Научная статья на тему 'Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)'

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / CIVIL SOCIETY / EDUCATION / MORALITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лытнева Валентина Владимировна, Егорова Анна Михайловна

В статье поднимаются вопросы, посвященные гражданскому и патриотическому воспитанию студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of civil-Patriotic education in modern University (for example, the branch of the Federal state educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Armavir)

The questions sanctified to civil and patriotic education of students of institution of higher learning rise in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

ART 75316

УДК 37.017.4

Лытнева Валентина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государ ственный университет» в г. Армавире, г. Армавир Lvtneva-V@mail.ru

Егорова Анна Михайловна,

специалист по учебно-методической работе филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир anna-sid84@vandex. ru

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

в г. Армавире)

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, посвященные гражданскому и патриотическому воспитанию студентов вуза.

Ключевые слова: патриотизм, мораль, нравственность, гражданское общество, воспитание.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная геополитическая обстановка определяет направления развития России не только в области экономики, политики, социальной сфере, но и в образовании. Сейчас наметился устойчивый переход к идее укрепления государственности, возрождению исторических, культурных, патриотических традиций, а также к устойчивому развитию гражданского общества. В этих условиях особую роль играет патриотическое воспитание, способствующее объединению людей в целом и студенческой молодежь в частности вокруг определенной идеи.

Патриотизм - это нравственное чувство, необходимое условие для защиты национальных интересов, а также для возрождения и укрепления отечественной цивилизации.

В условиях современной международной обстановке патриотическое воспитание входит в сферу национальных интересов России, так как будущее отечества напрямую зависит от степени готовности молодого поколения достойно отстаивать самобытность и многонациональность нашей страны, уметь уважать права человека, поддерживать идею гражданского общества.

Проблемой патриотического воспитания в разное время занимались такие мыслители как Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит (считали, что нравственное самосовершенствование граждан в деятельности, которая должна быть направлена непосредственно на процветание общества), Э. Роттердамский, М. Монтель, Ф. Рабле (сформировали основную идею эпохи Возрождения - гуманизм основа общества), Ж.-Ж. Руссо, Дж. Лок (обращали внимание на то, что патриотизм - это некая демонстрация гражданских чувств, гордость за свою страну).

Что касается отечественных идеологов патриотического воспитания, то это, конечно же, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой, выступающие за пропаганду национальной идеи истинного патриотизма. Важно отметить и то, что вопросами воспитания патриота и гражданина

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

занимались такие педагоги как Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, К. Д. Ушинский и др. К современным исследователям относятся Е. П. Белозерцев, М. В. Богуславский, К. С. Гаджиев, И. А. Ильин, А. С. Ахиезер, А. К. Быков, В. В. Дьяченко, О. С. Богданова, Л. П. Буева, В. В. Гладких и др. [1]

Несомненно, период обучения в высшем учебном заведении - это важнейший этап в процессе формирования личности. В это время студенты не только приобретают специальные теоретические знания и практические навыки, но и определенную систему ценностей. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, обладающая следующими особенностями: во-первых, высоким уровнем социальной мобильности; во-вторых, является источником инноваций, более того она наиболее восприимчива к ним; в-третьих, наличие незначительного жизненного опыта, а значит и слабая развитость культуры ответственного гражданского поведения; в-четвертых, заведомо невысокий уровень интереса к событиям политической, общественно-экономической, культурной жизни; в-пятых, категоричность, непринятие общепринятых ценностей (правовых, этических, культурных и т. д.), при выборе средств достижения целей некоторая неразборчивость.

Основной целью гражданского воспитания считаем воспитание в человеке чувства любви к Родине, потребности в труде на благо общества, стремления к миру, нравственным идеалам общества. Привитие молодому человеку ответственности, гражданского долга и понимания того, что его действия влияют не только на его жизнь, но и судьбы окружающих его людей, и даже государства.

Анализируя научно-исследовательские работы, посвященные гражданскопатриотическому воспитанию в высшей школе, нам удалось их разделить на следующие группы: направленные на создание системы патриотического и гражданского воспитания, устремленной к личности студента, рассматриваемой в качестве цели и результата воспитания; представляющие модели формирования ценностных, смысловых образовательных программ для студентов, учитывающих современные политические, геополитические, социально-экономические условия; обеспечение условий организационно-педагогической деятельности, определяющих неизменный мотивационный уровень личности на добросовестное выполнение действий во имя гражданского общества, правого демократического государства [2].

Гражданско-патриотические качества личности студента на наш взгляд наиболее эффективно формировать при соблюдении следующих условий:

- отнесение вопросов, касающихся гражданско-патриотического воспитания к числу важнейших задач обучения и воспитания в вузе;

- формирование мотивационно-ценностного отношения учащейся молодежи к гражданственности как обобщающему качеству личности, направленному на современную жизнь;

- внедрение в обучение и воспитание нравственно-культурных функций дисциплин социально-гуманитарного цикла;

- повышение в студенческой среде авторитета педагога вуза;

- принятие студента как самостоятельную, сознательную личность;

- вырабатывание и внедрение норм межкультурного и межнационального общения.

