Научная статья на тему 'Проблема и опыт анализа среды предприятий газовой отрасли в рамках системы менеджмента качества'

Проблема и опыт анализа среды предприятий газовой отрасли в рамках системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ГАЗОВАЯ ОТ-РАСЛЬ / ПРОИЗВОДСТВО ГРПШ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / STRATEGIC ANALYSIS / ORGANIZATION ENVIRONMENT / GAS INDUSTRY / CABINET-TYPE GAS CONTROL POINT PRODUCTION / EFFI CIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены вопросы анализа среды предприятий газовой отрасли с точки зрения системы менеджмента качества. Особое внимание здесь уделяется понятию среды организации и необходимости ее определения как одному из основных требований нового стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Существующая взаимосвязь современных систем менеджмента качества со стратегическим управлением предприятия обязывает использовать многообразный инструментарий стратегического менеджмента для результативного функционирования систем менеджмента качества предприятий. Применительно к предприятиям газовой отрасли предлагается использовать две группы методов стратегического анализа: комплексные и ситуационные. Применение методов стратегического анализа к исследованию деятельности предприятий-производителей газорегуляторных пунктов шкафных (ГРПШ), расположенных в Саратовском регионе, позволило сформировать основные мероприятия по оптимизации и эффективности управления современного промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PRACTICES OF THE ANALYSIS OF CORPORATE ENVIRONMENT IN GAS INDUSTRY IN THE FRAMEWORK OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article deals with the analysis of corporate environment in the gas industry from the aspect of the qual-ity management system. Particular attention is paid to the concept of business environment and its defi nition as one of the main requirements of the new standard GOST R ISO 9001-2015. The existing interrelation of modern quality management systems with strategic management requires a diverse toolset of strategic management for effective functioning of quality management systems. The author suggests using two groups of strategic analy-sis methods in the gas industry: integrated and situational. Applying the methods of strategic analysis to studying cabinet-type gas control point production units located in the Saratov region helped to identify and formulate possible measures for optimizing and managing modern industrial production.

Текст научной работы на тему «Проблема и опыт анализа среды предприятий газовой отрасли в рамках системы менеджмента качества»

116 ♦-

Tatiana Vladimirovna Chernyshova,

postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, head of the strategic analysis department of JSC "Giproniigas"

УДК 338.45:662.7

Татьяна Владимировна Чернышова,

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова, начальник отдела стратегического анализа АО «Гипрониигаз»

[email protected]

ПРОБЛЕМА И ОПЫТ АНАЛИЗА СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье рассмотрены вопросы анализа среды предприятий газовой отрасли с точки зрения системы менеджмента качества. Особое внимание здесь уделяется понятию среды организации и необходимости ее определения как одному из основных требований нового стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Существующая взаимосвязь современных систем менеджмента качества со стратегическим управлением предприятия обязывает использовать многообразный инструментарий стратегического менеджмента для результативного функционирования систем менеджмента качества предприятий. Применительно к предприятиям газовой отрасли предлагается использовать две группы методов стратегического анализа: комплексные и ситуационные. Применение методов стратегического анализа к исследованию деятельности предприятий-производителей газорегуляторных пунктов шкафных (ГРПШ), расположенных в Саратовском регионе, позволило сформировать основные мероприятия по оптимизации и эффективности управления современного промышленного производства.

Ключевые слова: менеджмент качества, стратегический анализ, среда организации, газовая отрасль, производство ГРПШ, эффективность.

PROBLEMS AND PRACTICES OF THE ANALYSIS OF CORPORATE ENVIRONMENT IN GAS INDUSTRY IN THE FRAMEWORK OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article deals with the analysis of corporate environment in the gas industry from the aspect of the quality management system. Particular attention is paid to the concept of business environment and its definition as one of the main requirements of the new standard GOST R ISO 9001-2015. The existing interrelation of modern quality management systems with strategic management requires a diverse toolset of strategic management for effective functioning of quality management systems. The author suggests using two groups of strategic analysis methods in the gas industry: integrated and situational. Applying the methods of strategic analysis to studying cabinet-type gas control point production units located in the Saratov region helped to identify and formulate possible measures for optimizing and managing modern industrial production.

