среди которых выделялась программа «Обучи и оснасти» (ОТЕР), реализованная в 2002-2004 гг. В рамках этой программы, оцениваемой в $64 млн и рассчитанной на 21 месяц, планируется подготовить 4 батальона грузинской армии [6].
После Пражского саммита был создан Координационный совет евро-атлантической интеграции Грузии, который возглавил сам президент Э.Шеварднадзе. На его базе в феврале 2004 г. было создано Государственное министерство Грузии по вопросам евроатлантической интеграции. Основными функциями министерства являются координация деятельности, связанной с интеграцией в НАТО, которая включает разработку и коорди-
нацию реализации Годовой национальной программы сотрудничества с НАТО.
Как видно из приведенных выше фактов, интеграция Грузии в НАТО была начата еще до прихода М.Саакашвили к власти. Нельзя утверждать, что поворот внешней политики Грузии в сторону США произошел после революции роз 2003 г. Напротив, М.Саакашвили проявил преемственность внешнеполитического курса Э.Шеварднадзе, главным приоритетом которого была интеграция страны в евроатлантическое пространство, вступление в НАТО, ориентация на США.
«Революция роз» 2003 г. в Грузии, свержение Э.Шеварднадзе и избрание 4 января 2004 г. новым грузинским президентом М.Саакашвили не изменили евроатлантический вектор внешней политики Грузии. Главными помехами на пути Грузии в НАТО являются политические причины, прежде всего позиция России и наличие региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Россия крайне негативно оценивает расширение НАТО на Восток, справедливо опасаясь за собственную безопасность. Приход НАТО в столь сложный и противоречивый регион, как Кавказ, может привести к плачевным последствиям, многочисленные региональные конфликты вспухнут с новой силой уже по всему кавказскому региону.
Зачем Грузии вступать в НАТО? Ответ кроется даже в официальной концепции национальной безопасности Грузии, принятой в 2005 г., в числе приоритетов названа интеграция Грузии в НАТО. «Грузия рассматривает НАТО как организацию коллективной безопасности, которая является на североатлантическом пространстве важнейшим механизмом обеспечения безопасности и стабильности... Членство в НАТО даст Грузии не только беспрецедентные гарантии военной и политической безопасности, но и возможность внести свой вклад в укрепление безопасности Европы, особенно Черноморского региона» [7], - говориться в документе. Стремление Грузии в НАТО подтвердила и новая редакция концепции, принятая в декабре 2011 г.
Как уже отмечалось выше, 29 октября 2004 г. Грузия присоединяется к индивидуальному плану партнерства с НАТО (1РАР). В рамках плана было осуществлен целый ряд совместных военных учений, военные специалисты стран альянса ежегодно посещают Грузию, а грузинские военные, в свою очередь, посещают штаб-квартиру НАТО в Брюсселе.
2 марта 2005 г. во время визита в Тбилиси министр иностранных дел Грузии С.Зурабишвили и генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеф-фер подписали Соглашение о транзите сил альянса в Афганистан. Годом ранее 50 грузинских военных на протяжении трех месяцев участвовали в составе международной коалиции в операциях в Афганистане. В августе 2009 г. Грузия отправит роту солдат в Афганистан на постоянной основе. К 2010 г. число грузинских военных в Афганистане достигнет 750 солдат и офицеров. Все солдаты и офицеры роты прошли военное обучение под ру-
ководством инструкторов из США. Спецпредставитель США в Афганистане и Пакистане Р.Холбрук во время визита в Тбилиси в феврале 2010 г. высоко оценил действия грузинских военных в Афганистане: «Я ценю участие Грузии в международных миссиях в Афганистане. Грузия маленькая страна и подобный шаг огромный героизм с их стороны» [8].
Еще ранее Грузия участвует во вторжении сил НАТО в Ирак. Первые грузинские военные прибыли еще при Э.Шеварднадзе в августе 2003 г. С тех пор численность грузинского контингента постоянно росла и к 2008 г. составляло более 2000 человаек. Первоначально в Ираке была развернута 3-я грузинская пехотная бригада, которую в январе 2008 г. сменила 1-я пехотная бригада [9]. Все военнослужащие прошли подготовку по стандартам НАТО под руководством американских инструкторов. Разгром грузинской армии под Цхинвалом в августе 2008 г. потребовал от М.Саакашвили срочного вывода грузинской бригады из Ирака. 10 августа американская транспортная авиация начала переброску грузинских войск в Тбилиси.
