УДК 316.6
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Р.Г. Халитов, Р.Р. Фахрутдинов (г. Казань, Российская Федерация) Статья издается при поддержке РГНФ и правительства РТ, грант № 14-1616010, от 14.04.2014
В цикле взаимодействия существуют две точки бифуркации: психосоциальный диссонанс и идентичность (персональная или социальная). При персональной идентичности доминируют интересы самого человека, а при социальной - интересы социума, которые отражают принадлежность к этнической или конфессиональной социальной группе, и соответственно их интересы. Риск возникновения психического напряжения (конфликта) между субъектами межэтнического и межнационального взаимодействия появляется из-за несоответствия групповых представлений, психосоциального диссонанса или несоответствия персональной или социальной идентичности.
Ключевые слова: персональная и социальная идентичность, личное и коллективное сознание, психосоциальный диссонанс, четырехуровневая модель описания психологических явлений, предупреждение межконфессиональных и межэтнических конфликтов.
IDENTITY PROBLEM IN EMERGENCE AND THE PREVENTION OF THE INTERFAITH AND INTERETHNIC CONFLICTS
R.G. Khalitov, R.R. Fakhrutdinov (Kazan, Russian Federation) Article is issued with assistance of RGNF and the government of RT, a grant № 1416-16010, of14.04.2014
Abstract: In a cycle of interaction there are two points of bifurcation: psychosocial dissonance and identity (personal or social). At personal identity interests of the person dominate, and at social - interests of society which reflect belonging to ethnic or confessional social group, and respectively their interests. The risk of emergence of the mental tension (conflict) between subjects of interethnic and international interaction appears because of discrepancy of group representations, a psychosocial dissonance or discrepancy of personal or social identity.
Key words: personal and social identity, personal and collective consciousness, psychosocial dissonance, four-level model of the description of the psychological phenomena, prevention of the interfaith and interethnic conflicts.
В современную эпоху экспоненциального развития цивилизации взаимоотношения людей в мире становятся все плотнее и более связаны, взаимозависимы. Потребность человека в самовыражении своей уникальности вступает в противоречие с тенденцией сильной взаимосвязанности: пространственной (территориальной), временной, экономической, культурной, этнической, конфессиональной и т.д. Возникают условия для наступления эпохи постмодерна, когда знания, представления в обществе становятся фрагментарными, соединенными кусками, но не соединенными единым целым. При этих условиях актуальным становится вопрос идентичности человека как персональной или социальной идентичности. Особенно это актуально в межэтническом и межконфессиональном взаимодействиях как базовых в формировании социальных представлений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются аспекты этой проблемы, показывает, что до 70-х годов 20-го столетия существовала индивидуальная парадигма в социальной психологии, которая предполагает применение только принципов индивидуальной психологии. В теории социальной идентичности Г. Тэджфел попытался выйти за рамки индивидуальной парадигмы (Та]Те1, 1971). Теория социальной идентичности включает три основных концепта: социальную категоризацию, социальное сравнение и социальную идентификацию. Дальнейший уход от индивидуальной парадигмы совершил Дж. Тернер. Его концепция самокатегоризации позволяет различать
индивидуальные и групповые феномены как совокупность субъектов и «совокупный субъект», обладающий эмерджентным свойством. То есть рассматривать межгрупповое поведение как результат, а не причина самовосприятия, и процесс формирования социальной идентичности как процесс самокатегоризации. Разделение персональной и социальной идентичности позволяет показать целесообразность деперсонализации и стереотипизации групповых членов как основы для категоризации внешних групп. И эта мера может оказаться адекватной при оценке напряженности межгрупповых отношений [1].
