Научная статья на тему 'Проблема готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения'

Проблема готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1757
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / THE HANDICAPPED CHILDREN / INTEGRATED EDUCATION / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT / READINESS / TEACHERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карынбаева Ольга Владимировна

В статье отражена проблема готовности педагогов к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Показано, что одним из путей ее решения является подготовка и переподготовка учителей-дефектологов к работе в новых условиях совместного обучения, а также вооружение необходимыми знаниями педагогов массовых общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM WILLINGNESS OF TEACHERS TO PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN TERMS OF INTEGRATED EDUCATION

The article describes the problem related to teachers’ readiness to both the organization and psychological-educational support of handicapped children development given the integrated education. It was detected that one of this problem solution ways is training of teachers-speech pathologists on new joint teaching and gaining by comprehensive schools teachers of necessary knowledge .

Текст научной работы на тему «Проблема готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010

УДК 37: 372.8 О. В. Карынбаева

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье отражена проблема готовности педагогов к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Показано, что одним из путей ее решения является подготовка и переподготовка учителей-дефектологов к работе в новых условиях совместного обучения, а также вооружение необходимыми знаниями педагогов массовых общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, готовность, подготовка педагогов.

Karynbaeva O.V. THE PROBLEM WILLINGNESS OF TEACHERS TO PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN TERMS OF INTEGRATED EDUCATION.

The article describes the problem related to teachers' readiness to both the organization and psychological-educational support of handicapped children development given the integrated education. It was detected that one of this problem solution ways is training of teachers-speech pathologists on new joint teaching and gaining by comprehensive schools teachers of necessary knowledge.

Keywords: the handicapped children, integrated education, psychological-educational support, readiness, teachers training.

На современном этапе развития системы образования государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. За небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению.

Проблеме интеграции детей в образовательное пространство посвящены работы Л.Н. Блиновой, Е.А. Екжановой, Е.И. Казаковой, В.В. Корку-нова, Э.И. Леонгард, Н.М. Назаровой, Е.В. Резниковой, Н.Н. Малофеева, Д.С. Шилова, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицыной, и других.

Анализ работ специалистов показал, что важным условием эффективности интегрированного обучения является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Е.И. Казакова под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

К основным задачам специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии в условиях интегрированного обучения относятся следующие:

1. Определение особенностей развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья ребенка;

2. Содействие личностному развитию учащихся с разным уровнем психофизического развития;

3. Обучение ребенка новым моделям взаимодействия с самим собой и окружающим миром;

4. Преодоление и профилактика вторичных отклонений в психическом и социальном развитии детей;

5. Оказание помощи родителям и педагогам в вопросах обучения и воспитания.

Необходимо отметить, что основным звеном в решении вопросов психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья является сотрудничество педагогов, родителей и специалистов, т. к. на них, как участниках учебно-воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как нормально -развивающихся детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.

Анализ исследований показал, что на практике не всегда соблюдается принцип командной работы специалистов, которые совместно обсуждают и определяют стратегию и тактику помощи ученику, анализируют прохождение ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута.

Следовательно, основная нагрузка ложится на педагога, непосредст-

венно осуществляющего интегрированное обучение и воспитание учащихся.

В этой связи И.М. Гилевич и Л.И. Тигранова пишут: «Несмотря на то, что в современных условиях вся педагогическая общественность настойчиво говорит об оказании комплексного психолого-педагогического сопровождения и обеспечения ребенка с проблемами, на практике педагог по-прежнему остается «один на один» с трудностями проблемного ребенка».

Подчеркнем, что основной причиной сложности в организации совместного обучения является то, что его осуществляют специалисты, не имеющие дефектологического образования или специальную подготовку к работе с детьми указанной категории.

Следовательно, решение проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при условии готовности психолого-педагогических кадров к ее осуществлению.

Готовность к педагогической деятельности чаще всего представляется как интегральная модель, как особое состояние личности учителя, которое проявляется во взаимодействии нескольких ее компонентов: мотивационно-ценностного; когнитивного; операционально-практического; эмоционально-волевого и рефлексивного.

Проблемы мотивационной готовности педагогов к осуществлению интегрированного обучения связаны с недостаточным осознанием социальной значимости организации совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы. К основным причинам, по которым педагоги негативно воспринимают этот переход, относятся чувство неудовлетворенности педагогической деятельностью, неопределенность основных целей и задач этой деятельности, чувство беспомощности, сомнения в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в способности найти особые подходы к детям, имеющим отклонения в развитии.