Keywords: quality management, strategic analysis, organization environment, gas industry, cabinet-type gas control point production, efficiency.

Высокая нестабильность внешней среды, усложнение геополитической обстановки, санкционные ограничения относительно импорта высокотехнологичного оборудования, ужесточение конкуренции и перераспределение товарных потоков на мировом и отечественном рынках, вызванные развитием импортозамещения, а также особое внимание к экологическим проблемам усложняют развитие современных предприятий. Возникает необходимость совершенствования процесса управления, в том числе за счет менеджмент качества с его традиционными методами и средствами, который поможет сформировать на предприятии уникальные конкурентные преимущества, способные обеспечить для них устойчивое развитие в долго-

срочной перспективе [3, с. 47]. Тем более что в новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 акцентировано внимание на необходимости удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон, а необходимость определения среды функционирования предприятия является одним из новых требований стандарта. Поэтому развитие и реализация методологии и подбор необходимого инструментария для осуществления эффективного анализа среды предприятия является актуальной научно-практической проблемой. Существующая неоднородность взглядов, а также попустительское отношение руководства многих компаний к использованию научно обоснованного инструментария в практике менеджмента создают необходи-

117 -♦

мость активного изучения, популяризации и комплексного использования методов менеджмента качества и стратегического управления [17, с. 124].

Согласно распространенному мнению представителей экономической науки, среда организации, в которой осуществляет свою деятельность предприятие, делится на макро- и микросреду. Макросреда определяется факторами, которые не подвластны контролю самого предприятия, а микросреда - факторами, которые в разной степени подвержены подобному контролю. Можно согласиться с данным распространенным мнением, поскольку именно такой подход будет способствовать исследованию стратегических позиций предприятий газовой отрасли в рамках системы менеджмента качества [2, с. 152].

Существует множество подходов к изучению среды организации. Такие ученые-экономисты, как Б. Бергман, Д. Д. Костоглодов, В.П. Грузинов, В.Н. Стаханов, рассматривают среду организации как целостную структуру, где микросреда организации подразделяется на внутреннюю (предприятие) и внешнюю среды, которая формируется под воздействием контактирующих с ним хозяйствующих субъектов [9, с. 47].

Другая группа ученых (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.С. Хедуори) придерживается мнения, что микросреда предприятия - это «открытая система, целостность, состоящая из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром, взаимосвязь внутренних переменных (элементов) предприятия, организации» [11, с. 94].

Еще одно понимание среды организации выделяет исследовательская группа в составе Б.Я. Гор-финкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандра, которая полагает, что синоним микросреды - это «открытая экономическая система», в составе которой присутствует структура предприятия, процессы, протекающие на предприятии, функции организации и управления на предприятии [6, с. 44].

А.Н. Азрилиян вместе со своими единомышленниками определяет среду организации как совокупность элементов, к которым относятся структура предприятия и такие ресурсы, как оборудование, материалы, рабочая сила, капитал [1, с. 248].

Особого внимания заслуживает позиция Э.Х. Смирнова, который определяет организационную среду как систему предприятия, которая включает ряд подсистем, содержащих такие элементы, как заинтересованность, производительность, научный потенциал, микроклимат в коллективе, отношение к внешней среде, перспективы развития, кадровый потенциал, технический потенциал, имидж. Е .В. Стрелков в качестве элементов выделяет миссию и цели, экономические показатели эффективности, ресурсы, функциональные службы предприятия, продукцию, а П.С. Завьялов и В.Е. Демидов - финансовую, технологическую, организационно-структурную, кадровую структуры предприятия. Другие ученые, в том числе М.В. Власова, полагают, что под основными элементами следует

учитывать руководителей, финансово-экономических работников, производственников, работников снабжения и сбыта, т.е. управление первичного звена [10, с. 2].