Теоретическими основаниями нашего исследования являются: вероятностная философия В.В. Налимова; положения синергетики о самоорганизующихся системах и собственные разработки: четырехуровневое представление иерархии Бытия и психосоциальный диссонанс. Однако проблема идентичности недостаточно глубоко разработана в общепсихологическом плане механизма взаимодействия. Необходимо исследование психологического механизма возникновения выбора идентичности, персональной или социальной, и условия выбора. Актуальной остается проблема определения, измерения и меры идентичности. Психологический механизм взаимодействия связан с идентичностью человека - персональной или социальной; при социальной идентичности доминируют интересы социума: этнической и конфессиональной социальной группы, а при персональной идентичности доминируют интересы самого человека, что создает предпосылки для воз-
никновения психического напряжения (конфликта) при выборе между ними (идентичностями) при межконфессиональном и межэтническом взаимодействии.
Риск возникновения (и предупреждения) межэтнического и межконфессионального конфликтов связан с идентичностью человека - персональной или социальной, при социальной идентификации доминируют интересы социума (конфессии, этноса, общества), а при персональной идентификации доминируют интересы самого человека. При доминировании одной идентичности, конфессиональной или этнической, которая противопоставляется противоположной конфессии или этносу, появляется риск возникновения межконфессионального или межэтнического конфликта.
Проблема идентичности в социальном взаимодействии связана в первую очередь с конфликтом, который существует между субъектами взаимодействия: личностью, социальными группами, обществом, сообществом, при несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Конфликт возникает между субъектами взаимодействия при несовпадении их представлений на предмет конфликта, представлений, которые возникают из-за несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Например, при конфессиональных разногласиях: один человек (христианин) может хорошо относиться к другому (мусульманину), но его единомышленники ему говорят: «Ты же христианин, как ты можешь с ним согласиться?». Разные идентичности вступают в противоречие - выбор остается за субъектом.
При этом ключевым моментом при взаимодействии является психосоциальный диссонанс, который возникает при нарушении границ нормы (т.е. привычного, знаемого, адаптированного), когда субъект взаимодействия выходит из зоны нормы (привычных знаний, комфорта, гомеостаза).
Рассмотрим предложенный нами механизм взаимодействия субъекта взаимодействия (человека, социальной группы, общества) с социальной средой. В цикле взаимодействия существует точка бифуркации - выбор идентичности субъекта взаимодействия: персональная или социальная. Рассмотрим подробнее этап идентификации. Концепция Тернера самокатегоризации позволяет различать индивидуальные и групповые феномены как совокупность субъектов и «совокупный субъект», обладающий эмер-джентным свойством. «Если мы проведем различие между персональной и социальной идентичностью и допустим, что самовосприятие изменяется вдоль континуума, определяемого этими двумя формами самоопределения, можно увидеть, что перемещение вдоль этого континуума идентичности будет вызывать социальное поведение или как межперсональное, или как межгрупповое» (Turner, 1975). То есть межгрупповое поведение - результат, а не причина самовосприятия, поэтому процесс формирования социальной идентичности входит в рамки процесса самокатегоризации. «В отличие от первоначального определения Тэдж-фелом социальной идентичности как аспекта Я-концепции, извлеченного из группового членства и основанного на нем, новое понимание вытекает непос-
редственно из социальной категоризации себя и видится как каузальная база групповых процессов» (Дж. Тернер). Разделение персональной и социальной идентичности позволяет показать целесообразность деперсонализации и стереотипизации групповых членов как основы для категоризации внешних групп. И эта мера может оказаться адекватной при оценке напряженности межгрупповых отношений [1]. Эта мера проявляется в виде ПСД.
В 18 веке И.Ф. Гербарт в поисках «первокирпичиков» сознания выделил представления как наименьшую понятийную единицу. В 20 столетии С. Московичи разработал теорию социальных представлений. Он считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. С. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями. Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.
