УДК 316.74:316 Н. А. Головин 1
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗНАЧИМОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА
К 75-летнему юбилею профессора А. О. Бороноева
В связи с проблемой, названной в заголовке данной статьи, в научной дискуссии утвердился жанр размышлений о ситуации в нашей науке. Речь идет о затянувшейся институционализации современной российской социологии с учетом тезисов, высказанных представителем ленинградской—санкт-петербургской социологической школы профессором А. О. Бороноевым [1, с. 6-10] и московским социологом профессором А. В. Тихоновым [2].
Проблема институционализации социологии в России является старой, она решается трудно, ее актуальность возрастает. Оставляя вне рассмотрения ее дореволюционные истоки и ограничиваясь современным этапом, можно высказать суждение, что отправной точкой данного процесса на современном этапе является публичная презентация социологии, которая была сделана профессором Ю. А. Левадой в 1967 г. в курсе лекций по социологии на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Обобщая дискуссию 1950-1960-х годов о социологии как науке, он сформулировал позицию, согласно которой изучение общества не может сводиться лишь к конкретным исследованиям. Профессор Левада подчеркивал, что социология — самостоятельная научная дисциплина, имеющая свою теорию, методологию и эмпирию [3, с. 12]. В 1988 г. Политбюро ЦК КПСС согласилось с такой точкой зрения и приняло Постановление «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества», в котором признавался ее самостоятельный научный статус (отдельный от философии) и рекомендовалось ее преподавание в вузах как специальности. Именно в этот период открылись первые социологические факультеты в Московском и Ленинградском госуниверситетах, стали проводиться всесоюзные социологические конференции.
Это решение открыло возможность завершения институционализации социологии в стране. Тем не менее и сегодня социология переживает определенный кризис в этом отношении. Это подтверждает и тематика всероссийских социологических конгрессов. Так, Первый Всероссийский конгресс (2000 г.) под девизом «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» был направлен на то, чтобы «помочь России обрести себя, найти пути выхода из кризиса, занять достойное место в мировом сообществе» [4, с. 1]. Второй конгресс (2003 г.) «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» посвящен российскому обществу и вкладу социологии в его развитие в условиях глобализации. Третий конгресс (2008 г.) представлял собой точку поворота интереса от общества к самой социологии, которая стоит уже на первом месте в девизе конгресса: «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия». Такое смещение акцента с общества на саму социологию закрепляется и в названии Четвертого конгресса (2012 г.): «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие».
© Н. А. Головин, 2012
Наблюдается и другая тенденция: обострение конкуренции за право представлять российскую социологию в целом. В связи с этим достаточно напомнить, что помимо названного Третьего конгресса, организованного Российской Социологической Ассоциацией в 2008 г., ранее состоялся еще один Третий конгресс, организованный 3-5 октября 2006 г. на базе социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Подготовку Четвертого конгресса (2012 г.) в г. Уфе также сопровождает конфликт с параллельным Четвертым социологическим конгрессом в г. Москве [5].
А. В. Тихонов назвал такую ситуацию в российской социологии «посткризисным синдромом». Он пишет: «Посткризисный синдром — это вполне естественное после очередного крутого поворота истории тяжелое размышление и переживание социологами своего нового положения в изменившейся стране (институциональный аспект) и своего места и роли в науке, а конкретнее — в социально-научном знании (эпистемологический аспект)» [6, с. 34-35]. Не касаясь социологической эпистемологии, обсуждение которой требует иной формы и содержания, остановимся на институциональном аспекте дисциплинарного единства социологии и попытаемся ответить на вопрос, в чем его основная трудность. Методом, который используется при этом, является сравнение.
Сравнивая статус и положение социальных наук в нашей стране, можно отметить два различия, существенные для постсоветского времени. Первое различие состоит в том, что на фоне идеологической зависимости социальных наук философия, психология и экономическая наука сохраняли свой институциональный статус в советский период, а социология и политическая наука де-факто утратили его. В этом отношении две последние дисциплины обладают большим статусным сходством, чем три первых. Следовательно, проблему институционализации социологии корректно рассматривать в сравнении с политологией (политической наукой).