Многие российские и зарубежные ученые определяют микросреду исходя из набора факторов адекватного влияния микросреды и рынка. Среди них Ф. Котлер, Е.А. Голиков, Л.Е. Басовский, Ю.А. Егоров, В.И. Сергеев. Все они отталкиваются в своем понимании понятия микросреды от знаний в области маркетинга, поэтому рассматривают среду организации исходя из ее возможностей по обслуживанию клиентуры и сбыта товара [10, с. 4].

Существуют и другие определения среды организации, однако неоднозначность определений в различных подходах описывает, по сути, одни и те же явления, которые совпадают и по составу элементов, и по функциям и факторам воздействия, кроме имеющихся различий в содержательном аспекте. Можно сделать вывод, что до настоящего момента единый подход к пониманию среды предприятия не выработан, однако ГОСТ Р ИСО 90012015 обязывает руководителей организаций определять внешние и внутренние факторы среды, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного результата системы менеджмента качества [5, с. 5]. Таким образом, последняя версия стандарта обозначает однозначную взаимосвязь современных систем менеджмента качества со стратегическим управлением предприятия. В рамках такой интеграции двух локальных систем управления, на которую указывают исследования многих ученых, совершенно целесообразно использование многообразного инструментария стратегического менеджмента для результативного функционирования систем менеджмента качества предприятий [4, с. 146; 8, с. 48].

С целью оценки состояния внешней и внутренней среды предприятий в рамках функционирующей на предприятии системы менеджмента качества используют методы стратегического анализа, выбор которых является достаточно трудоемкой работой, которая требует точного понимания намеченных целей и хорошей организации выполнения самого анализа.

Но поскольку стратегический анализ проводится как в отношении отдельных объектов, так и их совокупностей, то можно предложить выделить две группы методов стратегического анализа: комплексных и ситуационных. При этом к первой группе можно отнести методы, которые применяются на нескольких этапах стратегического управления. Например, SWOT-анализ помогает не только провести анализ состояния организационной среды, но также формировать альтернативные пути развития стратегического развития предприятия. Напротив, предназначение ситуационных методов заключается в осуществлении анализа в конкретно заданных условиях. В качестве примеров можно назвать метод GAP-анализа, «кривую опыта», метод LOTS, «целевой портрет», «дерево целей»,

118 ♦-

БТБР-анализ, метод «5^5». Такой подход, по нашему мнению, представляется, возможно, не единственно правильным, но более приемлемым при выборе методов стратегического анализа применительно к предприятиям газовой отрасли [7, с. 21; 13, с. 62].

Газовая отрасль на современном этапе представляет собой одну из перспективных и ведущих отраслей в экономике России, являясь одновременно одним из основных источников пополнения государственного бюджета и крупнейшим потребителем инновационной продукции развивающихся предприятий. Поэтому бизнес, основанный на продажах газового оборудования, имеет широкую перспективу и достаточно востребован на газовом рынке.

Темпы жилищного строительства и масштабы газификации страны однозначно обусловливают спрос и специфику рынка производства такого газового оборудования, как газорегуляторные пункты шкафные (далее - ГРПШ), которые применяются для снижения давления газа и автоматического поддержания его величины на уровне, необходимом для нормальной работы газоиспользующего оборудования. ГРПШ пользуются активным спросом у газораспределительных организаций и строительно-монтажных компаний, объединений домовладельцев, коммунальных организаций, садоводческих товариществ, предприятий промышленности и торговых организаций. Все вышеназванные потребители являются потенциальными заказчиками, поэтому маркетинговые предложения должны быть направлены в первую очередь на данный вид потребителей.