Таким образом, жизнь людей базируется на их представлениях, которые хранятся в их памяти и систематизированы в виде матрицы памяти. Сознание, мышление, память - понятия одной категориальной сущности (тесно взаимосвязаны). Если мы рас-
сматриваем в качестве субъектов взаимодействия как личности, так и социальные группы, то соответственно объектами исследования выступают: персональное и коллективное сознание, личное и социальное мышление, личная и социальная (коллективная) матрица памяти. Если К. Юнг говорит о коллективном сознании, то В. Вернадский идет еще дальше и говорит о ноосфере - сфере разума (знаний) Земли. В философии существует понятие о матрице памяти Вселенной (Р. Ну-руллин). Резюмируя вышесказанное, мы утверждаем, что матрица памяти одна во Вселенной, а матрицы памяти людей и социальных групп - это выделенные области (множества, ячейки) в этой матрице памяти Вселенной. На этом утверждении базируется наша теория психосоциального диссонанса, когда мы сравниваем такие области представлений в матрице памяти разных субъектов взаимодействия (личности, социальные группы, общества) и вводим расстояние между этими областями для численной оценки возникающих психических напряжений и риска возникновения конфликта.
Здесь нами показана роль самоидентификации во взаимодействии и принятии выбора, которая может кардинально изменить жизнь субъекта. Например, Спиноза отказался от религиозного видения мира и соответственно от жизни в своей общине, что было для него в те времена подобно смерти, однако жил он уединенно по своим социальным представлениям и самоидентичностью космополита ради научного, философского познания мира.
Проведем анализ идентичности через призму модели многоуровне-вости мира. В философии определяют три уровни Бытия: реальное, действительное, возможное. Поэтому уровни реализации человека: реальное, действительное, возможное. Мы рассматриваем адаптацию, разрешение межэтнического и межконфессионального конфликта как творение действительного мира субъектов взаимодействия через реальный мир (как внешний сигнал, раздражитель) и возможный мир как потенциальная всевозможность «матрицы памяти Вселенной». В контексте трехуровневого представления мира в философии нами предложена психологическая модель структуры психосоциальных характеристик взаимодействия и субъектов взаимодействия, которую можно представить как четырехуровневую модель механизма возникновения и выбора персональной или социальной идентичности, и его соответствия трехуровневой модели в философии:
1-уровень - предметный, материальный, физиологический, сепара-бельный уровень, соматическая составляющая субъекта (реальный - с точки зрения философии);
2-уровень - эмоциональный, энергетический уровень: эмоциональная составляющая субъекта;
3-уровень - информационный, понятийный, виртуальный, категориальный уровень: ментальная составляющая субъекта (действительный - с точки зрения философии);
4-уровень - трансцендентный, несепарабельный, квантовый уровень: едино-смысловая, сущностно-экзис-тенциальная, миссийная составляю-
щая субъекта (возможный - с точки зрения философии).
Сепарабельный, т.е. разделенный уровень - это не только материальный, предметный, это, скорее, аналитический уровень, где предметы исследования, описания, анализа разделены друг от друга. Это могут быть слова, предложения, если это касается языка, символы в изображениях, краски на холсте, индивид в обществе и т.д.
Энергетический уровень в психике человека проявляется через ощущения, эмоции. Т.е. энергия проявления психики субъекта взаимодействия выражается через силу эмоций (внешнее проявление), через силу ощущений (внутреннее проявление).
Информационный уровень - информация в виде понятий, категорий, смысла - семантический континуум, по выражению В.В. Налимова, виртуальный мир, по выражению Н.А. Носова (виртуалистика) [4; 5]. При этом если информация представляет собой как отдельные сигналы, то это первый сепарабельный уровень (проявление фрактальности мира, масштабной инвариантности).
Несепарабельный уровень - неразделенный, неделимый мир, из которого все возникает и в которое все уходит (аналог физического вакуума), семантический вакуум (по выражению В.В. Налимова) [4].
Любые психологические задачи можно рассматривать в ракурсе этих четырех уровней и фазового психологического пространства характеристик. Взаимодействие происходит на всех четырех уровнях одновременно, но в каждый данный момент доминирует какой-то один уровень (вероят-
ностное проявления мира). Например, если рассматривать субъекты взаимодействия, то можно отнести к первому уровню «личность» - Я сам, отделенный от всех других, Я - мое тело; на второй уровень - малую социальную группу, в которых существует эмоциональная (энергетическая) связь между членами группы, Я - как член малой социальной группы; на третьем уровне располагается большая социальная группа, которая связана через понятие (мы - мужчины, студенты, спортсмены, россияне и т.д.); четвертый уровень занимает соответственно Вселенная, Мир в целом как связь всех со всеми.