Результат сравнения — это второе различие, в котором обнаруживается, что в постсоветский период процесс институционализации политической науки быстро и успешно завершился. Так, Российская ассоциация политической науки, созданная 20 декабря 1991 г., провела уже пять всероссийских конгрессов политологов (Первый конгресс, который состоялся в 1998 г., можно рассматривать как знак завершения самоорганизации этого научного сообщества). Дальнейшие конгрессы: Второй (2000), Третий (2003 г.), Четвертый (2006 г.), Пятый (2009 г.), и готовящийся Шестой (2012 г.), судя по их регулярности и материалам, подтверждают этот вывод. Аналогичные примеры можно привлечь из других социальных наук. Они приводят к гипотезе о том, что в настоящее время основным препятствием успешной самоорганизации российской социологии является субъективный фактор, хотя, конечно, он неразрывно связан с другими причинами.
Юбилей профессора А. Ю. Бороноева, который приходится на 2012 г. — год очередного Четвертого Всероссийского социологического конгресса, позволяет на примере его деятельности продемонстрировать, что решение проблемы институционализа-ции социологии не только возможно, но и уже успешно осуществляется. Мы вполне согласны с коллегой А. В. Тихоновым, который видит решение проблемы институцио-нализации российской социологии в разработке общего «метапроекта», то есть новых теоретико-методологических средств социологии, на основе которых и произойдет ее дисциплинарная интеграция [7, с. 12]. На примере деятельности профессора А. О. Бо-роноева мы хотим показать, что дефицит теоретико-методологических средств не ме-
шает интеграции санкт-петербургского регионального сообщества социологов. Да и в психологии, политической науке и философии конкуренция научных школ не ослабляет организационного единства самого научного сообщества.
Прежде всего, отметим, что сам юбиляр, являясь выпускником философского факультета Ленинградского университета 1964 г., активно проводит организационно-научную работу по институционализации социологии вот уже более 20 лет. Предмет этой деятельности возник в 1989 г., когда было принято решение о создании факультета социологии в Ленинградском государственном университете. Его первым деканом стал профессор А. О. Бороноев.
Будучи приверженцем академических традиций санкт-петербургского научного сообщества, он не только в теории, но и в практической деятельности неукоснительно следовал им. Ключ к пониманию его работы на факультете социологии СПбГУ можно найти в словах, которые он часто повторяет: «Без традиций мы не можем!», а создание традиций — это наиболее надежный способ институционализации всякой коллективной деятельности, в том числе научной на основе ценностей самого научного сообщества. При этом наука как инструмент поиска нового не становится от этого традиционализмом в смысле теории социального действия Макса Вебера, но в то же время она в своих организационных формах: научных школах и в процессе самовоспроизводства (подготовка научных кадров, преподавание) не может не опираться на собственные традиции.
Вот несколько примеров создания традиций (в отличие от народных традиций, истоки которых никто не помнит, в научных традициях все наоборот!). Первый пример — развитие научных школ. Профессор А. О. Бороноев считает себя и действительно является учеником видного отечественного философа и социолога В. П. Тугаринова, портрет которого висит у него в кабинете. Продолжая дело своего учителя, А. О. Бороноев издал книгу «В. П. Тугаринов. Избранные философские труды», которая вышла в свет в издательстве ЛГУ в 1988 г. [8]. По его инициативе в 2000 г. состоялись Туга-риновские чтения [9], а в 2004 г. под его руководством была защищена кандидатская диссертация по философии на тему «Концепция ценностей В. П. Тугаринова» [10]. Эта традиция носит очень личный и в то же время личностный характер. Она выходит за узкие рамки отношений учителя и ученика в науке и распространяется на крупный массив знания, необходимого для решения сложных и многообразных общественных и дисциплинарных проблем. Одним из последних результатов в рамках этой традиции является выпуск А. О. Бороноевым сборника, посвященного социологическому творчеству профессора Р. П. Шпаковой [11]. Этой работе он отдал много сил и энергии. Также А. О. Бороноев инициировал переиздание работы профессора философского факультета А. П. Казакова, своего коллеги и друга, известного исследователя истории русской социологии [12].