Стоит отметить, что согласно федеральной целевой программе «Жилище» к 2020 г. планируется повысить объем рынка жилья на 25% по сравнению с результатами программы 2011-2014 гг., обеспечив улучшение жилищных условий 35,32 тыс. семей [12]. Кроме того, следует учитывать существующие и прогнозируемые проекты, такие как газификация Крыма и Севастополя [16], строительство на территории РФ сельскохозяйственных комплексов, теплоэнергетических и промышленных объектов. Не стоит исключать и ежегодную потребность в оборудовании при эксплуатации (реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт) ранее газифицированных объектов. Анализ этих данных позволяет достаточно точно прогнозировать специфику растущего спроса на газорегуляторные пункты. Таким образом, наблюдается тенденция к постоянному росту потребности в ГРПШ, на протяжении последних лет рынок увеличивается примерно на 13-18% в год [14].

В настоящее время в России ГРПШ выпускает большое количество предприятий, использующих следующие виды производства:

- сборочное производство, когда комплектующее оборудование приобретается у сторонних организаций. Основной плюс такого производства состоит в возможности сосредоточиться на одной

операции - монтаже технологического оборудования в шкафу, поскольку оборудование закупается у другого производителя (ООО «Итгаз», ООО «Ин-тергазтех», ООО «КЗГО», ЗАО «Фирма "Газком-плект"», ООО «Эльтон», ООО ПО «Виттехгаз»);

- комбинированное производство, когда часть комплектующего оборудования приобретается у сторонних компаний, а часть изготавливается самостоятельно (ООО ЭПО «Сигнал», АО «Гипронии-газ», ООО ПКФ «Экс-форма»).

Наиболее крупным центром производства ГРПШ, безусловно, следует признать Саратовскую область, где выпуск таких изделий составляет порядка 67-75% [15] от общероссийского объема производства ГРПШ.

На современном рынке газового оборудования большая роль в процессе товародвижения ГРПШ отводится торговым компаниям. Как правило, смонтированные газорегуляторные пункты российских производителей поступают к конечному покупателю через посредников, и лишь 18-20% всех выпускаемых ГРПШ поставляются потребителю напрямую, непосредственно с завода. По данным предприятий-производителей Саратовской области, торговые компании города Тюмени предлагают к продаже ГРПШ, производителем которых является ООО «Завод "Газпроммаш"», городов Уфы, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Краснодара -ООО ЭПО « Сигнал». Стоимость ГРПШ у торговых предприятий зачастую равна стоимости продукции у производителя или даже меньше, поскольку формируется в зависимости от скидок изготовителя, использующего гибкую ценовую политику, уровня наценки посредника и транспортных расходов. Тем самым создается конкуренция посредника с самим предприятием-производителем.

Таким образом, рассмотрев укрупненную характеристику отраслевого рынка производства ГРПШ, достаточно сложно определить преимущества и недостатки того или иного вида бизнеса, а также уровень конкурентоспособности того или иного предприятия.

С целью определения оптимального и эффективного управления предприятиями-изготовителями газового оборудования в Саратовском регионе применим SWOT-анализ, который поможет выявить и структурировать сильные и слабые стороны рынка производства ГРПШ на уровне предприятия, а затем с помощью этих методов определить потенциальные возможности и угрозы, существующие и исходящие извне для развития рынка производства ГРПШ на уровне региона.

В качестве объекта исследования выступает предприятие - изготовитель ГРПШ со сборочным видом производства, где комплектация основного оборудования технологических линий принята на базе инновационного оборудования импортного производства, что отражается на более высокой стоимости единицы изделия по сравнению с конкурентами. В табл. 1 обозначены сильные и слабые стороны его деятельности.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны предприятия изготовителя ГРП111

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны

Персонал Высокая заинтересованность со стороны руководства Отсутствие заинтересованности со стороны рядового персонала

Производство Комплектующие известного бренда. Собственная производственная база Завышенная себестоимость изделия. Большая зависимость от постоянных заказчиков. Слабая сбытовая политика. Отсутствие собственного производства комплектующих

Финансы Большой объем реализации Отсутствие грамотной ценовой политики (завышенные цены). Высокие затраты производства

Инновации Возможность изготовления по индивидуальному заказу Низкая степень автоматизации производства. Большие затраты времени на изготовление

Маркетинг Наличие постоянных крупных заказчиков. Хорошая репутация предприятия Отсутствие маркетинговой политики. Незначительное количество заказчиков