Активным лоббистом грузинских интересов в альянсе выступают прежде всего США, а также ближайший американский союзник в Европе Британия, страны Прибалтики, Польша. Против - страны старой Европы, прежде всего Германия и Франция, которые, во-первых, не желают обострять отношения с Россией, а во-вторых, не желают втягиваться в кровавые региональные конфликты в Грузии с их неясными перспективами. М.Саакашвили не раз заявлял о возможности вступления Грузии в НАТО. Его просьбы были услышаны. В марте 2007 г. Конгресс США принимает «Акт 2007г. о консолидации свободы в НАТО», в котором выражается поддержка стремлению Грузии к членству в НАТО. На подготовку к вступлению выделялись соответствующие средства [10].
7 марта 2008 г. Исследовательская служба конгресса США представила доклад «Грузия [республика] и НАТО: проблемы и последствия» [11]. В докладе всесторонне была рассмотрена возможность предоставления Грузии в ходе предстоящего саммита НАТО в Бухаресте плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО. Американский эксперт Дж. Никол положительно оценил военную реформу в Грузии в рамках 1РАР в 2005-2008 гг., в ходе которой проводилось перевооружение и обучение грузинской армии по стандартам НАТО. В частности, в докладе отмечается, что грузинские военные подразделения могут внести свой вклад в военные операции альянса в условиях горной местности. Военный бюджет Грузии в 2008 г. составил 875 миллионов долларов (или 10 % ВПП) против 560 миллионов в 2007 г.
В докладе также отмечается, что М.Саакашвили рассчитывает, что членство в НАТО поможет «сепаратистским регионам (Абхазии и Южно Осетии) интегрироваться со стабильной, мирной, демократической и процветающей Грузией». Однако, лидеры «сепаратистских регионов склонны рассматривать НАТО» как агрессора, который поможет Грузии создать во-
оруженные силы для военного решения региональных конфликтов. Предоставление Грузии ПДЧ вызовет обострение отношений с Россией как Грузии, так и НАТО в целом. По прогнозам американских экспертов, такое решение альянса может вызвать ответные шаги Москвы, которая может «расширить дипломатическое признание Абхазии и Южной Осетии» и увеличить численность своих воинских контингентов на этих территориях.
В заключение доклада говорить, что большинство населения Грузии поддерживают вступление страны в НАТО. Кроме того, членство в Грузии в альянсе поддерживает и администрация Дж.Буша, и конгресс США.
Ожидалось, что официально процесс присоединения Грузии к НАТО будет запущен на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 г., т.е. за 4 месяца до войны в Южной Осетии. Грузинское руководство решило сыграть на опережение и провело 5 января 2008 г. референдум по вопросу вступления страны в НАТО. По официальным данным за вступление Грузии в альянс проголосовало 77 % избирателей [12], но оппозиция сообщала о многочисленных нарушениях во время проведения референдума.
М.Саакашвили планировал получить в Бухаресте План действий по членству в НАТО (ПДЧ). Грузия, таким образом, становилась кандидатом на вступление в альянс, а после выполнения условий ПДЧ - полноправным членом альянса. Главный сторонник вступления Грузии в НАТО - администрация Дж.Буша всячески пыталась официально запустить процесс интеграции Грузии в полноправные члены НАТО именно в Бухаресте.
«Эти страны (Грузия и Украина) прошли сложный путь реформ и выстраивают свободное общество,— заявил Дж.Буш.— Они готовы вступить в НАТО, а их жители заслуживают безопасности, которую НАТО может им дать. Позиция моей страны ясна: НАТО должно принять в свои ряды Грузию и Украину.» [13].
Противниками принятия Грузии в НАТО выступили Германия и Франция. Еще накануне саммита французский премьер Ф.Финьон заявил: «Мы возражаем против присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в НАТО, так как мы полагаем, что это неверный ход в контексте баланса сил в Европе и отношений Европа — Россия» [14].
Аналогичную позицию заняла и канцлер Германии А.Меркель, которая после переговоров в Москве с В.В.Путиным в марте 2008 г. заявила, что Грузия не готова к вступлению в НАТО, потому что не все население поддерживает данное решение. Кроме того, в альянсе не место странам, которые имеют нерешенные территориальные проблемы [15].