Все психологические явления можно представить четырех-уровне-вой моделью. Причем взаимодействие, познание, развитие идет от сепара-бельного уровня до трансцендентного: 1-уровень (сепарабельный) является сигналом (внешним воздействием) для субъекта взаимодействия - первичный сигнал; 2-уровень (энергетический) вызывает эмоции (энергетическая реакция), субъект взаимодействия испытывает ощущения, возникают образы, представления; 3-уровень (категориальный, понятийный): систематизация представлений по категориям, представления, соединяясь со словом, образуют понятия, понятийные системные образы; 4-уровень (трансцендентный) - целостное восприятие мира, бесполюсное.
Фрактальность мира (масштабная инвариантность) предполагает, что на каждом уровне существуют свои четыре уровня и т.д. Для рассмотрения нашей задачи достаточно трех уровней, поскольку трансцендентный уровень
без полюсов, и это значит, что отсутствует пара мир-конфликт на четвертом уровне и поэтому нет необходимости разрешать конфликт. Структуру конфликта по уровням можно представить следующим образом:
1-уровень - конфликт реальный, предметный, материальный в реальном мире («война», «мордобой»);
2-уровень - конфликт эмоциональный, энергетический, возникших образов, представлений (скандал эмоциональный, ругательства);
3-уровень - конфликт понятийный, виртуальный, принципиальный, идейный (выяснение отношений, дипломатия, установление норм, правил); конфликт знаниевый - у В.В. Налимо-ва «научное творчество как проявление интеллектуального бунта» [4, с. 60];
4-уровень - нет конфликта.
Понятия «персональная или социальная» идентичность можно также получить, рассматривая идентификацию через призму нашей четырехуровневой модели. При этом разделение идентичности не только на два класса, а соответственно на четыре. Поскольку сознание, память и идентичность тесно связаны между собой, рассмотрим их одновременно вместе по уровням: 1-уровень - сознание личности; матрица памяти; персональная идентичность; 2-уровень - сознание коллективное, семейное (малой социальной группы); коллективная память; социальная (малой социальной группы) идентичность; 3-уровень - сознание социальное (большой социальной группы), патриотическое, государственное; ноосфера Вернадского; социальная идентичность (большой соци-
альной группы); 4-уровень - сознание вселенское, трансцендентное; матрица памяти Вселенной, и соответствующая идентичность (Я есть Мир, Мир есть Я).
Рассмотрим классификацию интересов (потребностей, мотивов) субъектов взаимодействия по соответствующим уровням: 1-уровень - индивидуальные интересы; по А. Маслоу - уровень физиологических потребностей; 2-уровень - группа лично связанных по интересу людей, общий интерес: семья, «бизнес» и т.д.; по А. Маслоу уровень - потребность принадлежности к малой социальной группе и соответственно их интересам; 3-уровень - интересы общественного масштаба, большой социальной группы, межгосударственные интересы; по А. Маслоу - потребность признания обществом; 4-уровень - вселенские, трансцендентные интересы: отшельники, религия (но не церковь), философия по жизни (но не наука); по А. Маслоу - потребность самоактуализации.
Нужно отметить фрактальность (масштабную инвариантность) уровней: в каждый уровень вложены свои четыре уровня. Например, если человек находится на 2 и 3 уровне по масштабам своей конфессии, своего этноса, но при этом в каждый из этих уровней вложены свои 4 уровня интересов (фрактальность), то человек может находиться на 1 уровне своих интересов, тогда у него проявляется персональная идентичность и склонность к своим личным интересам, т.е. к конфликту, если эти интересы (представления) не совпадают. Для предупреждения межэтнического и
межконфессионального конфликта необходим учет разницы представлений в этнических и конфессиональных социальных группах и усиление профилактической воспитательной работы по социальной идентичности наших граждан.