Таблица 2

Рыночные возможности и угрозы предприятия

Параметры оценки Рыночные возможности Рыночные угрозы

Спрос Высокая емкость рынка, ежегодно увеличивающаяся в среднем на 15% Дорогостоящая продукция на свободном рынке не пользуется спросом. Возможный спад или отсутствие спроса

Конкуренция Высокое качество Большое количество конкурентов

Сбыт Рост рынка жилья, газификация Крыма, строительство сельскохозяйственных комплексов, объектов тепловой энергетики и прочих объектов промышленности. Ежегодная потребность в оборудовании при эксплуатации газифицированных объектов. Наличие постоянных заказчиков Изменение договорных условий с основным заказчиком или пропажа интереса заказчика к данному виду деятельности. Потеря мест сбыта

Экономика Благоприятный сдвиг курса валют. Падение уровня инфляции. Рост доходов потребителей Неблагоприятный сдвиг курса валют. Изменение уровня доходов потребителей

Политические и правовые факторы Расширение газификации регионов Решения по импортозамещению. Вступление в силу законов о запрете газификации жилых домов. Неблагоприятное изменение налоговой политики

Научно-технические факторы Внедрение инноваций в конструкцию ГРПШ (например, автоматическое обслуживание) Рост спроса на аналоговую инновационную продукцию другого типа (например, подземные ГРПШ)

Ориентируясь на наиболее важные параметры, обозначим рыночные возможности и угрозы производства ГРПШ для выбранного предприятия (табл. 2).

Учитывая сильные и слабые стороны объекта исследования, а также возможности и угрозы рынка для данного выбранного предприятия, сформируем матрицу SWOT-анализа, в которой сформулированы открывающиеся перед ним перспективы и грозящие ему опасности (табл. 3).

Результаты анализа позволили сформировать основные направления развития для предприятий -изготовителей газового оборудования в Саратовском регионе. Так, было выявлено, что рынок производства ГРПШ, несмотря на достаточно высокую конкуренцию, является весьма емким со стабильно растущим спросом, что делает его привлекательным для производителей газового оборудования. Однако высокая конкуренция требует от производителей ГРПШ гибкой ценовой политики с целью

120 Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа

Возможности Угрозы

Высокая емкость рынка. Прогнозируемый рост спроса. Благоприятный сдвиг курса валют. Падение уровня инфляции. Рост доходов потребителей. Расширение газификации регионов. Внедрение инноваций в конструкцию ГРПШ Дорогостоящая продукция не пользуется спросом. Спад или отсутствие спроса. Неблагоприятный сдвиг курса валют. Неблагоприятные изменения в налоговой политике. Решения по импортозамещению. Перевод газификации жилых домов на электрообеспечение. Рост спроса на аналогичную продукцию

Сильные стороны Как воспользоваться возможностями? За счет чего можно снизить угрозы?

Комплектующие изделия известного бренда. Собственная производственная база. Наличие постоянных заказчиков. Хорошая репутация предприятия. Высококвалифицированный рабочий персонал Расширение рынка сбыта. ГРПШ за счет поиска новых крупных заказчиков. Снижение стоимости за счет падения курса валют при закупке комплектующих Внедрение маркетинговой политики исключит риски отсутствия спроса. Оптимизация затрат и снижение себестоимости

Слабые стороны Что может помешать воспользоваться возможностями? Самые большие опасности фирмы

Отсутствие заинтересованности в развитии предприятия у рядовых сотрудников. Завышенная себестоимость изделия. Слабая сбытовая политика. Отсутствие собственного производства. Низкая прибыль и рентабельность. Низкая степень автоматизации производства. Большие затраты времени на изготовление Завышенная стоимость продукции не даст вывести товар на рынок. При расширении газификации новые потребители могут отказаться от закупок продукции по причине высокой стоимости. Большие затраты времени на производство продукции в связи с отсутствием автоматизации повлекут отказ от изготовления большой партии товара Полное падение спроса по причине: - отказа крупных постоянных заказчиков от сотрудничества; - закрытия производства; - запрета на газификацию жилых домов

увеличения спроса и расширения рынка сбыта. Кроме того, решения по импортозамещению, принимаемые на уровне органов власти и руководства государственных корпораций, создают риски ограничений на ввоз и использование зарубежной продукции для предприятий, использующих импортное комплектующее оборудование.