Позиция Германии и Франции на Бухарестском саммите осталась неизменной. А.Меркель и Н.Саркози опустили шлагбаум на пути М.Саакашвили в НАТО. В Берлине и Париже посчитали, что добрые отношения с Москвой важнее поддержки американского протеже в Тбилиси.
В итоговом документе Бухарестского саммита говориться, что «НАТО приветствует евроатлантические стремления Украины и Грузии к членству в НАТО. Сегодня мы пришли к соглашению о том, что эти страны станут членами НАТО» (п.23) [16]. Но конкретного плана действий Грузии никто не предложил, было лишь заявлено о «начале периода интенсивного взаимодействия на высоком политическом уровне». В то же время на саммите Албания и Хорватия получили официальное приглашение вступить в НАТО.
Война в Южной Осетии не остановила процесс интеграции Грузии в НАТО, но, безусловно, замедлило его. Многие европейские страны не хотят видеть в альянсе проблемное государство, чьи интересы, в случае необходимости, придется защищать военным путем. В то же время альянс вовсе не собирался отказываться от Грузии. Создание комиссии Грузия - НАТО и двухдневный визит Я. де Хооп Схеффера в Тбилиси в сентябре 2008 г. показало, что НАТО последовательно придерживается бухарестского курса на евроатлантическую интеграцию Грузии.
15 сентября 2008 г. в Тбилиси состоялось выездное заседание НАТО в Тбилиси, в котором приняли участие представители всех 26 стран участниц альянса во главе с генсеком Яапом де Хооп Схеффером. В ходе заседания был принят рамочный документ о создании комиссии НАТО - Грузия [17]. Целями комиссии НАТО - Грузия были заявлены: углубление политического диалога и сотрудничества Грузии и НАТО и помощь в послевоенном восстановлении Грузии.
Первое заседание комиссии на уровне министров обороны состоялось 10 октября 2008 г. в Будапеште. В Тбилиси ожидали заседание с большой надеждой, Саакашвили надеялся получить план действий по членству (ПДЧ) в альянсе. Но заседания прошли без сенсаций. Генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер вновь говорил о важности отношений альянса и Грузии, поддержал военную реформу в Грузии, действия грузинской армии в войне в Южной Осетии. Но конкретных сроков предоставления ПДЧ Грузии не было озвучено, хотя днем ранее на переговорах министров обороны Грузии и США Д.Кезерашвили и Р.Гейтса предполагалось, что Грузия может получить ПДЧ в декабре 2008 г.
Второе заседание комиссии Грузия - НАТО состоялось 5 марта 2009 г. в Брюсселе на уровне министров иностранных дел [18]. Встреча была для Тбилиси еще более провальной, чем переговоры в Будапеште. Несмотря на доброжелательные заявления Я. де Хооп Схеффера о поддержке евроатлан-тической интеграции Грузии, вопрос о предоставлении ПДЧ вновь повис в воздухе.
27 января 2010 г. с официальным визитом штаб-квартиру НАТО в Брюсселе посетил глава грузинского парламента Д.Бакрадзе. В ходе визита состоялась встреча грузинского чиновника с генсеком НАТО А.Фог Расмус-сеном. На встрече обсуждались вопросы интеграции Грузии в альянс, про-
блемы Абхазии и Южной Осетии, российско-грузинские отношения, участие грузинского контингента в военной операции в Афганистане. А.Фог Расмуссен вновь высказал принципиальную позицию альянса, сформулированную на Бухарестском саммите: Грузия станет полноправным членом НАТО [19].
25 марта 2010 г. в штаб-квартире НАТО в Брюсселе побывал грузинский президент М.Саакашвили. По окончании переговоров генсек альянса А. Фог Расмуссен заявил:
«У нас есть необходимые инструменты, чтобы подготовить Грузию к членству, в том числе Комиссия НАТО-Грузия и Ежегодная национальная программа. Важно, чтобы Грузия продолжала успешно использовать эти инструменты» [20].
Старая Европа скептически отнеслась к членству Грузии в НАТО. Министр обороны Франции Э.Морен, выступая 17 марта 2009 г. перед Национальным собранием, высказал мнение, что вступление Грузии в НАТО невозможно без предварительных консультаций с Россией.
«Мы считаем, что Североатлантический альянс должен сконцентрироваться на выполнении своей основной задачи - достижении всеобщей стабильности, и не предвидим расширения организации до масштабов "глобального НАТО» [21], - заявил министр.