Выводы. При социальном взаимодействии у субъектов проявляется персональная и социальная идентичность одновременно, но доминирует какая-то одна в зависимости от ситуации. При этом несоответствующая идентификация может привести к психосоциальному диссонансу: несовпадению представлений и возникновению психического напряжения, которая может развиться в конфликт между субъектами межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Разработанная модель механизма взаимодействия, которая включает этап идентификации и психосоциального диссонанса, возникающего психического напряжения, межэтничесгого и межконфессионального конфликта, могут помочь при исследовании социальных взаимодействий субъектов: личности, социальных групп, общества, сообщества. Разработанная математическая модель может послужить для диагностики и определения меры идентичности субъектов взаимодействия, и соответственно, меры различия представлений и психической напряженности.
Источники:
1. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05: Москва, 2002. 306 c. [Sushkov I.R. Psychology of groups' relationship in social system: thesis... Dr. of Psy-
chological sciences: 19.00.05: Moscow, 2002. 306 р. (In Russ.)]
2. Халитов Р.Г. Модель психосоциального диссонанса в половозрастных социальных группах (на примере коммуникативно-волевых компонентов психики) // Экспериментальная психология 2010. № 3. С. 135. [Khalitov R.G. Psychosocial dissonance model in gender and age social groups (on the example of communicative and strong-willed components of mentality) // Eksperimental'naya psikhologiya. 2010. No. 3. P. 135. (In Russ.)]
3. Васина В.В. Состояние конфликтности в свете био-психо-социо-духовной составляющей человека // Социальный мир человека. Ижевск: ERGO, 2014. 340 с. [Vasina V.V. State of a conflict in the light of bio-psycho-socio-spiritual human component // The Social world of the person. Izhevsk: ERGO, 2014. 340 p., P. 43-45. (In Russ.)]
4. Налимов В.В. Облик науки. СПб. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 368 с. [Nalimov B.B. Form of science. Saint Petersburg - Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2013. 368 p. (In Russ.)]
5. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с. [Nosov N.A. Virtual psychology. Moscow: Agraf, 2000. 432 p. (In Russ.)]
References:
1. Sushkov I.R. Psikhologiya vzaimoot-nosheniy grupp v sotsial'noy sisteme: dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.05: Moskva, 2002. 306 c.
2. Khalitov R.G. Model' psikhosot-sial'nogo dissonansa v polovozrastnykh sotsial'nykh gruppakh (na primere kommu-nikativno-volevykh komponentov psikhiki) // Eksperimental'naya psikhologiya. 2010. № 3. S. 135.
3. Vasina V.V. Sostoyanie konfliktnosti v svete bio-psikho-sotsio-dukhovnoy sostav-lyayushchey cheloveka // Sotsial'nyy mir che-loveka. Izhevsk: ERGO, 2014. 340 s.
4. Nalimov V.V. Oblik nauki. SPb. M.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2013. 368 s.
5. Nosov N.A. Virtual'naya psikhologiya. M.: Agraf, 2000. 432 s.
Зарегистрирована: 29.09.2014
Халитов Рашид Гусманович (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», старший научный сотрудник, кандидат психологических наук. Тел.: (843)555-66-54. E— mail: virash1@ mail.ru
Фахрутдинов Раил Равилович (г. Казань), ЧОУ ВПО «Академия социального образования», проректор, доктор исторических наук, профессор. Тел.: (843)555-61-81. E— mail: [email protected]
Khalitov Rashid Gusmanovich (Kazan), FGBNU «Institute for Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE», senior researcher, candidate of psychological science. Tel. (843) 555-66-54. E— mail: virash1@ mail.ru
Fakhrutdinov Rail Ravilovich (Kazan), CHOU VPO «Academy of social education», Vice-Chancellor, doctor of historical sciences, professor. Tel.: (843) 555-61-81. E— mail: fahrutdinov. [email protected]