Основными факторами внутренней среды предприятий, оказывающими главное влияние на спрос ГРПШ, являются высокое качество продукции и комплектующих изделий, низкая стоимость товара, высокая квалификация персонала. Высокая стоимость производимой продукции, отсутствие автоматизированного производства и практическое отсутствие маркетинговой политики не позволят предприятиям выйти на конкурентный рынок.

Учитывая вышесказанное, основными мероприятиями по оптимизации и эффективности управления предприятиями - производителями ГРПШ Саратовского региона являются:

- снижение затрат за счет внедрения следующих мероприятий:

а) оптимизация системы оплаты труда с проведением хронометража рабочего времени;

б) оптимизация структуры и штатного расписания;

в) переход на автоматизированное производство;

- расширение рынка сбыта за счет:

а) развития активной маркетинговой политики;

б) мотивационной кадровой политики;

- повышение качества производимой продукции за счет:

а) результативного функционирования системы менеджмента качества;

б) внедрения и развития современных инструментов менеджмента качества (бережливое производство, процессный подход и др.);

в) ориентации на требования потребителей и других заинтересованных сторон;

г) развития риск-ориентированного мышления в рамках систем менеджмента качества.

Таким образом, современный производитель, пытающийся создать конкурентоспособную продукцию, должен обеспечить системный подход к

121 -♦

производству ГРПШ, учитывая качество, стоимость, рынки сбыта, гибкую ценовую политику, знание продукции конкурентов, что обеспечит не только существование на экономическом рынке, но и последовательное продвижение продукции на качественно новый уровень развития. Применяемые концепции управления в современном промышленном производстве должны способствовать развитию и наиболее выгодному использованию уникальных конкурентных преимуществ, в том числе и активному применению оригинальных управленческих технологий менеджмента качества и стратегического управлении.

1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2002.

2. Андреева Т.А. Тенденции развития стратегического управления // Вопросы современной науки и практики / Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 3. С. 146-153.

3. Андреева Т.А. Менеджмент качества как фактор повышения конкурентоспособности // Актуальные проблемы управления: теория и практика: материалы VII Всерос. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 47-51.

4. Глухова Л.В. Особенности практической реализации требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для управления процессами СМК // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 141-147.

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015.

6. Горфинкель В.Я., Швандр В.А. Экономика предприятия. М.: Юнити-Дана, 2007.

7. Гримашевич О.Н., Скасырский Н.С. Методы стратегического анализа в условиях неопределенности внешней среды // Вестник Саратовского государственного

социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 19-22.

8. Гугелев А.В., Андреева Т.А., Попова Л.Ф. Инструменты управления качеством отраслевых стандартов // Вестник качества. 2017. № 2 (137). С. 43-48.

9. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Приор, 2000.

10. ЛаднаяМ.А. Взгляды ученых на внешнее окружение организации сферы услуг // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 1-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф.С. Основы менеджмента. М.: ИД «Вильямс», 2012.

12. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050. URL: http://base. consultant.ru (дата обращения: 14.01.2018).

13. Попова Л. Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 2. С. 53-63.

14. Промышленное газовое оборудование - 2015. Обзор российского рынка. URL: http://rimgaz.ru/papers/obzor.html (дата обращения: 11.01.2018).

15. Профессиональное газовое оборудование - 2016. Обзор рынка производителей. URL: http://i-gaz.ru/novoe_ na_saite/index.php?id=412 (дата обращения: 29.12.2018).

16. Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года: Приказ Минфина России от 17 декабря 2016 г. № 230н. URL: http:// base.consultant.ru (дата обращения: 16.01.2018).

17. Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 115-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.