Переходя к более предметному, рассмотрению мер гражданско-патриотического воспитания хотелось бы обратить внимание на значительную, а возможно и ведущую роль студенческого досуга в воспитании любви к Родине. Этого же подхода придерживаются и такие ученые, как Г. М. Биржинюк, М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, В. Я. Суртаев и др. [3]

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

Рассматривая интересующую нас проблематику, обратимся к изучению опыта ведения гражданско-патриотического воспитания в филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире.

В учебном заведении ведется большая работа по организации досуговой занятости студенчества патриотической направленности [4].

Разносторонняя досуговая деятельность студенчества обязана формировать и развивать моральные, нравственные качества, а также их устойчивость. Гражданскопатриотическая работа ведется как путем привлечения молодежи к участию в мероприятиях различных уровней от международного, федерального, краевого до муниципального (конкурсы, акции, соревнования), так и путем организации мероприятий воспитательным отделом вуза, органами студенческого самоуправления.

Основными целями гражданско-патриотической работы в филиале являются:

- обеспечение успешности учебы, повышение самостоятельной деятельности учащейся молодежи в условиях современного развития системы непрерывного образование;

- формирование чувства ответственности представителей органов студенческого самоуправления и студенческих коллективов за труд, дисциплину, за утверждение нравственных позиций коллектива и личности;

- углубление и развитие инициативы коллективов студенческой молодежи в организации воспитания гражданина;

- утверждение демократизма, здорового морального и психологического климата, высокой требовательности друг другу, на основе широкой гласности и принципов гуманистической нравственности формирование чувства социальной справедливости, отрицание, непринятия к антиобщественным как в быту, так и в государственных масштабах.

- контроль за соблюдением студенческой молодежью правил внутреннего распорядка, установленные вузом, а также Кодекса корпоративной культуры;

- повышение роли студенческих органов самоуправления в духовном, нравственном воспитании, идейной убежденности, социальной активности обучающихся;

- реализация прав студенчества, касающихся в управления вузом и оценки качества образовательного процесса;

- формирование у студентов умений и навыков самоуправления, активной гражданской позиции;

- проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и слушателей, их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям вуза;

- помощь в реализации общественно значимых молодежных инициатив.

Современная Россия нуждается в воспитании молодёжи, стоящемся на фундаментальных ценностях нравственности и духовности. Все это позволит высшим учебным заведениям и ее воспитанникам внести свой вклад в преодоление духовного кризиса общества, достижения гражданского согласия. В этом направлении воспитательным отделом филиала проводится следующая работа:

1. Участие студентов и студенческих коллективов в проведении торжественных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы 1945 г., Дню первой печатной православной книги. В подготовке литературного вечера, посвященного двухсотлетнему юбилею М. Ю. Лермонтова, конкурса чтецов «Слово, опаленное войной...». В рамках проведения вышеобозначенных мероприя-

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

тий организаторы обращаются к литературным произведениям различных русских и советских авторов, что позволило учащейся молодежи филиала более глубоко проникнуться уважением к русской культуре как базовой, государствообразующей.

2. Организация внутригрупповых и общефилиальских кураторских на следующие темы: «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Армавир в годы Великой Отечественной войны», «Армавир до 1917 г.», «Вклад женщин в Победу над фашизмом», «Никто не забыт, ничто не забыто...», «Земной поклон вам, ветераны!» и др.). Проведение таких мероприятий позволяет через раскрытие исторических фактов «погрузить» студентов, в изучаемую эпоху и воспитать в них гордость за Отечество, а также привить межнациональное уважение и терпимость.

3. Организация выставок стенгазет и рисунков, посвященных важнейшим датам Великой Отечественной войны, М. Ю. Лермонтову как поэту, писателю, драматургу, художнику, Дню защитника Отечества, а также на следующие темы: «Была война», «Картины и плакаты о Великой Отечественной войне» и т. д.). Приобщение студентов к изобразительному искусству позволяет им не только раскрыть свой талант, но и, используя различные цветовые решения, техники передать отношение к тому или иному историческому событию, явлению.

4. Привлечение студентов к подготовке материалов для оформления стендов «Даты, события, факты», «1418 дней - долгий путь к Великой Победе.» (на стендах размещается интересные данные, касающиеся не только мировой, отечественной, но и местной, т. е. локальной истории) [5].

5. Публикация статей гражданско-патриотической направленности в филиаль-ской и вузовской газетах позволяет не только более подробно раскрыть отдельные моменты истории города, края, но и привить уважения и любовь к Родине.

6. Участие во встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, в мероприятиях направленных на военно-патриотическое воспитание («День призывника», посещение краеведческого музея, музеев боевой Славы Армавирской школы пилотов, 15 ОСН «Вятич», «День мужества», организуемый Отделом МВД по г. Армавиру, «А ну-ка, парни!» приуроченное Дню защитника Отечества (проводится в филиале). Такие встречи помогают студентам филиала непосредственно услышать истории жизни участников военных действий, пережить вместе с рассказчиком страшные события военных лет.