Другая из рассматриваемых здесь социологических традиций, создаваемых А. О. Бороноевым, также связана с его формулой институционализации (напомним, что «без традиций мы не можем!»), но уже в истории отечественной социологии. Сюда относится его большая издательская деятельность, включающая переиздание трудов М. М. Ковалевского, Е. В. де Роберти, К. М. Тахтарева, Н. И. Кареева, П. А. Сорокина и других классиков отечественной социологии, вошедших в книжную серию «Российские социологи» (10 томов) и представленных в книжной серии «Российская социология» (4 выпуска). К этому направлению относится сборник «Проблемы теоретической
социологии» (8 выпусков), который фактически является периодическим изданием кафедры теории и истории социологии и одной из площадок для теоретической дискуссии в российской науке об обществе. Таким образом, книги и сборники, издаваемые по инициативе профессора А. О. Бороноева, уже составляют целую библиотеку по теории и истории социологической мысли в России и создают предпосылки для институцио-нализации социологии в стране.
Профессор А. О. Бороноев занимал и занимает высокие официальные должности в сфере социологической науки. В 1987 г. он впервые на конкурсной основе был избран директором Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при Ленинградском госуниверситете, в 1989 г. — назначен деканом-организатором факультета социологии, в 1990-2000 гг. был его первым деканом. С 1989 г. он заведует кафедрой теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ Наряду с формальным (но эффективным) руководством этими крупными научными коллективами, он сумел создать еще одну привлекательную традицию — внес в календарь страны новый праздник — День социолога. Праздник — это одна из мощных форм ин-ституционализации социальной жизни вообще, которая реализуется в современном обществе в форме профессиональных празднований. Хорошо помнится, как в 1990-е годы он советовался с коллегами относительно выбора даты нашего профессионального торжества. В конечном итоге выбор пал на 14 ноября, что близко к дате начала работы Русской школы общественных наук в Париже, где впервые стала преподаваться социология. Сегодня День социолога вошел в жизнь: его отмечают не только на факультете социологии СПбГУ, но фактически и во всем социологическом сообществе страны. О нем напоминают средства массовой информации. Так реализовался еще один из замыслов, который стал настоящей традицией, праздником, который утвердился снизу, явочным порядком, без поддержки властей. Объяснение такого феноменально успешного начинания, на наш взгляд, связано со вторым важным источником творческой энергии А. О. Бороноева — этнической социологией, которая стала для него не только одним из предметов научной деятельности, но и тезаурусом жизненной мудрости, подсказавшей ему, какие общие формы институционализации могут пойти на пользу науке.
Уместно отметить, что у профессора А. О. Бороноева много работ по этнической психологии и социологии, которые написаны на основе углубленного изучения этой проблематики в докторской диссертации (1980 г.), посвященной нравственно-психологическому аспекту этнических отношений [13]. Смысл диссертации заложен в названном аспекте рассмотрения проблематики, что означает связь данной работы с ценностями, которых придерживается сам автор (влияние В. П. Тугаринова). В частности, в диссертации речь идет о реализации в национальной политике таких ценностей, как толерантность, открытость, простота в общении, общественная активность, умение отстаивать свою позицию.
Работы А. О. Бороноева по этнической и социальной психологии представляют собой увлекательное интеллектуальное чтение, адресованное прежде всего студентам. Это учебные пособия: «Основы этнической психологии» (1991); «Этническая психология» (1994); изданные в СПбГУ Среди этносоциологических работ особо выделяется книга «Россия и русские: характер народа и судьбы страны», написанная вместе с профессором П. И. Смирновым и изданная дважды (1992, 2001). В ней речь идет о русской
и российской идентичности XIX в. Это очень важная точка отсчета становления русской нации, ибо современная русская идентичность возникла именно в этот период.
Значительным вкладом А. О. Бороноева в формирование научных традиций является возрождение Российского социологического общества им. М. М. Ковалевского в 1993 г. и организация ежегодных конференций, которые в конечном итоге приняли форму Ковалевских чтений на факультете социологии СПбГУ Данная форма научного обмена социологов привлекает к себе все больше внимания, обретает внутреннюю структуру в качестве постоянных секций. Главное организационное воздействие Чтений заключается в том, что социологи факультета и города уже не мыслят себя без участия в этом научном форуме. Помимо новых результатов, которые обычно представлены на конференции, она служит прекрасной возможностью вхождения в науку молодых исследователей, студентов, которые ею охотно пользуются.