Зато интеграцию Грузии в НАТО активно поддерживают прибалтийские страны. 19 мая 2010 г. в Вильнюсе была создана совместная грузино-литовская комиссия по европейской и евроатлантической интеграции Грузии. Литва поддержала стремление М.Саакашвили в альянс и обещала всячески содействовать процессу евроатлантической интеграции [22].
В 2010-2012 гг. состоялись несколько заседаний комиссии НАТО-Грузия как на уровне министров обороны, так и на уровне министров иностранных дел. В ходе этих встреч Грузия каждый раз получала поддержку альянса в своих евроатлантических стремлений и заверения в верности бухарестского курса. Но стоит отметить, что на новый уровень отношения НАТО и Грузии после 2008 г. не вышли. Столь желанный и долгожданный ПДЧ Грузия не получила. Хотя уровень сотрудничества Грузии и НАТО довольно высок, грузинские войска участвуют в операциях альянса в Афганистане, а грузинская армия в результате военной реформы перешла на натовские стандарты, но говорить о членстве Грузии в альянсе преждевременно. С военной точки зрения Грузия готова стать членом НАТО, но с политической нет. Путь Грузии в НАТО сегодня лежит через нормализацию отношений с Россией и решений своих территориальных проблем. Таким образом, в ближайшие годы полноценное членство Грузии в НАТО ведется маловероятным. М.Саакашвили приходится довольствоваться теневым членством в альянсе. 7 декабря 2011 г. министры иностранных дел альянса в официальном заявлении назвали Грузию «аспирантом НАТО», подчеркнув тем самым особый статус отношения Тбилиси и Брюсселя. Но вопрос, когда
Грузия закончит аспирантуру НАТО и станет его полноправным членом, остается открытым.
Подтверждением особого статуса Грузии стало ее фактическое участие в саммите НАТО в Чикаго 20-21 мая 2012 г. Грузинскую делегацию возглавил лично М. Саакашвили. Главной темой саммита стала проблема Афганистана, но вопрос расширения альянса также поднимался. Однако никакого прогресса не было достигнуто. Грузия в очередной раз осталась у разбитого корыта, довольствовавших расплывчатым статусом «аспиранта», несмотря на громогласные заявления премьер-министра Грузии Н. Гилаури о радикальном сближении Грузии и НАТО и последним саммите альянса. Столь оптимистический настрой грузинского министра никак не подтверждается официальными документами. В заявлении по итогам встречи на высшем уровне в Чикаго говориться о приверженности альянса решению Бухарестского саммита НАТО о будущем членстве Грузии в альянсе, поддержке реформ в Грузии, территориальной целостности кавказской республики (пп. 29,30) [23]. Но не более того, ПДЧ Грузии не был представлен, не был назван и конкретный срок его предоставления. Мечта М. Саакашвили о полноправном членстве Грузии в НАТО вновь повисла в воздухе.
По словам корреспондента «Российской Газеты» А.Гасюка, «именно по последнему вопросу (расширение НАТО) прогресса, фактически, так и не состоялось, а четыре страны-аспиранта - Босния и Герцеговина, Черногория, Македония и Грузия лишь получили очередные заверения в продолжении политики "открытых дверей"»[24].
На сегодняшний момент интеграция Грузии в НАТО не завершена. Несмотря на мощное лоббирование интересов режима М.Саакашвили со стороны США, единства по грузинскому вопросу внутри альянса нет. Против вступления Грузии в НАТО выступают столь мощные государства, как Германия и Франция. Мотивы такого подхода понятны: Берлин и Париж не желают из-за Грузии портить отношения с Россией, чья принципиальная позиция состоит в противодействии новому расширению североатлантического альянса. Наконец, следует обратить внимание непосредственно на Грузию. Страна с нерешенными территориальными проблемами, милитаризированным бюджетом, агрессивным руководством, устроившая в августе 2008 г. кровавую бойню на улицах мирного Цхинвала. Такой член альянса принесет больше проблем, нежели пользы. Германия и Франция не желают быть втянутыми в опасную конфронтацию с Россией из-за грез М.Саакашвили об Абхазии и Южной Осетии.
На сегодняшний момент грузинская армия вполне соответствует стандартам НАТО, грузинский контингент участвует в операциях альянса в Афганистане, имеет опыт боевых действий в Косово и Ираке. Военная реформа в Грузии, проведенная под руководством американских инструкторов и на американские деньги, качественно улучшила грузинскую армию по
сравнению с разрозненными бандами времен Абхазской войны 1992-1994 гг.