Необходимо обратить внимание и на то, что студенческая молодежь филиала является постоянным участником творческих конкурсов, проводимых вузом, органами муниципального, регионального, федерального управления, а также международных конкурсов и фестивалей. Это позволяет обучающимся не только развивать творческие способности, но и повышает уровень гражданско-патриотической работы. Среди них:

- муниципальный конкурс художественного слова, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

- фестиваль героико-патриотической песни «Пою моё Отечество» (региональный уровень);

- конкурс «Юные таланты» (международный уровень) и др.

Важной составляющей в гражданско-патриотическом воспитании является формирование социальных качеств личности, т. е. гражданственности (уважение закона, социальная активность, ответственность, профессиональная этика), именно поэтому студенческая молодежь филиала принимают активное участие в работе таких добровольных объединений: «Молодежный патруль»; краевой информационно-дискуссионный клуб «Молодежь и время»; Молодежная городская Дума (г. Армавир) и др.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

Значительный вклад в развитие гражданско-патриотического воспитания в филиале КубГУ в г. Армавире вносит систематическая работа общественного молодежного политического объединения студентов и преподавателей «Политический перспективный ресурс общества» (политический клуб «ПолитПРО») целью работы, которого является консолидация студентов для повышения их правовой и политической грамотности. В рамках реализации указанной цели Клубом проводятся встречи с депутатами; рассматриваются такие проблемы, касающиеся национального вопроса в современной России, выборов как института демократической политической системы в историческом и современном аспектах, гражданского самосознания и др.

Необходимой составляющей в воспитании патриотичности и гражданственности в студенческой молодежной среде во внеучебное время является привлечение обучающихся к участию в марафонах, флешмобах, акциях, слетах, форумах, фестивалях, конкурсах (конкурс среди вузов края, на выявление лучшей работы, связанной с повышением правовой культуры и электоральной активности молодежи; краевая акция «Молодой край»; флешмобы - «Прочти книгу о войне», «Не спи, не ленись, живи активно!»; Всероссийский слет, посвященный борьбе молодежи с терроризмом, экстремизмом и ксенофобией; Молодежный фестиваль политической направленности «Путь молодого политика»; конкурс на лучший агитвидеоролик; «Молодежь определяет будущее страны» - студенческие дебаты; конкурс, направленный на выявление лучших знатоков избирательного права.

Участие в вышеуказанных мероприятиях позволяют формировать у студентов филиала не только гражданскую позицию, но также помогает научить молодых людей нести ответственность за совершенные ими поступки или сказанные слова.

В рамках воспитательной работы филиала направленной на формирование патриотизма и гражданственности в студенческой среде, популяризируется спорт.

Студенты регулярно принимают участие в соревнованиях различных уровней (международного, федерального, регионального, зонального, муниципального):

- Международный турнир по тхэквондо «Sanix», проводимый в Японском городе Фукоко;

- Открытый Кубок по тхэквондо ГТФ (Краснодарского края);

- Первенство мира по самбо в г. Тбилиси, Грузия;

- Еврозийские спортивные соревнования по дзюдо в городе Бресте республики Беларусь;

- Спартакиада Кубанского государственного университета среди филиалов;

- Универсиада Кубани и др.

Спортивное воспитание формирует нравственные, волевые качества. Это в первую очередь - дисциплинированность, решимость, целеустремленность, смелость, трудолюбие, сила воли. Спорт развивает патриотические чувства. Студенты-спортсмены стремятся не только повысить собственный профессиональный уровень, но и хотят прославить свой вуз, город, край, страну.

Вышеобозначенные мероприятия в области гражданско-патриотического воспитания, проводимые в филиале КубГУ в г. Армавире позволяют говорить о масштабности работы, направленной на привитие любви к Родине.

Ссылки на источники

1. Гладких В. В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как фактор реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Липецк. 2011.- Ч. 1. - С. 283-285.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 2б. - ART 75316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN2304-120X.

2. Слоневская Е. Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 103-106.

3. Суртаев В. Я. Молодежная культура. - 1999. - С. 87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность. - URL: armavir.kubsu.ru

5. Лаврова Т. В. Развитие патриотических ценностей на уроках истории // Профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 29-30.

Valentina Lytneva,

Candidate of Pedagogical Sciences, the Professor of social and humanitarian disciplines branch of branch of Federal state educational institution of the Kuban State University in Armavir, Armavir Lytneva-V@mail.ru Anna Egorova,

specialist in educational and methodical work of the branch of Federal state educational institution of the Kuban State University in Armavir, Armavir anna-sid84@,yandex.ru

The problem of civil-Patriotic education in modern University (for example, the branch of the Federal state educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Armavir) Abstract. The questions sanctified to civil and patriotic education of students of institution of higher learning rise in the article.

Key words: patriotism, morality, civil society, education.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 19.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 19.08.15 Опубликована 01.09.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Лытнева В. В., Егорова А. М., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.