Проблемы, связанные с низким уровнем когнитивного компонента готовности к организации совместного обучения свидетельствуют о недостатке общепедагогических знаний у педагогов-дефектологов и специальных знаний у учителей общеобразовательных школ; отсутствии системного взгляда на работу педагога в рамках интегрированного класса. У педагогов возникают трудности с определением технологий работы по планированию, учебному содержанию, оценочной деятельности с использованием диагностических, коррекционных, просветительских и консультационных техник.

Недостаток дефектологических знаний указывает на неумение учителя обоснованно определять и рационально применять пути и способы коррекции нарушений психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также своевременно и результативно производить

работу по развитию личности ребенка, формированию навыков поведения и адекватного отношения к окружающей действительности. Вышеперечисленное отражает проблему операционально-практической готовности к педагогической деятельности.

Немаловажной является проблема эмоционально-волевой готовности к осуществлению интегрированного обучения. Это проявляется в недостаточном умении управлять собой в конкретных ситуациях, что, в свою очередь, сказывается на способности учителя к саморегуляции - способности регулировать (корректировать) свое эмоциональное состояние: осуществлять поиск новых форм, методов, подходов к разрешению одной и той же сложной ситуации.

Пробелы педагогов в структуре специальных знаний приводят к проблемам, связанным с компонентом рефлексивной готовности к интегрированному обучению и воспитанию. Учитель затрудняется своевременно оценивать каждый сделанный шаг и корригировать его в зависимости от предполагаемых результатов; видеть свои возможности в ходе осуществления всего процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях интегрированного обучения.

Отмечая социально-педагогическую направленность деятельности учителя интегрированного обучения, специалисты указывают на важность личностной готовности к осуществлению интегрированного обучения: эмпатийность; психологическую компетентность; деликатность и тактичность; человечность и гуманность; милосердие; организаторские и коммуникативные способности; экстравертированность; высокую духовную культуру и нравственность; социальный интеллект (т. е. адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей); умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с детьми; направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства ребенка; умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника; стремление к постоянному повышению профессиональных знаний; честность, моральная чистота в профессиональных делах; соблюдение этики взаимоотношений с людьми и др. Однако, на практике не все учителя готовы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в личностном плане.

Анализируя эти проблемы, нельзя не согласиться с Н.Н. Малофеевым, который указывает на то, что для системы специального образования XXI века необходима подготовка педагогических кадров нового поколения.

На наш взгляд, это педагог с определенным педагогическим мышлением. Педагог способный к пониманию, принятию и готовности (профессиональной и личностной) адекватно действовать в ситуации преобразований в системе специального образования в России. Специалист системы со-

вместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально-развивающихся обучения - это интегрированная фигура, объединяющая в одном лице гуманистического психолога, учителя, социального педагога. Это новая фигура для педагогики, иная генерация педагога, имеющая принципиально новые функции и, соответственно, другую роль.

Поэтому организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения должна обеспечиваться не только сопровождением учащихся, но и поддержкой педагогов, работающих с ними. Эта поддержка может быть организована школьным или межшкольным психолого-педагогическим медико-социальным центром (в составе которого имеются медики, специальные педагоги, психологи, логопеды, социальные работники); внутренними координаторами по специальному образованию (завучем по специальному обучению; педа-гогом-дефектологом; организацией в образовательном учреждении психолого-педагогических консилиумов; проведением систематических педсоветов; консультированием внешних специалистов; подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации учителей (курсы, семинары, конференции, стажировки). Особое место в этом случае, на наш взгляд, занимает подготовки переподготовка кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нормально-развивающихся в условиях интегрированного обучения.

Таким образом, анализ работ специалистов показал, что существует ряд проблем, связанных с профессиональной и личностной готовностью педагогов к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Одним из путей ее решения является подготовка и переподготовка учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения, а также вооружение необходимыми знаниями педагогов массовых общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Блинова Л.Н. Основные направления модернизации системы специального образования // Специальная педагогика: настоящее и будущее: материалы региональной научно-практической конференции (Хабаровск, 10 марта 2007 г.) - Хабаровск, 2007. - С. 3-8

2. Гилевич И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 44-51.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. -Спб.,1998. - 286 с.

4. Коноплева А.Н., Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография (Фрагменты). - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.

5. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология - 1997. - №4. - С. 3-17.

6. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М., 2003. - 205 с.

7. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) - М., 2001. -С. 56-60.

8. Hetzel B. Iodine Deficiency Disorders (IDD) and their eradication // Lancet. - 1983. Vol. 2. - P. 1126-1129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.