На сегодняшний день стоит скорее говорить о военном сотрудничестве Грузии и США, а не Грузии и НАТО. В первую очередь М.Саакашвили в своей политике ориентируется на Вашингтон, а не на Брюссель, хотя и стремится к формальному членству в НАТО. На этом пути у Грузии существуют две неразрешимые для грузинского руководства преграды: «вето» России и нерешенные территориальные проблемы.
Список литературы
1. Справочник НАТО - Office of Information and Press NATO -1110. Brussels - Belgium, 2001. С.583.
2. Гудиашвили Д., Интеграция в структуры НАТО - внешнеполитический приоритет Грузии // Центральная Азия и Кавказ, CA&CC Press, Sweden. 2003. №4(28).
3. Тархан-Моурави Г. Грузино-абхазский конфликт в региональном контексте [Электронный ресурс]. http://poli.vub.ac.be/publi/Georgians/russian/pdf/06_Tarhap.pdf
4. На саммите в Праге Шеварднадзе официально попросится в НАТО [Электронный ресурс]. http://pda.lenta.ru/world/2002/11/14/georgia/
5. Новиков В., Стокань С. Грузия встает в общую очередь на вступление в НАТО // Коммерсантъ. 2002 г. 26 авг.
6. Целуйко В. Реформирование грузинской армии при Саакашвили до 5-дневной войны 2008 года // Танки августа / под ред. М.С.Барабанова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2009. С.13.
7. Концепция национальной безопасности Грузии (2005 г) [Электронный ресурс]. http://www.newsgeorgia.ru/spravki/20100509/213153512.html
8. Ричард Холбрук поблагодарил Грузию от лица США за участие в миссии в Афганистане [Электронный ресурс]. http://stavropol.kavkaz-uzel.ru/articles/165743/
9. Действия грузинской армии в Ираке. Официальный сайт Министерства обороны Грузии [Электронный ресурс]. http://www.mod.gov.ge/index.php?page=-10&Id=34&lang=1
10. Акт 2007г. о консолидации свободы в НАТО [Электронный ресурс]. http://www.caausa.org/articles/apr2007/NAT0FreedomAct2007.doc.
11. Грузия [Республика] и НАТО: Проблемы и последствия. Order Code RS22829March 7, 2008 [Электронный ресурс]. http://fpc.state.gov/documents/organization/103692.pdf.
12. ЦИК Грузии повысил поддержку НАТО на пять процентов [Электронный ресурс]. http://lenta.ru/news/2008/01/18/nato/.
13. О. Грузия и Украина попали в эпицентр НАТО // Коммерсантъ. 2008. 3 апр.
14. Ляшук Ю. Бухарестский саммит НАТО и трансформация альянса // Журнал международного права и международных отношений 2008.
№ 2.
15. Ангела Меркель отказалась принимать Украину и Грузию в НАТО [Электронный ресурс]. http://lenta.ru/news/2008/03/10/merkel/
16. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_8443.htm
17. Рамочный документ о создании комиссии НАТО-Грузия [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_46406.htm
18. Заседание Комиссии НАТО-Грузия на уровне министров [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_51422.htm
19. Генеральный секретарь НАТО встречается со спикером парламента Грузии [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_61088.htm
20. НАТО призывает Грузию продолжать реформы [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/SID23FDEADB4/natolive/news_62385.htm
21. Франция: Грузию и Украину не пустят в НАТО без консультаций с РФ [Электронный ресурс]. http://top.rbc.ru/politics/17/03/2009/287497.shtml
22. В Литве создана грузино-литовская комиссия по интеграции Грузии в ЕС и НАТО [Электронный ресурс]. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/169051/
23. Заявление по итогам встречи в верхах в Чикаго [Электронный ресурс]. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_87593.htm
24. Гасюк А. Блок раздумал расширяться // Российская газета. 2012.
22 мая.
V.S. Semenov
THE PROBLEM OF INTEGRATION OF GEORGIA INTO NATO
In this article the process of Georgia's integration into NATO during the 1992-2012 years., Analyzed the problems standing in the way of the Caucasian republic in the North Atlantic Alliance, the policy of the European powers and the United States on this issue, the actions of Russia and its position on NATO expansion and entry into the alliance of former Soviet republics.
Key words: Russia, Georgia, NATO, the United States, European Union, Abkhazia, South Ossetia, the summit, integration, alliance partnerships.
Получено 20.10.2012