Гораздо сложнее оказалось наладить коммуникацию среди социологов Санкт-Петербурга. В 1990-е годы было несколько попыток осуществить идею силами Санкт-Петербургской ассоциации социологов. Однако пока единственным успешным начинанием здесь являются Санкт-Петербургские социологические чтения, также организованные профессором А. О. Бороноевым. Первые чтения состоялись 16-18 апреля 2009 г. в форме международной научной конференции «Питирим Сорокин и современные проблемы социологии». Форум был посвящен 120-летию П. А. Сорокина — классика, который, судя по числу публикаций, цитированию и по количеству участников, является фигурой символической интеграции всего российского социологического сообщества. Вторые Санкт-Петербургские социологические чтения состоялись в 2010 г. на тему «Общество потребления и современные проблемы сферы услуг». В большинстве докладов звучала мысль о признании факта реализации в России элементов общества потребления с его стилежизненным разнообразием, сложностями и проблемами. В частности, подчеркивался факт глубокого социального раскола российского общества, которым сопровождается реализация этого социального проекта. Успешно прошли Третьи чтения «Социальная стратегия российской системы образования» (2011 г.), на которых обращалось внимание на поспешное и непродуманное введение новых стандартов в системе школьного и высшего образования. Готовятся Четвертые Санкт-Петербургские социологические чтения (2012 г.).
Научному сообществу необходима непрерывная коммуникация. В этой ситуации помог постоянно действующий городской социологический семинар. Его организация много раз не удавалась. В 2011 г. А. О. Бороноев взялся за это хлопотное дело. Возможно, мы являемся свидетелями и участниками еще одного успеха в организации работы городского сообщества социологов.
Все вышеизложенное подтверждает, сколь велика роль интегративной фигуры и умелого организатора в науке, каким является профессор А. О. Бороноев. Хотелось бы видеть нечто подобное в масштабе всей российской социологии. В заключение отметим, что заслуг перед российской социологией у юбиляра много, они известны и перечислены на официальном сайте СПбГУ [14]. Хотелось бы высказать Асалхану Ользоновичу Бороноеву глубокую признательность за все, что он делает в организации социологической науки, искренне поздравляем его с юбилейной датой и пожелаем ему здоровья, новых творческих и жизненных свершений.
Литература
1. Бороноев А. О. Размышления по поводу отечественных социологических конгрессов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1. С. 6-10.
2. Тихонов А. В. Посткризисный синдром отечественной социологии и ее проблемы // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 34-46.
3. Левада Ю. А. Лекции по социологии // Левада Ю. А. Сочинения. М.: Издатель Карпов Е. В., 2011. С. 7-300.
4. Общество и социология: новые реалии и новые идеи. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. 27-30 сентября 2000 г. СПб.: Скифия, 2000. 682 с.
5. Мансуров В. А. и др. Открытое письмо Президенту РАН Ю. С. Осипову // Официальный сайт Российской ассоциации социологов. URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=33 (дата обращения: 15 декабря 2011 г.).
6. Российская ассоциация политической науки. Официальный сайт. URL: http://www.rapn.ru (дата обращения 15 декабря 2011 г.).
7. Тихонов А. В. Отечественная социология: проблемы выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 3-13.
8. Бороноев А. О. Предисловие // Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 3-9.
9. Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Вып. 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. 98 с.
10. Пруель-Хмырова И. Б. Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60-90-е годы ХХ в.): дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2004. 150 с.
11. Макс Вебер и современная социология: памяти проф. Р. П. Шпаковой / под ред. А. О. Бо-роноева и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 235 с.
12. Бороноев А. О. Предисловие // Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в. (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский). 2-е изд. СПб.: Астерион, 2006. 172 с.
13. Бороноев А. О. Формирование и развитие единства образа жизни наций и народностей в условиях зрелого социализма (нравственно-психологический аспект): дис. ... д-ра филос. наук. Л., 1980. 348 с.
14. Бороноев Асалхан Ользонович // Официальный сайт СПбГУ. URL: http://www.spbu.ru/ faces/medal/soc/boronoev (дата обращения: 15 декабря 2011 г.)
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2011 г.